Главная » 2017 » Ноябрь » 2 » Жаров, Михаил Иванович. Мои встречи с временем и людьми : кино, телевидение, театр, Жаров глазами друзей
09:38
Жаров, Михаил Иванович. Мои встречи с временем и людьми : кино, телевидение, театр, Жаров глазами друзей

Жаров, Михаил Иванович. Мои встречи с временем и людьми : кино, телевидение, театр, Жаров глазами друзей / М. И. Жаров ; Сост., ред. Б. М. Поюровский. - Москва : АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006. - 384 с. : ил. - (Издательская программа Правительства Москвы). - 5000 экз.

Берешь в руки этот увесистый фолиант, включающий, помимо текста, большое количество замечательных по качеству фотографий, многие из которых уникальны, и сразу ясно: книга «Михаил Жаров. Мои встречи с временем и людьми» - подарочная. И в выходных данных она определена издательством «АСТ-ПРЕСС КНИГА» как литературно-художественное издание. Эта книга подготовлена в рамках Издательской программы правительства Москвы и выпущена тиражом всего 5 тысяч экземпляров, поэтому издатели надеялись, что книга-подарок будет представлена в библиотеках России и бывших союзных республик в память о замечательном мастере театра и кино, поистине всенародном любимце.
В Феодосийской библиотеке в читальном зале тоже есть эта уникальная книга, которая вызовет интерес у поклонников настоящего искусства, ведь Михаил Иванович Жаров - значительная и яркая фигура российского театра и кино ХХ века. Зрительская любовь и интерес к его творчеству не угасают и сегодня.
В книгу включены воспоминания Михаила Жарова о жизни и творчестве, его статьи, страницы из дневника его жены Майи Жаровой, очерки о деятельности артиста в театре, кино и на телевидении, воспоминания друзей.
Более 35 лет его нет с нами. М. И. Жаров прошел большую, яркую, насыщенную жизнь в искусстве. Властное, неодолимое тяготение к театру он ощутил еще ребенком, и первые робкие опыты его актерской работы относятся к дореволюционному времени. Артист принадлежит к тому поколению художественной интеллигенции, которая стояла у истоков советского искусства. М. И. Жарову посчастливилось находиться в самой гуще созидания новой художественной культуры, и его творчество стало одной из интереснейших страниц в истории советского театра и советского кино. Его мягкое, человечное, глубоко реалистическое искусство получило подлинно всенародное признание. Его помнят и любят. И не надо добавлять титулы — народный артист СССР, Герой Социалистического Труда. Тем более что нынче они не в моде. Да и нет уже давно ни СССР, ни социалистического труда. А Михаил Иванович Жаров в памяти остался. Действительно, значительная и яркая фигура советского театра и кино. И когда наше телевидение, словно перепугавшись, поставит между бесконечными американскими триллерами и отечественными мыльными операми старую ленту «Деревенский детектив» и появится на экране Анискин-Жаров, доморощенный наш Мегрэ, забываешь про все...


Смотрят на читателей с обложки молодые жаровские глаза с хитрецой... Составитель, известный критик Борис Поюровский, считает, что книга эта, скорее всего, может быть отнесена к жанру мемориальных сборников.
Мы имеем возможность познакомиться с воспоминаниями самого М.И. Жарова, опубликованными при его жизни и давно ставшими библиографической редкостью. Увы — Михаил Иванович закончил их событиями предвоенных лет. А так хотелось бы прочитать про его работу в Малом театре, на телевидении, про огромную общественную работу — он ведь несколько десятков лет был общественным директором Дома актера.

Из статьи Б. Поюровского «Человек, не знавший слова «нет»...» я узнала, что в пору борьбы с «безродными космополитами» Михаил Иванович, добившись приема у всесильного Берии, вызволил арестованных родителей своей последней жены.

Кто-то прочтет эту книгу как повествование из серии «Жизнь замечательных людей». Узнает о том, как родившийся в октябре 1899 года Миша Жаров в детстве бредил кино и цирком, а пятнадцатилетним пареньком увлекся театром, как год проучился в студии под руководством Федора Федоровича Комиссаржевского, а закончив ее, уехал с группой актеров Первого передвижного фронтового театра на Восточный фронт Гражданской войны. (Потом бывал на фронтах Великой Отечественной.) Узнает читатель, как театр стал смыслом жизни Жарова, почему среди своих учителей он числил не одного Комиссаржевского, но Мейерхольда и Таирова. Как дважды молодой актер уезжал из Москвы в Бакинский театр, как проработал год в Казани...

И вот здесь возникает ощущение, что читаешь не мемуары, а умный, доходчиво, живо написанный учебник по актерскому мастерству. Автор дает в подробностях и в сравнении картины работы столичного и периферийного актера. То, что в молодости довелось освоить работу на провинциальных подмостках, где больше выпускается спектаклей, где больше актер занят, послужило Жарову великолепной школой, научило с ходу, как говорится, входить в спектакль, готовить роли быстро, что пригодилось потом для съемок в кино. Работая с великими режиссерами, Жаров учился у каждого, с кем его свела судьба. Однако и сам стремился дойти до глубин создаваемого характера, пусть сыграть надо было всего-навсего эпизод. 

Жаров умер в 1981 году. Но фильмы с его участием продолжают свою самостоятельную жизнь. И следовательно, созданные им образы остаются с нами. Некоторые картины давно стали классикой отечественного и мирового кинематографа: "Путевка в жизнь", "Петр I", трилогия о Максиме, "Гроза", "Иван Грозный", "Окраина", "Человек в футляре", "Медведь", "Папиросница от Моссельпрома" и другие.

 


Множество фотографий из фондов музея Московского Малого театра и семейного архива Жаровых прекрасно иллюстрируют жизненный путь актера.

Впервые публикуемые личностные дневниковые записи его жены. Дая Смирнова и Наталья Пашкина рассказывают о работе Жарова в кино, на телевидении, в театре. Его коллеги по сцене Малого Элина Быстрицкая, Татьяна Панкова, Нелли Корниенко, Виктор Коршунов, Юрий Соломин вспоминают своего партнера. Помещен также хронограф основных событий жизни и творчества М.И. Жарова: он работал со Всеволодом Мейерхольдом и Александром Таировым, Сергеем Эйзенштейном и Григорием Козинцевым, играл вместе с Верой Пашенной, Аллой Тарасовой, Людмилой Целиковской, Борисом Бабочкиным, Игорем Ильинским, Руфиной Нифонтовой... 
 

Т. Гурьева, главный библиограф ЦГБ им. А. Грина

Категория: О театре и актерах | Просмотров: 967 | Добавил: Epicfails | Теги: #НашГрин | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar