Главная » 2025 » Август » 18 » Написанному в Крыму дебютному произведению Александра Беляева «Голова профессора Доуэля» - 100 лет
14:44
Написанному в Крыму дебютному произведению Александра Беляева «Голова профессора Доуэля» - 100 лет

Написанному в Крыму дебютному произведению Александра Беляева «Голова профессора Доуэля» - 100 лет

Известный русский писатель-фантаст Александр Беляев, которого называют «русским Жюлем Верном», свой наиболее известный роман - «Голова профессора Доуэля» - написал в Ялте.

Александр Беляев прожил насыщенную и непростую жизнь. Хотя для активного писательства судьба отвела ему немногим более 15 лет, он оставил после себя богатое наследие - 17 научно-фантастических романов и десятков других произведений. Его книги давно и прочно заняли своё место в литературе, а лучшие из них составили «золотой фонд» отечественной и мировой фантастики. Их помнят, читают и любят вот уже многие поколения; с завидной регулярностью переиздаются сборники лучших повестей писателя, а уж по числу выпущенных собраний сочинений Беляеву мог бы позавидовать любой из российских фантастов прошлого и настоящего — семь за тридцать лет... Его творчество куда шире и многограннее: помимо фантастики, это реалистическая проза, детективные и историко-приключенческие рассказы, очерки и литературная критика. Его публиковали периодические издания, включая городские и районные газеты, он часто пользовался псевдонимами: Арбель, Б. А., А. Ромс, Ром, «Немо», А. Романович — это только некоторые из них.

Он был человеком увлекающимся: играл в театре, выступал адвокатом в суде, работал в уголовном розыске, детском доме, Наркомпочтеле... Он посетил Швейцарию, Италию, Австрию, Германию, юг Франции и изучал историю искусств.  В Италии поднялся в воздух на гидроплане и на вулкан Везувий. В 1932 году Беляев совершил самый удивительный, наверное, поступок в своей жизни. Страдающий костным туберкулезом писатель, для которого и ленинградский климат был непереносим, вдруг, бросив все, уезжает за полярный круг - в Мурманск, который в то время только начинал строиться.

Считается, и не без основания, что у Александра Романовича Беляева три жизни: одна — от рождения до выхода рассказа «Голова профессора Доуэля», вторая — от этого первого рассказа до дня смерти писателя, третья — самая долгая жизнь в его книгах.

Александр Романович Беляев родился 4 марта (16 н.с.) в 1884 году в Смоленске в семье священника. С детства много читал, увлекался приключенческой литературой, особенно Жюлем Верном. Впоследствии летал на аэропланах одной из первых конструкций, сам мастерил планеры.

Когда Саше исполнилось 10 лет, его отдали в духовное училище, а в 14 лет он стал семинаристом. Окончил семинарию в 1901 году и вышел из нее убежденным атеистом. В этом же году Беляев изобрел стереоскопический проекционный фонарь. Фонарь был действующим, но юный изобретатель демонстрировал его только друзьям (20 лет спустя проектор аналогичной конструкции был сделан и запатентован в США).

Техника интересовала Беляева, но еще больше его интересовал театр — он с детства хотел быть актером. И стал им, подписав контракт со Смоленским театром Народного дома на зимний период 1901-1902 годов. 

После окончания семинарии вопреки желанию отца, видевшего сына своим преемником, Александр  в июне 1902 года поступает в юридический Демидовский лицей в Ярославле. Параллельно Александр получил и музыкальное образование по классу скрипки.

Неожиданная смерть отца в 1905 году оставила семью без средств к существованию. Беляев, чтобы достать денег на оплату обучения, давал уроки, рисовал декорации для театра, играл на скрипке в оркестре цирка Труцци.  После окончания лицея в 1908 году вернулся в Смоленск.

в 1909-м Беляев работал помощником присяжного поверенного. Но творческая натура Александра Романовича требовала выхода, и он становится деятельным участником смоленского Общества любителей изящных искусств, где выступал с лекциями, затем — членом правления смоленского Клуба общедоступных развлечений и членом правления Симфонического общества. В летние месяцы в Смоленске обычно гастролировали театральные труппы.  Беляев пишет рецензии в «Смоленский вестник» практически на каждый спектакль, шедший в Лопатинском саду, выступает и как музыкальный критик. Подписывался псевдонимом «B-la-f». Публиковали «смоленские фельетоны» на злобу дня.

В 1913 году он совершает путешествие в Европу: ездил по Италии, Франции, Швейцарии, поднимался к кратеру Везувия, летал на гидроплане, бродил по раскопанным улицам Помпеи, плавал на гондолах в Венеции, посетил знаменитый замок Иф в Марселе. В 1913 году находилось не так уже много смельчаков, летавших на самолётах "Блерио" и "Фарман" — "этажерках" и "гробах", как называли их тогда. Однако Беляев в Италии, в Вентимильи, совершает полёт на гидроплане.

В автобиографии о целях этой поездки писатель пишет:

«Изучал историю, искусство, ездил в Италию изучать Ренессанс. Был в Швейцарии, Германии, Австрии, на юге Франции».

Поездка стала бесценным источником, из которого писатель черпал нужные ему впечатления до конца своих дней. Ведь действие большинства его романов происходит «за границей». А первое путешествие оказалось и единственным.

В 1913—1915 годы, расставшись с адвокатурой, Александр Романович работает в редакции газеты «Смоленский вестник» сначала секретарём, затем редактором.

Но в конце 1915 года на Беляева внезапно обрушилась тяжелая болезнь — туберкулез позвоночника, отнявший у него возможность ходить, вообще двигаться. Врачи, друзья — все сочли его обреченным. Его бросила жена. Рядом осталась только мать, которая, оставив дом, в 1916-м увезла сына в Ялту — появилась пусть слабая, но все же надежда на то, что в Крыму ему помогут.

Три с половиной года, с ноября 1916 по весну 1920 гг., Беляев был закован в гипсовый корсет. Несмотря на вынужденную неподвижность, он внимательно следил за происходящими в России событиями, сотрудничал с издававшейся кадетами и эсерами газетой «Ялтинский голос». 

Положение Беляева было отчаянным - паралитик с престарелой матерью, тратящий последние накопления в стремительно разваливающейся стране. Тем не менее, Александр Романович не теряет веры в лучшее. Он читает Уэллса, Жюля Верна, Циолковского и постепенно одна большая мысль начинает завладевать его разумом - стать профессиональным писателем, сочинять романы.

Весной 1919-го от голода умерла его мать, и он — больной, в гипсе, с высокой температурой — даже не смог проводить ее на кладбище…

«Утратив тело, я утратил мир, – весь необъятный, прекрасный мир вещей, которых я не замечал, вещей, которые можно взять, потрогать, и в то же время почувствовать свое тело, себя. О, я бы охотно отдал мое химерическое существование за одну радость почувствовать в своей руке тяжесть простого булыжника!».

А. Беляев

В местной больнице Беляев пишет свои первые стихи. Немногим ранее в ростовской газете был опубликован первый фантастический рассказ Александра Романовича - "Берлин в 1925 году".

Летом 1921 года Беляев заставил болезнь отступить и встал на ноги. 

Александр Беляев был женат трижды. Первый брак, заключённый в январе 1908 года с Анной Станкевич, оказался недолговечным – уже через год после свадьбы молодая жена ушла к другому мужчине. Вторая жена - Вера Былинская - также не выдержала и двух лет испытаний трудностями и в 1915 году оставила мужа, как только тот слег с параличом. Писателю принесла счастье только третья супруга – Маргарита Константиновна Магнушевская (1895–1892). Она происходила из петербургской польско-шведской семьи, которая перед Первой мировой войной поселилась в Ялте. Там в 1919 году и произошло знакомство будущих супругов, а в 1921 году они обвенчались.

Летом 1922 года в Доме отдыха для учёных и писателей в Гаспре Беляеву изготовили целлулоидный корсет вместо гипсового, он смог ходить и работать в учреждениях Ялты. Сначала Беляев стал заведующим школы-колонии. Через знакомых удалось найти место в канцелярии уголовного розыска, где он был и младшим милиционером, и фотографом, и адвокатом, и лектором, который читал курсы по уголовному и административному праву. В качестве сыщика Беляев проявил себя с самой лучшей стороны, например, им была создана фотолаборатория, помогавшая раскрывать самые запутанные дела. Однако, нагрузка в угрозыске была слишком велика и Александру Романовичу пришлось перейти на должность библиотекаря в городскую библиотеку. В 1923 году друзья предложили место в Народном комиссариате почт и телеграфов в Москве. Александр согласился и уехал устраивать жизнь в новой столице.

В 1923 Беляев с женой переезжает в Москву  и начинает серьезную литературную деятельность. Он Печатает научно-фантастические рассказы, повести в журналах «Вокруг света», «Знание-сила», «Всемирный следопыт», заслужив титул «советского Жюля Верна».

Но именно в Крыму, в Ялтинской больнице, где он несколько лет пролежал почти без движения, полностью закованный в гипс, родились идеи первых его фантастических произведений. Глубоко личные переживания этого времени стали основой одного из самых известных фантастических романов писателя, которому в 2025 году исполняется 100 лет - "Голова профессора Доуэля".

 

Первое научно-фантастическое произведение А. Беляева "Когда мёртвые оживут" (впоследствии название меняется на "Глова профессора Доуэля") опубликовано — в виде рассказа — в московской «Рабочей газете» 16 — 21 и 24 — 26 июня 1925 года, а затем в 3-м и 4-м номерах журнала «Всемирный следопыт» за тот же год. Годом позже в качестве заглавного рассказа вошло в первый авторский сборник фантастики Беляева (вместе с рассказами «Человек, который не спит» и «Гость из книжного шкафа»).

С публикации рассказа началась профессиональная литературная деятельность Беляева. Он сотрудничает с журналами «Всемирный следопыт», «Вокруг света», «Знание —сила», «Борьба миров», публикует новые фантастические произведения: «Остров погибших кораблей», «Властелин мира», «Последний человек из Атлантиды». Подписывается не только своей фамилией, но и псевдонимами — А. Ром и Арбел.

В начале 1920-х годов в молодой Республике Советов повсюду витали идеи пересадки органов для выздоровления, различные способы омоложения, идеи создания вечного двигателя и бессмертия. На создание рассказа "Голова профессора Доуэля", позже переделанного в полноценный роман, Беляева вдохновил опыт по оживлению отрезанной головы собаки, проведенный профессором Кулябко в Томском Университете.

Решив написать невероятную историю об оживлении уже человеческой головы, Беляев списал образ профессора Доуэля практически с себя, когда лежа в Ялтинской больниц из-за паралича несколько лет не владел нижней частью тела.

Позднее Беляев писал:

"Могу сообщить, что "Голова профессора Доуэля" — произведение в значительной степени… автобиографическое. Болезнь уложила меня однажды на три с половиной года в гипсовую кровать. Этот период болезни сопровождался параличом нижней половины тела. И хотя руками я владел, все же моя жизнь сводилась в эти годы к жизни "головы без тела", которого я совершенно не чувствовал: полная анестезия. Вот когда я передумал и перечувствовал все, что может испытать "голова без тела".

Сюжет рассказа тот же, что и романа, но значительно проще и беднее. Мисс Адамс (в романе — мадемуазель Лоран) попадает в лабораторию профессора Керна, большого ученого, который, однако, не остановился перед преступлением: оживив голову своего учителя, профессора Доуэля, он теперь заставляет эту голову работать на себя, служить «генератором идей». Мисс Адаме сразу же, как только проникает в тайну Керна, пытается разоблачить его, но безуспешно. Из почти безвыходного положения ее спасает сын Доуэля. Вместе им удается довести разоблачение до конца. Керн терпит поражение.

Иллюстрации художника О. Коровина. 1925

 

Рассказ был интересен своими научно-фантастическими идеями, но не литературным мастерством автора. Поэтому двенадцать лет спустя  Александр Беляев переработал его в роман — напряжённый научно-фантастический триллер.  Посвятил он его своей третьей жене - Маргарите Константиновне Беляевой. 

Впервые роман увидел свет в 1937 году на страницах ленинградской газеты «Смена» (1 — 6, 8 — 9, 11, 14 — 18, 24, 28 февраля, 1, 3 — 6, 9 — 11 марта), а затем, с великолепными иллюстрациями Г. Фитингофа, в журнале «Вокруг света», №№ 6 – 10 и 12 за тот же год. 

Также: ещё одна публикацию «Головы профессора Доуэля» 1937 г. появилась в рижской русскоязычной газете: «Когда мертвые оживут» фантастический роман необычайных приключений // Газета для всех: Воскресная газета для города и деревни (Рига), сентябрь 1937 - март 1938 гг. 

Первое отдельное издание было выпущено издательством «Советский писатель» в 1938 году, в том виде, в каком он опубликован и сегодня.

Беляев А. Р. (писатель) Голова профессора Доуэля / А. Беляев. — Ленинград, Москва : Советский писатель, 1938. — 140, [2] с.; 20.

Герой романа Александра Беляева «Голова профессора Доуэля» – оживленная голова знаменитого профессора Доуэля. Место действия Франция, Париж. К профессору Керну на роль сиделки нанимается на работу молодая сотрудница Мари Лоран. Там она узнает о чудесном опыте – воскрешении головы недавно умершего ученого Доуэля, за которой ей теперь доводится ухаживать. Голова живет, шевелит губами и моргает глазами, знаками отвечает на вопросы, но не умеет говорить. Обязанности Мари несложны. Она должна ухаживать за головой, протирать ее особым раствором, следить за трубками, вставленными в артерии и подающими ей жизненно необходимые растворы, обязана была также каждый день и довольно много читать Доуэлю свежие научные журналы и книги, и по его указке отмечать в них карандашом некоторые места. Лишь один краник не имела права она открывать и именно это он, естественно и сделала. И голова заговорила! Профессор Доуэль рассказал Мари о том, как он оказался в таком положении, завещав перед смертью свое тело науке, чем смог воспользоваться его ученик профессор Керн, представленным в рассказе злым гением. Керн смог сделать уникальную операцию по оживлению головы и теперь с помощью шантажа и пыток заставляет Доуэля работать на него. Зная, что великий профессор не может без процесса мышления, он пользуется его пометками и делает открытия от своего имени.

Затем профессор Керн оживил еще два трупа: рабочего по имени Том Буш и певичку из кабаре Брике. В отличие от одноименного рассказа, где действие заканчивается после представления Керном широкой публике «своего» открытия и скорого изобличения его как убийцы профессора Доуэля, в романе же Беляев усложнил сюжет. Голову мадмуазель Брике профессор Керн пришивает к телу погибшей в катастрофе итальянской певицы. И далее, по законам приключенческого жанра, Брике на одном из южных курортов случайно знакомится с Артуром Доуэлем, сыном профессора, считавшего отца умершим. Постепенно тайна профессора Керна становится достоянием Артура и его друга Ларе, который был влюблен именно в ту певицу, тело которой теперь принадлежало Брике. Мужественный и благородный Артур Доуэль решил во что бы то ни стало спасти отца и наказать Керна. Опять же по законам жанра, Ларе влюбляется в Брике, а Артур чуть позже в Мари Лоран. В финале они врываются в особняк Керна вместе с полицией, но профессор Доуэль уже умирал. Он напоследок увидел своего сына и умер окончательно. Керн же, после того как понял, что случилось, застрелился.

К моменту написания книги идея, где голова (мозг) живёт без тела, поддерживаемая наукообразным способом, не являлась принципиально новой для литературы — фельетон Эдварда Пейджа Митчелла «Человек без тела» (1877), рассказ Густава Майринка «Экспонат», роман Мориса Ренара «Доктор Лерн» («Новый зверь») (1908), роман Гастона Леру «Кровавая кукла» (1923), новелла немецкого писателя Карла Грунерта «Голова мистера Стейла» — затрагивали эту проблематику. Сам Беляев назвал вдохновителем своей книги Шарля Броун-Секара.

В рассказе "Голова профессора Доуэля" прослеживаются отсылки к Артуру Конан-Дойлу: сын профессора Артур Доуэль (Артур Конан-Дойл, в старом правописании Дойль). В рассказе вынужденно стал частным детективом (отсылка к Шерлоку Холмсу того же Конан-Дойла) — искал пропавшего отца. Убитая певица из бара, подлежащая оживлению — мисс Уотсон (в старом правописании помощник Шерлока Холмса доктор Уотсон (Ватсон).

Английский фантаст Герберт Уэллс во время встречи с Александром Беляевым в 1934 году в Ленинграде высказал свое мнение:

«Я с удовольствием, господин Беляев, прочитал ваши чудесные романы „Голова профессора Доуэля“ и „Человек-амфибия“. О! Они весьма выгодно отличаются от западных книг. Я даже немного завидую их успеху».

Георгий Фитингоф - единственный художник, выдержавший анатомическую точность при иллюстрировании этого произведения Беляева. А что это значит? А то, что в свое время, овладевая навыками художественной анатомии, Г. Фитингоф посещал анатомические театры или морги, где «вживую» видел процесс хирургической ампутации головы у трупа и его «последствия». Что и наложило отпечаток на его художественную манеру.

 

   

Начиная с 1956 года роман неоднократно переиздавался. Роман Александра Беляева «Голова профессора Доуэля» переведён на 14 языков. 

В своих произведениях фантаст Александр Беляев предсказал создание искусственных органов, появление систем изучения земной коры и возникновение орбитальных космических станций и другие. Всего около 50 предвидений, из них только 3 считаются ошибочными. На протяжении всей жизни советская критика высмеивала его кажущиеся безумными пророчества, не подозревая, что в романах, рассказах и повестях, тонко чувствующий мир, творец приоткрывал завесу тайны, позволяя читателям увидеть мир грядущего будущего. 

Александр Романович Беляев умер от голода и холода в оккупированном городе Пушкин 6 января 1942 года. Похоронен в братской могиле вместе с учёным С. Н. Черновым. Место захоронения писателя достоверно неизвестно. Памятная стела на Казанском кладбище города Пушкина установлена на могиле его жены, которая была похоронена там в 1982 году.

Идея учредить мемориальную премию в честь Александра Беляева возникла в 1984 году, когда отмечалось столетие со дня рождения знаменитого писателя-фантаста, перу которого принадлежат не только фантастические романы «Человек-амфибия», «Ариэль», «Голова профессора Доуэля», но и научно-популярные произведения. Однако впервые она была вручена в 1990 году, и в первые годы присуждалась за литературные произведения в жанре научной фантастики. В 2002 году статус премии был пересмотрен, и теперь она даётся исключительно за произведения научно-популярной и научно-художественной (просветительской) литературы.


Библиография

Беляев, Александр Романович. Голова профессора Доуэля : повести и рассказы / Александр Беляев ; послесл. М. Соколовой ; ил. В. Руденко. - Москва : Правда, 1987. - 461, [3] : ил.

Беляев, Александр Романович. Голова профессора Доуэля : фантастические произведения / Александр Беляев ; коммент. Е. Харитонова. - Москва : Эксмо, 2010. - 572, [3] с.

Беляев, Александр Романович. Голова профессора Доуэля ; Ариэль / Александр Беляев. - Москва : Профиздат, 2017. - 332, [2] с. ; 21 см. - (Литературные шедевры). 

Беляев, Александр Романович. Малое собрание сочинений / Александр Беляев. - Санкт-Петербург : Азбука : Азбука-Аттикус, 2020. - 637, [3] с

Библиография (произведения А. Р. Беляева; Статьи о творчестве А. Беляева) / Сост. Б. Ляпунов. - С. 517-524 

Кравклис, Н.Три жизни писателя : А.Р. Беляеву - 125 лет со дня рождения. [Текст] / Н. Кравклис, М. Левитин // Наука и жизнь. - 2009. - № 10. - С. 126 - 132 : портр.

Орлов О. А. Р. Беляев (биографический очерк) // А. Р. Беляев. Собр. соч. в 8 томах. Том 8: Рассказы. М. : Молодая гвардия, 1964. - С.497-516

Соколова М. «Я поставил целью показать многообразие вкусов человека будущего...»  // Беляев А. Р. Избранные произведения. - М.: Правда, 1989. - С. 5-20

Категория: Художественная литература | Просмотров: 49 | Добавил: Epicfails | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0