Главная » 2025 » Июль » 05 » «…и в память обо мне, Айвазовском, завещаю (Галерею) городу Феодосии, моему родному городу…»
11:34
«…и в память обо мне, Айвазовском, завещаю (Галерею) городу Феодосии, моему родному городу…»

«…и в память обо мне, Айвазовском, завещаю (Галерею) городу Феодосии, моему родному городу…»

К 145-летию открытия картинной галереи И. К. Айвазовского (29 июля 1880)

На протяжении всей жизни Иван Константинович Айвазовский жертвовал свои сбережения на развитие Феодосии. На средства художника был построен музей древностей, он состоял попечителем местных учебных заведений, помогал учащимся и учителям. Пользуясь влиянием в Морском министерстве, Айвазовский оказал большое содействие в постройке торгового порта и в проведении в Феодосию водопровода и железной дороги.  В своей мастерской  он занимался воспитанием молодых талантов.

«Первым человеком» в старой Феодосии был Айвазовский".

Галабутский, Юрий. Айвазовский. По личным воспоминаниям (к 100-летию со дня смерти художника) // Крымский альбом : Истор.-краевед. и лит.-худож. альманах. - 2000. - С. 116.

В 1845 году Айвазовский купил участок земли на берегу моря на окраине Феодосии и в первой половине 1846-го начал строительство дома по собственному проекту. «Не верим намерениям художника, но, как бы то ни было, он строится в Феодосии», - писал один из журналистов тех лет. «Хорошенькая вилла по его собственному рисунку возникает в этом прекрасном по местоположению городке. Айвазовский надеется переселиться туда на постоянное жительство, завести обширную мастерскую, которая в то же время послужила бы и школой живописи для того края».

Галерею свою я выстроил на свои средства, собранные от выставок на Кавказе и в Крыму, 25 лет тому назад Как галерея, так и дом выстроены по моему личному проекту. В галерее собраны картины в продолжение 20 лет и теперь даже начаты новые, не считая картин и скульптур других художников и скульпторов, которыми она пополнилась. Галерея моя постоянно открыта для публики, особенно для приезжих на пароходах. Сбор я предназначаю в распоряжение Феодосийского благотворительного общества.

На вопрос Ваш, какие картины я считаю лучшими, я ответить не могу по той причине, что положительно в каждой есть что-нибудь удачное; вообще не только между картинами в галерее, но между всеми моими произведениями, которых, вероятно, в свете до 6000, я не могу выбрать. 

№ 256. Письмо И. К. Айвазовского Н. Н. Кузьмину со сведениями о Феодосийской картинной галерее и о своих намерениях. 1 ноября 1899 г. // Айвазовский : документы и материалы. - Ереван : Айастан, 1967. - С. 308.

В 1846 году Иван Константинович организовал в Феодосии первую выставку своих картин. На афише, подробно извещавшей об этом событии, были написаны знаменательные слова: "Выставка открыта для всех сословий". Это было в ту пору, когда выставки устраивались только в одной Петербургской Академии художеств. Во всей России тогда не было ни одного доступного для народа музея.

В 1847 году художник закончил строительство своего дома. В то время должность городского архитектора исполнял итальянец Сантино Бекарио. Не исключено, что при проектировании и строительстве здания Айвазовский мог советоваться с ним.

 

Ɵеодосiя. Домъ И. К. Айвазовскаго. Открытка. Начало XX века. Издано товариществом «Лаврецкий и Ковчанлы», Феодосия. Источник: https://disk.yandex.ru/a/F8mK0gEQ3ZPsEX

В середине ХIХ века дом художника поражал феодосийцев размерами, функционально ориентированными архитектурными формами, импозантностью интерьеров парадных гостиных, предназначенных для приемов, и внушительностью главного южного фасада в стиле неоренессанс.

На его террасах стояли мраморные и керамические скульптуры, привезенные из Италии. В простенках между окнами на консолях были размещены керамические статуи, символизирующие четыре вида искусства, в нишах - мраморные скульптуры Венеры и Аполлона. По аттику были установлены слепки с античных оригиналов Венеры Милосской, Геры, Геркулеса. Перед парадным входом в дом, на ограждении террасы, - два керамических грифона. На одной из террас был сооружен фонтан, напоминавший бахчисарайский «фонтан слез» (был разрушен во время гитлеровской оккупации Феодосии).

 

1880-1890 гг. Вид с балкона дома Айвазовских.
С правой стороны, на линии горизонта виднеется дача Суворина Алексея Сергеевича (1834-1912), русского журналиста, писателя и издателя «Нового времени». С левой стороны балкон дома мирового судьи Грамматикова Ивана Ставровича. Источник: https://pastvu.com/p/1480049

Через 35 лет Айвазовский пристроил к зданию большой зал специально для показа феодосийцам своих картин перед отправкой их на выставки в другие города России и за границу. Торжественное открытие картинной галереи было приурочено ко дню рождения Ивана Константиновича - 17 июля (по новому стилю эта дата приходится на 29 июля) 1880 года. Именно в Феодосии открылась первая в России периферийная публичная картинная галерея. В это время в Российской империи были доступны для посещения только два художественных музея — Эрмитаж в Петербурге и Румянцевский музей в Москве. И Третьяковская галерея, и Русский музей были открыты для народа на десяток лет позднее.

В выставочном зале были размещены 23 картины. А также копии античных скульптур и бюсты Пушкина и Глинки — любимого поэта и любимого композитора Айвазовского. Балконы галереи украшали модели прославленных кораблей русского военно-морского флота и чучела морских птиц.

К. О. Брож (с наброска И.К. Айвазовского). Открытие картинной галереи в Феодосии
Вырезка из журнала «Всемирная иллюстрация». 1880. Источник: Гайдук, Татьяна Викторовна (Директор Картинной галереи им. И. К. Айвазовского). Дом Айвазовского и его гости // Третьяковская галерея. - 2017. - № 1 (54). - С. 97 


Самого художника в этот день приветствовали такими словами:

Торжество это не может иметь характера только Вашего домашнего празднества, так как произведения Вашей художественной кисти — достояние всей Европы и особенная гордость нашего города, колыбели Вашего таланта.

При жизни Айвазовского картины в галерее постоянно менялись. Здесь выставлялись последние из написанных им полотен. Затем они уезжали на выставки в Петербург, Москву, за границу, часто их там покупали состоятельные любители живописи. А на стенах галереи вместо них появлялись новые, так сказать, самые свежие работы мастера.

 

Выставочный зал картинной галереи И. К. Айвазовского. 1900 - 1915. Источник: https://feodosia.net/media/filer_public/e0/f8/e0f8fef0-66da-4fb9-9117-967d9ac9490b/kartinnaia_galereia_aivazovskogo_0_da96b_3f0c99c8_orig.jpg

 

Выставочный зал выглядел празднично. На его стенах висели большие картины, работы малых размеров были установлены на мольбертах. На темном фоне стен выделялись белые мраморные статуи – копии с античных скульптур.

 

Интерьер галереи И.К. Айвазовского в Феодосии. Фотография 1880–1890-е. Источник: https://tretyakovgallerymagazine.ru/articles/4-2016-53/velikii-marinist-i-tsarskaya-semya?utm_medium=organic&utm_source=yandexsmartcamera

Выставочный зал и тогда соединялся переходом-балконом с мастерской художника.

И.K. Айвазовский работал легко и увлеченно, он мог воплощать свои замыслы с поразительной свободой. Особенно поражало современников то, как художник создавал небольшие картины, импровизируя, без предварительных натурных подготовительных рисунков. Литератор Василий Кривенко, гостивший у художника, так описал свои впечатления:

«В наш приезд в галерее работал Иван Константинович над большим полотном. В широком живописном халате, с палитрой и кистью в руках, с молодыми блестящими глазами, устремленными па оживающее полотно, художник был положительно эффектен. По легкости, видимой непринужденности, по довольному выражению лица можно было смело сказать, что такой труд — истинное наслаждение».

 

1898. Фотограф: Х. Б. Бабаев. Источник: https://www.tg-m.ru/articles/1-2017-54/dom-aivazovskogo-i-ego-gosti

Дом И. К. Айвазовского был открытым для друзей. В нем бывали и гостили многие выдающиеся деятели культуры того времени, художники, музыканты и артисты. Сцена в выставочном зале – это первые публичные подмостки Феодосии. Здесь выступали А. Рубинштейн, Г. Венявский, играли актеры Малого театра К. Варламов, К. Сазонов и другие выдающиеся мастера искусства того времени.

"Из прекрасной, большой и художественно обставленной белой залы с ярко оранжевой штофной мебелью, бюстами и портретами с автографами и самыми сердечными дружескими надписями "великих мира сего", Иван Константинович любил переходить с гостями на большой "исторический" балкон, где иногда они пили даже послеобеденный кофе. Балкон выходил на сверкающий южной зеленью бульвар и морскую бухту, вблизи которой расстилалось косой уходящее вдаль безбрежное лазурное море. Развалины старинной Генуэзской башни придавали всей местности особый исторический колорит, но и на самом балконе дома Айвазовского запечатлелась навеки историческая примечательность в виде турецкой бомбы, засевшей в стене во время бомбардировки города в 1878 году. Бомба пробила две стены в его доме и разорвалась в зале. И. К. рассказывал, "что осколком бомбы, лопнувшей в зале его, в Феодосии, был разбит его бюст, другой же, находившийся в зале бюст А. С. Пушкина, уцелел".

Кузьмин, Н. Н. Воспоминания об Айвазовском : К 125-летию со дня основания галереи.  - Киев : Енергія+ ; Симферополь : Энергия дельта, 2005. С. 71.

Гостем Айвазовского в 1875 году был П. М. Третьяков. Их связывали добрые и уважительные отношения, о чем свидетельствует переписка, быть может, не столь интенсивная, но продолжавшаяся в течение четырех десятилетий. Московский собиратель вдумчиво отбирал для своей галереи лучшие произведения великого мариниста. А. С. Суворин (1834-1912), журналист, издатель, владелец одной из крупнейших издательских фирм России построил дачу в Феодосии, был дружен с Айвазовским и был частым гостем в его доме.

Больше всего посетителей в галерее было летом и осенью, когда в феодосийский порт заходили пассажирские пароходы. Мастерская Айвазовского находилась прямо за стеной галереи, и он нередко выходил к посетителям, разговаривал с ними. Входных билетов не существовало, не было и зафиксированной платы за посещение. Но на дверях была прикреплена кружка-копилка, и посетители опускали в неё деньги — кто сколько захочет. По воле художника эти средства поступали в Феодосийское благотворительное общество и распределялись среди самых бедных горожан.

В своём духовном завещании Айвазовский написал:

Моё искреннее желание, чтобы здание моей картинной галереи в городе Феодосии со всеми в ней картинами, статуями и другими произведениями искусства, находящимися в этой галерее, составляли полную собственность города Феодосии, и в память обо мне, Айвазовском, завещаю галерею городу Феодосии, моему родному городу.

По воле Айвазовского «заведывание галереей должно было быть возложено на достойнейшего из его внуков или правнуков». Но все пошло не так, как предполагал Иван Константинович. Должность директора галереи не привлекла ни одного из его внуков-художников. А.Э. Ганзен и К.К. Арцеулов жили в Петербурге и Москве и не помышляли о переезде в Феодосию. М.П. Латри хотя и жил в тридцати километрах от города, был так обременен своими многочисленными занятиями, что явно тяготился директорством и просил городскую управу освободить его от этих, не очень сложных в те годы обязанностей. Через два года аналогичное заявление в городскую управу поступило от зятя Айвазовского Н. Лампси. О непорядках в галерее и просьбе освободить его от заведования ею писал и член управы Ф. Дуранте (1907 г.).

 

В доме И. К. Айвазовского в честь прибытия французского миноносца "Leger" собрались: Луи Бертрен (второй слева), капитан миноносца, предводитель уездного феодосийского дворянства Н. М. Лампси, городской голова Л.А. Дуранте, старшие офицеры миноносца "Leger". Фотография от 4 (16) июня 1898 года на балконе дома И.К. Айвазовского. Источник: https://pastvu.com/p/1550721

 

Галерея и после смерти Ивана Константиновича продолжала существовать на основе сложившихся «семейных традиций». Единственным «официальным лицом», получающим жалованье от городской управы, был сторож Фома Игнатьевич Дорменко (1874 - 1944), который до этого был рабочим в экономии Айвазовского.

Из воспоминаний Виктора Александровича Ровицкого; его прадед, Франц Ксаверий Любич-Ровицкий, был городским головой города Старый Крым и предводителем дворянства Феодосии:

"Он был одним из спасителей не только картин Айвазовского, но и самой Анны Никитичны, и всей галереи в послереволюционный период и во время оккупации, во многом рискуя свободой и даже жизнью... 
...Фома Дорменко был сторожем галереи, единственным «официальным лицом», получающим жалованье от городской управы до революции. И при советской власти охранял галерею, причем во все времена он это делал в самом широком смысле этого слова. Проживал тут же – во дворе во флигеле. Хотя дом его жены, в подвале которого ему удалось спрятать рулон картин Айвазовского во время оккупации, находился в конце улицы Галерейной.
Копии картин Айвазовского, которые Фома Дорменко со временем смог писать даже по памяти, что, бывало, он и делал, сидя у входа в галерею, «разлетались, как горячие пирожки». Настолько они были хороши и пользовались большой популярностью. Копии полотен великого мариниста, с подписью «Ф. Дорменко», зачастую украшали стены зданий феодосийских санаториев, других учреждений и частных лиц..."

Портная, Эвелина.Четыре века рода Ровицких // Победа. - 2022. - 30 июля (№ 79). - С. 10  

Никакой бухгалтерии не велось, так как вход в галерею был бесплатным. Посетители по своему усмотрению могли опустить монету в кружку, укрепленную на дверях. Эти средства поступали в «Феодосийское благотворительное общество» и предназначались для помощи бедным.

Извлечение из книги Барсамов Н. С., Барсамова С. А. Феодосийская картинная галерея имени И. К. Айвазовского : К 75-летию со дня основания. - Симферополь : Крымиздат, 1955. - С. 121-122: 

§ 1. Для заведования галереей Феодосийская Городская Дума, согласно п.9-го духовного завещания И.К.Айвазовского, избирает на 4 года достойнейшего из внуков или правнуков его, на которого возлагается забота, как о целости самого здания галереи и пристроек, перешедших вместе с галереей в собственность города, так и всего остального находящегося в картинной галерее имущества.

Примечание. В случае если из находящихся в живых внуков или правнуков Айвазовского никто не будет избран в заведующие галереей, то Дума может избрать кого-либо из посторонних.

§ 2. Кроме вышеозначенного пункта 1, на заведывающем лежит обязанность следить за внутренним распорядком в галерее, наем и увольнение служителей и представления Городской Управе о необходимых расходах и о ремонте галереи, каковой производится под наблюдением Городской Управы.

§ 3. Галерея, являясь, согласно пункту 9 завещания, собственностью города, содержится на средства, ассигнуемые по смете Феодосийской Городской Думой. Все расходы по галерее производятся Городской Управой. Все расходы по галерее производятся Городской Управой.

 §4. Заведывающий действует во всем на основании сих правил под ближайшим надзором Городской Управы.

§ 5. При решении вопросов о галерее, заведывающий приглашается в заседание управы с правом голоса.

§ 6. Заведывающему выдается из Городской Управы копия описи всего имущества галереи и отбирается подписка в принятии означенного в описи имущества.

§ 7. Входная плата с посетителей, согласно пункту 9 (в) завещания, поступает в пользу Феодосийского благотворительного общества, которое организует сбор входной платы своими средствами.

§ 8. В галерее не могут быть устраиваемы ни спектакли, ни концерты, ни другого рода собрания.

§ 9. Всякий желающий воспроизводить копии с картин, находящихся в галерее, обязан получить от Городской Управы письменное разрешение.

§ 10. Правила для воспроизведения копий с картин, а также внутренний распорядок составляются заведывающим и утверждаются Управой и вывешиваются в галерее.

§ 11. С разрешения Городской Управы картины кисти Айвазовского, принадлежащие частным лицам, могут быть выставлены в галерее.

§ 12. За воспроизведение копий с картин Айвазовского, находящихся в галерее, плата не взимается. Копирование допускается только с тех картин, которые находятся в галерее.

§ 13. Продажа и хранение копий с картин Айвазовского воспрещается только в главном зале галереи, в свободных же комнатах галереи продажа и хранение копий допускается с разрешения Управы.

§ 14. Фотографирование картин Айвазовского в галерее допускается с разрешения Управы.

§ 15. Картинная галерея принимает на комиссионных началах продажу фотографий с картин Айвазовского.

§ 16. В месяцы с 1 апреля по 1 октября внутренний ремонт может быть произведен только в случае самой крайней необходимости.

§ 17. Галерея открыта в течение всего года и может быть закрываема только для внутреннего ремонта и уборки на самое короткое время.

 

«Феодосия в лунную ночь. Вид с балкона дома Айвазовского на море», 1881 г. Источник: https://мой-музей.рф/museums/tpost/xnbc8bnhj1-peizazh-s-avtoportretom-feodosiya-v-lunn

С 1900 по 1917 гг. заведующие часто менялись, общего руководства галереей по существу не было. К тому же, средства, выделяемые городской управой на ее содержание, были ничтожно малы. Так, в 1915 г. они составляли всего 589 рублей, из которых 389 рублей предназначались на наем сторожа, 100 – на отопление, 100 – на необходимые расходы. Вся работа по изучению наследия И. К. Айвазовского свелась в те годы к выпуску небольшого каталога-листовки, где были лишь перечислены названия находившихся в галерее картин знаменитого мариниста. Собрание совершенно не пополнялось; на стенах выставочного зала висели одни и те же произведения – полотна, подаренные художником городу.

Осенью 1914 г. (когда уже шла первая мировая война), в связи с угрозой бомбардировки города с моря, картины Айвазовского были перевезены в Симферополь, где они хранились в здании Офицерского собрания. 

В марте 1918 года, с установлением Советской власти в Крыму, встал вопрос о возвращении картин Айвазовского в Феодосию. По распоряжению матроса Федорова — феодосийского комиссара Черноморского революционного отряда, для перевозки картин был предоставлен специальный вагон. Но открыть галерею в 1918 году не удалось. Началась Гражданская война. Картины были сложены в большом сарае во дворе галереи и замаскированы досками. Здание Картинной галереи в этот период нередко использовалось для постоя воинских частей. В одной из газетных заметок 1918 г. сообщалось, что постояльцами – германскими солдатами – «в галерее Айвазовского вырублены рамы окон и порублены на щепки скамьи».

С 1917 по 1920 год власть в городе менялась три раза. Когда Крым в 1918 году был оккупирован немецкой армией, местные власти решили открыть галерею. Картины были извлечены из сарая, повешены на стены. Местная газета (19 июля 1918 г., № 320) объявила об открытии галереи. Но вскоре германские войска были изгнаны из Крыма, и городская управа накануне прихода советских войск распорядилась опять спрятать картины в сарай.

После окончательного установления советской власти в 1920 году, когда было решено открыть галерею, кто-то распустил слух, что картины вывезли из Феодосии в неизвестном направлении. Годы были трудные, и вопрос о галерее был временно отложен. Так длилось два года, пока сотрудники уголовного розыска и ЧК случайно не обнаружили исчезнувшие картины. Акт об этом подписала, наряду с должностными лицами, и феодосийская подпольщица-большевичка Е. Д. Карницкая. Лица, повинные в укрывательстве государственного имущества, были привлечены к судебной ответственности, но в связи с амнистией осуждены условно. Расследование по этому вопросу тянулось длительное время — с января 1921 года по сентябрь 1922 года. В архиве галереи хранится шесть различных актов, составленных за это время.

14 декабря 1922 года вновь была открыта уже национализированная картинная галерея, экспозиция которой, как и прежде, помещалась в одном зале и состояла из 49 картин. Этому предшествовали правительственные постановления Советской власти об охране художественных ценностей. 11 августа 1921 г. Крымский ревком объявил дом Айвазовского с картинной галереей собственностью республики. Художественное наследие мариниста перешло в ведение Крымского отдела народного образования, в котором был создан специальный подотдел по делам музеев и охраны памятников старины и искусств.

Сохранилась выписка из протокола № 28 заседания полномочной комиссии СНК по делам Крыма от 26 июля 1921 года:

«СЛУШАЛИ: О картинной галерее Айвазовского.

Постановили: 1. Подтвердить распоряжение:

а) об освобождении дома Айвазовского от частных жильцов, складов и прочих учреждений как военного, так и гражданского ведомства с тем, чтобы использовать это здание исключительно для целей художественного назначения;

б) о восстановлении галереи Айвазовского, поручив Феодосийскому ревкому совместно с Наробразом взять на учет все оригиналы картин Айвазовского, находящиеся как у частных лиц, так и в ведении разных учреждений, выясняя, кем и когда и куда вывезены таковые;

в) о создании комплексной комиссии для срочной проверки и учета картин Айвазовского, находившихся в сарае, во дворе дома Айвазовского, и о перевозке этих картин в другое помещение, безопасное в пожарном отношении, до окончательного ремонта дома Айвазовского или особого на то распоряжения из центра;

г) довести до сведения Наркомпроса Луначарского и Отдела охраны памятников старины и искусства о плачевном состоянии картин Айвазовского и запросить директив для дальнейшего хранения».

На основании этого решения галерее был выдан следующий документ:

РСФСР Революционный Комитет
гор. Феодосии
29 августа 1921 года

ОХРАННАЯ ГРАМОТА
На основании постановления Крымревкома (телеграмма от 5.IX.1921 г.) и постановления полномочной комиссии ВЦИК и СНК по делам Крыма от 26 июля 1921 года, дом художника Айвазовского предназначается исключительно для художественных целей и освобожден от реквизиций как военных, так и гражданских ведомств и учреждений

Предревкома
Зав. наробразом (подписи)
Секретарь ревкома

Охранные грамоты были выданы также на мастерские К.Ф. Богаевского и М.А. Волошина и на квартиру А.Н. Айвазовской.

В первые послереволюционные годы в помещениях, предназначавшихся при жизни Айвазовского для гостей, поселился композитор А. А. Спендиаров. Он был в родстве с Айвазовским. Но не только это сближало их семьи. Известно, что Айвазовский очень любил музыку Спендиарова, построенную на восточных национальных мелодиях. Спендиаров и в те трудные годы продолжал заниматься композицией, музицируя в комнатах верхнего этажа дома Айвазовского. Он заканчивал работу над оперой «Алмаст».

В 1921 году при галерее были открыты художественно-творческие мастерские, в 1922‑м — художественная народная студия. Феодосийские мастерские со временем предполагалось реорганизовать в Крымский художественный техникум. А в студии были классы общего рисования, живописи, перспективы, истории искусств и пластической анатомии. Здесь обучались красноармейцы, дети рабочих и подмастерья плакатных мастерских. Кроме того, в здании галереи в 1921 году открылась детская музыкальная школа, в которой учились 180 детей.

Первым директором галереи Айвазовского стал художник и искусствовед Герасим Афанасьевич Магула (Слева - шарж О. Пшеславского. Начало 1920-х годов. Бумага, тушь, перо). Он организовал в Феодосии и уезде сбор художественных ценностей, брошенных эмигрировавшими. В 1922 г. на базе этих поступлений Г. А. Магула организовал в жилых комнатах здания Музей художественных ценностей. Он знакомил посетителей с произведениями прикладного искусства (фарфором, изделиями из серебра), старинной мебелью, оружием. В 1925 году решением музейной комиссии Наркомпроса РСФСР и Крымнаркомпроса музей закрыли, как были ликвидированы или слиты многие другие музеи, стихийно возникшие в первые послереволюционные годы. Художественные произведения из музея были переданы в первую очередь в галерею Айвазовского и в другие крымские музеи. Вещи, не имевшие музейного значения, по требованию Наркомфина после рассмотрения их специальной комиссией поступили во Внешторг и горфо для реализации. Освободившееся помещение было решено передать археологическому музею: он находился на окраине города. 

Герасим Афанасьевич Магула родился в 1873 году. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у В. Серова Примыкал к кругу художников общества «Мир искусства»; известен его акварельный портрет М. Волошиной, карандашные рисунки-эскизы на обложках журналов из библиотеки галереи Айвазовского. В 1910-х годах был сотрудником газеты «Новое время» и журнала «Лукоморье»: большинство его статей посвящено обзорам современной художественной жизни России. Член объединения Мир искусства. С 1920 года жил в Феодосии. В ноябре 1920 года возглавил Феодосийскую секцию КрымОХРИСА (Общества охраны памятников искусства), которая, в частности, производила учёт художественных ценностей Феодосийского уезда; среди её сотрудников были художники Максимилиан Александрович Волошин и Людвиг Лукич Квятковский (1896—1977). В 1922—1923 годах был директором картинной галереи имени И. К. Айвазовского. Умер в сентябре 1923 года от инсульта после конфликта с городскими властями по поводу деятельности музея.

 

Группа сотрудников газеты «Новое Время». В центре первого ряда — М. А. Суворин. Цветным карандашом выделен Г. А. Магула. Источник фото: https://ru.wikipedia.org/wiki/Файл:Novoye_Vremya's_staff.jpeg?utm_medium=organic&utm_source=yandexsmartcamera

 

В 1922 г. галерея Айвазовского была включена в сеть государственных музеев страны. В ее помещениях произвели ремонт, и 17 декабря, после восьмилетнего перерыва, она вновь приняла посетителей.

В 1923 г. её директором стал Н. С. Барсамов (1892-1978). Следующие пол века истории галереи были связаны с именем этого выдающегося человека, автора самого полного исследования жизни и творчества маэстро, одаренного педагога и талантливого художника.

Начиная с 1925 года, в Феодосийской картинной галерее регулярно устраивались выставки. 

Порт и железная дорога дали Феодосии новую жизнь, и если бы «благодарная Феодосия» собралась, наконец, поставить памятник Айвазовскому, то славный художник мог бы быть изображен, подобно пушкинскому Петру, стоящим на берегу «пустынных волн» и мечтающим о том, как «назло надменному соседу», т. е. Севастополю, здесь возникнет новый город, и как сюда, «по новым им волнам все флаги в гости будут к нам...». 

Галабутский, Юрий. Айвазовский. По личным воспоминаниям (к 100-летию со дня смерти художника) // Крымский альбом : Истор.-краевед. и лит.-худож. альманах. - 2000. - С. 116.

Знаменитый памятник Айвазовскому возле картинной галереи, «позирующий» на всех видовых открытках Феодосии, появился там 1 мая 1930 года. 

До революции в штате галереи не было ни экскурсоводов, ни научных работников. Продавалась листовка типа театральных программ того времени, в которой указывались наименования картин, но не было хотя бы самых общих сведений о жизни и творчестве Айвазовского, о галерее, о наиболее значительных картинах. Просветительская деятельность галереи сводилась к минимуму. Еще при жизни Айвазовского были опубликованы автобиографические воспоминания художника в малораспространенном журнале «Русская старина». После его смерти, в 1901 году, издатель Ф. Булгаков выпустил монографию-альбом, составленную H. Н. Кузьминым по материалам автобиографии.

О творчестве Айвазовского при его жизни было написано много статей в газетах. Но они печатались далеко от Феодосии и не способствовали популяризации картинной галереи. В 1917 году, в связи со столетием рождения мариниста, в Феодосии впервые вышла брошюра «И. К. Айвазовскому», составленная журналистом В.Д. Гейманом. Но и ее содержание было мало связано с коллекциями галереи.

После Октябрьской революции в галерею стали приходить экскурсии школьников и рабочих местных предприятий, краснофлотцев. Впервые начали работать экскурсоводы, которые сообщали сведения о жизни Айвазовского и поясняли содержание картин.

Чтобы облегчить им знакомство с картинами, в 1926 году в Феодосии была выпущена первая в советское время брошюра «И. К. Айвазовский и Феодосийская галерея». В ней сообщались краткие сведения об Айвазовском и галерее, был приложен каталог выставленных картин. Брюшюра имела скромный вид, в ней не было ни одной иллюстрации, однако выглядела она опрятно, была набрана хорошим шрифтом и отпечатана на хорошей бумаге.

В 1926 году был издан первый путеводитель по галерее. Его тиража едва хватило на один год. В следующем, 1927 году мы выпустили брошюру «Феодосийская картинная галерея — очаг живописной культуры в Крыму». Она содержала сведения о картинах галереи. В течение года разошелся весь тираж и этой брошюры, так что в 1928 году была издана третья книжечка — «Художники Феодосии — И.К. Айвазовский, А.Ф. Лагорио, А.И. Фесслер, К.Ф. Богаевский, М.А. Волошин, М.П. Латри». Она впервые ставила вопрос об организации в Феодосии такого художественного музея, коллекции которого знакомили бы посетителей с живописью художников-феодосийцев. В брошюре рассказывалось о том, почему в экспозицию включены картины ограниченного круга художников — учеников Айвазовского и художников, чье творчество связано с изображением природы Крыма и Черного моря. Были даны шесть кратких очерков о жизни и творчестве шести феодосийских художников и дан краткий каталог их картин.

В 1930 году была издана первая в советское время монография об И. К. Айвазовском. В самые трудные годы, когда не было бумаги в Феодосийской типографии (1934 г.), Картинная галерея выпустила путеводитель по галерее на грубой серой оберточной бумаге. И что показательно — не слышали ни одной жалобы на низкое качество бумаги и примитивное оформление путеводителя. Потребность в литературе об Айвазовском была настолько велика, что весь тираж вскоре полностью разошелся. В галерее остался только один экземпляр путеводителя 1934 года, который хранится как реликвия.

Привычное сейчас понятие — массовая музейная работа плохо вяжется с более чем скромным в те годы объемом этой работы. В первые послереволюционные годы, в 1922—1923 годах галерею в среднем посещало 14—15 человек в день. Начиная с 1922 года, можно проследить неуклонный рост посещаемости галереи. По сравнению с 1922 годом в 1930 году количество посетителей выросло в шесть раз (с 4175 до 24824 человек).

Н. Барсамов. 45 лет в галерее Айвазовского

 

1939 год. Коллегия ОГПУ в картинной галерее. Источник: https://pastvu.com/p/2043626

Перед Великой Отечественной войной благодаря деятельности Н. С. Барсамова и других сотрудников галереи собрание картин И. К. Айвазовского увеличилось почти в пять раз. Многие работы поступили из Центрального музейного фонда и некоторых музеев страны.

30 сентября 1941 года, когда прорвавшийся на Арабатскую стрелку враг оказался в 25—30 километрах от Феодосии, было принято решение о немедленной эвакуации картин из города. Весной 1944 года Крым был освобожден от фашистов. 5 ноября 1944 года картины в полной сохранности вернулись в Феодосию.

26 мая 1944 года газета Известия Советов депутатов трудящихся СССР опубликовала статью специального корреспондента В. Белявского. Он познакомился с Ф. И. Дорменко и П. В. Даниловым сразу после освобождения города, а живые свидетели той эпохи рассказали, как они спасали сокровища галереи и как начали восстанавливать музей: 

"Два глубоких старика - семидесятидвухлетний камердинер Айвазовского Фома Игнатьевич Дорменко и его ровесник экскурсовод дома-музея Айвазовского - Петр Валерьянович Данилов решили остаться в доме, когда наши ушли из Феодосии. Они говорили, что покинуть музей им никак нельзя, что они обязаны сохранить для своего народа редчайшие экспонаты многовековой культуры и, наконец, отстоять самый дом, в котором творил Айвазовский и в котором, в мастерской покойного, в последние годы обитала беззаботная шумная юность двух десятков учеников художественной студии, влюбленных в море, прекрасное и изменчивое, как сама жизнь.

Немцы, пришедшие в Феодосию, требовали «яйки», совали окурки в пасти мраморных генуэзских львов и дико ржали, потешаясь над смешным стариком в ветхом суконном картузе, по морщинистому лицу которого текли, теряясь в седой бороде, слёзы, когда они тащили из музея для устройства амбразур каменные плиты с греческими письменами эпохи Митридата VI. Вскоре гитлеровцы заполнили всё побережье, заминировали пляжи и оплели их колючей проволокой, развесив на ней пустые консервные банки. Банки эти гремели на ветру, как гремит железо, сорванное ураганом с кровли осиротелого дома. Крым принял вид гигантского концентрационного лагеря.

Проволочные заграждения опоясали со стороны моря и памятник Айвазовскому, и музей так, что доступ в него стал теперь возможен только со двора. Впрочем, горожане перестали посещать его ещё раньше, с первого дня прихода немцев в Феодосию... 

Как-то к дому Айвазовского подкатила кургузая малолитражка, и из неё вывалился круглый розовый человечек в очках и фетровой шляпе. Он назвал себя профессором, представителем особого штаба Розенберга и, быстро пройдясь по залам, сделал кистью руки и растопыренными короткими пальцами мясника некое хапательное движение, как если бы он ловил кружившуюся перед его носом муху, и сказал:

- Это всё, что здесь есть, конфисковано.

После этого визита старики, не сговариваясь, остались на ночь в музее. При тусклом свете каганца они торопливо упаковывали, зарывали в землю и прятали в потаенных местах подвалов и чердаков, среди всякой рухляди все, что было поценнее и что под силу им, и к рассвету замуровали даке, обложив камнями и обмазав глиной, поруганных генуэзских львов. Но то, что они успели схоронить, было лишь частью остававшихся в музее ценностей. Визит же розенберговского профессора явился как бы сигналом к организованному разгрому дома Айвазовского. Днём немцы пригнали к музею три грузовика. Солдаты содрали со стен картины, свергли с пьедесталов веселых богов, и машины отбыли.

Белявский В., спецкор. Бессмертие // Известия Советов депутатов трудящихся СССР, 28-й год издания. - 1944. - 26 мая (№ 124 (8426)). - С. 4.

Газета «Правда» 13 декабря 1944 года напечатала сообщение: «Феодосия, 12 (ТАСС). Единственное по полноте собрание картин великого русского мариниста Айвазовского возвращено на родину художника в Феодосию. В начале войны картины были вывезены в Краснодар, затем в Ереван. После капитальных восстановительных работ в Феодосийской галерее, разрушенной немецкими оккупантами, картины будут вновь выставлены для широкого обозрения». Подобное же сообщение напечатала газета «Известия» (17 ноября 1944 года).

О том, что представляло собой здание галереи после черных дней гитлеровской оккупации, рассказали Николай Степанович и Софья Александровна Барсамовы:

«Дом Айвазовского представлял мрачное зрелище. Ни одна бомба... ни один тяжелый снаряд не попали в него, но он был исковеркан мелкими снарядами; штукатурка на нем осыпалась, кровля расползлась и представляла груды черепков, и сам дом как будто осел и врос в землю. В главном выставочном зале не существовало огромного стеклянного перекрытия. В большом доме нашлась только одна комната (бывшая мастерская), в которой были целы двери и окна, не протекала крыша... Ночью в пустых залах ветер свистел, как на палубе корабля в бушующем море». 

Н. Барсамов, С. Барсамова. Феодосийская картинная галерея имени И. К. Айвазовского. Крымиздат, 1955, с. 50-51. 

1945. Источник: https://pastvu.com/p/1476432

Из воспоминаний Н. С. Барсамова:

"Большие трудности пришлось преодолеть при устройстве пола в главном зале. При Айвазовском в 1890 году был настлан паркетный пол. Но в 1922 году на кирпичном заводе во время летнего ливня прорвало плотину. Вода хлынула по Галарейной улице, образовала у дома Айвазовского бурлящее озеро, затопив помещения нижнего этажа. В главном зале вода поднялась на метр. Вскоре она ушла, но последствия «наводнения» давали себя чувствовать многие годы. Задержалась сырость в каменных стенах, сложенных из рыхлого ракушечника, задержалась она и под полом. Стал разрушаться под паркетом «черный пол», а потом и паркетная клепка.

К 1945 году «черный пол» и балки почти полностью сгнили, паркет держался только на шпонах, местами проседая до грунта. Невозможно было рассчитывать на то, что галерея в течение ближайших лет сможет получить доброкачественный лес и клепку для восстановления пола площадью в 200 квадратных метров. Поэтому мы решили сделать в главном зале цементные тонированные полы".

Уже к весне 1945 года большая часть залов была отремонтирована. В мае 1945-го открылась выставка произведений И. К. Айвазовского, приуроченная к 45-летию со дня его смерти. На ней экспонировались 152 работы мариниста.

2 мая 1946 года галерея была полностью восстановлена. После пятилетнего перерыва все ее залы вновь открылись для посетителей. В первый послевоенный год значительно увеличилось количество живописных и графических произведений в собрании Феодосийской галереи. В ее фонды поступило 583 работы. 

 

Улица Галерейная. 1960-е гг. Вход в галерею. Источник: https://pastvu.com/p/1972334

В результате розысков из Симферополя сразу поступило 180 работ К. Ф. Богаевского. Это были картины из мастерской художника, которые немецко-фашистские захватчики не успели вывезти в Германию. Некоторые граждане Феодосии сами приносили в галерею картины, часть которых была приобретена. Несколько картин поступило из Феодосийского краеведческого музея, Комитет искусств РСФСР передал галерее папку с 60 рисунками И. К. Айвазовского. Часть работ К. Ф. Богаевского, вывезенных из феодосийской мастерской в Германию, была возвращена после окончания войны в Симферопольский краеведческий музей, а оттуда они поступили в Феодосийскую галерею. Тогда же был оборудован и открыт при галерее лекторий на 120 мест. В лектории читаются лекции о русском изобразительном искусстве, о жизни и творческом пути Айвазовского. Их по нескольку раз в месяц читают для отдыхающих в феодосийских санаториях, что значительно расширяет популяризаторскую работу галереи.

В 1947 году в галерее открылся мемориальный отдел, в котором выставлены подлинные документы и копии с документов, имеющих отношение к жизни и творческой деятельности Айвазовского и к работе картинной галереи за все время ее существования. Этот отдел, материалы которого в иных условиях могли бы составить экспозицию отдельного мемориально-бытового музея, в Феодосийской галерее служит вводным отделом. Таким образом, была создана цельная по замыслу экспозиция, отражающая состояние изобразительного искусства в Крыму за сто лет (с начала XIX до начала XX века).

 

1984 год. Картинная галерея. Фото Р.  Якименко. Источник: https://pastvu.com/p/1300176

 

1988-1989. Главный выставочный зал. Фото. В. Крымчак. Источник: https://pastvu.com/p/1300180

В настоящее время собрание галереи – это уникальный комплекс произведений живописи, графики, архивных документов и фотодокументов, мемориальных вещей и предметов декоративно-прикладного искусства – всего более 13 тысяч экспонатов. Основу собрания составляют произведения И.К. Айвазовского (416 работ живописи и графики). Представлены также произведения маринистов XIX века, учеников и внуков И.К.Айвазовского, западноевропейских маринистов  ХVII – ХIХ вв.,  художников Юго-Восточного Крыма – Л. Ф. Лагорио, М. П. Латри, К. Ф. Богаевского, М. А. Волошина, Н. С. Барсамова, современных художников.

Экспозиция располагается в 2-х зданиях –  уникальных  памятниках архитектуры ХIХ века – в доме И.К. Айвазовского и особняке его сестры.  


Книги и статьи

1. Айвазовский : документы и материалы / сост.: канд. искусствоведения М. С. Саргсян, Г. Г. Арутюнян, Г. М. Шатирян ; под ред. проф. З. Г. Башинджагяна ; Архивное упр. при Совете Министров Арм. ССР. Центр. гос. ист. архив Арм. ССР. - Ереван : Айастан, 1967. - 406 с., 14 л. ил. : факс.; 20 см. Уникальное издание документов, писем И. Айвазовского, его автографы и  фотографии.
2. Айвазовский, Иван Константинович (художник ). Мой адрес - всегда Феодосия: Из высказываний и писем / И. К. Айвазовский // Крымский альбом. 1997. Историко-краеведческий и литературно-художественный альманах. - Феодосия - Москва : Издательский дом "Коктебель", 1997. - С. 218-220 : ил.
3. Барсамов Н. С. Иван Константинович Айвазовский / под общ. ред. чл.-кор. Акад. художеств СССР Н. Машковцева. - Симферополь : Крымиздат, 1953 (вып. дан. 1954). - 259 с., 25 л. ил. : ил. Аннотация: Первая полная биография художника, написанная первым директором галереи. Включает главы о жизни и творчестве, о творческом наследии, о картинной галерее, письма И. Айвазовского и его автографы.
4. Барсамов Н. С. 45 лет в галерее Айвазовского : мемуары / Н. С. Барсамов. - Симферополь : Крым, 1971. - 256 с. : ил
5. Барсамов Н. С., Барсамова С. А. Феодосийская картинная галерея имени И. К. Айвазовского : К 75-летию со дня основания. - Симферополь : Крымиздат, 1955. - 64 с.; репрод.
6. Барсамова С. А. Галерея Айвазовского : Путеводитель. - Симферополь : Крым, 1968. - 71 с.; репрод.
7. Белявский В., спецкор. Бессмертие // Известия Советов депутатов трудящихся СССР, 28-й год издания. - 1944. - 26 мая (№ 124 (8426)). - С. 4.
8. Виноградов, К. Тайна завещания Айвазовского : Что мы знаем о последней воле маэстро : биография отдельного лица / К. Виноградов // Победа. - 2011. - 5 мая. - С. 5 : ил.
9. Гайдук Т. В кладовую маэстро : (об особой кладовой картинной галереи Айвазовского) / Т. Гайдук // Победа. - 2004.- 31 июля. - С. 6.
10. Гайдук, Т. И. К. Айвазовский и его Картинная галерея : историческая литература / Т. Гайдук. - Текст : непосредственный // Черное море. - 2007. - №: 1. - С. 9-12 ; Материалы международной научной конференции, посвященной 125-летию основания картинной галереи им. И. К. Айвазовского "И. К. Айвазовский и его картинная галерея. итоги и проблемы музейной работы". - Феодосия, 2005. - С. 14-16.
11. Гайдук Т. И. К.Айвазовский и его Картинная галерея / Т. Гайдук // Черное море. - 2007. - №: 1. - С. 9-12.
12. Галабутский, Юрий. Айвазовский. По личным воспоминаниям (к 100-летию со дня смерти художника) / Ю. Галабутский // Крымский альбом : Истор.-краевед. и лит.-худож. альманах. - 2000. - С. 115-126 : фот.
13. И. К.Айвазовский и его картинная галерея : Живопись / Авт-сост. Т.  Гайдук. - Киев : Енергія+, 2005. - 16 с. : ил. - (Национальная картинная галерея им. И.Айвазовского. Коллекции нашего собрания)
14. Касацкая, И. Дом у моря : Картинная галерея им. И. К. Айвазовского / И. Касацкая // Голубь Масиса. - 2017. - № 3. - С. 20-22 : фот. цв.
15. Киржайкина, Ольга (научный сотрудник Картинной галереи им. И. Айвазовского). Иван Константинович Айвазовский - меценат и общественный деятель / О. Киржайкина. - Текст : непосредственный // Победа. - 2022. - 16 июля (№ 73). - С. 16 : фот. ; Победа. - 2022. - 23 июля (№ 76). - С. 16 : фот.
16. Кузьмин, Н. Н. Воспоминания об Айвазовском : К 125-летию со дня основания галереи / Н. Н. Кузьмин. - Киев : Енергія+ ; Симферополь : Энергия дельта, 2005. - 120 с. : ил.
17. Кузьмин, Николай Николаевич. Пленник моря. Встречи с Айвазовским / Николай Кузьмин. - Москва : Алгоритм, 2017. - 288 с. : ил., портр. ; 21 см. - (Я помню его таким). - В приложениях переписка И. К. Айвазовского.
18. Лосев, Дмитрий. Отец города. Иван Айвазовский и Феодосия: история взаимоотношений / Д. Лосев // Третьяковская галерея. - 2017. - № 1 (54). - С. 64-73 : цв. ил.
19. Лосев, Дмитрий.Отец города. Иван Айвазовский и Феодосия: история взаимоотношений / Д. Лосев // Третьяковская галерея. - 2017. - № 1 (54). - С. 64-73 : цв. ил.
20. Национальная картинная галерея им. И. Айвазовского : Путеводитель / Авт-сост. Т.Колчина. - Киев : Энергия плюс, 2004. - 48 с. : ил. - (Национальная картинная галерея им. И.Айвазовского. Коллекции нашего собрания)
21. Обуховская, Людмила Анатольевна. Завещанное Айвазовским / Л. А. Обуховская // Достояние республики. - Симферополь : Бизнес-Информ, 2014. - С. 363-369 : ил.
22. Портная, Эвелина. Четыре века рода Ровицких / Э. Портная. - // Победа. - 2022. - 30 июля (№ 79). - С. 10-11 : фот.  Воспоминания включают и сведения о знакомстве с Фомой игнатьевичем Дорменко.
23. Путеводитель по Феодосийской картинной галерее им. И. К. Айвазовского : путеводитель / сост.: С. Барсамова, Н. Барсамов. - Киев : Держ. вид-во оброзотворчого мистецтва і муз. літ-ри, 1959. - 152 с. : ил.
24. Путеводитель-каталог по Феодосийской картинной галерее им. И. К. Айвазовского. Часть первая / Сост. С. А. Барсамова. - Симферополь : Крымиздат, 1949. - 64 с.
25. Трубнякова, Таисия. "И в память обо мне..." Из истории коллекции галереи / Т. Трубнякова // Крымский альбом : Истор.-краевед. и лит.-худож. альманах. - Феодосия - Москва : Издательский дом "Коктебель", 1997. - Вып. 2. - С. 213-217 : фот.
26. Феодосийская картинная галерея им. И. К. Айвазовского : Путеводитель-каталог / Сост. хранитель галереи С. А. Барсамова. - Симферополь : Крымиздат, 1954. - 120 с.; репрод. Каталог сгруппирован по отделам галереи,  биографические справки, описания картин.
27. Феодосийская картинная галерея имени И. К. Айвазовского : Альбом / автор-сост. С. С. Полун. - Киев : Мыстецтво, 1988. - 151 с; ил. На украинском, русском, английском; резюме на немецком, французском языках.
28. Феодосийская картинная галерея имени И. К. Айвазовского : Путеводитель / Сост. хранитель галереи С. А. Барсамова. - Киев : Мыстецтво, 1965. - 88 с; [22] л. ил.
29. Феодосийская картинная галерея им. И. К. Айвазовского : путеводитель / И. М. Погребецкая [и др.]. - Изд. 4-е, доп. - Симферополь : Таврия, 1987. - 95, [1] с., [16] л. цв. фот. ; 17 см. - Библиогр. в подстроч. примеч. 

Категория: Книги о художниках | Просмотров: 63 | Добавил: Epicfails | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar