Городская детская библиотека им. А. Гайдара
Программа по работе с детьми
с ограниченными возможностями здоровья
«Солнечный зайчик»
г. Феодосия
Актуальность программы
Уровень цивилизованности общества определяется отношением к людям с ограниченными возможностями и от участия их во всех сферах жизни. Каждый ребенок хочет быть счастливым, в том числе и ребенок с ограниченными возможностями здоровья. И, в первую очередь, его счастье зависит от той психологической среды, в которой он живет и растет. Об инклюзии в образовании с каждым годом говорят все больше, но все еще недостаточно много, чтобы она воспринималась как норма. Инклюзивное направление в учреждениях культуры, в частности в библиотеках, сегодня стремительно развивается. Подтверждением этому тезису служит не только количество инклюзивных мероприятий и проектов с уникальными историями в основе и масштабных по своим целям, но и глубина тем, задач и механизмов их реализации
Основания для разработки программы:
-
Всеобщая декларация прав человека - принята Генеральной Ассамблеей ООН от 10.12.1948 г.
-
Декларация ООН о правах инвалидов - принята резолюцией 3447 (ХХХ)Генеральной Ассамблеи от 9.12.1975 г.
-
Конвенция ООН о правах ребенка - международный правовой документ, определяющий права детей в государствах-участниках. Принята резолюцией44/25 Генеральной Ассамблеи от 20.10.1989 г. Ратифицирована Верховным Советом СССР 13.06.1990 г.
-
Всемирная декларация об образовании для всех - принята 09.03.1990 г.
-
Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов- приняты резолюцией 48/96 Генеральной Ассамблеи от 20.12.1993 г.
-
Саламанкская декларация о принципах политики и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями -Саламанка, Испания, 10.06.1994 г.
-
Конституция Российской Федерации
-
Закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ (ред. от 02.12.2013 г.) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"
-
Закон от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ (ред. 04.01.1999 г.) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
-
Закон Российской Федерации от 03.05.2012 г. N 46-ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов.
-
Закон Российской Федерации от 03.05.2012 г. N 46-ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов.
-
Постановление Правительства РФ от 29 марта 2019 г. № 363 “Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда"
Цель данной программы
Создание благоприятных условий для развития личности каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Задачи программы:
-
организация групповых мероприятий для детей с выраженным нарушением в физическом и (или) психическом развитии;
-
помощь детям с особенностями развития привычки к чтению
-
помощь детям в развитии речи и памяти;
-
помощь детям в раскрытии личностного общения.
Сроки реализации: постоянно действующая программа
Ожидаемый результат реализации программы:
посредством индивидуального подбора литературы, создание условий, способствующих интеграции детей с ОВЗ и детей-инвалидов в общество и развитие их творческих способностей на базе мероприятий, проводимых в библиотеке.
Одним из основных механизмов реализации программы с детьми с ограниченными возможностями здоровья является оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей с ОВЗ с сотрудниками библиотеки.Такое взаимодействие включает: многоаспектный анализ эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка.
Основные направления и формы мероприятий:
индивидуальный подбор литературы, создание условий, способствующих интеграции детей с ОВЗ и детей-инвалидов в общество и развитие их творческих способностей на базе мероприятий, проводимых в библиотеке.
массовые мероприятия: утренники, литературные игры, викторины и т. д.
Партнёры программы и организации, задействованные в ней:
-
МБДОУ Детский сад №23
-
МБОУ Школа № 13
Ответственные за организацию и работу программы:
Юраметова Н. Д., заведующая Городской детской библиотекой им. А. Гайдара,
Машкина В. Ю., библиотекарь Городской детской библиотекой им. А. Гайдара