Городская детская библиотека им. Аркадия Гайдара

Программа по работе с детьми ограниченных возможностей здоровья

«Солнечный Зайчик»



Уровень цивилизованности общества определяется отношением к людям с ограниченными возможностями и от участия их во всех сферах жизни. Каждый ребенок хочет быть счастливым, в том числе и ребенок с ограниченными возможностями здоровья. И, в первую очередь, его счастье зависит от той психологической среды, в которой он живет и растет.
Инклюзивное образование детей-инвалидов в рамках реализации государственной программы РФ «Доступная среда» (2011-2020 гг).
1.Нормативные документы по инклюзивному образованию
Законодательные ресурсы в области образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации составляют документы нескольких уровней:
Международно-правовые документы, определяющие положение ребенка в современном мире:
Всеобщая декларация прав человека - принята Генеральной Ассамблеей ООН от 10.12.1948 г.
Декларация ООН о правах инвалидов - принята резолюцией 3447 (ХХХ) Генеральной Ассамблеи от 9.12.1975 г.
Конвенция ООН о правах ребенка - международный правовой документ, определяющий права детей в государствах-участниках. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20.10.1989 г. Ратифицирована Верховным Советом СССР 13.06.1990 г.
Всемирная декларация об образовании для всех- принята 09.03.1990 г.
Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов - приняты резолюцией 48/96 Генеральной Ассамблеи от 20.12.1993 г.
Саламанкская декларация о принципах политики и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями - Саламанка, Испания, 10.06.1994 г.
Федеральные документы:
Конституция Российской Федерации - высший нормативный правовой акт РФ. Принята народом РФ 12.12.1993 г. Вступила в силу со дня официального опубликования 25.12.1993 г. Статья 43.
Закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ (ред. от 02.12.2013 г.) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" - занимает центральное место в нормативно-правовом обеспечении образования. Устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией РФ. В законе выделены основные направления обеспечения прав ребенка, организационные основы гарантий прав ребенка, представлены государственные минимальные социальные стандарты основных показателей качества жизни детей, меры по защите прав ребенка на охрану здоровья, на отдых, на профессиональную подготовку и др.
Закон от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ (ред. 04.01.1999 г.) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" - определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.
Закон Российской Федерации от 03.05.2012 г. N 46-ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов"
Указ Президента РФ от 01.06.2012 г. № 761 "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы". В контексте Указа реализуются две программы: "Здоровье" и "Образование".

Ключевые принципы: защита прав каждого ребенка; максимальная реализация потенциала каждого ребенка; сбережение здоровья каждого ребенка; особое внимание уязвимым категориям детей; обеспечение профессионализма и высокой квалификации при работе с каждым ребенком и его семьей; партнерство во имя ребенка.
Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
Восемь принципов инклюзивного образования:
1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
2. Каждый человек способен чувствовать и думать;
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
4. Все люди нуждаются друг в друге;
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

К детям с ограниченными возможностями здоровья относятся дети:
с нарушением слуха;
с нарушением зрения;
с тяжелыми нарушениями речи;
с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
с задержкой психического развития;
с нарушением интеллекта;
а также с иными ограничениями в здоровье (с выраженными расстройствами эмоционально – волевой сферы, в т.ч. с ранним детским аутизмом, комплексными нарушениями). В число детей с ограниченными возможностями здоровья входят и дети – инвалиды.

Цель программы: создание условий, способствующих интеграции детей с ОВЗ и детей-инвалидов в общество и повышению уровня их жизни, развитие творческих способностей юных читателей.
Задачи программы:
- привить детям интерес к чтению с юного возраста;
- научить бережному отношению к книгам;
- помощь детям в развитии речи и памяти;
- помощь детям в раскрытии личностного общения.

Формы реализации программы: участие детей в проводимых библиотекой утренниках, литературных играх, викторинах и т.п.
Сказкотерапия. Сказка заставляет ребенка сопереживать персонажам, в результате чего у него появляются новые представления о людях, их взаимоотношениях, предметах и явлениях окружающего мира, новый эмоциональный опыт.
Немаловажно, что сказка содержит простые образы: животных, героев, с которыми «особому» ребенку проще идентифицировать себя, чем с реальной ситуацией. По мере расширения сферы общения дети испытывают действие разнообразных социальных факторов, значительно активизирующих их эмоциональный мир. Ребенок должен научиться преодолевать ситуативные эмоции, культурно управлять чувствами. Научиться этому позволяют сказка и игра.
С помощью игры в сказочном контексте можно помочь каждому ребенку прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнется во взрослой жизни, и значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с миром и другими людьми, то есть адаптироваться в социуме.

Пальчиковые игры. Развитие мелкой моторики пальцев рук является прекрасным стимулом для речевого и умственного развития. Они не только помогают ребенку научиться свободно владеть своими пальцами, но и расширяют представления об окружающем мире, развивают воображение и мышление, расширяют словарный запас.

Участники программы:
Руководитель – Гаврилюк А.С., заведующая библиотекой.
Исполнители - сотрудники библиотеки.
Партнеры – ДОУ № 23, преподаватели средней школы № 13 г. Феодосии; местные СМИ; волонтеры.

Сроки реализации: постоянно действующая программа

Ожидаемый результат реализации программы:

  • Повышение уровня имиджа библиотеки;

  • Привлечение новых читателей;

  • Повышение посещаемости библиотеки;

  • Приобщение читателей библиотеки к золотому фонду детской отечественной литературы, повышение престижа чтения.