Главная » 2023 » Июнь » 29 » "Алые паруса": русская феерия с вековой историей
12:33
"Алые паруса": русская феерия с вековой историей

"Алые паруса": русская феерия с вековой историей

К 100-летию выхода в свет повести
Александра Грина

В 2023 году повести Александра Грина «Алые паруса» исполняется сто лет. Маленькая книжечка в тонкой обложке с рисунком кораблика с красными парусами начала свое триумфальное шествие по миру в январе 1923 года. Завоевывая сердца людей, повесть «Алые паруса» стала любимой для миллионов читателей. 

В январе 1923 года на книжных прилавках Петрограда появилась скромная книжечка небольшого, почти карманного формата, объёмом в 141 страницу, без иллюстраций. Лишь изящная гравюра трехмачтового кораблика, созданная замечательным художником и книжным иллюстратором Александром Могилевским, украшал незатейливую мягкую обложку. Но историю о девочке, ждущей чуда, и капитане, который сделал его своими руками, читатель полюбил сразу и навсегда. Невероятное количество экземпляров книги на разных языках вышло в свет за минувшие с тех пор сто лет. Алые паруса взметнулись над целым миром, превратившись в зримую, не сравнимую ни с чем Феерию. Эта повесть стала кульминацией гриновского романтизма, мечты, сказки, победы над грубостью и скептицизмом. 

Александр Грин посвятил книгу своей третьей жене - Нине. Посвящение датировано 23 октября 1922 года – днём рождения Нины Николаевны Грин - самой длительной и счастливой любви писателя, его музы, его Ассоль, его «золотистой» Нины.

"Начали мы с тобой жизнь "Алыми парусами"...

Грин Н. Н.  Воспоминания об Александре Грине. - С.46.

 

Нина и Александр Грин. Севастополь, 29 мая 1923 г. Гос. литературный музей (Москва)

«Ты мне дала столько радости, смеха, нежности и даже поводов иначе относиться к жизни, чем было у меня раньше, что я стою, как в цветах и волнах, а над головой птичья стая. На сердце у меня весело и светло», – писал Грин жене в очередную годовщину их союза. Она вдохновляла его, подарив свои черты лучшим героиням его книг. Мужественно разделила самые горькие дни. Они шли рука об руку 11 лет, пока смерть не разлучила их… Разлучила ли? Вся последующая, тяжёлая и непростая жизнь Нины Николаевны, которую она посвятила сохранению памяти любимого мужа, была согрета солнцем их необыкновенной любви". 

Алла Ермилова, научный сотрудник Феодосийского музея А. С. Грина

С мая 1912 года Грин практически постоянно живет в Петрограде. Писатель восстанавливает старые литературные связи: вновь, как и до ссылки, Грина стали видеть в компании Куприна, налаживает новые. В это время он много печатается: до 1919 года выходит 9 сборников рассказов Грина, около 350-ти рассказов в периодических изданиях, написанных в традициях западноевропейской романтической и приключенческой беллетристики XIX века. В 1913 году издательство «Прометей» начинает издавать трехтомное собрание сочинений Грина. В конце 1916 года за непочтительный отзыв о царе писатель был выслан из Петрограда в Лоунатйоки. Февральская революция застала его там. Поезда уже не ходили, и он пешком отправился в Петроград.

Произведения Грина часто были полной противоположностью той реальности, в которой он жил. Особенно это справедливо по отношению к его главному произведению — повести-феерии «Алые паруса». Шесть лет работы над книгой (1916–1922) пришлись на один из самых кровопролитных и хаотичных периодов в российской истории — революцию и Гражданскую войну.

В одной из черновых тетрадей писателя, заметки которой можно отнести к концу 1917-го года, Грин приводит список тех произведений, которые хотел бы написать, среди них и «Алые паруса».

Летом 1919 года 39-летнего Грина призвали в Красную Армию. Полк, в который был зачислен Грин, стоял на Охте, а писатель был определен в роту связи и «целые дни ходил по глубокому снегу, перенося телефонные провода». Черновики повести "Алые паруса" Грин всюду носил в собой в походной сумке. На службе он пробыл до весны 1920 года, заболел тифом и почти на месяц угодил в госпиталь. Болел он тяжело и к моменту выздоровления был практически инвалидом. Денег не было, жилья тоже — голодный Грин, борясь с головокружениями, скитался по Петрограду.

Грин обратился за помощью к писателю Максиму Горькому, по ходатайству которого Грину выделили академический паек, комнату в "Доме искусств" на Невском проспекте, 15 - убежище для голодающих литераторов. Он прожил зиму рядом с Гумилевым, Мандельштамом и прочими знаменитостями и смог прославиться чудаковатостью даже в столь незаурядной компании. Казалось бы, пережитые испытания долженствовали еще более сгустить безысходность в творчестве Грина. Однако в нетопленой комнатушке вызревала феерия, история о чудесах.

Сидя часами в своей совсем холодной комнате, изредка поглядывая в затянутое изморозью окно на унылый каменный двор, он писал в это время самую удивительную солнечную феерию "Алые паруса", и трудно было представить, что такой светлый, согретый любовью к людям цветок мог родиться здесь, в сумрачном, холодном и полуголодном Петрограде в зимних сумерках сурового 1920 года, и что выращен он человеком внешне угрюмым, неприветливым и как бы замкнутом в особом мире, куда ему не хотелось никого впускать», — вспоминал Вс. Рождественский

Наброски к повести писатель делал на банковских бланках — в «Доме искусств» до революции находился Центральный банк Общества взаимного кредита. В здании осталось много банковских документов и конторских книг, и в условиях дефицита бумаги новые жители дома использовали их для записи текстов. В Российском Государственном архиве литературы и искусства и по сей день хранятся черновики повести Александра Грина, написанные на этой бумаге.

«Писал Грин мученически, с утра до сумерек, весь окутанный клубами папиросного дыма, – свидетельствует Рождественский. – Было в нём в эти минуты что-то, напоминающее облик незабвенного Рыцаря Печального Образа. Он так же самозабвенно и сосредоточенно погружался в свою мечту и не замечал окружающей убогой обстановки».

Первоначально Грин хотел назвать новое произведение «Красные паруса», причем ничего революционного в этом названии не было. Однако в дальнейшем, по мнению некоторых исследователей, именно неизбежная идеологическая знаковость красного цвета заставила Грина переменить название. Точно так же и действие повести сначала должно было происходить в Петрограде, и в черновиках феерии встречается описание революционного города и идущих по нему солдат. В окончательном варианте Грин перенес действие в деревню с говорящим названием Каперна, а идею столкновения мечты с революционной действительностью оставил для рассказа «Фанданго».

В статье "...Сочинительство всегда было внешней моей профессией..." А. Грин пишет:

"...история «Красных парусов», видимо, осязательно началась с того дня, когда, благодаря солнечному эффекту, я увидел морской парус красным, почти алым. Конечно, незримая подготовительная работа сделала именно такое явление отправным пунктом создания, но о ней можно говорить только как о предчувствии..."

Грин А. С. Грин А.С. Собрание сочинений в шести томах : Т. 3. - С. 429.

В черновиках к своему роману «Бегущая по волнам» автор несколько иначе трактует замысел феерии: 

"У меня есть «Алые паруса» — повесть о капитане и девочке. Я разузнал, как это происходило, совершенно случайно: я остановился у витрины с игрушками и увидел лодочку с острым парусом из белого шёлка. Эта игрушка мне что-то сказала, но я не знал — что, тогда я прикинул, не скажет ли больше парус красного, а лучше того — алого цвета, потому что в алом есть яркое ликование. Ликование означает знание, почему радуешься. И вот, развёртывая из этого, беря волны и корабль с алыми парусами, я увидел цель его бытия".

Александр Грин

Лишь в одном из последних вариантов повести «Красные паруса» заменились алыми, а само выражение стало словом-символом.

"Осенью семнадцатого года у Грина возник замысел «Алых парусов», тогда еще «Красных». Не ирония, одно время преобладавшая в творчестве писателя, не горький смех над крушением всеобщих надежд на Царство Справедливости, но призыв к человечности и доброте — в этом состояла задача подлинного художника, так понимал ее Грин...

...Вначале произведение мыслилось как роман в романе. Историю Грэя и Ассоль — «девочки и капитана» — рассказывает писателю Гираму его друг — летающий человек, Мас-Туэль, прообраз героя «Блистающего мира» — Друда".

Первова Ю. А. Две судьбы: Александр и Нина Грин. : биографические очерки. - С. 34

Предварительная работа над «Алыми парусами» была закончена спустя еще четыре года. В дальнейшем автор неоднократно вносил в рукопись правки – изменял и переписывал текст, пока добился желаемого. Грин стремился создать идеальный мир, где живут прекрасные герои и где любовь, мечта, сказка способны победить грубость и черствость. Привычный читателям вариант «Алых парусов» сложился к декабрю 1920-го года. В дальнейшем автор неоднократно вносил в рукопись правки. Белового автографа повести не сохранилось.

Восьмого декабря выступил Александр Степанович Грин со своей феерией — «Алые паруса». Публика приняла эту поэтическую повесть очень тепло. Александр Степанович рассказал мне, что вынашивал повесть пять лет; черновик ее лежал у него в походной сумке, когда он был на военной службе. Прочитав эту повесть у нас дома, Грин сказал с видимым удовольствием:

— Обрати внимание, какое у меня богатство слов, обозначающих красный цвет.

Вера Калицкая. Моя жизнь с Александром Грином. - С. 101.

 

8 мая 1922 года в первом выпуске петроградской газеты «Вечерний телеграф» был опубликован фрагмент еще не оконченной рукописи Александра Грина «Алые паруса» — начало главы «Грэй» Вечерний телеграф. 1922, № 1 (8 мая). Выпускали газету молодые журналисты Платон Корыхалов и Эдгар Арнольди. Как вспоминал Арнольди, в первом номере планировалось «тиснуть нечто особенное» из еще не опубликованных произведений известных писателей. И он, любивший приключенческую литературу, отправился к Александру Грину — в дом № 21 по 8‑й Рождественской (ныне 8‑й Советской) улице в Петрограде.

Эдгар Арнольди (советский киновед, историк кино, кинокритик, журналист, редактор) вспоминал:

"Грином я увлекался с детства...

...Вполне понятно, я. очень волновался, когда шел к Грину. Как меня примут, сумею ли изобразить должную солидность «представителя редакции» при моем явно несолидном возрасте? А встреча с известным писателем волновала еще больше. Я не помню, кто мне открыл дверь, провел в комнату с грошовой мебелью, с тенью нищеты по углам, и предложил подождать. Через минуту вошел высокий худой человек. У него было удлиненное лицо, несколько выступающие скулы, высокий лоб, характерный рисунок носа. Запомнились сурово сжатые губы и вдумчивые усталые глаза. Это было лицо много пережившего и передумавшего, видавшего виды человека. Можно было догадаться, что жизнь его крепко обработала и изрядно исцарапала. Он протянул мне большую костлявую руку и представился: — Беллетрист Грин...

...— Сейчас я заканчиваю повесть. Называется она «Алые паруса». Я выберу подходящий отрывок, какой сможет быть интересным для вашего читателя. Грин кратко охарактеризовал повесть, чтобы я понял, какой отрывок он собирается нам предложить. Мы договорились об объеме рукописи и сроке, когда за ней зайти.

В следующий раз Александр Степанович вручил мне несколько листков тетради, плотно исписанных твердым почерком. Я получил начало второй главы «Алых парусов», озаглавленную «Грэй». В отрывке излагался рассказ Польдишока о бочке. Это было, в самом деле, совсем необычайно и не похоже ни на что другое! Мы с Платоном в полном восхищении прочли рукопись и с гордостью решили, что доставим будущим читателям «Вечернего телеграфа» большое, редко испытываемое удовольствие. Ясно ощущались особенности всей повести-феерии: чудесная мечта, трогательная и волнующая, сбывшаяся в судьбе, сотворенной любовью. Странно чередовались поразительные вымыслы с обыденностью, печаль и мягкая лирика с юмором. «Алые паруса» принадлежат к наиболее «гриновским» произведениям, в них заключены самые характерные творческие «секреты» писателя".

Арнольди, Эдгар. "Беллетрист Грин..."  // Воспоминания об Александре Грине. - Ленинград : Лениздат, 1972. - С. 278-303.

Рукопись, которую вскоре Грин передал молодым газетчикам, восхитила их своей непохожестью на то, что печатали другие газеты. «Грэй» занял весь «подвал» литературного приложения к номеру. Опубликованный фрагмент заканчивался эпизодом, в котором десятилетний мальчик нарочно обливал руку кипятком, чтобы понять страдания служанки в аналогичной ситуации, а затем тайно отдал ей содержимое копилки, чтобы та смогла сыграть свадьбу с конюхом. Как отмечал Грин, «тип рыцаря причудливых впечатлений, искателя и чудотворца» намечался в Грэе уже в детстве.

 

Иллюстрация А. А. Харшака к повести А. С. Грина «Алые паруса», 1978–1979 гг. Грей

Издатели рассчитывали доставить читателям такое же «большое, редко испытываемое удовольствие», какое получили сами от чтения гриновского произведения. Но, вопреки радужным ожиданиям, вышло всего два выпуска газеты, ­после чего она разорилась…

А вот повесть-феерия, когда в 1923 году в петроградском частном издательстве Френкеля впервые вышла в свет отдельной книжкой, имела успех. Арнольди подметил главную притягательность «Алых парусов»: казавшаяся несбыточной «мечта осуществляется не фантастически, не волею таинственного рока, а не­обычайно просто и правдоподобно», «люди сами, своими руками создают судьбу — другим и себе!».

Грин, А. Алые паруса: Повесть / А.С. Грин. - М.; Пг.: Л.Д. Френкель, 1923. - 142, [2] с.; 17,5х13 см. - 5 000 экз. - первое издание.

Книги в издательстве Френкеля выходили ориентировочно в 1923-1925 годах. О издательстве информация крайне скудна. Френкель Лев Давидович – врач, в 1910-х редактор-издатель «Гомеопатического обозрения», в 1920-х владелец «Изд-ва Л.Д.Френкеля». Доктор Лев Давидович Френкель (р.1858) главный редактор и издатель выходившего в Петербурге в начале XX века журнала «Гомеопатическое обозрение». Он вел большую частную практику, написал книги о патогенезе гомеопатических лекарств, лечение внутренних болезней гомеопатическими средствами. Доктор Френкель развивал направление «плюрализма» в гомеопатии.

 

Иллюстрация А. А. Харшака к повести А. С. Грина «Алые паруса», 1978–1979 гг. Ассоль

Ассоль — дочь простого рыбака, ставшая олицетворением мечтательности, романтичности и душевной щедрости

«Словесный портрет» Ассоль лишен точных реалистических подробностей. Мы не можем сказать в точности, какая она; иллюстратор Грина волен изобразить ее белокурой или черноволосой, с голубыми или карими глазами, придать ей любые черты лица - это ровным счетом ничего не значит, но зато они, эти черты, обязательно должны нести отпечаток особой духовности, устремленности к чуду, погруженности в мир мечты.

В. В. Харчев. Поэзия и проза Александра Грина. - С. 153  

Выбор имени героини не случаен. В 1916 году Грин впервые вводит его в рассказ «Вокруг света», а затем повторяет в 1917 году в рассказе «Враги». По-видимому, уже тогда имя Ассоль привлекло писателя своей музыкальностью и необычностью, приближающей образ героини к «Прекрасной Неизвестности». 

Свет и спокойная сила этой книги неподвластны словам, кроме тех, что выбраны самим Грином. Достаточно сказать, что это — история о чуде, которое два человека совершили друг для друга. А писатель — для всех нас…

Феерия (франц. feerie, от fee — фея, волшебница),
1) Жанр театральных спектаклей, в которых для фантастических сцен применяются постановочные эффекты. Возник в Италии в 17 в.
2) Цирковое представление с использованием различных эффектов.
3) Волшебное, сказочное зрелище.

О том, как это произведение воспринимали разные поколения читателей, лучше всего написано в книге Алексея Варламова "Александр Грин" - С.164.

Грин впервые прочел один из вариантов в Доме искусств в декабре 1920 года, и «Алые паруса» были хорошо встречены слушателями. От Шкловского известно, что «Алыми парусами» восхищался Горький и любил перечитывать своим гостям то место, где Ассоль встречает корабль с алыми парусами, ибо оно особенно трогало сентиментальную натуру Алексея Максимовича.

Критика реагировала по-разному.

В «Красной газете» писали: «Милая сказка, глубокая и лазурная, как море, специально для отдыха души». В «Литературном еженедельнике» злословили: «Грин... оставаясь верным себе, пишет все те же паточные феерии, как писал когда-то в "Огоньке"... И кому нужны его рассказы о полуфантастическом мире, где все основано на "щучьих веленьях", на случайностях и делается к общему благополучию. Пора бы, кажется делом заняться». Н. Ашукин восхищался в «России»: «Волшебство феерии сливается с четкостью жизненных образов повести, делая "Алые паруса" книгой, волнующей читателя своеобразным, гриновским романтизмом». В «Печати и революции» поэт С. Бобров не без поэтических красивостей заключал: «Видно, как автора перемолола революция, — как автор уходит в удивительное подполье, как исчезает красивость, мелкая рябь излишества, как она подменяется глубоким тоном к миру, как описание уходит от эффектов и трюков, — к единственному трюку, забытому нашими точных дел мастерами, — к искусству...» Ему же принадлежит еще одно точное замечание: «Роман этот не столько роман вообще, сколько роман автора с его книгой».

А вот два отзыва - положительный и отрицательный по воспоминаниям Юлии Первовой - друга, душеприказчика, биографа Нины Николаевны Грин.  

"Пресса на повесть Грина «Алые паруса» была невелика; однако феерию заметили. Наиболее значительной оказалась рецензия московского поэта и литературоведа Сергея Боброва:

«Александр Грин — один из самых интересных наших прозаиков...

... Эта повесть — большой связный рассказ, почти сказка, почти фантазия, но она ласкает вас своей неприкрашенной добротой, существенностью, той толерантностью к описанному, которая не заключает в себе никакого предательства. Идиллизм автора всюду и во всём, его замечания и образы — так и просятся в пример. <...> Он доходит до простоты детского автора. Это странно: бедность приема особенно обнажает содержание. <...> Это живое, это истинное — хочется думать, что Грин на этом не остановится».

В литературном приложении к «Красной газете» была опубликована статья, громящая «Алые паруса», которая заканчивалась словами: «Такова "гриновская совокупность" — его стиль, какая же это дешевая, сахарная карамель! Пора бы, кажется, делом заняться!» Автор не подписался".

Первова, Юлия Александровна (1916-2001). Две судьбы: Александр и Нина Грин. : биографические очерки. - С.147

 

1941 г. в «Литературной газете» вышла статья «Корабль без флага» с резкой критикой писателя; его обвиняли в бегстве от действительности, в том, что «у корабля, на котором Грин со своей командой отверженных отплыл от берегов своего отечества, нет никакого флага, он держит путь «в никуда». С 1946 по 1956 г. произведения писателя не издавались. Критике подвергся даже балет «Алые паруса», который с 1943 г. шел на сцене в Большом театре.

Возращение Грина к читателю произошло в начале 1960-х гг., его произведения стали изучать и печатать большими тиражами.

За что же столько поколений и народов любит эту повесть? За то ли, что "Алые паруса" входят в нашу жизнь, как нездешний сон, легкий и неуловимый, сотканный из слов, воображения и мечты. А может, «Алые паруса» — желание измученного реальностью сердца, страна в которой мы согласились бы провести свою жизнь, убежав от серых будней и однообразия скучных дней: на этих улочках просвещенного Зурбагана, в портовых тавернах Лисса, или даже в рыбачьем поселке Каперна. Вдыхать запах моря, следить за полетом чаек, встречать и провожать солнце, следя за золотой дорожкой на волнах.


«Алые паруса» — история о невозможном. О чуде, не знающем рамок и правил. «Алые паруса» - мечта о гармонии. Чтобы жестокость, трусость, равнодушие и алчность одних обязательно уравновешивались добротой, мужеством, горячими сердцами и бескорыстием других. Чтобы чистые и светлые мечты воплощались в жизнь, любовь побеждала и торжествовала справедливость. Эта гармония - в двух людях: хрупкой и нежной Ассоли, наполняющей окружающее мечтами, надеждой и верой в чудо, и мужественном и решительном Грее, готовом воплотить этот призрачный мир грез и дать ему жизнь.

И так хочется оказаться на палубе рассекающего волну «Секрета», почувствовать ветер, наполняющий его алые паруса, расправить воображаемые крылья и взлететь свободно над миром, чтобы увидеть в дымке дали смутные очертания Зурбагана.

 

Снимок сделан 20 августа 1927 года; через три дня Грину исполнится сорок семь. Где-то около этих дней он скажет: «Если есть сейчас подлинно счастливый человек, то это я самый и есть».

С 1923 года «Алые паруса» переиздавались более ста раз, были переведены на большинство европейских языков. Помимо сотни переизданий существует несколько экранизаций, балет, рок-опера, мюзикл, песни в самых разнообразных стилях. Феерия вдохновила и художников, и скульпторов.

Художников, иллюстраторов «Алых парусов», не так уж мало, наберётся больше десятка. Но удачными можно назвать далеко не все работы. Нельзя, иллюстрируя Грина, идти по проторённому пути банально-реалистической иллюстрации, тем более когда речь идёт об «Алых парусах». Рисунок с красивой молодой парочкой на фоне моря или дерева, как бы он ни был профессионален, — полный провал. Подобное издавалось ещё в советское время во многих издательствах страны и сейчас издаётся. «Алые паруса» на готовую колодку не надеть, они для этого не подходят. Почти сто лет завораживающее читателей сочинение полно такой неизъяснимой мистической прелести, что справиться с ним дано, верно, художнику с душой романтика, с чутьём, пристрастием, тягой к подобным литературным загадкам.

С иллюстрациями разных художников можно познакомиться, перейдя на лонгрид "Влекущий мир Александра Грина. Грин и его герои в творчестве художников-иллюстраторов". 

"Алые паруса" на полках Центральной городской библиотеки им. А. Грина

  1. Грин, Александр Степанович. Алые паруса : повесть, рассказы / Александр Грин. - Санкт-Петербург : Азбука : Азбука-Аттикус, 2016. - 416 с. - (Мировая классика).
  2. Грин А. С. Алые паруса ; Бегущая по волнам : [сборник] / Александр Грин. - Москва : АСТ, 2019. - 286, [2] с. - (Русская классика).
  3. Грин А.С. Алые паруса. Бегущая по волнам. Золотая цепь/ Худ. Е.В. Штанко. -Перепеч. с изд. М. : Дет. лит., 1965. - Киiв: Веселка, 1989. - 366  с.: ил.
  4. Грин А. Алые паруса : феерия / Худ. В. Высоцкий. - Перепеч. с изд. "Детская литература". -Л.: Судостроение, 1979. - 72 с. - (Библиотека приключений)
  5. Грин, А. С.  Алые паруса : феерия, романы, рассказы / А. С. Грин ; Послесл. В. И. Положий. - Киев : Радянська школа, 1985. - 445 с. : ил. - (Педагогическая библиотека. Мир в образах) (Библиотечная серия).
  6. Грин, Александр. Алые паруса : феерия / Худ. Ю. Белькович. – Симферополь : Крым, 1970. - 158 с.: ил. - (Библиотечная серия)
  7. Грин, Александр. Алые паруса : феерия / Худ. Е.В. Штанко. – Киiв : Веселка, 1981. - 64 с.
  8. Грин А. С. Алые паруса : феерия ; Рассказы : прочитай и нарисуй. – Феодосия : Арт Лайф; Коктебель, 2010. - 157 с. : ил. - (Мир Александра Грина; Вып. 2)
  9. Грин, Александр. Алые паруса. Циклы рассказов (1913-1915) : Позорный столб. Загадочные истории. Знаменитая книга. - М. : Эй-Ди-Лтд. - 479 с.
  10. Грин А. С. Дикая Роза : рассказ ; Алые паруса : феерия ; Недотрога : неоконченный роман / Александр Грин ; сост. Д. А. Лосев ; предисл. Л. М. Варламовой ; рисунки О. Н. Хейлик. - 4-е изд. - Феодосия ; Москва : Коктебель, 2017. - 128 с. : ил.

 

Что можно почитать об Александре Грине и его повести "Алые паруса" в ЦГБ им. А. Грина

  1. Бардина, Светлана Владимировна. Петербургская гавань Александра Грина. Алые паруса Невского : адреса и памятные места писателя в Северной столице / Светлана Бардина ; ред.-изд. Дмитрий Лосев ; предисл. О. Байбуртской ; коммент. и примеч. Светланы Бардиной, Дмитрия Лосева. - Феодосия ; Москва : Коктебель, 2021. - 287, [1] с., [8] л. фот. ; 21 см. - (Образы былого ; вып. 23). - Библиогр. в коммент. и примеч.: с. 253-281.
  2. Варламов, А. Н.  Александр Грин : биография (Автобиография) / А. Н. Варламов. - Москва : Молодая гвардия, 2005. - 452 с. : ил. - (ЖЗЛ). 
  3. Грин, Н. Н. Воспоминания об Александре Грине : Мемуарные очерки. Дневниковые записи. Письма / Н. Н. Грин ; Сост., подгот. текстов и примеч. Н. Ялова, Л. Варламова, С. Колотупова. - Феодосия ; Москва : Коктебель, 2005. - 400 с. : ил. - (Образы былого ; вып. 4).
  4. Жизнь Александра Грина, рассказанная им самим и его современниками : автобиографическая проза, воспоминания / Лит. ин-т им. А.М. Горького ; ред.-издатель Д. А. Лосев, сост. и подгот. текстов В. Ковского. - Москва : Издательство Лит. ин-та им. А. М. Горького ; Феодосия ; Москва : Коктебель, 2005. - 560 с. : ил. ; 21 см. - (Образы былого ; вып. 17). 
  5. Калицкая, Вера Павловна. Моя жизнь с Александром Грином : воспоминания, очерки, письма / Вера Калицкая ; ред.-изд., идея книги: Дмитрий Лосев ; сост., подгот. текста, имен. указ. и коммент. Л. Варламовой [и др.] ; предисл. Л. Ковтун. - Изд. 2-е, испр. и доп. - Феодосия : Коктебель ; Москва : ВегаПринт, 2021. - 399, [1] с. : фот. ; - (Портрет мастера ; вып. 6). - Библиогр.: с. 396-397 и в примеч.: с. 347-379. - Имен. указ.: с. 380-394. 
  6. Первова, Юлия Александровна.  Две судьбы: Александр и Нина Грин. : биографические очерки / Ю. А. Первова ; Ред.-издатель, вступ. слово Д. Лосев, сост., предисл. А. Верхман, подгот. текстов и коммент. Л. Варламова, Н. Яловая, Д. Лосев. - Феодосия ; Москва : Коктебель, 2015. - 624 с. : ил. - (Образы былого ; вып. 19). - Имен. указ.: с. 593-615. - Коммент. с.: 556-589. - Избр. библиогр. Ю. Первовой: с. 589. - Указ. произв. А.С. Грина: с. 590-592.

 

К. Богаевский. Феодосия. 1930. Бумага, акварель, итальянский карандаш

 

Статьи из периодики и сборников

  1. "Беллетрист Грин..." / Э. Арнольди // Жизнь Александра Грина, рассказанная им самим и его современниками. - Феодосия-Москва : Издательский дом Коктебель, 2012. - С. 305-327 ; Воспоминания об Александре Грине. - Ленинград : Лениздат, 1972. - С. 278-303.
  2. Харчев, Вячеслав Васильевич. Воспитание чувств: Чудо "Алых парусов". Под Алыми парусами : литературный обзор / В. В. Харчев // Поэзия и проза Александра Грина. - Горький : Волго-Вятское книжное издательство, 1975. - С. 150-255.

 Подготовила Т. Гурьева, главный библиограф ЦГБ им. А. Грина

Категория: Художественная литература | Просмотров: 799 | Добавил: Epicfails | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar