Главная » 2019 » Июль » 13 » Архитектор Н. Краснов : известный и неизвестный
15:57
Архитектор Н. Краснов : известный и неизвестный

Архитектор Н. Краснов : известный и неизвестный [Текст] : акварели и фот. / Ялтин. ист.-лит. музей ; сост. О. П. Ткачук [и др.]. - Симферополь : Н. Оріанда, 2016. - 107, [1] с. : фот.цв. - 1000 экз.

Н.П. Краснов — самый изучаемый архитектор Южного берега Крыма, о нем написаны статьи, очерки и даже монография. В представляемом альбоме впервые публикуются уникальные акварели, чертежи, фотографии и документы, находящиеся в собрании Ялтинского историко-литературного музея; фотографии ранее неизвестных построек Н. П. Краснова, не включенных им в "Список некоторых работ, исполненных по проектам и под наблюдением архитектора Н. П. Краснова в г. Ялте" 1913 года. Альбом будет интересен как специалистам, так и широкой читательской аудитории.

Удивительна биография Краснова. Ака­демик архитектуры Николай Петрович Краснов (1864-1939) относится к тем выдающимся людям, о которых мы говорим: он сделал себя сам, — подразумевая под этим, что блестящая творческая карьера знаменитого зодчего стала результатом не только заложенного в нём Богом таланта, но и его собственной огромной работоспособности и целеустремлённо­сти. В 1876 году двенадцатилетний крестьянский мальчик из села Хонятино Коломенского уезда Московской губернии поступает в одно из лучших учебных заведений страны — Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), учиться в котором, по свидетельству современни­ка, было «неслыханной честью для молодёжи 70-80-х годов». Предполагают, что помог ему в этом либо С. М. Третьяков, либо П. И. Губонин. Его прошение о поступлении в Училище живописи, ваяния и зодчества подписано так: «Крестьянский сын Московской губернии Коломенского уезда села Хонятино Николай Петров Краснов».  
В 24 года Николай Петрович становится главным архитектором Ялты и полностью «перекраивает» структуру города, в котором до него не было ни знаменитой набережной, ни городской канализации. Если его предшественники на посту городского архитектора видели Ялту как город-сад, состоящий в основном из расположенных на некото­ром расстоянии друг от друга прелестных дач и особняков (отсюда хао­тичность застройки 1870-х — начала 1880-х годов), то Краснов создавал облик курортной столицы России. Уроженец Подмосковья, он тонко про­чувствовал необычную для него специфическую атмосферу Ялты, то, что древние латиняне называли «гением места».
В последующие годы он создает по всему Крыму невероятные архитектурные сооружения, становится мастером «нарасхват», о нем говорят в высоких кругах. Архитектор, который успел поменять облик не только Ялты, но и Белграда, попасть в милость царского двора и под критику поэта Максимилиана Волошина в 1925 году. 

Ему, как и многим выдающимся и талантливым людям в результате Октябрьской революции и Гражданской войны, пришлось покинуть Крым в 1919 году абсолютно с пустыми руками и начинать все заново на чужбине. Эмигрировав с женой Анной Михайловной и дочерью на пароходе «Бермудиан» в Константинополь, затем на Мальту. По прибытии на Мальту в опросном листе для беженцев Н.П. Краснов, среди прочего, написал: «Материальное положение –  средств нет; какой труд желаете получить – по специальности; куда хотите вернуться – в Крым, когда будет спокойно». К сожалению, работы по специальности Николай Петрович на Мальте найти не смог, как не смог он и вернуться в Крым. Тем не менее, пребывание на этом гостеприимном острове оставило очень важный след в творческой биографии Краснова и помогло в полной мере раскрыться  его таланту художника. Особенно эффектной Николай Петрович находил игру света на мальтийском камне на фоне моря и неба. Все эту богатую палитру цветов он старался отразить в своих акварелях. Кисть художника запечатлела самые разные городские и морские пейзажи.

С 1922 года и до самой смерти в 1939 году архитектор Краснов жил в Белграде, в Королевстве сербов, хорватов, словенцев (с 1929 г. — Югославия), работал в Министерстве строительства, где руководил проектной группой монументальных сооружений. Краснов вошел в число ведущих архитекторов Белграда, оказавших в период между двумя мировыми войнами решающее влияние на формиро­вание нового облика столицы и её пригородов. 
В Белграде по проектам и под наблюдением Краснова построены здания двух министерств, государственного архива, театра, жилые дома, отреставрированы и построены церкви, часовни, памятники. Краснов не принял югославского гражданства, поэтому работал в Белграде по контракту, который возобновлялся каждые два года. Но это не мешало ему получать интересные и высокооплачиваемые заказы. Н.П. Краснов работал буквально до последних дней жизни. Он скончался 8 декабря 1939 года, скоропостижно, от рака легких.
Извещение об этом было опубликовано в белградской газете «Политика» от 10 декабря:

«Николай П. Краснов, архитектор Русского Царского Двора и член Русской академии архитектуры, скончался 8 сего месяца в 14 часов пополудни после тяжелой болезни». Извещение подписали дочь Ольга Хорват, внук Владимир Хорват и другие родственники. Н.П. Краснов похоронен в русском секторе Белградского Нового кладбища, юго-восточнее Иверской часовни, рядом с женой Анной Михайловной, скончавшейся в 1930 году. На могиле — большой каменный крест с надписью: «Николай Петрович Краснов, академик архитектуры. 1864—1939».


Самое известное творение архитектора - Ливадийский дворец. Заказ поступил от самого императора Николая II. Краснову предстояло создать обновленную летнюю резиденцию для царской семьи. За быструю, качественную и непревзойденную работу Н. Краснов удостоился ордена св. Владимира 4 степени, звания Архитектора Высочайшего двора, чина светского советника. Награждены и словесно обласканы были и все, причастные к обустройству и строительству дворца работники.
А затем были - Юсуповский дворец в Кореизе, дворец «Дюльбер» в Мисхоре в мавританском стиле для великого князя Петра Николаевича, двоюродного дяди Николая II, санаторий имени Императрицы Александры Федоровны «для выздоравливающих и переутомленных» в удельном имении Массандра, построен в 1915—1916 годах. За это здание 9 февраля 1917 года архитектор был удостоен титула действительного статского советника.


Проходя мимо очередного старинного здания в любом из крымских городов, вы можете смело задавать вопрос, а не приложил ли здесь свою руку Краснов архитектор? И будете совершенно правы, ведь поразительная работоспособность Николая Петровича, позволила ему за 20 лет спроектировать и отстроить порядка 60 объектов по всему Крыму. 
Не обошла вниманием талант Николая Краснова и самая богатая и известная семья дореволюционной Феодосии. Дача «Отрада» (другое название - "Виктория") была построена в Феодосии в 1912-1914 году по проекту Николая Петровича Краснова для представителя караимской семьи Крымов - Абрама Ароновича Крыма. Изначально здание «Виктории» строилось как гостевой, загородный дом. Об этом уникальном сооружении говорят, что правильнее будет сказать, что в ней выражен сам дух мышления его творца. Работу над отдельными архитектурными деталями доверили феодосийскому резчику камня Яни Фока. 

С установлением советской власти в г. Феодосия в особняке разместился лечебный корпус санатория и практически 100 лет в стенах дачи работали кабинеты терапии, грязелечебница, В период Великой Отечественной войны, здание сильно пострадало и его восстановление проводилось по проекту архитекторов Ю.Ф.Коломийченко и А.З.Коломийченко.
 

Приглашаем ценителей прекрасного познакомиться с книгой в читальный зал Центральной городской библиотеки.


 
Материал подготовила Т. Гурьева, главный библиограф ЦГБ им. А. Грина
Категория: Книги о художниках | Просмотров: 28 | Добавил: Epicfails | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar