13:29 Архитектор Высочайшего двора: Краснов Николай Петрович – творец знаменитых дворцов Крыма |
Архитектор Высочайшего двора: Краснов Николай Петрович – творец знаменитых дворцов Крыма5 декабря - 160 лет со дня рождения Н. П. Краснова (1864-1939)В Крыму Н.Краснов проработал чуть более 20 лет, 12 лет он был главным архитектором Ялты. Плодотворная архитектурная и градостроительная деятельность Николая Краснова в Крыму принесла ему известность в придворных кругах, покровительство великокняжеской семьи и лично императора Николая II. В 1911 году Краснов был пожалован званием архитектора Высочайшего Двора; в 1913 году получил звание академика архитектуры Императорской академии художеств. В списке объектов, спроектированных Красновым в Крыму, значится более 60 частных особняков, дворцовых, общественных и церковных зданий и других объектов, в том числе и знаменитая Ливадия — любимая летняя резиденция российских императоров в Крыму. Ливадийский дворцово-парковый комплекс — последнее сооружение, воздвигнутое в Российской империи для Романовых. Созданный талантом архитектора дворец и поныне привлекает к себе путешественников из разных уголков земного шара. Оставил Краснов свой след и в Феодосии: вилла «Виктория» (другое название - "Отрада") расположена на Набережной города, имеет угловое расположение на пересечении ул. Революции и проспекта Айвазовского. Согласно жизнеописанию, составленному самим архитектором,
Николай Петрович Краснов (1864-19З9) родился в крестьянской семье. Двенадцатилетним мальчиком он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Его дипломная работа была удостоена Большой серебряной медали. Краснов большое внимание уделял участию в Комиссии по реставрации Бахчисарайского дворца. В течение 10 лет он как член Комиссии безвозмездно проводил все необходимые обмеры, чертежи, снимал планы, исполнял проекты ремонта, делал фотографии дворца и старинных домов Бахчисарая, собирал по городу предметы старинной дворцовой утвари и старинного татарского быта. Результатом этой работы стали пять альбомов фотографий, рисунков, акварелей и чертежей. Собрание предметов древности Крымского ханства было размещено в одном из залов Бахчисарайского дворца. Впечатляет работа Н. Краснова в должности городского архитектора. В его обязанности входили планировка и прокладка новых улиц, строительство городских домов и санитарно-технических сооружений, архитектурный надзор за строительством частных зданий. Ялта в ту пору активно строилась и перестраивалась, забот у городского архитектора было много. Но, пожалуй, более всего талант Краснова проявился в архитектуре южнобережных дворцов. Первым великокняжеским заказом был дворец «Дюльбер», потом он строил «Чаир», «Харакс», дворцы Юсуповых в Кореизе и Коккозах, дворец графа Апраксина в Балаклаве. Каждый из этих дворцов несет свой неповторимый архитектурный образ. С 1899 года Н.П. Краснов стал заниматься только частной практикой. В это время он получил заказ от графа М. А. Апраксина на проектирование и строительство особняка в Балаклаве, названного им «Прибой». Архитектор в это время увлекался стилем Неогрек, поэтому он спроектировал дачу Апраксина, как и дворец «Чаир» в типичных образцах архитектурного направления неогрек.
Имение Чаир. 1912. Источник: https://pastvu.com/p/2036038 Дача Чаир — утраченный особняк (имение) в парке Чаир в Гаспре, построенный в 1902—1903 году архитектором Н. П. Красновым для великого князя Николая Николаевича (младшего). Известно, как имение Великой княгини Анастасии, супруги Николая Николаевича. в послевоенное время перестроен и использовался, как Госдача № 7 для высших руководителей СССР.
Дачи графа Апраксина. Балаклава. 1905-1915. Были построены в 1903–1904 гг. Для графа М. А. Апраксина в Балаклаве были возведено несколько построек - комплекс дач, и названы они были «Прибой». Одно из зданий пришлось на выход из тоннеля для подводных лодок, поэтому не могло сохраниться. Второе здание уцелело, и в 1946 г. даже разрабатывался проект его восстановления, но в итоге дачу разобрали. Основной корпус стоял на высокой искусственной террасе (она сохранилась) в виде аркады с полунишами из необработанного камня, являющейся цокольным этажом. Архитектор рационально разместил довольно большое здание дворца на ограниченном пространстве горного террасированного склона. Парадный вход находился со стороны набережной: портик с балконом, дорические колонны в сочетании с деталями и формами, характерными для рационалистической архитектуры, плоскими крышами, создавали оригинальный образ дачного комплекса. Дворец был построен из инкерманского камня. Дворец "Дюльбер" (в переводе с крымскотатарского слово «дюльбер» означает «красивый», «прелестный») в Мисхоре в 12 км западнее Ялты, стал первым комплексом, построенным Николаем Петровичем Красновым для семьи Романовых на Южном берегу Крыма.
Дюльбер. Имение В. К. Петра Николаевича. 1905 Величественный дворец был построен зодчим в мавританском стиле для великого князя Петра Николаевича Романова, дяди императора. Дворец строился с 1895 по 1897 год в крымском имении великого князя Петра Николаевича, дяди императора Николая II. Проект Краснов выполнял по эскизам, сделанным самим великим князем во время путешествий в страны Ближнего Востока и Магриба. Над входом во дворец располагалось изречение из Корана с пожеланием благополучия его владельцу. Постройка была украшена серебристыми куполами и зубчатыми трехметровыми стенами с башенками и бойницами. Родственники подтрунивали над Петром Николаевичем, мол, хочет жить «как Синяя Борода». Но именно эта крепость спасла Романовых после революции, когда им грозили расстрелом в Ялте. Под руководством матроса Филиппа Задорожного члены императорской семьи держали оборону весь 1918 год. И 11 апреля 1919 года на британском крейсере «Мальборо» 18 оставшихся Романовых навсегда покинули родину. Однако самым значительным заказом и настоящей творческой удачей был Большой Императорский дворец в Ливадии. Ливадийский дворец – летняя резиденция императора Николая Второго и его семьи - был построен в рекордные сроки (с 1909-1911 гг.). Дворец построен в стиле итальянского Ренессанса; этот стиль в дореволюционном искусствоведении именовался «нежным».
Внутренний двор. Восточный фасад Ливадийского дворца. Акварель П. Краснова Источник: Архитектор Н. Краснов: известный и неизвестный : акварели и фотографии / Ялтин. ист.-лит. музей Дворцовый комплекс, парк, здания, украшенные резьбой по мрамору, скульптуры, интерьеры комнат, парадные залы — все они были созданы за 17 месяцев. Официальная сдача и освящение дворца состоялась 14 сентября 1911 года. Архитектор «угодил всем, даже горничным». При создании Ливадийского дворца Н. П. Краснов проявил незаурядные инженерные способности. Сохранились архивы строительных работ.
Общий вид Большого (Белого) Дворца с Восточной стороны. 1911 год. Фотограф - Семенов И. Источник: https://pastvu.com/p/1725971 Участники строительства имении «Ливадия» были отмечены Министерством Императорского Двора за высокий уровень исполнения царского заказа. Более всего чествовали, как выразился Николай II, самого «виновника торжества» — архитектора Краснова.
Ливадийский дворец. 1911. Фотограф - Ягельский А. Звания, награды, почетные назначения последовали одно за другим. 5 октября 1911 года Н. П. Краснов был пожалован в Архитекторы Высочайшего Двора и награждён орденом Св. Владимира 4-й степени, 6 декабря того же года причислен к Главному Управлению Уделов с возложением затем на него «технического наблюдения за всеми строительными и мебельно-обойными работами во дворцах и прилегающих к ним постройках», которые планировались в последующие годы в Ливадии. В октябре 1913 года ялтинский зодчий избирается Петербургской Академией художеств академиком и утверждается в чине надворного советника. Вилла "Ксения" в Симеизе, построенная по заказу жены богатого помещика Варвары Чуйчевич в 1911 году. Дачу в модном на то время Симеизе она назвала в честь своей внучки. Вилла «Ксения» была оформлена в стиле «шотландского шале» возведенного в духе так называемого северного модерна с элементами готики. Об этом свидетельствуют высокие конусообразные крыши, шпили, серая штукатурка, имитирующая грубую каменную кладку как в средневековых замках. и здесь, также как в Хараксе, Краснов попытался оживить этот суровый стиль некоторыми южнобережными деталями. К примеру, один из фасадов здания усеян террасами, лоджиями и широкими светлыми окнами.
Почтовая карточка изд. С. Сиямиди, Новый Симеиз Дворец в имении Харакс - "рационалистическая" архитектура позднего модерна в Гаспре - проект усадебного комплекса "Харакс" Николая Краснова для семьи великого князя Георгия Михайловича Романова. Краснов получил этот заказ в 1904 году.
Дворец в имении Харакс Великого князя Георгия Михайловича. Акварель Н. Краснова Источник: Архитектор Н. Краснов: известный и неизвестный : акварели и фотографии / Ялтин. ист.-лит. музей Заказчица Мария Георгиевна Романова - была истинной англоманкой. Краснов старался учитывать пристрастия клиентов. Но при этом смог увильнуть от реплики модных в то время "английских коттеджей" викторианским духом, и назвать свою работу по итогу дворцом в "шотландском вкусе". Здание сложили из традиционного на ЮБК стройматериала - мраморовидного известняка мозаичной кладки, но покрыли при этом английской яркой рыжей черепицей. Сложившийся контраст при сочетании этих материалов создал декоративный эффект виллы. Оригинален не только стиль дворца и хозяйственных построек при нем. В усадьбе ощущается неразрывная связь архитектуры с ландшафтом, умелое включение в объемно-пространственную композицию местных и экзотических растений, а также остатков сооружений древних римлян. Археологические раскопки в этой местности практически совпали по времени с возникновением идеи загородного дома, поэтому великим князем для него было выбрано одноименное название - "Харакс". Николаю Краснову удалось создать уютный романтический дом на 40 комнат, без аристократической роскоши, репрезентативность и комфорт которого были рассчитаны на загородное жилище и временность пребывания.
Вилла "Харакс". Вид на флигель. 1900-е. Фотограф - Коган Семён Яковлевич На вершине живописного мыса Плака стоит удивительный и очень красивый замок — Дворец княгини Гагариной — памятник вечной любви. История поместья начинается еще в первые десятилетия XIX века, когда на мысе Плака была построена усадьба таврийского губернатора А. М. Бороздина. Здесь построили дворец в стиле ампир, с уютными комнатами и большой библиотекой. Вокруг дворца был разбит парк. В имении гостили П. И. Сумароков, А. С. Пушкин, А. С. Грибоедов, Адам Мицкевич, В. А. Жуковский.После смерти Бороздина имением владела его дочь Мария, затем её второй муж — генерал-лейтенант князь Александр Иванович Гагарин (адъютант графа М. С. Воронцова). В 1857 году хозяйкой поместья становится вдова князя Гагарина - грузинская княжна Анастасия Давидовна Орбелиани-Гагарина. На протяжении многих лет она ничего не меняла в облике усадьбы, но уже в возрасте семидесяти лет захотела построить новый дворец. Проектирование дворца, домовой Александро-Невской церкви и винных погребов и надзор за строительством выполнил архитектор Н. П. Краснов. Знаменитый архитектор сам приезжает в Кучук-Ломбат, выбирает место для дворца, следит за ходом строительства. Таким образом в 1902-м году архитектор Краснов приступил к выполнению заказа. Материалы завозились в основном из-за границы: облицовочная керамическая плитка и мрамор для лестниц — из Италии, венецианские стекла — из Франции, черепица — из Германии. Каменотёсы, столяры, плотники, облицовщики были привезены из разных областей России. Строительство закончилось в 1907 году, в год смерти княгини. Замок, выполненный в стиле модернизированной древнегерманской архитектуры, удивительным образом вписывался в окружающую его природу. Здание спроектировано из расчёта на круговой обзор, поэтому все фасады тщательно отделаны. Основание стен и фундамент выполнены из диорита – камня твёрже гранита, доставляемого в Кучук-Ламбат на барже и волами от места его добычи у Аю-Дага. Дворец Гагариной в Кучук-Ламбате. 1907-1910 Строение с красной крышей украшают многочисленные угловые башенки, острые шпили. На внешних стенах можно заметить золотистую керамическую итальянскую плитку. Что интересно, ни одна из сторон постройки не повторяет другую. В советское время во дворце располагался санаторий работников торговли. В настоящее время в нем размещается административный корпус санатория «Утёс».
Бланк почтовой открытки 1959 года. Заказ 10.1.59. В начале ХХ столетия самый модный и успешный архитектор своего времени становится и любимым архитектором самого богатого россиянина – Феликса Юсупова. В частности именно для последнего Николай Краснов проектирует два имения: в Кореизе и в Коккозе (ныне с.Соколиное Бахчисарайского района). В 1909 г. архитектор перестроил «Розовый дом» в имении Кореиз. С тех пор его называют не иначе, как Юсуповский дворец.
Кокоз. Имение князя Ф. Ф. Юсупова, 1912 В 1908-1910 годах на юго-западной окраине деревни Коккозы (ныне — Соколиное Бахчисарайского района Крыма) возник целый загородный дворцовый комплекс князя Ф. Ф. Юсупова-старшего, графа Сумарокова-Эльстона: Охотничий дворец, мечеть, караван-сарай (постоялый двор). Н. П. Краснов, ориентируясь на стиль модерн, выбрал его восточный вариант, связав его с местной крымскотатарской архитектурой, навеянного образом Бахчисарайского ханского дворца. Архитектор в течение десяти лет участвовал в работе комиссии по реставрации Ханского дворца в Бахчисарае. Возглавлял комиссию великий князь Петр Николаевич Романов. Н.П. Краснов выполнял обмерные чертежи, эскизы деталей, фонтанов, собирал предметы национального быта и утвари, фотофиксировал татарские жилища. Итогом кропотливой работы комиссии стали пять альбомов. В декоре Охотничьего дворца, парковых композициях, фонтанах зодчий использовал местные сюжеты из татарских легенд. Единственный проект Краснова в Феодосии – вилла «Виктория» (другое название - "Отрада") расположена на Набережной города, имеет угловое расположение на пересечении ул. Революции и проспекта Айвазовского. Возведение особняка началось в 1912 году для одного из представителей караимского купеческого рода Крымов. Двумя годами ранее по проекту Пискунова для семьи Крымов возведены дачи "Милос", "Вилла" и "Флора". Владелец дачи "Виктория" - Абрам Аронович Крым - об этом есть запись в биографическом справочнике Кто был кто в Феодосии и Феодосийском уезде, включая гостей. 1783 - 1-я треть XX в. : опыт биографического справочника / сост.: В. П. Купченко, Р. П. Хрулева. - Москва : Азбуковник, 2018. - С. 317:
Этого же владельца дачи называет архитектор Ю. Коломийченко в статье, опубликованной в газете "Победа" 6 октября 1988 года:
В книге Коломийченко, Юрий Федорович. Феодосия. История и память : очерки, статьи, воспоминания / Юрий Коломийченко ; сост., предисл., подгот. текстов и коммент. Дмитрия Лосева. - Феодосия ; Москва : Коктебель, 2020. - С. 78, владение приписывается уже другому Крыму - Соломону Крыму, премьер-министру Крымского краевого правительства в 1919 г., богатому латифундисту, агроному, филантропу, инициатору создания и директору первой общественной библиотеки Феодосии. В книге Караимы Феодосии: история, религия, культура / ред. и сост.: В. А. Ельяшевич, Б. М. Кизилов. - Симферополь ; Феодосия : Таврида, 2018. - С. 322-323, в списке "Караимы Феодосии в переписи населения 1920 г.) по проспекту Ленина (Екатерининский проспект) в списках владельцев домов Соломон Крым не значится, зато есть:
Строительство здания было закончено в 1914 году, дату подтверждают римские цифры на фасаде дачи. Весь участок, через сложный рельеф огорожен забором из плотного известняка - ракушечника, что само собой является украшением, а так же выполняет функции подпорной стены. Главный корпус - двухэтажное здание с подвалом и мезонином, сложное в плане и в архитектурно - пространственном решении объема. В оформлении дачи использованы мотивы романского зодчества, но безордерность, асимметричная компоновка масс, свободное размещение на фасадах новаторски трактованных архитектурных деталей дают основание рассматривать ее как образец творческого поиска в духе нового направления в архитектуре начала XX века — стиля модерн. Благодаря пропорциональному соподчинению разновеликих архитектурных элементов и стилевой гармонизации декора асимметрично расположенные фасадные плоскости и объёмы образуют единое целое. Главным фасадом здание обращено в сторону проспекта и набережной. Отличительной особенностью, определяющей архитектурный облик главного корпуса, является обильное применение лепного декора, включающего в себя элементы традиционных орнаментов Крымского Средневековья, мавританские мотивы.
Феодосия. Дача "Виктория" Арочные проемы различного абриса, рустованная кладка, изысканная лепнина с геометрическими и цветочными орнаментами, полы и стены, что особенно важно в жарком климате, облицованные керамической плиткой. Акцентом южного и восточного фасадов является терраса с балконом, арки которой опираются на изящные колонны. Оконные проемы фасадов главного корпуса оформлены с использованием колонн - импостов, декорированных лепниной наличников и сандриков, портал главного входа украшен профилированным наличником с геометрическим орнаментом. Благодаря мастеру-каменщику Яни Фока, приехавшему из Константинополя (Стамбул до 28 марта 1930 года) в Феодосию в поисках заработка, особняк ”Виктория” и имеет настолько грандиозный, впечатляющий вид. На главном фасаде планировали разместить мозаику с панорамой Феодосийского залива. Ее заказали на специальной фабрике в Италии, заплатили огромные деньги, сделали, погрузили заказ на корабль и начали перевозить в Феодосию. Шел 1914, Первая мировая война. Корабль затонул, подорвавшись на мине. Поняв, что повторить панно уже не удастся по многим причинам, решили заменить мозаику красно-белой плиткой в шахматном порядке. Дача Виктория выстроена в стиле средневековой испано-мавританской архитектуры с обилием лепнины, резьбы по камню. Работы по камню выполнил феодосийский мастер Яни Фока. Орнамент включает в себя элементы традиционных орнаментов крымского Средневековья. Основная часть отделки пришлась на 1914 год. Но после начала Первой мировой войны, в сентябре рокового для России года, заказчик расторгнул контракт с архитектором и все средства, запланированные на окончание строительства виллы, направил на помощь семьям погибших и лечение раненых во время войны крымских солдат. Дачи на Екатерининской набережной после окончания Гражданской войны были национализированы, и в 1921 году в них открыты санатории для рабочих, крестьян и детей. На вилле "Виктория долгое время располагался один из корпусов санатория "Восход".
Фото из книги "Город 25 веков" Издательство "Крым" 1971 г.
Дача "Виктория", 1930-е годы В период Великой Отечественной войны, здание сильно пострадало. В частности, была полностью уничтожена башня.
Дача Виктория во время оккупации. 1942-1943 Фото из книги О.Н. Ольховатского о феодосийском санатории Министерства обороны и об истории Феодосии "Добрый приют. Прошлое и настоящее". - С. 201
Восстановление проводилось по проекту архитекторов Ю. Ф. Коломийченко и А. З. Коломийченко. В тяжелейших условиях послевоенной разрухи, при отсутствии оригинальных чертежей и дефиците средств Юрий Фёдорович и его коллеги совершили трудовой подвиг: за три года восстановили красивейшее здание Феодосии. Дача "Виктория". Лечебный корпус санатория "Восход". 1974 В настоящий момент находится вилла "Виктория" находится в стадии реконструкции и ремонта. В перспективе (2026 год) - реализация музейно-выставочного проекта «Дворец Черного Моря».
Вилла "Виктория" в настоящее время. Источник: https://obshe.net/posts/id6586.html В апреле 1919 года Николай Петрович, его жена Анна Михайловна, старшая дочь Ольга с мужем Леонидом Хорватом и маленьким сыном Владимиром, младшая дочь архитектора Вера покинули Крым. Три года семейство провело на Мальте, а в 1922 году перебралось в Белград. С 1922 года и до самой смерти в 1939 году архитектор Краснов жил в Белграде, в Королевстве сербов, хорватов, словенцев (с 1929 г. — Югославия), работал в Министерстве строительства, где руководил проектной группой монументальных сооружений. Он скончался 8 декабря 1939 года в возрасте 75 лет от рака легких. Его похоронили в русском секторе белградского кладбища, рядом с женой. Извещение об этом было опубликовано в белградской газете «Политика» от 10 декабря:
7 августа 2015 года на набережной Ялты был открыт памятник архитектору. Памятник представляет собой фигуру Николая Краснова в полный рост, отлитую из бронзы, с папкой в руке. Автор проекта памятника - скульптор Сергей Никитин. Читайте в Центральной городской библиотеке им. А. ГринаКниги
Статьи
Подготовила Т. Гурьева, главный библиограф |
|
Всего комментариев: 0 | |