13:36 "Читаете ли Вы беллетриста Горького? Это несомненный талант" |
"Читаете ли Вы беллетриста Горького? Это несомненный талант"К 155-летию со дня рождения Максима Горького
Анненков Ю.П. (1889 - 1974). А.М. Горький. 1920. Карт., м., гуашь, белила. На портрете-коллаже Максим Горький предстает таким, каким его запомнил Юрий Анненков в первые годы после революции: задумчивым и подавленным. «Сумрачное, скомканное лицо — молчит. Но говорят три еще вчера прорезавшиеся морщины над бровью» — так описал портрет писателя близкий друг Анненкова Евгений Замятин. Изломанный красный ромб на портрете — единственная цветовая доминанта. Лозунг «Да здравствует РСФСР» превращает его в революционное знамя — главный символ наступивших перемен. Приметы времени вытесняют писателя на портрете: стрелы башенных кранов будущей «большой стройки», соборные купола с пробоиной, наступающая толпа с плакатами. Азиатская статуэтка — аллегория на Синьхайскую революцию 1911 года: Горький следил за событиями в Китае, коллекционировал предметы китайского искусства. Юрий Анненков — живописец, график, художник-авангардист. Героями его работ становились культовые фигуры Серебряного века, они же появлялись на страницах автобиографической книги «Дневник моих встреч». Юрия Анненкова и Максима Горького связывало давнее знакомство, однако сблизились они после революции 1917 года, когда Горький стал фактически главой творческой интеллигенции, а Анненков — известным художником. ____________________________________ Алексей Пешков, более известный под псевдонимом Максим Горький, прожил необычную жизнь. Начав писать в 20 с небольшим лет, он мгновенно превратился в живого классика и обрёл такую прижизненную славу, какой не имел ни один русский писатель. Он был самым издаваемым автором советской эпохи, поэтому неудивительно, что его 5 раз номинировали на Нобелевскую премию по литературе. Литературная деятельность Максима Горького продолжалась более сорока лет — от романтической «Старухи Изергиль» до эпической «Жизни Клима Самгина». Его имя увековечено в тысячах памятников, улиц и других объектов в пределах бывшего Советского Союза. Его именем ещё при его жизни назвали город, в котором он родился. Такой чести не удостаивался ни один писатель. На похоронах писателя урну с его прахом нёс лично Сталин. Не сосчитать диссертаций и монографий, посвященных «жизни и творчеству» «классика пролетарской литературы». И. А. Груздев не столько литературовед в строгом смысле слова, а прежде всего биограф. И как биограф Горького он до сих пор не имеет ни соперника, ни смены себе, ни замены. Груздев И. Горький. - Ленинград : Художественная литература, 1938. - 116 с.Груздев Илья Александрович родился в 1892 году в Петербурге. Начал печатать статьи в 1920 году в "Жизни искусства", "Книге и Революции" и других изданиях. В 1925 году вышла книга "Максим Горький" (по новым материалам), в 1926 году - "Жизнь и приключения Максима Горького". В последующие годы напечатаны книги: "Максим Горький (жизнь и работа)", "Современный Запад о Горьком", "Горький" (География), "Горький и его время", "Короленко и Горький", "Горький и фашизм". По сценариям И.Груздева поставлены фильмы "Детство Горького" и "В людях". Эта биографическая работа Груздевым была написана для последнего (25-ти томного) собрания сочинений М.Горького в 1932 году. В настоящем издании она пересмотрена и дополнена главой, написанной после кончины Алексея Максимовича (1936). Груздев, Илья Александрович. Горький и его время. 1868-1896. - 3-е изд., доп. - Москва : Гослитиздат, 1962. - 700 с.Сложностей и противоречий горьковской жизни хватило бы с преизбытком на десятки неординарных судеб. Чего стоит одна лишь, правда, сквозная сюжетная линия «большевики – Горький» (приятие «левых» коммунистов – конфронтация с ними – примирение и восхваление их). Представления о нем менялись за последние несколько десятилетий уже несколько раз, от официозного возвеличивания через полное "ниспровержение с пьедестала" до того, что, как написано в Википедии, Горький - это "один из самых значительных и известных в мире русских писателей и мыслителей". Мы пеняем Горькому соглашательство с диктатурой Сталина, поездку на Соловки и организацию коллективного писательского сборника о строительстве Беломорско-Балтийского канала. Адекватное воспроизведение феномена Горького нужно как нам, так и остающемуся с нами своими книгами Горькому. 12 (24) сентября 1892 года, в Тифлисе в N 242 ежедневной газеты "Кавказ" был напечатан рассказ "Макар Чудра" неизвестного автора, скрывшего имя за псевдонимом "М. Горький". "М. Горький", а не "Максим Горький". "Максим" появится позднее на сборниках публицистических статей. Как писатель он предпочитал именовать себя М. Горьким. Рассказ "Макар Чудра" - это, конечно, не просто романтическая история о любви двух цыган - Лойко и Радды, но и философская притча о том, как человек может быть счастливым и может ли он быть счастливым вообще.Вскоре молодой автор завоевал неслыханную популярность. В 1898 – 1899 годах вышли три тома «Очерков и рассказов», сделавших Горького знаменитым. Небывалый успех привлёк внимание переводчиков. В первые годы XX века произведения Горького были изданы в Англии, Германии, Франции. Крупнейшие русские писатели приветствовали молодого автора. О Горьком хорошо отзывались Лев Толстой и Чехов. Большую роль в судьбе Горького сыграл Короленко. Горький, Максим. Крымские эскизы : Рассказы, очерки, воспоминания / [Предисл. В. Вихрова] ; [Ил.: В. В. Кузьменко]. - Симферополь : Таврия, 1972. - 271 с., 5 л. ил. : ил. - (Б-ка "Таврия").Буревестник революции впервые попал на полуостров в 1891 году, причем не как писатель, а как «нижегородский цеховой малярного цеха» Алексей Пешков. 23-летний Алексей Пешков оказался в Крыму во время своего «хождения по Руси». К тому времени он уже прошёл Поволжье, Дон, Украину, Молдавию. В центральных губерниях России был голод, и в Тавриду в поисках заработка устремились тысячи людей. Это первое и, пожалуй, самое необычное путешествие будущего писателя по Крыму началось от Перекопского перешейка, дальше следовали Симферополь, Бахчисарай, Севастополь и Балаклава, а оттуда Пешков отправился на Южный берег Крыма – в Алупку, Ялту и Алушту. Затем берегом моря он добрался до Феодосии, пересёк Керченский полуостров и через пролив переправился на Тамань. "В 1891 году на строительство феодосийского порта «в чаянии зашибить деньгу» пришел 23-летний Алексей Пешков. Самому писателю на постройке порта поработать не удалось. Желающих и без него хватало", - пишет в историко-краеведческом очерке "Феодосия" В.Балахонов. В общей сложности в тот год Пешков пробыл в Крыму около месяца.
А в 1897 г. Горький приехал в Крым уже известным писателем, и провёл здесь два месяца – август и сентябрь. В 1899 году он приехал в Ялту – и именно там познакомился с Чеховым, Буниным, Маминым-Сибиряком. В 1900 году Горький снова в Ялте – в этот приезд он познакомился и подружился здесь со многими артистами МХТ. В 1901—1902-м Горький живёт в Крыму и пишет пьесу «На дне». В 1905 году писатель снимает дачу в Чухурларе (район Ялты) – и здесь начинает писать свою знаменитую «Жизнь Клима Самгина». В июне 1916 года он снова приезжает в Крым, в Форос, где в это время отдыхал Шаляпин. Здесь Горький работал над биографической книгой Шаляпина «Страницы моей жизни». Замысел рассказать о своей жизни возник у певца ещё в 1909 году. Горький предложил свою помощь. Шаляпин хотел, чтобы Горький немного отдохнул, и под предлогом работы над воспоминаниями уговорил его приехать в Форос. Крымские впечатления писателя легли в основу его рассказов "В степи", "Два босяка", "Мой спутник", "Коновалов", "Песнь о Соколе", "Хан и его сын". В 1897 году Горький пишет рассказ о трех голодных бродягах "В степи". Обостренный интерес к фигуре босяка Горький так объяснял в статье «О том, как я учился писать»:
В связи с образами босяков в критике с начала века и до сих пор обсуждается вопрос о «ницшеанстве» Горького. Уже в 1890-х годах Н.К. Михайловский заметил, что Ницше со всем своим нравственно-политическим учением не был чужим среди философствующих босяков Горького. Действительно, некоторые персонажи этих горьковских рассказов живут «по ту сторону добра и зла», по законам ницшевского индивидуализма. В основу рассказа «В степи» положен реальный факт, который сообщил писателю «сосед по больничной койке». Повествование начинается с представления трёх «случайных товарищей»: солдата, студента, рассказчика, а образ степи становится своеобразным мерилом нравственности каждого из них. По мере развития сюжета образ степи, молчаливого участника событий, меняется. В дела человека вмешивается закон природы - вечер и ночь сменяются утром: утро открыло тайну преступления. В 1905 году Горький вступает в РСДРП и вскоре покидает Россию. Ленин был очень рад, добившись внимания Горького. Влияние писателя на молодёжь и вообще читающие круги было невероятным. Его "Песнь о буревестнике" фактически стала гимном революции 1905 года. Он был не только одним из спонсоров партии, но и посредником между революционерами и богемой.
"Старуха Изергиль" - классика «раннего Горького», итог его первых литературных исканий. Суровая притча, страшная сказка, излюбленный (в системе Горького) конфликт Прометея как с Зевсом, так и с хищными птицами. Это новая литература для того времени. Первый импульс к созданию рассказа Горькому дало его путешествие по Бессарабии, совершённое в 1891 году. Именно в этот далёкий южный край писатель и перенёс события своего произведения. В основу рассказа легли и личные переживания автора, его мысли о роли человека в мире и его нравственном долге перед собой и окружающими. Творческая история рассказа «Старуха Изергиль» началась в 1894 году: именно тогда он был написан, а затем и опубликован в «Самарской газете» в 1895 году. Сам Горький до конца жизни считал именно «Старуху Изергиль» свои величайшим творением.
В 1910 году Максим Горький сочинил драматическую пьесу «Васса Железнова», которая вошла во все изданные собрания его произведений под названием «Мать». "Васса Железнова" - более прозорливой книги (не говоря о пьесах) о русском капитализме не существует. Беспощадная пьеса. Ее даже в наше время побаиваются ханжи. Легче всего повторять расхожую истину, что за каждым крупным состоянием стоит преступление. Начало ХХ века. Стрелка – слияние Оки и Волги, бескрайние заволжские дали, пароходы на рейде… Гружёные товарами десятки судов деловито идут вверх и вниз по реке, преодолевая сотни километров речного пути. Совсем скоро товар превратится в сотни и тысячи монет, а пока лишь судовладельцы знают, что за сокровища хранятся в их трюмах. И одна из них – Васса. Первая постановка «Вассы Железновой» была представлена зрителям на сцене театра Корша ещё до революции. Сам М. Горький называл первый вариант «пьесой о матери». В сочинении автора показана семейная драма, в которой нет ни правых, ни виноватых. Это рассказ о трагедии в семье, где царит нажива, обман, измены, убийства. Прототипом главной героини по легенде была вдова купца и пароходчика в Нижнем Новгороде Мария Капитоновна Кашина (1857-1916 г). После того как в 1910 году в свет вышел первый вариант пьесы, писатель не успокоился на достигнутом. Спустя 25 лет, Максим Горький переписал пьесу, где акцент материнства был приглушен темой политического реализма и классовой борьбой между молодой революционеркой Рашель и богатой промышленницей Вассой. Во втором варианте сюжет и герои были несколько изменены, но идея материнства все ровно является главной в пьесе. В 1935 г. на сцене МХАТа шла постановка произведения. Максим Горький, находясь в Крыму, отправил режиссеру И. Н. Берсеневу телеграмму с просьбой временно приостановить театральные представления. Новый вариант «Васса Железнова» вышел в свет в 1935 году и обрел популярность. Благополучие дома Вассы построено на преступлении. Средней руки купчиха Васса Железнова, избавившись от мужчин в лице деверя (брата мужа) Прохора, который стремился разделить имущество и забрать свою часть капитала, а также слабого и больного сына Павла, в конце «царит» в окружении близких ей женщин — дочери Анны и невестки Людмилы. В финале Васса, крупная судовладелица, скоропостижно умирает, иными словами — уходит с исторической сцены. И будущее остается за ее невесткой, революционеркой Рашелью (в первом варианте этого персонажа нет). Первая редакция хоть и входила в собрание сочинений Горького, но была не слишком известна. Конечно, можно сказать, что Горький сделал вторую редакцию в 1935 году, когда социализм не только победил, но и сумел удержать свои завоевания. В СССР второй вариант пьесы часто ставили в театрах, по нему снимали фильмы. Живописать же пороки Горький умел как никто. Актрисам играть ее неимоверно интересно. Некоторые даже ухитряются оправдывать эту убийцу. Вера Пашенная, Фаина Раневская, Нина Сазонова, Инна Чурикова, Татьяна Доронина - Вассу играли актрисы, которым поклонялся театральный мир. Первой показала её на сцене Фаина Раневская. Васса Железнова стала одной из самых значимых ролей знаменитой актрисы. Премьера пьесы Горького состоялась на сцене Центрального Театра Красной армии 5 июля 1936 года, через две недели после смерти её автора. Для постановки театр выбрал новый, только что законченный Горьким вариант пьесы. Исправленная автором через 25 лет после написания, она стала другим произведением – с другими героями, ситуациями, характерами. Васса Петровна даже сменила в ней имя, став Вассой Борисовной, и из купчихи превратилась в дочь владельца пароходства. А борьба за наследство Железнова сменилась борьбой за честь семьи – за единственного наследника, способного стать продолжателем старинного дела. Фаина Раневская в роли Вассы Железновой. Рисунок Владимира Руднева (Тихомирнова)
В 1982 году вышел знаменитый фильм Глеба Панфилова «Васса» с Инной Чуриковой в главной роли. У него также отсутствовал купеческий антураж, который он заменил на европейский ар-нуво с лифтом, электричеством и телефонами. Вместо расписных платков – меха, вместо телеги – «Пежо». Получился фильм о предчувствии капитализма и тоске по «русской Европе». В 1899 году в газете «Жизнь» опубликовали «Фому Гордеева». Повесть прославила Горького: рецензии на нее появились в ведущих журналах России, в Петербурге организовали конференцию по творчеству писателя, а Илья Репин написал портрет Горького.
Илья Ефимович Репин – Портрет М. Горького, 1899
В Нижнем Новгороде Максим Горький занялся общественной деятельностью: устраивал благотворительные вечера, новогодние елки для детей бедняков. Писатель постоянно находился под надзором полиции, поскольку не переставал общаться с революционерами. Роман «Фома Гордеев» считается первым масштабным сочинением Максима Горького. Впервые напечатано в журнале «Жизнь», 1899, томы: II, III, IV, VI, VII, VIII, IX, февраль-апрель, июнь – сентябрь, с подзаголовком «Повесть». Отдельным изданием повесть вышла в 1900 г. с посвящением А.П.Чехову в издании «Библиотека «Жизни», номер 3. Начало работы над повестью относится к 1898 г. Творческий замысел А.М.Горький раскрыл в письме к С.Дороватовскому в феврале 1899 г.:
Произведение повествует о молодом человеке, которому в наследство достались состояние отца и фамильное дело. В попытках продолжить деятельность и увеличить капитал, который принесли труды его отца, Фома, бунтарь и мечтатель, предполагает, что счастье измеряется не в деньгах. Поиск собственного места в жизни дается главному герою нелегко. Утешением для него становятся пьянство, загулы и нелепые выходки. Традиции творчества Максима Горького сыграли важную роль в создании романа Джека Лондона "Мартин Иден" (1909). Вероятно, именно в этом романе американский писатель ближе всего подошел к тому идеалу искусства, который он видел в творчестве советского писателя. Еще в 1901 году, в пору своего мужественного движения вперед, в пору овладения писательским мастерством, он писал в своей рецензии на американское издание повести "Фома Гордеев". Обращаясь к главному герою повести - Фоме Гордееву, Лондон предупреждает, что для большинства буржуазных читателей действия и поступки Фомы Гордеева могут остаться непонятными, что они не поймут его стремлений, его мятежных мыслей:
Первый роман Горького «Фома Гордеев» (1899 г.) получил широкое отражение в советской книжной графике. В 1925 г. один из крупнейших русских художников Б.М. Кустодиев выполнил рисунок для обложки романа. В 1933 г. известный советский график В.М. Конашевич создал серию иллюстраций, включающую портреты и композиционные рисунки. В 1948-1949 гг. Кукрыниксы создают серию блестящих иллюстраций, в которых прослеживается весь жизненный путь литературного героя, становление характера Фомы Гордеева, его отношения с людьми, его тоска и нарастающий протест. Кукрыниксы – творческий коллектив художников М.В. Куприянова (1903-1991), П.Н. Крылова (1902-1990) и Н.А. Соколова (1903-2000), получивший широкую известность благодаря своим политическим карикатурам и книжной иллюстрации. В иллюстрациях к «Фоме Гордееву» Кукрыниксы, по их собственным словам, «ушли от карикатурности» и создали глубокие и убедительные образы главных героев. В заставках и концовках глав Кукрыниксы проявили себя как мастера пейзажа. Волжские берега, спуски, торговые ряды – всё это создаёт прекрасное сопровождение, передаёт атмосферу волжского города.
Роман с иллюстрациями Кукрыниксов был выпущен в 1950 году издательством «Детгиз». В мае 1958 года А.Н. Бенуа писал Кукрыниксам из Парижа:
"Жизнь Матвея Кожемякина" (1910-1911) Максим Горький писал, находясь в эмиграции, в Италии. Произведение считается "повестью", хотя объём вполне тянет на роман, не говоря уж о его содержании: описание жизни отдельно взятого человека из "среднего слоя", через которого писатель раскрывает вообще быт небольшого русского города на рубеже ХIХ и ХХ веков. Образ Матвея находится в стороне от галереи героев Горького. В дооктябрьской критике окуровский цикл получил положительную оценку, а в советское время произведения «трудного» десятилетия были преданы забвению, оказались в «опале». Причины такого отношения к окуровским повестям были заключены в том, что в них не видели «активного», то есть идеологически подходящего, героя с пробудившимся революционным сознанием. Осмысление событий первой русской революции обратило Горького к пристальному и всестороннему исследованию уездной России, малоподвижных пластов российской действительности, психологии мещанства. Летописцем этой жизни выступает Матвей Кожемякин. "Жизнь Матвея Кожемякина" - "семейный" роман о тёмной, грубой жизни тогдашнего населения, не интересующегося ничем, кроме пьянства, разврата, насилия и лжи. Горький создал своеобразную "энциклопедию образов". Кого только мы не увидим среди многочисленных героев книги! И нищие, и купцы, и мещане, и политические ссыльные... По поводу «Городка Окурова» М. Горький 18 августа 1911 г. писал П. X. Максимову, основателю Союза писателей Дона:
Матвей Кожемякин – сын окуровского купца Савелия Кожемякина. Его отец - человек дикий и дремучий, тиран и самодур. Матвей рано потерял мать, потому что у таких людей, как его отец, жёны долго не живут. Матвей знал о матери, что она вроде бы однажды ушла со двора и больше её никто никогда не видел. Вроде бы Окуров - не Москва, где можно выйти из дома, раствориться в толпе и исчезнуть, но вот она исчезла. Отец называл Матвея сыном монашки, из этого можно сделать вывод, что мать Матвея ушла в монастырь. Видно, любой, даже самый строгий монастырский устав был легче, чем жизнь с Савелием Кожемякиным. Матвею также с отцом приходилось несладко, однако отец и сын по-своему любили друг друга. А потом старший Кожемякин привел в дом молодую мачеху, которую тоже мучил и тиранил. Однажды он уехал из дома в длительную деловую поездку, и двое молодых людей стали любовниками, что привело к цепочке трагических событий... В повесть включены отрывки из записок Матвея Кожемякина, ставшего окуровским мудрецом, философом и летописцем, и это образцы горьковской совершенно замечательной стилизации. Отдадим дань и поэтическому дару писателя, его прекрасному русскому языку в этой повести:
Горький М. Жизнь Матвея Кожемякина. Иллюстрации художника Д. Шмаринова.
Осенью 1901 года молодой писатель Максим Горький поделился с писателем, великим и всемирно знаменитым Львом Толстым своей затаенной мечтой о семье русских купцов-фабрикантов, вырождающейся из поколения в поколение. Как вспоминает Горький, он стал даже дергать его за рукав, уговаривая:
Горький принял совет Толстого. Он последовал этому совету даже в том смысле, что действительно «кратко написал большой роман», то есть создал произведение, по объему равное небольшой повести, а по глубине и охвату жизненных событий — огромному роману. Только вот сделал он это, ни много ни мало, спустя двадцать четыре года. Повесть «Дело Артамоновых» вышла в свет в 1925 году. Повесть - выдержанная семейная хроника, начинается в 1863 году – «года через два после воли»; заканчивается в 1918 году, то есть продолжается 55 лет. Вместе с главными персонажами Горький проносит нас через ряд исторических потрясений: Русско-японская война, революция 1905-1907 г.г., отречение Николая II от престола, Февраль и Октябрь 1917-го и, конечно же, гражданская война. В результате получается эпохальная сага о зарождении и затухании одной из буржуазных семей того времени. «Дело Артамоновых» - роман, в большей мере посвященный социальному неравенству и в какой-то степени проблеме отцов и детей. Горький четко показывает классовое расслоение и тупиковую ветвь развития буржуазного мира с точки зрения морали. Перенесите эту историю в настоящее время и увидите, что разница будет не столь велика. Все то же извечное ворчание старшего поколения по поводу дерзости и глупости молодых. Все та же группа элит, которые «бесятся с жиру» на глазах населения. Изменилась только форма, суть осталась. В «Деле Артамоновых» есть свое сюжетное кольцо и своя тайна. Хитросплетение событий, неоднозначность фактов и парадоксальность ощущений держат читателя от начала до конца произведения. Читальный зал предлагает читателям познакомиться с прекрасным изданием романа с иллюстрациями С. В. Герасимова. Сергей Васильевич Герасимов (1885—1964) – выдающийся российский и советский художник. Кроме того он известен как первый секретарь Правления Союза художников СССР, директор МГХИ им. В.И. Сурикова и доктор искусствоведения. Герасимова считают российским импрессионистом и социалистическим реалистом. Горький, Максим. Дело Артамоновых / М. Горький ; илл. С. В. Герасимов. - Москва : Художественная литература, 1982. - 295 с. : цв. ил.
Образы Горького в иллюстрациях советских художников [Текст] : [Альбом]. - [Москва] : Изогиз, 1954. - 144 с., 1 л. портр. : ил., портр.; 30 см.Первые иллюстрации к произведениям М. Горького появились на рубеже XIX-XX веков вскоре после опубликования его «Очерков и рассказов», имевших большой успех. Попытка некоторых издательств выпускать иллюстрированные издания его сочинений для народа – «народные книжки», как называл их писатель, – показательна как свидетельство возникшего неподдельного интереса к творчеству молодого автора. После 1917 года иллюстрирование произведений Горького приобретает широкий размах, и на сегодняшний день известно более 300 художников, обратившихся в своих работах к литературному наследию писателя. Известно, что в творческой жизни Кукрыниксов А.М. Горький сыграл значительную роль. Своеобразной «пробой пера» для художников стала работа над романом «Жизнь Клима Самгина», иллюстрировать который в 1932 году им доверил сам Горький. Требования писателя к жанру иллюстрации оказали большое влияние на творчество Кукрыниксов. Главным делом иллюстратора он считал создание изобразительных характеристик – портретов литературных героев в действии, в столкновении с другими людьми. В русской литературе "Жизнь Клима Самгина" – роман-привидение (по аналогии со словами Ларошфуко о любви): о нем много говорят, но на самом деле мало кто его читал. По самой интересной книге Максима Горького был снят прекрасный сериал, но он вышел в неудачное время (1986 год) и вряд ли был тогда оценен по достоинству. "...Пишу нечто «прощальное», некий роман-хронику сорока лет русской жизни", — писал М.Горький, работая над «Жизнью Клима Самгина», которую поначалу назвал «Историей пустой жизни». Этот роман открыл читателю нового Горького с иной писательской манерой; удивил масштабом охвата политических и социальных событий, мастерским бытописанием, тонким психологизмом. Горький тут превзошёл сам себя, порой мелькает даже шальная мысль «А он ли это написал?» по аналогии с крылатой фразой из этого произведения «А был ли мальчик?». Роман о людях, которые, по слову автора, «выдумали себе жизнь», «выдумали себя» и роман о России, о страшной трагедии, случившейся со страной:
Роман "Жизнь клима Самгина" - самый крупный в горьковском наследии, начатый в 1925 году и писавшийся автором до своей смерти, так и остался неоконченным. Грандиозное художественное полотно, оправдавшее свое подзаглавие "Сорок лет" вобрало и синтезировало социальную проблематику всего предшествующего творчества писателя. Состоит из четырёх частей. Четвёртая часть немного не окончена и не отредактирована автором. Но то, что осталось, по отточенности превосходит всё, написанное Горьким.
Так как никто не может охарактеризовать книгу лучше, чем автор, - слово самому Горькому. О романе он рассуждает в своих письмах часто и с подкупающей откровенностью.
По горьковскому определению, это книга про «интеллигента средней стоимости, который проходит сквозь целый ряд настроений, ища для себя наиболее независимого места в жизни, где бы ему было удобно и материально и внутренне». И всё это - на фоне переломных революционных лет, вплоть до 1918-го. Если задаться целью найти те самые причины, по которым Россия пришла к такому печальному концу, то Жизнь Клима Самгина может оказаться самой полезной. Тем не менее, несмотря на то, что формальная тема книги - русская революция, оказывается, что Горький использовал все революционные темы и разговоры, как фон для раскрытия более глубокой темы - а именно что значит для человека "Быть" - "А был ли мальчик, может мальчика то и не было?". Ряд эпизодов в «Жизни Клима Самгина» создан по принципу «романа с ключом». В частности, в день кровавого воскресенья среди прочих обитателей квартиры, где после разгона демонстрантов скрывался Георгий Гапон, Самгин видит некоего «татарина» (услышав его имя: «Савва», Клим догадался: «Морозов»). Другое реальное лицо, эсер Ротенберг, тоже названо по имени, в третьем, рыжеусом сильно окающем человеке с длинными прямыми волосами, читатель и сам без труда узнает автора романа. И события, и персонажи - а их более 800 - поданы Горьким лишь через поток сознания одного героя. Такой гипертрофированный интерес к личности - характерная черта литературы Серебряного века. Уже фамилия "Самгин" заключало в себе "самость", опору на себя, желание быть самим собой. Социальные вопросы ничтожны рядом с трагедией индивидуального бытия - кредо Самгина - автором не отвергается. В идейных спорах героев прозвучало более 70 имен философов и политиков, более чем на 100 страницах упоминается Лев Толстой, на стольких же Достоевский и Леонид Андреев. Размышляет Самгин и о "Вехах", и о "развенчанном" Горьком. Парадоксальным образом за романом, казалось бы, отвечающим всем признакам исторической точности, закрепилась репутация загадочного. Загадка связана с личностью главного героя. Получилась энциклопедия, и вовсе не идеалистическая. Горький без ханжества и не по-пуритански пишет о любви и флирте, о политике и религии, о национализме и финансовых аферах… Это и хроника, и исповедь. Подобно Сервантесу, он даже упоминает в романе себя: герои обсуждают писателя Горького. Как и мы сто лет спустя.
Кукрыниксы. Клим Самгин. Иллюстрация к изданию 1934 года
Первоначальное название этого произведения было "История пустой души", то после Максим Горький изменил название этой книги. Другое название книги было "40 лет", что имеет прямую корреляцию с "возрастом Моисея", которому исполнилось 40 лет, когда он убежал из Египта в пустыни. Это также имеет отношение к времени в течение которого творил сам Максим Горький. Первое его произведение было напечатано в 1896 году, а умер он в 1936 году, ровно через 40 лет. Перед смертью он сказал "Конец романа - конец героя - конец автора". Горький умер на вершине официального признания. И окруженный любовью. Две женщины сидели у его постели до последних минут: многолетняя жена Екатерина Пешкова (никогда никаких порывов к разводу), свежая пассия Мария Будберг (которой посвящен роман о Самгине). Они и проводили в небытие великого писателя, в жизни которого невыносимая горечь соседствовала с максимализмом веры в человека. Читайте книги Алексея Максимовича и вам откроется новый, неизвестный Горький - сложный и противоречивый, советский и антисоветский, революционер и контрреволюционер, бесконечно любящий родину-Русь и русский народ и возмущающийся его азиатской пассивностью, покорностью обстоятельствам – чертами характера, воспитанными веками рабства и крепостничества.
Горький, Максим. Полное собрание сочинений [Текст] : художественные произведения : в 25 томах / М. Горький ; АН СССР, Институт мировой литературы им. А. М. Горького. - Москва : Наука, 1968-1976.Издание академического Полного собрания сочинений Горького предпринималось Институтом мировой литературы и вообще в стране впервые, и приурочено было к исполнявшемуся в марте 1968 года 100-летию со дня рождения писателя. 75-томное издание должно было состоять из трех серий: 1. Художественные произведения (25 томов и 12 томов вариантов). 2. Публицистика (13 томов). 3. Письма (25 томов; последний – справочный, содержащий сводные указатели ко всему изданию). Но по идеологическим соображениям, одобрив полное издание художественных произведений, отдел культуры ЦК КПСС признал, что «нецелесообразно публиковать» полное издание второй и третьей серий, предложив выпустить только избранные статьи и письма, исключив те, в которых содержатся «политически ошибочные положения; неверные оценки и характеристики». Том 1. Рассказы, очерки, наброски, стихи: 1885-1894. Карикатурист Иосиф Игин (Гинзбург) (1910 - 1975) специализировался на рисовании шаржей советских знаменитостей. Начавший свою творческую деятельность в конце 1920-х годов Игин был знаком со многими известными личностями своего времени, которых изображал в своей неповторимой манере советских поэтов, писателей, актеров - от Владимира Маяковского до Расула Гамзатова. Создал Игин и шарж на Максима Горького на Первом съезде писателей СССР, 1934 _____________________________ М. Горький в воспоминаниях современников Максим Горький в воспоминаниях современников [Текст] : в двух томах / под общ. ред. В. Э. Вацуро; примеч. И. С. Эвентова и А. А. Крундышева. - Москва : Художественная литература, 1981. - 2 т. - (Серия литературных мемуаров). Шкапа, Илья Самсонович. Семь лет с Горьким / Илья Шкапа; [Предисл. А. Нуйкина]. - Москва : Сов. писатель, 1990. - 506,[1] с. : портр. Книги о жизни и творчестве писателя Бялик, Борис Аронович. Судьба Максима Горького. - 2-е изд. - Москва : Художественная литература, 1973. - 366 с., 9 л. портр. Быковцева, Лидия Петровна. Горький в Италии : Монография. - Москва : Совет. писатель, 1975. - 384 с.; 16 л. ил. : ил. Быковцева, Лидия Петровна. Горький в Москве. 1931-1936. - [Москва] : [Моск. рабочий], [1968]. - 320 с. : ил. Десницкий, Василий Алексеевич. А. М. Горький : Очерки жизни и творчества. - Москва : Гослитиздат, 1959. - 479 с., 5 л. ил., факс. Горький и театр : Сборник статей / Всерос. театральное о-во ВТО. - Москва ; Ленинград : Искусство, 1938 (М. : Типография им. Сталина). - 304 с., 1 вкл. л. портр. : ил. Лондон Джек. "Фома Гордеев" : [Статья] //Мартин Иден. Рассказы. - Москва : Художественная литература, 1972. - С.524-528. ___________________________ Статьи о писателе Лев Аннинский. Песня о буревестнике и Дроне. Наш литературный обозреватель объяснился в любви к писателю, родившемуся 150 лет назад // Родина. - 2018. - № 3. - С.84-85. Вуль Г. А. М. Горький под надзором полиции в Крыму / Г. Вуль // Крым. Литературно-художественный альманах Крымского отделения Союза писателей Украины. - Симферополь : Крымиздат, 1956. - № 14. - С. 184-191. Аннотация: По архивным материалам. Кунцевская Г. Н. Максим Горький. Пребывание в Крыму - в разное время с 1891 по 1936 гг. : биография отдельного лица / Г. Н. Кунцевская // Благословенная Таврида. Крым глазами великих русских писателей. - Симферополь : Таврия, 2008. - С. 269-312 : цв. ил. - Библиогр.: с. 386. Аннотация: Максим Горький в Феодосии и в Коктебеле. Лаура В. Горький и Грин : о Феодосии и феодосийцах / В. Лаура // Победа. - 1977. - 25 авг. Мариничева, Татьяна. Строил ли писатель Горький наш порт? / Т. Мариничева // Кафа. - 2022. - 6 окт. (№ 40). - С. 2 : фот. Аннотация: История строительства феодосийского порта в лицах. Подготовила Т. Гурьева, главный библиограф ЦГБ им. А. Грина |
|
Всего комментариев: 0 | |