Главная » 2021 » Сентябрь » 23 » Домашние и дикие : анималистика в русском искусстве 18-21 веков из собрания Государственного Русского музея : [альбом] / Гос. Русский музей"
10:54
Домашние и дикие : анималистика в русском искусстве 18-21 веков из собрания Государственного Русского музея : [альбом] / Гос. Русский музей"

Домашние и дикие : анималистика в русском искусстве 18-21 веков из собрания Государственного Русского музея : [альбом] / Гос. Русский музей" ; авт. каталога и сост. биогр. А. Алексеев [и др.] ; авт. ст.: А. Боровский, М. Стекольникова. - Санкт-Петербург : Palace Editions, 2004. - 151, [1] с. : цв. ил. ; 31 см. - (Альманах / Гос. Рус. музей ; вып. 63).

Издревле взаимоотношения человека и природы находят отражение в художественном творчестве. Представители животного мира всегда, хоть и по-разному в разные времена, вызывали у художников интерес и желание его запечатлеть, стремясь через его познание заглянуть в сущность всего живого.

152 страниц, 217 цветных иллюстраций и 149 цветных фотографий.Каталог издан к одноименной выставке в Русском музее, представляющей анималистику в русском искусстве XVIII-XXI веков из собрания Государственного Русского музея. В издание вошли статьи по истории развития анималистики во всех видах русского изобразительного искусства, каталог иллюстраций, указатель имен и краткие биографии художников.

С XVIII века анималистика получает новый импульс развития, о чем статьи «Домашние и дикие» Марины Стрельниковой, «Метаморфозы жанровой установки» Александра Боровского, включенные в издание.

 

Анимализм — (от лат. animal — животное) — жанр изобразительного искусства, главным объектом которого являются животные, птицы, рыбы и насекомые. Стоит различать мастеров, которые вводят животных в свои картины в качестве второстепенных персонажей, и художников-анималистов, которые изображают только животных, зачастую специализируясь лишь на некоторых из них, добиваясь максимальной достоверности изображения. Отдельный поджанр направления - энциклопедическая анималистика, посвященная реконструкции внешнего вида животных по их ископаемым останкам (динозавры, мамонты, птицы и т.п.)

С утверждением в России XVIII века "светского" искусства внимание художников параллельно с интересом к многогранности образа человека постепенно обращается и к миру животных. На уроках рисования в военных учебных заведениях в качестве образцов для копирования выставляются птицы (М.Шелауров "Утка", 1771; Н.Чижев "Снегирь", 1776). "Копийный" подход к изображению, основанный на отработанных приемах, не только обучал рисованию, но и развивал естественнонаучный интерес к природе. При царском дворе создаются портреты четвероногих любимцев (Х.-М. Рот (с оригинала И.Ф.Гроота) "Собака Екатерины II", 1767). Правда, подобная практика существовала и ранее, однако это были частные случаи, такие как гравюра Голлара 1661 года "Портрет кота царя Алексея Михайловича". "Высокородных" животных увековечивали и в фарфоре (Ж.-Д.Рашет "Левретка", 1785-1789). Наиболее четко и последовательно анималистическая тенденция прослеживается в скульптуре. В монументально-декоративной и станковой пластике преобладают мифологические и аллегорические композиции, в которых животное выступает пока в роли одного из элементов, сопутствующих человеку и вступающих с ним в контакт. Животный мы находим в картинах Михаила Клотда, Валентина Серова, Павла Филонова и Леонарда Туржанского, в скульптуре Евгения Лансере, Артемия Обера, Василия Ватагина, чукотской и тувинской национальной резьбе. В современное искусство тема животного входит с творчеством Олега Кулика, Тимура Новикова и Сергея Бугаева Африки. В альбоме читатель найдет многочисленные изображения и комментарии к ним.

 
Категория: Книги о художниках | Просмотров: 166 | Добавил: Epicfails | Теги: анималистика, книги о художниках | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar