Главная » 2022 » Декабрь » 8 » Фантастика вне времени
10:31
Фантастика вне времени

Фантастика вне времени

Фантастическая литература - один из самых интересных книжных жанров. Писатель способен придумать как абсолютно невероятный, с нашей точки зрения мир, так и полностью похожий на наш, небольшое фантастическое допущение в котором переворачивает все с ног на голову.

Жанр фантастической литературы способен увлечь читателя в путешествие сквозь время и пространство, обогатить его новым опытом и дать возможность поразмышлять. С помощью хорошей книги можно заглянуть не только далеко в будущее и задуматься над тем, какое оно будет на самом деле, но и вернуться в прошлое, к истокам человеческого рода. Фантастику нежно любят многие, начиная от детей, обожающих мечтать, и заканчивая убеленными сединами мужами.

Читая фантастические произведения, никогда не забывайте, что необычный антураж — это всего лишь фон, на котором писатель показывает все те же отношения людей, любовь, дружбу, конфликты. Ведь даже в другой галактике на краю Вселенной человек всегда остается человеком!

Время диктует свои законы. Ему подчиняются города и цивилизации. Оно разрушает и созидает, помогает умирать и возрождаться. Время всегда в движении. Но лишь фантастика остаётся вне времени. Эти книги отечественных фантастов (каждый из авторов - неординарная личность)  навсегда останутся классикой жанра. И, наверное, никогда не надоест их перечитывать.

 

«Без фантастики скучно все же художнику, благоразумно как-то... Художник по природе — враль, вот в чем дело!»

Алексей Толстой

 

 

Футуристическо-утопическая фантастика

Одоевский Владимир Федорович. 4338-й год. Петербургские письма (1840)

История русской фантастики началась еще в XIX веке. В 1840 году князь В. Ф. Одоевский написал роман «4338-й год. Петербургские письма» - футуристическо-утопическую ироничную эпистолярную повесть. 

В 4339 году на Землю должна упасть гигантская комета. За год до этого студент Пекинской школы, путешествуя, оказывается в России и пишет письма своему товарищу, оставшемуся в Пекине, о своих дорожных впечатлениях. Произведение должно было стать третьей частью трилогии о прошлом, настоящем (для автора — это ХIХ век) и будущем России. Но закончить повесть Одоевский не успел.

Книга представляет собой геополитический прогноз развития России на 2 500 лет вперед.
В воображаемом будущем размеры России таковы, что Одоевский пишет о "русском", северном полушарии планеты. Оно густо населено, но никто не ставит вопрос о сокращении народонаселения, ядерной войне, пандемии и "золотом миллиарде". Русские уже давно освоили межпланетные перелёты и покорили Луну, которую они используют как вспомогательную планету для различных житейских потребностей землян. Именно Россия в будущем, по мнению князя Одоевского, станет на планете Земля центром всемирного притяжения, столпом науки, образцом просвещения и законодателем моды.

В романе был показан целый ряд грядущих достижений науки и техники: гигантские транспортные магистрали, электроходы, дирижабли, искусственные ткани и пища, фотография и телефон, космические сообщения. Прорыты туннели сквозь Гималаи и под дном морей и океанов – для электроходных поездов. Обширные площади заняты посевами. Созданы установки искусственного климата планетарного масштаба – горячий воздух у экватора нагнетается в трубы и затем распределяется по всем городским теплохранилищам. Он поступает в дома, оранжереи, а также смягчает климат в Северном полушарии. Предполагалось даже холодным воздухом охлаждать города на юге. Вулканы Камчатки используются для отепления Сибири...

Одоевский сделал интересную для своего времени и первую в России попытку нарисовать картину завоеваний науки и техники завтрашнего дня. Изобретательным умом фантаст Одоевский многое предвидел. В незаконченном утопическом романе «4338-й год», написанном в 1837 году, первым предсказал появление современных блогов и Интернета.

___________________________

Владимир Федорович Одоевский - русский князь (один из последних потомков Рюриковичей), писатель и общественный деятель, пионер русского космизма. В 1846 г. назначен помощником директора Императорской публичной библиотеки и директором Румянцевского музея. В середине 1840-х годов перешёл от литературной к общественной деятельности, получил известность как филантроп: князю Одоевскому принадлежит почин в устройстве детских приютов; по его мысли основана в Петрограде больница для приходящих, получившая впоследствии наименование Максимилиановской; он же был учредителем Елизаветинской детской больницы в Петрограде. Камергер, гофмейстер и тайный советник, сенатор Его разносторонние интересы «делают» его также философом, педагогом, музыкальный деятелем, благотворителем, а также... алхимиком и кулинаром! Он являлся издателем альманаха «Мнемозина» (вместе с В. Кюхельбекером) и «Сельское чтение», автором первых в России утопических романов, сказок для детей (кто не зачитывался в детстве необыкновенной сказкой "Городок в табакерке"?) и педагогических сочинений. Свободно владел французским, немецким, итальянским, английским, испанским языками, знал церковно-славянский, латинский, древнегреческий. Уже в преклонные годы изучал стенографию, интересовался тюремной реформой и ратовал за отмену крепостного права.

Книжник и мистификатор, встречавший своих гостей в чёрном остроконечном колпаке и длинном, чёрном бархатном сюртуке, словно алхимик… Задолго до реформы отпустивший своих крепостных на волю вместе с землёй, хотя вовсе не был богат…

Написал множество музыкально-критических и музыкально-исторических статей, заметок и брошюр, а также и несколько музыкальных произведений (романсов, фортепианных и органных пьес и т. д.).

 

Фантастический хоррор

Булгаков Михаил Афанасьевич. Роковые яйца (1925)

Классик хоррора  - Эдгар По. Согласно теории, им изложенной в «Философии творчества», главный способ воздействия на читателя - создание эмоционального эффекта. Литература ужасов (или хоррор, от англ. «horror») призвана рождать страх, дурные предчувствия, беспокойство. Произведения этого жанра – населенные чудовищами кошмары, которые становятся реальностью. В отличие от научной фантастики, которая обращается в первую очередь к разуму, жанр ужасов взывает к эмоциям, причем самым элементарным.

«Роковые яйца» Михаила Булгакова - один из первых в истории зоохорроров. Как и Достоевский, Булгаков брал элементы сюжетов из газет. А в газетах в 1920-е печаталось иногда такое... В 1921 г. от Максимилиана Волошина прислали Булгакову вырезанную из феодосийской газеты заметку: в районе горы Карадаг объявился огромный змей. Это послужило внешним толчком. А уж небывалой мощности лучей в мировой фантастике тогда уже хватало.

По количеству публикаций и тиражу  «Роковые яйца» стали самым широко распространенным из прижизненных булгаковских творений: в 1925 и 1926 годах ее опубликовал сборник «Недра», тот самый, где отказались взять «Белую гвардию», а кроме того, повесть под первоначальным названием «Красный луч» (к концу снова – «Роковые яйца») напечатана в журнале «Красная панорама» (№ 19 –22, 24 за 1925 год). В 1920-х годах повесть была издана три раза, причем два раза – в отдельных изданиях. Затем шел перерыв, и только в позднем СССР начиная с 1979-го, «Роковые яйца» в том или ином виде выдержали более 50 изданий.

Публикация повести вызвала широкий резонанс в критике и писательс­ких кругах – от восторгов до политических обвинений в адрес писателя. Вот как об этом писал  революционер-большевик, писатель, литературный критик и теоретик искусства А. Воронский: «Роковые яйца» Булгакова – вещь необычайно талантливая и острая – вызвала ряд ожесточенных нападок. Булгакова окрестили контрреволю­ционером, белогвардейцем и т. п., и окрестили, на наш взгляд, напрасно… Писатель написал памфлет о том, как из хорошей идеи получается отвратительная чепуха, когда эта идея попада­ет в голову отважному, но невежественному человеку».

«Роковые яйца», написанные, по словам М. Горького, «остроумно и ловко», не были просто, как могло бы показаться, едкой сатирой на советское общество эпохи нэпа. Булгаков делает здесь попытку поставите, художественный диагноз последствиям гигантского эксперимента, который проделан над «прогрессивной частью человечества». В частности, речь идет о непредсказуемости вторжения разума, науки в бесконечный мир природы и самого человеческого естества. Вернувшись в конце 1925 года из-за границы, Маяковский в интервью корреспонденту газеты "Заря Востока" рассказал, как в одной из американских газет появилось сенсационное сообщение под заголовком "Змеиные яйца в Москве", в котором сюжет булгаковской повести пересказывался как реально случившееся событие. 

Несмотря на, в целом, позитивную реакцию коллег по цеху, в партийных кругах и официальных изданиях «Роковые яйца» были восприняты как произведение, критикующее светлый советский строй. Это прибавило напряженности в и без того не очень хорошие отношения Булгакова с властью. Со следующего 1926 года у писателя начали проводить обыски с изъятием рукописей и дневников.

Фантастическая повесть «Роковые яйца» рассказывает о чудесном открытии луча жизни, сделанное советским ученым, и о катастрофических последствиях, к которому привело его использование в промышленных масштабах. Острая сатира, интересная и яркая фантастическая составляющая, потрясающий, сочный язык и дух времени. Эпизоды во второй половине повести - чистейший хоррор. По первым страницам и не скажешь, что «такое» ждет ближе к финалу. Подумаешь, казалось бы... амебы ползают в красном луче. Ан, нет! Настроением вторая половина «Роковых яиц» напомнила Стивена Кинга, уж не у нашего ли Мастера учился Король Ужасов?

Подводя итог — отличная повесть, созданная талантливым писателем!

___________________________

Михаил Афанасьевич Булгаков был незаурядным человеком: уездный доктор в возрасте 25 лет попробовал свои силы в литературе и уже, к счастью, не смог остановиться. Михаил Булгаков прожил всего 48 лет, и два десятка из них в литературе. Он называл себя «затравленный волк», потому что из трехсот откликов на его творчество только три было положительными. Он и сам был очень беспощадным к себе, писал, что все, что он делает, это рвань, которую нужно сжечь или порвать, чтобы никто не видел. Он судил себя и свою деятельность очень строго, в соответствии с совестью и вечностью. Часто он называл себя «мистическим» писателем, потому что его рукописи и дневники иногда терялись, но каким-то чудесным образом возвращались обратно.
Писатель в непростое время переворотов и репрессий сумел остаться верным своим принципам и взглядам, продолжая творить. По статистике Булгаков входит в десятку любимых авторов россиян. Читателей привлекает его легкий слог, острая сатира и мистические сюжеты. 

 

Приключенческая фантастика

Обручев Владимир Афанасьевич. Земля Санникова (1926)

В начале XX века автору довелось работать в геолого-географической экспедиции на севере Якутии. От местных жителей Обручев услышал о загадочной теплой земле, лежащей далеко в Ледовитом океане. Говорили, что именно туда каждый год отправляются стаи перелетных птиц, что именно там нашло себе приют исчезнувшее племя онкилонов. 

В 1922 году Обручев взялся за научно-фантастический роман о таинственной суше, и закончил его в 1924 году. Произведение было опубликовано в 1926 году под названием «Земля Санникова, или Последние онкилоны». Непосредственным толчком к написанию романа послужила прочитанная Обручевым книга чешского фантаста Карла Глоуха «Заколдованная земля». Обручев был откровенно возмущен обилием научных «ляпов» в романе Глоуха, и в частности, тем, что теплый «оазис» с мамонтами и первобытными людьми был «размещен» чешским литератором в Гренландии, где это невозможно в принципе, так как гренландские ледники постоянно «ползут».

Приключенческая повесть с единственным, но могучим фантастическим допуском - существованием к северу от Новосибирских островов Земли Санникова - острова, обогреваемого подземным вулканом. Для поиска этой земли, впервые обнаруженной в 1811 году Яковом Санниковым, за счёт энтузиаста профессора Шенка, формируется экспедиция из трёх ссыльных студентов добровольцев и двух нанятых местных промысловиков. Дело происходит в самом начале ХХ века.

А дальше - поход через море и льды на трёх нартах с собаками и разборной лодкой. Обнаружение искомой землицы, пропавших онкилонов (племя, изгнанные воинственными чукчами с родной земли), древних животных - мамонтов, носорогов, пещерных медведей, мускусных быков и даже первобытных гоминидов. 

Роман «Земля Санникова, или Последние онкилоны» переносит нас в каменный век. Писатель предположил, что онкилоны не погибли, а переселились на неизвестный остров в Северном Ледовитом океане. Остров оказался заповедником. И на нем сохранился маленький мирок, где уцелело прошлое. Земли Санникова, как было доказано, не существует. Фантастическое предположение понадобилось писателю для того, чтобы воскресить жизнь далекой эпохи в истории Земли.

___________________________

Выдающийся путешественник и естествоиспытатель, геолог и географ, писатель фантаст Владимир Афанасьевич Обручев вошел в историю науки как выдающийся исследователь Центральной Азии и Сибири. Он открыл ряд хребтов в горах Тянь-Шань, хребты Даурский и Борщовочный, исследовал нагорье Бэйшань. Основные труды – геологическое строение Сибири и ее полезные ископаемые, тектоника, неотектоника, мерзлотоведение.Обручев был утвержден первым штатным геологом Сибири. Результатом многих лет исследований явился фундаментальный труд – «История геологических исследований Сибири» в пяти томах (1931-1949). Его именем названы многие географические объекты – горный хребет в Туве, ряд гор, оазис в Антарктиде, минеральный источник. Существует и минерал «обручевит». 

 

Научная фантастика

Беляев Александр Романович. Человек, потерявший лицо (1929)
Беляев Александр Романович. Человек, нашедший своё лицо (1940)

«Человек, потерявший лицо» — фантастический роман Александра Беляева посвящён применению достижений эндокринологии для изменения человеческого тела и возникающим в связи с этим этическим проблемам. В романе описаны такие заболевания, возникающие из-за гиперфункции гипофиза, как гигантизм и акромегалия. Беляев шагнул далеко вперед своего века, и затронул темы, которые и нынче перебирают научные сотрудники, генетики, пластические хирурги. 

Один роман, написанный в двух вариантах. Две судьбы одного героя. 

Антонио Престо - известный актер комик, получивший своё неизменное амплуа из-за внешнего уродства. Он очень талантливый человек с тонкой организацией души, но внешность не даёт ему расширить свои возможности, ведь над ним смеются, чтобы он ни делал. Тонио Престо - великий артист. Тонио Престо - жалкий урод. Гений с лицом идиота, человек, приговорённый к телу шута. Справедливо ли это, чтобы человек был приговорён к уродству, как к каторге? Ответ на этот вопрос в клинике доктора Цорна... Потерпев поражение в личной жизни, Престо отправляется к доктору, способному изменить его тело. Обретя тело красавца, герой возвращается и начинает познавать, насколько важна внешность и достаточно ли внутреннего мира и таланта для тех же высот.

"Человек, нашедший своё лицо" - это новая линия судьбы Престо, настоящий сиквел. Не объединенные одним героем несколько произведений, а то, что сейчас бы называлось бы "Тони Престо 2: Возвращение". Прекрасная возможность сравнить две ветки жизни одного человека, проанализировать, какие последствия вытекают из тех или иных действий. Более того, оба романа полноценные и прочитав любой из них можно вынести уроки. Если в первом романе Тонио отомстил всем, кто его обидел и смеялся над ним, а потом смылся (что делает историю практически детективной, то во втором - это история поиска Престо своего настоящего нравственного, общественного лица. Роман о том, как человек в борьбе осуществляет мечту своей жизни.... То есть прямо хрестоматия: как научится жить заново, если первую жизнь сам себе и угробил. Первый вариант более легкий и смешной, второй - более психологический. 

___________________________

Отец советской научной фантастики Александр Романович Беляев родился в семье священника. Окончил духовную семинарию, но священником не стал, напротив, вышел оттуда убежденным атеистом. Любил живопись, музыку, театр, играл в любительских спектаклях, занимался фотографией, изучал и технику. Поступил в юридический лицей в Ярославле и одновременно учился в консерватории по классу скрипки. Чтобы заработать деньги на учебу, играл в цирковом оркестре, рисовал театральные декорации, занимался журналистикой, работал присяжным поверенным. Выступал в качестве музыкального критика, театрального рецензента в газете «Смоленский вестник». В 1913 путешествовал по Италии, Франции, Швейцарии. Вернувшись в Смоленск в редакцию газеты, через год стал редактором "Смоленского вестника". Тяжелая болезнь - костный туберкулез - на шесть лет, три из которых Беляев был в гипсе, приковала его к постели. Не поддаваясь отчаянию, он занимается самообразованием: изучает иностранные языки, медицину, биологию, историю, технику, много читает. Победив болезнь, в 1922 возвращается к полноценной жизни, служит инспектором по делам несовершеннолетних. По совету врачей живет в Ялте, работает воспитателем в детском доме.

В 1923 Александр Беляев переезжает в Москву и начинает серьезную литературную деятельность. Печатает научно-фантастические рассказы, повести в журналах «Вокруг света», «Знание-сила», «Всемирный следопыт», заслужив титул «советского Жюля Верна». В 1925 публикует повесть «Голова профессора Доуэля», которую сам Беляев называл историей автобиографической: хотел рассказать, «что может испытать голова без тела».

Последние годы жизни писатель провел под Ленинградом, в г. Пушкине. Войну встретил в больнице. 6 января 1942 Александр Романович Беляев умер от голода в оккупированном Пушкине.

Проникнутые гуманизмом, умные, во многом провидческие книги писателя входят в золотой фонд мировой литературы, а для отечественной фантастики они и вовсе являются краеугольным камнем. Иван Ефремов, братья Стругацкие, Владислав Крапивин и другие наши выдающиеся фантасты - все они вышли из "беляевской шинели".

 

Авантюрно-утопическая фантастика

Толстой Алексей Николаевич. Гиперболоид инженера Гарина (1927)

Этот роман написан в 1926–1927 годах. Переработан, со включением новых глав, в 1937 году.

Жаль, что сегодня редко вспоминают эту книгу, хотя история о ярком взлете и катастрофическом падении, о безумных мечтах и их исполнении, о Гении и Злодействе, о человеке, растратившем свой талант в погоне за богатством и властью - один из лучших советских фантастических романов первой половины ХХ века!

До сих пор существует реальная версия, что название романа, да и сам роман, появились после того, как автор впечатлился зрелищем гиперболоидной конструкции, созданной инженером Владимиром Шуховым – известной нам сегодня как Шуховская телебашня на Шаболовке в Москве. Для стрельбы, правда, памятник советского рационализма не годился, но принципы создания прочной совершенной системы из ячеек были схожи. 

В «Гиперболоиде» поразительно смешаны самые разные жанры и направления. Нужен вам «красный экшен» – сработаем по высшей категории!  Хотите настоящей фантастики? Пожалуйста, вот Вам научное открытие, новая производственная технология и, одновременно - мощное оружие. Любите детективы? Будет и это: расследование убийства, перестрелки, засады и погони, гангстеры. Нравятся шпионские триллеры? Как Вам противостояние разведок и подковерная борьба? Даже для любительниц любовной лирики есть, что почитать. Здесь будет коварная красавица, корыстная любовь, интриги и заговоры. Не будут обделены поклонники боевиков, получив перестрелки и взрывы заводов, а любители социального направления смогут насладиться восстанием пролетариата и торжеством справедливости.

И действие соответствует такому смешению жанров. Мы оказываемся то в Ленинграде, то в Париже, то мчимся на поезде через Европу, то плывем на океанском лайнере. На нас обрушивается то грохот большого города, то тишина затерянного в океане островка. Роскошные интерьеры европейских ресторанов сменяют мрачные подземные туннели шахт Оливинового пояса.

Как лихо закручен сюжет! В 192* году на заброшенной даче в Ленинграде происходит убийство. Василий Шельга, сотрудник уголовного розыска, в подвале того же строения находит следы каких-то странных физико-химических опытов. Предполагается, что убитый - некий инженер Петр Петрович Гарин, работавший над созданием тепловых чудо-лучей.

Захватывает атмосфера бурного и фантастического начала ХХ века. Здесь все — и вера в безграничную власть науки, и зарождающийся фашизм, и революция, и видения грядущих войн. А лучше всего, наверное, — сцены гаринской «диктатуры» в Вашингтоне. Несчастный диктатор не может даже выпить коньяку с утра: имидж оказывается куда более могущественным повелителем, чем сам повелитель. 

Как умело, двумя-тремя штрихами, с ходу выписывается каждый герой! Какие впечатляющие сцены – когда Гарин режет лучом гиперболоида бандита Гастона, когда взрывает завод, когда, потопив американскую эскадру, идёт купаться, на ходу снимая подштанники... А сам Гарин – тип гениального злодея, которому «и целого мира мало»? «Гарин» – абсолютно советская вещь. Однако литературным профессионалом Алексея Толстой был первоклассным.

Сюжет произведения Алексея Николаевича Толстого основан на услышанной от его знакомого реальной истории постройки аппарата, обладающего разрушительной силой. При работе над романом писатель изучил основы молекулярной физики. Свой литературный труд он поделил на три части, которые называл авантюрной, героической и утопической.

В апреле 2014 года изобретатель лазера, нобелевский лауреат Чарльз Таунс в интервью журналистке Энни Джейкобсен сообщил, что на создание лазера его вдохновил прочитанный роман А. Н. Толстого (английский перевод — «The Garin Death Ray», публиковался в 1936 и 1955 годах.

___________________________

Его боготворили современники и клеймили потомки, критика пела «красному графу» дифирамбы и одновременно порицала за «легкомысленность» и «приспособленчество». Неоднозначный и, вероятно, до конца так и не понятый, он вошел в историю как один из ярчайших и талантливых советских писателей.

После начала Первой мировой войны Алексей Толстой, как военный корреспондент от «Русских ведомостей», находится на фронтах, побывал в Англии и Франции. Написал ряд очерков и рассказов о войне, обратился к драматургии. Октябрьскую революцию Толстой воспринял враждебно. В июле 1918 года, спасаясь от большевиков, Толстой вместе с семьей перебрался в Одессу, затем - в Константинополь, а затем в Париж, в эмиграцию. В эти годы увидела свет ностальгическая повесть «Детство Никиты», а также роман «Хождение по мукам» — первая часть будущей трилогии. В Париже Толстому было тоскливо и неуютно. Он любил не то чтобы роскошь, но, так сказать, должный комфорт. А достичь его никак не удавалось. В октябре 1921-го он снова переезжает, на сей раз — в Берлин. Но и в Германии житье было не из лучших: «Жизнь здесь приблизительно как в Харькове при гетмане, марка падает, цены растут, товары прячутся, — жаловался Алексей Николаевич в письме И.А. Бунину. Отношения с эмиграцией портились. За сотрудничество в газете «Накануне» Толстого исключили из эмигрантского Союза русских писателей и журналистов: против голосовал один лишь А.И. Куприн, И.А. Бунин — воздержался... В августе 1923 года Алексей Толстой вернулся в Россию. Точнее, в СССР. Навсегда.

К фантастике Толстого в писательских кругах отнеслись с подозрением. «Аэлиту», так же как вышедшие позднее утопический рассказ «Голубые города» и авантюрно-фантастический роман «Гиперболоид инженера Гарина», написанный в духе популярного тогда «красного Пинкертона», не оценили по достоинству ни И. А. Бунин, ни В. Б. Шкловский, ни Ю. Н. Тынянов, ни даже дружественный К. И. Чуковский.

 

Антиутопическая фантастика

Ефремов Иван Антонович.  Час Быка (1968)

«Час Быка» вышел в свет в 1968 году и произвёл на советских граждан неоднозначное впечатление. Сотрудники КГБ, к примеру, сразу усмотрели в книге пародию на существующий общественно-политического строй и оправданиям Ефремова (дескать, обвиняя и обличая, тот имел в виду не СССР, а «китайский лжесоциализм») не верили. Стоит ли говорить, что всё, имеющее хоть какой-то оттенок запретности, тут же вызывает у людей дополнительный интерес. Так что к своему читателю «Час Быка» пробирался не без скрипа, но вполне успешно. Кто не мог достать Ефремова обычным путём, приобретал роман на "чёрном рынке". Причём делал это довольно охотно, граждан не останавливала даже десятикратно завышенная цена. Наверное, из всех произведений Ефремова именно «Час быка» вызывает наиболее горячие обсуждения. В постсоветское время была высказана мысль, что указанный роман является не совсем обычным художественным произведением. А точнее – совсем необычным художественным произведением. 

Название Иван Ефремов пытается объяснить сразу: «Ди пхи юй чхоу – Земля рождена в час Быка (иначе Демона, два часа ночи)». Бык для Ефремова – олицетворение тупого и неоправданного насилия. 

На сей раз "посткоммунистическая" Земля - лишь альтернативный фон для рассказа о жуткой судьбе планеты Торманс. Торманс - планета эволюционного тупика, в который зашла цивилизация, нарушившая основной закон эволюции - параллельность и взаимозависимость научно-технического и нравственного прогресса. Пойдя путем технического прогресса, правители планеты вскоре утратили контроль над социальной, этической, экологической ситуацией. Обесчеловеченный разум стал рождать чудовищ - так возник мир ИНФЕРНО (непрерывного и бесконечного, безысходного страдания).

Итоговая мысль романа в том, что падение цивилизации определяется в первую очередь ее моральным износом, эмоциональным и духовным оскудением, оказалась слишком "опасной" для своего времени: через пять дней после смерти Ефремова в его квартире состоялся тринадцатичасовый обыск на предмет "вредной идеологической литературы", забрали все черновики, даже предсмертные письма жене. Спустя пару месяцев по итогам обыска было заведено уголовное дело. Среди прочего в нем фигурировала такая формулировка: «Имеются материалы, дающие основание полагать, что Ефремов не является тем лицом, за которое он себя выдавал». На 18 лет имя Ефремова было забыто, а "опальный" роман был запрещен к изданию.

___________________________

Иван Антонович Ефремов - легендарная фигура русской фантастики второй половины ХХ века. Его имя вписано в историю и науки, и искусства. Энциклопедист, самоучка, путешественник, он в 19 лет совершил свое первое открытие, одновременно с дипломами об окончании ЛГУ (биофак) и Горного института получил диплом кандидата наук, в 30 лет стал доктором наук. Уже к окончанию института в 1935 Ефремов успел объездить с экспедициями чуть ли не весь континент. Один из ведущих палеонтологов страны (заведовал кафедрой низших позвоночных в музее палеонтологии), основоположник тафономии (научного направления в геологии), он рано понял, что все в мире подчинено определенным законам эволюции, знание которых необходимо человеку для правильного понимания своего места в мире. Писать фантастику начал в 1942, когда болезнь надолго свалила его с ног. Научной литературы под рукой не было, больной и голодный организм для серьезной работы не годился. От скуки палеонтолог начал баловаться написанием приключенческих рассказов в духе Хаггарда и Лондона. Но настоящий прорыв свершился в Монголии, в конце 1940-х (о самой экспедиции написано в документальной повести «Дорога ветров»). Именно там Иван Антонович придумал вселенную Великого Кольца. На написание романа ушло много времени, и только в 1957 была выпущена «Туманность Андромеды». Ефремов порвал шаблоны в клочья — тысячелетнее будущее, межгалактические полеты и абсолютно непохожий на советскую действительность коммунизм. Для самого же Ефремова «Туманность» означала превращение из беллетриста-приключенца в мыслителя-пророка. Роман взорвал советскую фантастическую литературу не хуже «Властелинов колец». 

 

Детективная фантастика

Аркадий и Борис Стругацкие. Отель "У погибшего альпиниста" (1970)

Увлекательный, завораживающий фантастический детектив братьев Стругацких, который сами авторы называли произведением "заковыристым, многоходовым, с нетривиальной концовкой". Книга, о которой можно говорить много, но достаточно сказать одно: читать ее безумно интересно!

Хозяин, по видимости, большой оригинал. Он не только назвал свое коммерческое детище в честь альпиниста, который на этом самом месте сорвался с уступа и расшибся насмерть, но и верит в разные мистификации — заговоры, присутствие высшего разума и инопланетян. Тем не менее, Алик Сневар оказывается приятным собеседником, а вместе со служанкой Кайсой умеет создать уют.

Эта особая атмосфера заснеженных гор и уютного шале, в котором тепло, приятно и вкусно, и станут полотном, на которое авторы нанесут невероятную, поражающую картину. А пока что под крышей затерянного курорта собирается разношерстная компания

Читателя ждет юмор, подтрунивание над избитыми детективными клише и штампами.

Действие происходит во второй половине XX века в среднеевропейской стране. По совету сослуживца полицейский инспектор Глебски приехал в горную долину Бутылочное Горлышко отдохнуть в горном отеле-турбазе. С самого начала в отеле происходили странные вещи - то ли мистификации постояльцев, то ли и впрямь гулял призрак погибшего альпиниста. А потом в разгар вечеринки с гор сошла лавина, закрыв единственный проезд. А в отеле происходит зверское убийство: один из гостей был обнаружен в мёртвым в запертой изнутри комнаты с повёрнутой на 180° головой. 

Полицейский Глебски не горит желанием, в отличие от своих "литературных коллег", расследовать убийство вместо того, чтобы наслаждаться каждым днем первого настоящего отпуска за четыре года. Это вам не Холмс, моментально выходивший из меланхолии, когда ему попадалось интересное дело. И не мисс Марп, которой расследование убийств прописывали в качестве лекарства. А дело действительно интересное и загадочное: заснеженный отель в горах, отрезанный от цивилизации, непогода за окном и горячий портвейн для постояльцев. Легенда о погибшем альпинисте, его незримое присутствие в отеле. Хотя нет, зримое, он оставляет следы. Загадка запертой комнаты, оживший "труп", кажущая мистика, абсурдистские персонажи.

Мы задумывали наш детектив как некий литературный эксперимент. Читатель, по нашему замыслу, должен был сначала воспринимать происходящее в повести как обыкновенное "убийство в закрытой комнате", и лишь в конце, когда в традиционном детективе обычно происходит всеобщее разъяснение, сопровождающееся естественным провалом интереса, у нас сюжет должен был совершить внезапный кульбит: прекращается одна история и начинается совершенно другая.

Аркадий и Борис Стругацкие

___________________________

Писательскую карьеру братьев Стругацких можно назвать счастливой. Их популярность не меркнет более полувека.

Аркадий Натанович Стругацкий родился в 1925 году, работал в Институте технической информации, а с конца 1950-х - редактором в Государственном издательстве в Москве. Борис (родился в 1933 году) - астроном, работал в Пулковской обсерватории под Ленинградом. Стругацкие хорошо знали языки: оба — английский, а Аркадий — еще и японский.

Братья, работающие в соавторстве, несомненно, являются первопроходцами советской научной фантастики с 1958 года. Стругацкие - бесспорные лидеры советской научной фантастики на протяжении трех последних десятилетий и самые известные советские писатели-фантасты за рубежом (на начало 1991-х гг. - 321 книжное издание в 27 странах). 

Стругацких не слишком интересовали большинство технических аспектов классической фантастики вроде искусственного интеллекта. Их произведения оставались социальными, часто - остро сатирическими.

 

Мистическая фантастика

Парнов Еремей Иудович.  Проснись в Фамагусте (1983)

Парнову удалось в небольшой повести удачно переплести мистику, фантастику, детективный сюжет, Восток и Запад, любовь, смерть и Вечность. Здесь экзотика гор и монастырей причудлива и волшебна, а сюжет страшен и безжалостен, как тибетские божества на монастырских стенах: загадочны, влекущи и ужасны.

Восточная философия, экспедиция, буддийские монахи и попадание в удивительное место, неспешность повествования, ну и конечно же, неповторимый и утонченный язык.

В затерянный в Гималаях монастырь почти одновременно прибывают пять чужаков. Итальянский буддолог и его жена. Австралийский альпинист. Химик из Филадельфии. Последователь тантризма, искушенный в духовных практиках. И даже пакистанский контрабандист. Событие небывалое — за всю историю монастыре в нем побывали всего девять чужаков, а тут одновременно столько народу! И все они стремятся к одной цели — посетить таинственную волшебную «Долину семи счастливых драгоценностей», а на самом деле — легендарную Шамбалу.  Что ждет их там — в легендарной Шамбале? Но Шамбала Парнова — это далеко не мифическое царство благородных мудрецов, распространяющая свою благодать на весь мир. Это буддийская суровая, беспощадная Шамбала первоначального буддизма, который даже небожителей не выпускает из оков колеса Сансары. Буддизма, согласно которому мы сами строим себе тюрьму из своих желаний и стремлений какими бы они благородными не были. Именно это и происходит со всеми (почти со всеми) героями повести. И поневоле задаешься вопросом: а что вообще из происходившего с ними в долине было реальностью, а что — лишь наваждением? Быть может, все их приключения и попытки выбраться оттуда — лишь сон, который они видят с того самого момента, как пересекли границу Шамбалы?

Это очень интересная, красочная и интригующая история, мораль которой можно при желании свести к простой знакомой истине: надо быть очень осторожными в своих желаниях, ибо они могут исполниться. Книга заставляющая задуматься о действительных ценностях, о контроле над своими желаниями.

___________________________

Еремей Иудович Парнов - писатель, публицист и кинодраматург. Кандидат химических наук. Один из авторов «Атеистического словаря». Эрудит и несравненный знаток легенд, мифов и верований различных народов, Парнов был неутомимым путешественником, особенно его притягивала Южная и Центральная Азия, где он пробирался в малодоступные места Гималаев и Тибета. Во многих поездках ему помогало командировочное удостоверение «Литературной газеты», специальным корреспондентом которой он работал в конце 1970-х – начале 1980-х годов. Еще раньше Парнов был корреспондентом «Правды» во Вьетнаме, провёл там в общей сложности полтора года.

Парнов избирался сопредседателем Совета по приключенческой и научно-фантастической литературе Союза писателей СССР, президентом и вице-президентом Европейской и Всемирной ассоциаций научной фантастики (представлял в них советских фантастов). Парнов написал несколько детективов, основанных на «исторической закваске», самый яркий из них - "Тайнопись Апокалипсиса" (за тридцать лет до Дэна Брауна, между прочим, да и уровень здесь на несколько порядков выше).

Еремей Парнов награжден орденом «Знак Почета». Лауреат премии Всесоюзного общества «Знание» (1968, 1974, 1982), премии «За творчество в области научной фантастики социалистических стран» (1973), Еврокона (1976), «Золотые крылья фантазии» (1981), премии МВД СССР и СП СССР (1983). За книгу «Круг чудес и превращений», посвященную Шекспиру, писатель получил благодарность от королевы Англии.

 

Постапокалиптическая фантастика

Казанцев Александр Петрович. Фаэты (1973)

Постапокалипсис - жанр фантастики очень популярный в наше время. Это книги о ситуации когда на земле произошла глобальная катастрофа и человечество оказывается на грани выживания. 

Роман Казанцева "Фаэты" - грандиозная панорама через бездну времён. Гибель планеты! От динозавров до звездолётов! Намёки на происхождение части человечества от инопланетян - так сказать, раса господ... Загадки и тайны! Антология таинственных случаев!

Книга частично была закончена в 1971 году, и первая часть была опубликована в журнале «Морской флот» в 1971-72 годах, в четырех номерах. Вторая и третья части были опубликованы в журнале «Искатель» в 1972-1973 годах, и тоже в четырех номерах. Первое отдельное издание случилось в «Детской литературе» в 1974-м году, и тираж был стандартный – 100 тысяч экземпляров (!). Роман попал в элитную серию «Библиотека приключений и научной фантастики», более известную среди библиофилов как «золотая рамка». При жизни Александра Казанцева только в СССР роман «Фаэты» был издан тиражом более 550 тысяч экземпляров (тираж литовского издания неизвестен). И все равно все эти пять изданий в те времена в магазинах найти было невозможно - часто до магазинов книги просто не доходили, а через «заднее крыльцо» забирались оптовыми спекулянтами. Тем не менее, роман «Фаэты» не залеживался даже под прилавками.

По-сути "Фаэты" - это эпопея, описывающая трагедию, которая случилась с планетой Фаэтон. Очень своеобразный, но, все-таки, постапокалипсис.  Казанцев был одним из первых в отечественной фантастике, кто выдвинул теорию о палеоконтакте – встрече древних людей с инопланетными пришельцами. А. П. Казанцев развивал ряд популярных в середине XX века учений, в том числе «нового матриархата» и пропаганды вегетарианства. 

В предисловии к своему роману А. П. Казанцев утверждал, что изначальный замысел возник во время беседы с Нильсом Бором в конце 1961 года. Писатель поинтересовался мнением учёного о теории, что пояс астероидов — остатки разрушенного в ходе ядерной войны Фаэтона, на котором сдетонировали радиоактивные изотопы водорода, содержащиеся в Мировом Океане. Бор ответил, что не исключает такой возможности, но даже если это и не так, ядерное оружие должно быть запрещено. «Он сразу понял всё! Если планета погибла от взрыва океанов, то на ней была цивилизация, уничтожившая сама себя в результате ядерной войны»

Как полагают ученые, Фаэтон был 5-й планетой Солнечной системы, и в давние времена она просто взорвалась, а обломки ее составили нынешний «пояс астероидов», который сегодня крутится вокруг Солнца между Марсом и Юпитером. Предполагается, что Фаэтон был разорван гравитационными полями двух соседних планет, но Александр Казанцев выдвинул собственную гипотезу.

Согласно этой его гипотезе, на Фаэтоне существовала развитая цивилизация, которая обладала ядерным оружием. В какой-то момент на планете возникла война, и все это оружие взорвалось, разорвав планету на куски. Цивилизация погибла, спаслись только некоторые фаэтонцы, которые в тот момент находились на Марсе, прибыв на эту планету с космической экспедицией. Поэтом эти выжившие фаэтонцы посетили Землю, и вот от них и пошла земная цивилизация.

Действие эпопеи Казанцева разворачивается как в доисторические времена на Фаэтоне перед катастрофой, так и на Марсе и Земле после нее, а также и в наши времена.

Планета Фаэтон разлетается на куски из-за применения ядерного оружия в вооруженном конфликте двух ее материков. Фаэты, которые находились во время взрыва в космосе обосновываются на Земле и на Марсе. Потомки первых фаэтов Марса узнают о скором столкновении Земли с Луной и решают с помощью ядерных взрывов изменить направление движения блуждающего спутника. В далеком будущем люди узнают о спасении Земли и решают вернуть Долг Разума своим братьям по разуму (а возможно и по крови).

Роман "Фаэты" одновременно обращён к прошлому и будущему, сочетает элементы утопии и романа-предупреждения. Писатель поместил в каждой из частей трилогии отдельный вариант развития разумного и высокоорганизованного общества, каждое из которых овладело ядерной энергией. 

___________________________

Александр Петрович Казанцев, проживший почти столетие, родился в городе Акмолинске (впоследствии Целиноград, Астана, Нурсултан), нынешней столице Казахстана, в богатой купеческой семье. В 1930 году Александр Казанцев окончил Томский технологический институт и был направлен на Урал, где сразу стал главным механиком Белорецкого металлургического комбината. Здесь же он сделал свое первое изобретение - «электрическую пушку», которая, по его расчетам, могла бы стрелять на огромные расстояния — и не только на земле, но и в космосе. Изобретением заинтересовались в Москве, предоставив ему отдел в КБ артиллерийского завода в Подлипках - того самого, который в 1946-м году стал головным предприятием ракетно-космической отрасли. Александр Петрович в 1939 году был главным инженером промышленного отдела советского павильона на Всемирной выставке в Нью-Йорке. Об этой выставке он написал свой первый очерк.

В свою последнюю мирную ночь Казанцев написал сценарий «Арктического моста». А утром, по направлению военкомата, он прибыл в город Серпухов. Там он должен был попасть в 39-й запасной саперный батальон. Но батальон еще только предстояло сформировать. И тут Александру Петровичу повезло – услышав его фамилию, комбат первым делом спросил, не он ли написал «Пылающий остров». Получив положительный ответ и уточнив инженерную специальность писателя, комбат назначил Казанцева своим помпотехом.

Он прошёл путь от рядового до полковника, изобрёл танкетку, управляемую по проводам, использовавшуюся при прорыве блокады Ленинграда. С 1942 года Казанцев - начальник особой опергруппы Главного военно-инженерного управления армии при заместителе командующего Крымским фронтом, испытывал здесь новую технику.  В 1944 получает звание полковника и новое назначение, вместе с армией входит в Будапешт и Вену. Описание взрыва атомной бомбы в Хиросиме и Нагасаки (6 августа 1945) напоминает ему подробности катастрофы в Тунгусской тайге в 1908, и он пишет рассказ «Взрыв», вызвавший яростные дискуссии. Организует экспедицию к месту взрыва и участвует в ней.

На его долю выпало великое счастье стать неистощимым «генератором идей», увлекшим за собою миллионы читателей и почитателей. Писатель и ученый Александр Петрович Казанцев - замечательный современник XX века, автор десятков изобретений, гроссмейстер по шахматным композициям, творец фортепианных концертов и один из создателей фильма «Воспоминание о будущем». Он предвосхитил космический век своей фантазией, опиравшейся на научное предвидение, словно предсказывая пору великих космических свершений. Александру Казанцеву, как одному из основоположников жанра научной фантастики в нашей стране, пришлось доказывать, что новые проблемы, встающие перед человечеством, являются в первую очередь отражением человеческих радостей и страданий, идей и образов.  На его романах выросли поколения людей, он  приближал Победу в 45-м своим героизмом и научным творчеством, ввел в наш язык слова «вертолет», «инопланетяне». 

 

Читайте фантастику, проверенную временем! 

Она настолько же реальна, как и наш с вами мир.

 

Категория: Художественная литература | Просмотров: 360 | Добавил: Epicfails | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar