Главная » 2019 » Июль » 22 » Фокин П. Е. Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX-XX веков
13:08
Фокин П. Е. Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX-XX веков

Фокин, Павел Евгеньевич. Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX-XX веков : в 3 т. / Павел Фокин, Светлана Князева. - Санкт-Петербург : Пальмира ; Москва : Книга по Требованию, 2017 - 2018.

 

Серебряный век - это образное определение, которое ввел Н.А.Оцуп в одноименной статье (Числа. Париж. 1933. No 78), имея в виду судьбы русского модернизма начала 20 века; позже он расширил содержание понятия (Оцуп Н.А. Современники. Париж, 1961), обозначив хронологические границы и характер явления, рожденного противостоянием «реализму». Н.А.Бердяев термин «Серебряный век» заменил другим — «русским культурным ренессансом»(«ренессансом начала 20 века»), поскольку толковал его широко — как пробуждение «философской мысли, расцвет поэзии и обострение эстетической чувствительности, религиозного искания» (Бердяев Н.А. Самопознание. Париж, 1983). С.Маковский объединил поэтов, писателей, художников, музыкантов общим «культурным подъемом в предреволюционную эпоху» (Маковский С. На Парнасе Серебряного века. Мюнхен, 1962). Определение Серебряного века постепенно вбирало многообразие явлений, становясь синонимом всех открытий культуры этого времени. Сегодня миф о Серебряном веке силен как никогда. И, вот, Центральная городская библиотека им. А. Грина (читальный зал) пополнила свой фонд еще одним уникальным изданием об этом периоде в русской культуре (к сожалению, только 2-м и 3-м томом).  

В книге собраны литературные портреты людей, определивших собой и своими свершениями культуру России в конце ХIХ - начале ХХ века. Мемуарный материал сопровождается фотографиями. 

Трехтомник «Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX-XX веков» – уникальное собрание более 750 литературных портретов поэтов, писателей, художников, музыкантов, философов, представителей театрального мира и мира кино, меценатов, коллекционеров, составленных по воспоминаниям, дневниковым записям, критическим отзывам современников.
Жанр книг не имеет аналогов, их можно использовать как справочное издание, в то же время изданию присуще некое художественное единство, позволяющее рассматривать целое как своеобразный постмодернистский исторический роман.
Настоящее издание – попытка вновь обратиться к первоисточникам, услышать историю из первых уст. Это не обычный сборник воспоминаний, не справочник и не энциклопедия, а – портретная галерея эпохи Серебряного века, которая показывает многообразие талантов и сил.
Каждому портрету предшествует небольшая справка, в которой указаны полное имя портретируемого, с перечислением различных вариаций и псевдонимов, даты жизни, максимально выверенные по разным справочникам и документальным источникам, сфера деятельности, основные произведения, отдельные факты биографии. Портретная галерея составлена в алфавите персон. В издании воспроизводятся уникальные шаржи и юмористические изображения, остававшиеся до сих пор музейной редкостью. Образ Серебряного века дополняют обложки поэтических сборников, журналов, альманахов.
В третьем томе издания помещены богатая библиография, указатель имен и «Перечень объединений, периодических изданий, театров, кабаре, регулярных выставок и антреприз».

Здесь читатель найдет имена знакомые и не очень, а, может, и совсем забытые современниками. Много фамилий нам, феодосийцам известны, книги о них есть и в нашем фонде, но..., например, открываем букву "Ч": Черубина де Габриак": 

«Она была среднего роста, скорее маленькая, довольно полная, но грациозная и хорошо сложена. Рот был слишком велик, зубы выступали вперед, но губы полные и красивые. Нет, она не была хороша собой, скорее – она была необыкновенной, и флюиды, исходившие от нее, сегодня, вероятно, назвали бы „сексом“» (И. фон Гюнтер. Под восточным ветром).

"Дверь медленно, как мне показалось, очень медленно растворилась, и в комнату вошла, сильно прихрамывая, невысокая, довольно полная темноволосая женщина с крупной головой, вздутым чрезмерно лбом и каким-то поистине страшным ртом, из которого высовывались клыкообразные зубы. Она была на редкость некрасива. Или это представилось мне так, по сравнению с тем образом красоты, что я выносил за эти месяцы? Стало почти страшно. Сон чудесный канул вдруг в вечность, вступала в свои права неумолимая, чудовищная, стыдная действительность. И сделалось до слез противно и вместе с тем жаль было до слез ее, Черубину» (С. Маковский. Черубина де Габриак).

Перед Вами два портрета одной и той же женщины, составленный двумя разными мужчинами. Первый - приближен к тому образу, который создал великий мистификатор Макс Волошин.

А вот, о Великом Антоне Павловиче Чехове, который сказал, что «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли…», современники отзывались только в восхищенных тонах:

«Он был красавец. У него было большое открытое лицо с добрыми смеющимися глазами. Беседуя с кем-либо, он иногда пристально вглядывался в говорящего, но тотчас же вслед опускал голову и улыбался какой-то особенной, кроткой улыбкой. Вся его фигура, открытое лицо, широкая грудь внушали особенное к нему доверие – от него как бы исходили флюиды сердечности и защиты… Несмотря на его молодость, даже юность, в нем уже тогда чувствовался какой-то добрый дед, к которому хотелось прийти и спросить о правде, спросить о горе и поверить ему что-то самое важное, что есть у каждого глубоко на дне души. Антон Павлович был прост и естественен, он ничего из себя не делал, в нем не было ни тени рисовки или любования самим собою. Прирожденная скромность, особая мера, даже застенчивость, – всегда были в Антоне Павловиче» (К. Коровин. Воспоминания о современниках).

Познакомьтесь же сами с портретной галереей личностей, объединенных общим временем, принятым называть "Серебряный век", хотя сами они принадлежали к очень различным течениям, порой, совершенно противоположным.

 


Об авторах
Фокин Павел Евгеньевич – ведущий научный сотрудник Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля (Государственный литературный музей). Член Российского общества Ф. М. Достоевского, член Международного общества Ф. М. Достоевского (IDS). Автор более 100 статей по истории русской литературы. Автор-составитель 15 книг серии «Классики без глянца»; автор трехтомника «Серебряный век : портретная галерея культурных героев рубежа XIX-XX веков : поэты, писатели, драматурги, критики, издатели, философы» (в соавторстве с С. П. Князевой), книг «Без глянца. Книга предисловий». Составитель и автор комментариев к собранию сочинений В. С. Высоцкого в 11 томах, «Внеклассные классики. Портретная галерея Русских писателей XVIII - XX вв. От Ломоносова до Бродского». Автор книги «Александр Зиновьев. Прометей отвергнутый» в серии «Жизнь замечательных людей».
Князева Светлана Петровна – научный сотрудник Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля (Государственный литературный музей).

 

Подготовила Т. Гурьева, главный библиограф ЦГБ им. А. Грина

Категория: Книги о писателях и поэтах | Просмотров: 18 | Добавил: Epicfails | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
avatar
0
1 Epicfails • 12:37, 23.07.2019
cry
avatar