Главная » 2017 » Июль » 3 » Исторический и художественный альбом Тавриды Евгения де Вильнёва и Викентия Руссена
11:14
Исторический и художественный альбом Тавриды Евгения де Вильнёва и Викентия Руссена

Петрова Э. Исторический и художественный альбом Тавриды Евгения де Вильнёва и Викентия Руссена/ Элеонора Петрова ; [пер. с фр. А. В. Карпенко]. - Феодосия : Коктебель ; Симферополь : Н. Орiанда, 2015. - 233, [7] с. : ил.; 22х24 см. - (Палитра времени; Вып. 2).; 1000 экз.
 

В 1853–1857/8 гг. в Париже выходил подготовленный заведующим Феодосийским музеем древностей Е. Ф. де Вильневом «Исторический и художественный альбом Тавриды», включавший 35 литографий Руссена с видами и историко-архитектурными памятниками Феодосии, Судака, Карагоза, Алушты, Гурзуфа, Инкермана, Балаклавы.
Удивительно, что Вильневу удалось напечатать несколько его выпусков во Франции, входившей в коалицию государств, воевавших в тот период с Россией. Наверное, это было непросто. Возможно, Евгению Францевичу помогли его родственники, жившие во Франции.


Альбом Евгения де Вильнева и Викентия Руссена давно стал библиографической редкостью. Единичные его экземпляры, имеющиеся в российских и зарубежных библиотеках, как правило, сохранились не в полном виде.

Чтобы это раритетное издание стало доступно для всех любителей истории Крыма, ученые Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского - Элеонора Борисовна Петрова, доктор исторических наук, профессор и Анна Владимировна Карпенко, кандидат философских наук, доцент кафедры иностранных языков совместно с директором Феодосийского музея древностей Андреем Анатольевичем Евсеевым подготовили в 2015 году переиздание альбома на русском языке. В основу нового издания положен экземпляр альбома, хранящийся в библиотеке Феодосийского музея древностей.

В альбоме представлены литографии архитектурных и исторических памятников Крыма, снятые с натуры в середине XIX века.Недостающие части текста и иллюстрации взяты из альбомов, хранящихся в библиотечных собраниях России и Украины. Впервые публикуются рисунки В.Руссена из фондов Феодосийского музея древностей.
Книга о Е.Вильневе и В.Руссене - вторая в серии "Палитра времени".

Теперь и в нашей библиотеке - в читальном зале Центральной городской библиотеки им. А. Грина жители и гости города, любители истории, старины и древностей могут насладиться чтением этого замечательного издания. Альбом выполнен на прекрасной бумаге, репродукции четкие, хорошего качества, а текст написан настоящими профессионалами-историками. 


 


Биографии и творческое наследие  двух замечательных феодосийцев - историка и художника - до недавнего времени были известны лишь узким специалистам.
А ведь литографии Руссена близки произведениям с видами Тавриды, созданными художниками в конце XVIII – первой половине XIX в. Всех их привлекали пейзажи, памятники истории, разнообразие этнических типов крымских жителей. Зачастую пейзажи и старинные руины изображались красочнее, чем они были на самом деле. Тогда в моде было романтическое направление пейзажной живописи: мастера старались передать действительный вид местности, но и не отказывались от определенной идеализации. Творческий почерк Викентия Осиповича вписывается в это направление. Нужно учитывать и то, что феодосийцу Руссену было близко творчество Айвазовского, внесшего существенный вклад в развитие романтического пейзажа.
Творческая натура Викентия Руссена и тяга к романтическому осмыслению пейзажа и архитектурных руин придавали некоторым его произведениям оттенок фантастичности. В его художественной манере прослеживается также некая пасторальность: фигурки людей, домашних животных, птиц подчеркивают мирную безмятежность, характерную для изображаемых им мест.
Памятники зодчества изображены в окружении пышной зелени, над ними мягкие облака, через которые пробиваются лучи солнца; море – или тихое, или слегка волнующееся, с лодками, парусниками. Очевидно, что перед нами произведения не простого рисовальщика, изображавшего памятники прошлого ради сохранения их облика для потомков, но профессионального живописца, для коего руины древних стен и башен, старинные храмы являются экзотическим фоном, на котором разворачивается жизнь, наполненная ежедневными заботами и глубокой верой в Бога. Художник не умаляет значения ни одной из церквей - на его литографиях православные, греческие и армянские храмы, еврейские синагоги, мусульманские мечети. Крым, как сегодня, так и в прошлые века, населяют народы разных национальностей и вероисповеданий.

 


Книга состоит из шести частей с примечаниями.
Часть первая - история дружбы и работы Евгения де Вильнева и Викентия Руссена, историка и художника.
Часть вторая - письма Е. Вильнева в Одесское общество истории и древностей.
Часть третья текст "Исторического и художественного альбома Тавриды" Евгения де Вильнева.
Часть четвертая - Таблицы с литографиями "Исторического и художественного альбома Тавриды" - план пояса укреплений и развалин Каффы с современными кварталами города Феодосии 1853 года, репродукции И. Айвазовского, В. Руссена и рисунок гражданского инженера Е, Флавьена Греческой церкви св. Иоаннаа Крестителя в Керчи.
Часть пятая - рисунки Викентия Руссена из фондов Феодосийского музея древностей.
Часть шестая - научные комментарии плана Каффы-Феодосии, Феодосия Ивана Константиновича Айвазовского, генуэзские укрепления в Феодосии, культовые сооружения Феодосии, а также крепости и храмы Судака, Севастополя, Инкермана, Алушты, Гурзуфа, Коктебеля, Карагоза, Керчи, Старого Крыма


Кроме этого фотоальбом включает репродукции О. Раффе, К. Богаевского, М. Иванова, а также фотографии начала ХХ века и современные фотографии архитектурных памятников полуострова, сохранившихся до наших дней. 
Исторические сведения о памятниках прошлых эпох не только Феодосии (Каффы), но и древней Солдайи (Судака), Старого Крыма, Алустона (Алушты), Гурзуфа, Керчи помогут оценить величие прошлого Тавриды.

 

Краткие биографические справки:

Евгений Францевич де Вильнев - историк, археолог, хранитель Феодосийского музея древностей.
Евгений (Эжен) Францевич де-Вильнёв родился во Франции в 1803 г. Учился и работал в Парижском историческом институте. В 1837 г. переехал в Российскую империю на постоянное место жительства. С 1839 г. работал учителем французского языка в Таганрогской гимназии, с 1840 - преподавателем без жалования в уездном училище. В 1842 г. Вильнёв присягает на подданство Российской империи. В 1843 г. был утвержден в чине коллежского секретаря, а в 1844 г. произведен в титулярные советники. Позже его причислили к министерству внутренних дел с состоянием при медицинском департаменте. В 1845 г. Евгений Францевич был командирован в Одесский карантин. Из Одессы 5 июля 1848 г. Вильнёв был перемещен в феодосийский карантин непременным членом. В Феодосии Вильнёв проявлял интерес к новым археологическим находкам, найденным в городе и его округе, активно сотрудничал с представителями Одесского общества истории и древностей, членом которого стал в 1852 г. 5 августа 1849 г. Таврический губернатор назначил Вильнёва по его собственной инициативе заведующим Феодосийским музеем древностей. Е.Ф.де-Вильнёв за полтора десятка лет превратил это маленькое хранилище предметов старины в серьезное по тем временам заведение, занимавшееся собиранием раритетов, охраной памятников истории и культуры в Феодосии и ее округе, археологическими раскопками.

Викентий Осипович Руссен - художник, педагог, переводчик, автор литографий и рисунков с изображением видов Крыма и его историко-архитектурных памятников. Литографии Руссена являются важными ориентирами для историков, археологов и искусствоведов; они дают представление о сохранности историко-архитектурных памятников крымской старины на середину XIX в.
Имя Руссена не было на слуху, лишь изредка его литографии из «Исторического и художественного альбома Тавриды» Е. Ф. де Вильнева, появлялись в публикациях историков и археологов, иллюстрируя тот или иной архитектурный памятник крымского средневековья. Он родился в 1823 (1824?) скорее всего в Феодосии. Происходил из небогатой, но довольно большой семьи иностранцев – французско-подданных.
С 1 августа 1835-го по 28 июня 1839 г. Викентий обучался в Феодосийском уездном училище. В дальнейшем он «выдержал испытания в Симферопольской гимназии на учителя рисования, черчения и чистописания в уездных училищах» и получил соответствующее свидетельство от Императорской Академии художеств. 14 января 1846 г.  Руссен был «определен» на службу учителем рисования, черчения и чистописания в Перекопское уездное училище.
Но Руссена тянуло в Феодосию. Он подает прошение о переводе его в Феодосийское уездное училище и уже 25 января 1847 г. приступает к обязанностям учителя рисования, черчения и чистописания в родном ему училище. 4 октября 1849 г. в Таврическом губернском правлении принимает присягу на подданство России. В том же году приобретает вместе со своими братьями одноэтажный каменный дом в Феодосии. В эти годы Викентий Осипович много ездил по Крыму и много рисовал, помогал заведующему Феодосийским музеем древностей Евгению Францевичу де Вильневу в его работе по охране памятников старины и в подготовке к публикации альбома с видами и древностями Тавриды. В годы Крымской войны Руссен временно возглавлял училище.
В память о Крымской войне он награжден бронзовой медалью на Андреевской ленте. Сразу по окончании войны он по собственному желанию уволился из училища и 3 сентября 1856 г. был назначен столоначальником правления Феодосийского центрального карантина. Он был молод и столь серьезное решение, определившее всю его дальнейшую судьбу, принял неспроста. Возможно, этот шаг он совершил не без влияния Е. Ф. де Вильнева, бывшего непременным членом правления карантина и, вероятно, ходатайствовавшего за своего друга перед карантинным начальством. 30 апреля 1858 г. Руссен был переведен на должность переводчика карантина и оставался в этой должности до конца своей службы. В 1881 году «за усердную и беспорочную службу в классных чинах» его объявили кавалером ордена Св. Владимира 4-й степени, а в 1888 г. за 40-летнюю беспорочную службу пожаловали «знаком отличия».
18 августа 1892  года коллежский асессор В. О. Руссен уволился с занимаемой должности по болезни. Умер Викентий Осипович в 1897 г. в Феодосии, похоронен на городском кладбище.
Своей семьи у него не было, но были родные – братья, их дети и внуки. Род Руссенов был связан с Феодосией на протяжении длительного времени.
На ул. Чехова, 3 сохранился дом Руссенов – возможно, это лишь часть старого здания (впрочем, неизвестно, тот ли это дом, в котором с братьями жил Викентий Руссен, или, быть может, вновь построенный на том же месте или где-то поблизости). После Великой Отечественной войны к нему сделали двухэтажную пристройку. Ныне в этом здании находится кинотеатр «Пионер».

Знакомство Руссена с Вильневом произошло по приезде Евгения Францевича в Феодосию – не ранее лета 1848 г. К тому времени Викентий Руссен уже сложился как художник. Вскоре они подружились, несмотря на значительную разницу в возрасте. Их многое связывало – образованность, любовь к истории, к Крыму и его памятникам прошлого, забота об их сохранении. Они жили в маленьком городе и могли часто видеться, говорить на родном языке, осматривать древние руины Феодосии, вместе выезжать за пределы города для осмотра и зарисовок архитектурных памятников, копирования древних надписей. Руссен был помощником Вильнева во время его археологических исследований в Феодосии и за ее пределами. Вместе они задумали издать альбом с видами Крыма и на протяжении нескольких лет готовили для него материалы: Вильнев – текст, Руссен – иллюстрации. А с 1856 г. они стали сослуживцами по Феодосийскому карантину. В общем, долгие годы они были рядом.
Литографии в «Историческом и художественном альбоме Тавриды» выдают в их создателе хорошего мастера. В свое время произведения Викентия Осиповича пользовались успехом – и не только в родной ему Феодосии. Так, его рисунки хранились в собрании Одесского музея древностей. После Великой Отечественной войны в рамках государственной программы пополнения коллекций музеев, пострадавших в годы фашистской оккупации, шесть карандашных рисунков Руссена (с изображением мечетей в Карагозе, Колечь-Мечети и Старом Крыму) поступили из Одесского музея в фонды Феодосийского краеведческого музея (ныне вновь, как ранее, Феодосийский музей древностей).

Т. Гурьева, главный библиограф ЦГБ им. А. Грина

Категория: Краеведение | Просмотров: 2159 | Добавил: Epicfails | Теги: #ГринНаш | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar