Главная » 2024 » Май » 15 » «Коллекция живописи Дома-музея М. А. Волошина»:  Обзор  каталога-альбома  Музея-заповедника
11:28
«Коллекция живописи Дома-музея М. А. Волошина»:  Обзор  каталога-альбома  Музея-заповедника

«Коллекция живописи Дома-музея М. А. Волошина»:  Обзор  каталога-альбома  Музея-заповедника

Обзор фондовой коллекции Дома-музея М. А. Волошина : каталог / М-во культуры Респ. Крым, Музей-заповедник "Киммерия М. А. Волошина" ; сост., коммент. Н. М. Мирошниченко, И. Н. Палаш. - Симферополь : Антиква, 2017.  Вып. 1 : Живопись. - 2017. - 239, [1] с. : цв. ил. ; 21 см. - Имен. указ.: с. 237-239.

Он стал легендой еще при жизни. Он пришел в поэзию как живописец, а в живопись – как поэт. Его следы впечатаны не только в почву Крыма, но и в почву русской культуры – поэзию, искусство, живопись и философию. Поэт, соединивший слово и краски, краевед, искусствовед, переводчик Максимилиан Волошин, а для друзей – просто чудак Макс.

В 2017 году при поддержке Министерства культуры Республики Крым, в рамках Государственной программы Республики Крым "Развитие культуры, архивного дела и сохранение объектов культурного наследия Республики Крым на 2017-2020 годы" Музей-заповедник «Киммерия М. А. Волошина» открыл выпуск серии альбомов о музейных предметах собрания живописи основного фонда альбомом-каталогом фондовой коллекции музея. Книга вышла тиражом всего 500 экземпляров. Благодаря одному из авторов альбома - заместителю Генерального директора музея-заповедника "Киммерия М. А. Волошина" Наталье Мирошниченко, - эта прекрасная книга доступна в читальном зале Центральной городской библиотеки им. А. Грина.

Дом-музей Максимилиана Александровича Волошина - один из уникальнейших музеев, широко известный в международной культурной среде. Мемориальное здание и аутентичная коллекция позволяют поставить его в короткий ряд музеев, которым в бурях ХХ столетия посчастливилось сохранить действительную мемориальность. 

Основу фондовой коллекции живописи дома-музея М. А. Волошина составляют произведения М. А. Волошина, работы, написанные в Коктебеле другими художниками и сохранившиеся в доме поэта, а  также домашние иконы.

Источник поступления  – завещание жены поэта - М. С. Волошиной:

«Библиотеку, картины, скульптуру, мебель и всё, что связано с художественной деятельностью М. А. Волошина и  с пребыванием в его доме деятелей русской культуры, имеющее значение мемориальных ценностей, находящиеся в Доме Поэта в п. Планерское Феодосийского Горсовета, завещаю Феодосийской картинной галерее им. И. К. Айвазовского. Обязываю Феодосийскую картинную галерею всё, завещанное мною, оставить на своих местах в Доме поэта, сохранив мемориальные комнаты, доступные обозрению», – значится во втором пункте завещания Марии Волошиной от 11 декабря 1974 года.

Созданный в 1975 году как структурное подразделение ФкГа имени И. К. Айвазовского, дом-музей М. А. Волошина с января 1988 года выделился в самостоятельную юридическую единицу. 40 живописных работ Максимилиана Волошина являются частью фонда Картинной галереи им. И. К. Айвазовского (Феодосийская картинная галерея им. И. К. Айвазовского : Путеводитель-каталог / Сост. Хранитель галереи С. А. Барсамова. - Симферополь : Крымиздат, 1954. - 120 с.; репрод.). 

 

 

Красочно иллюстрированный альбом содержит три основных раздела. 

Внутри разделы построены по музейному принципу возрастания порядкового значения инвентарных номеров, фамилии художников – в алфавитном порядке, их работы – также в порядке возрастания инвентарных номеров.

В художественном мире Максимилиана Волошина живопись была местом эксперимента и поиска, что заметно по разнообразию представленных направлений, стилей и жанров изобразительного искусства в небольшом количестве работ. В основном это неоформленные картоны и маленькие холстики, по какой-то причине даже фрагменты работ.

 

Первый раздел "Живопись Максимилиана Волошина" предваряет статья М. Волошина "Скелет живописи", которая была впервые опубликована в журнале «Весы», № 1 (с. 41–51), вышедшего из печати 15 января 1904 г. Мальчишкой попав в Крым, Волошин влюбился в этот благословенный край и пронёс эту любовь через всю жизнь, запечатлев на бумаге его уникальные пейзажи.

 

О рисующем школьнике Максе Волошине с удивлением писал художник К.Ф. Богаевский: «…сохранился альбом рисунков и проб акварелью, относящийся к годам его первого приезда в Коктебель и пребывания в Феодосийской гимназии <…>.  Будучи в 7-8 классах, Макс писал много стихов и одновременно его тянуло к живописи».

 


На вопрос: «Кто он – поэт или художник?» – Волошин отвечал: «Конечно, поэт»  ̶  и добавлял при этом: «И художник». При написании пейзажа в стихотворении Волошин обращался к живописи – для более точной передачи поэтического образа он делал предварительные зарисовки того, о чем хотел написать, и наоборот – черпал эпитеты из зарисовок, соотнося их, например, с оттенками цвета. Волошин не раз отмечал, что чувствует неразрывную связь искусств.

 

В статье «Скелет живописи» (1904) он пишет:

«В рисунке выражаются простейшие зрительные идеи. Рисунок ближе всего стоит к слову, и поэтому в нем отчасти содержится элемент рассказа. Впрочем, вернее сказать, что в слове содержится элемент рисунка».

 

 

Второй раздел "Живопись художников круга М. А. Волошина" открывает статья М. Волошина "Индивидуализм в искусстве". Впервые статья была опубликована в журнале «Золотое руно», № 10 (с. 66–72), который вышел из печати в октябре 1906 г. Очерк Волошина обосновывал его точку зрения в полемике 1905–1907 гг. по вопросу соотношения традиционного, индивидуального и соборного в искусстве. Этот идейный спор вызвал ряд статей Вяч. Иванова, А. Н. Бенуа, А. Шервашидзе, В. Брюсова и других представителей символизма.

Восточная стена Дома Волошина, между дверью и окном,- «увешана картинами друзей» – именитых художников, среди них «Горный аул» Е. Е. Лансере – «иллюстрация к «Хаджи-Мурату». М. С. Волошина подчёркивает, что этюд «подарен самим автором».

 

 

Личность и внешность М.А. Волошина привлекала и привлекает многих художников. Прижизненная иконография его обширна, живописные изображения М. Волошина исчисляются десятками. В альбоме-каталоге читатель увидит портреты Максимилиана Александровича кисти его матери - Е. О. Волошиной и его первой жены - М. В. Сабашниковой, жены основателя дачного поселка Коктебель - Екатерины Юнге, М. М. Зайцева, К. С. Петрова-Водкина, Вл. Слевинского, Вайолет Харт, А. Я. Якимченко (со стихами С. Полякова, посвященными Волошину).

 

И, наконец, третий раздел - "Иконы" и статья Волошина-искусствоведа "Чему учат иконы". Впервые статья опубликована в журнале «Аполлон», № 5, (с. 26–33), который вышел из печати в 1914 г. в ряду статей о русской иконописи на волне интереса, вызванного «выставкой древнерусского искусства», прошедшей в 1913 г. и всколыхнувшей художественный мир.

Мария Степановна Волошина пишет: «Образа эти – спутники Макса, – пишет она. – Они шли с ним всю жизнь. Это их семейные образа, матери и бабушки. К ним у Макса было вообще отношение как к семейным реликвиям – он был связан с ними с детства. А вообще икону как таковую Макс знал, любил, интересовался. У него очень много было интересных рассказов о старинной живописи и иконописи".

 

В мемуарах М. С. Волошиной «Макс в вещах» есть легенды и история бытования ряда живописных работ. Например, она вспоминает, что в летнем кабинете на рабочем столе мужа лежали плоские, обточенные морем камни:

«На каждом из них написан Максом образ Богоматери. Макс часто писал такие изображения Богоматери. Как-то Макс пошёл гулять и подумал что-нибудь найти и подарить мне. И нашёл плоский камень с начертанным самой природой рисунком, сильно напоминавшим голову Богоматери. Камень этот понравился Максу, он подарил его мне, а сам стал пробовать писать такие же изображения Богоматери, в таких же синевато-золотистых тонах, с еле намечающимися линиями, заставляющими вглядываться, искать лицо Ее и оживлять воображением то, что в контурах и красках дано намёком».

 

Приглашаем в читальный зал, чтобы перелистать страницы этого уникального издания. Коллекция живописи основного фонда дома-музея М. А. Волошина в настоящее время насчитывает 213 наименований.

163 работы М. А. Волошина, из которых: триптих «яйла» (ж-130/1-3), возможно фрагменты одной работы – ж-198/1-2 («танец». Фрагмент), ж-186/1 и ж-200 («танцовщица в красном». Фрагмент), и: ж-199/1-2 («пейзаж». Фрагмент), ж-188/1 и ж-201 («Горный пейзаж». Фрагмент); три работы, у которых авторство под вопросом: «на яйле» (ж-163), «подсолнухи» (ж-164), «натурщик» (ж-165), одна с изображением на обороте (ж-186/1).

41 работа разных авторов, из них 14 работ – М. В. Сабашниковой, девять – Е. Ф. Юнге, две работы – Д. М. Ривера и М. С. Чуйко, по одной работе – Е. О. Волошиной, М. М. Зайцева, П. Н. Крылова, Е. Е. Лансере, К. С. Петрова-Водкина, В. Д. Поленова, В. Слевинского, А. Г. Тышлера, В. Харт, А. Г. Якимченко, четыре работы – неустановленных художников.

Девять единиц – иконы.

Все эти работы вошли в каталог.

Категория: Книги о художниках | Просмотров: 70 | Добавил: Epicfails | Теги: Дом Поэта, акварели Волошина, Волошин художник | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar