Боссоли К. Пейзажи и достопримечательности Крыма в рисунках Карло Боссоли. Альбом на русском языке. - Симферополь : Салта, 2014. - 76 с.; ил.
Более 200 лет отделяет нас от того времени, когда Крым впервые "вошел под Державу Российскую" и стал предметом пристального внимания иностранных и российских путешественников.
Увлечение Крымом, особенно в 20-30-е годы XIX века, в значительной мере связано с романтической идеализацией и совпадает с эпохой ретроспективных настроений в культуре. Романтический век пробудил интерес к далекому минувшему, к суровому средневековью с его идеалами рыцарства, к загадочному Востоку с живописной дикой природой, своеобразным бытом и жизнью, исполненной опасности и отваги. Эта духовная атмосфера проявляется в восприятии Крыма: осколок Древней Эллады, уголок экзотического Востока, первозданный рай, «terra incognita»...
В предыдущем посте я рассказала о чудесном альбоме с литографиями В. Руссена, а сегодня я рассказываю о новом альбоме - Пейзажи и достопримечательности Крыма в рисунках Карло Боссоли.
Талантливый рисовальщик, неутомимый путешественник, один из основоположников традиции "изобразительной журналистики" Карло Боссоли был замечен генерал-губернатором Новороссийского края и Бессарабии графом М.С.Воронцовым, который сделал его придворным живописцем, а его семья получила от графа солидное содержание.
Именно граф Воронцов поручил художнику отправиться в Тавриду и создать серию романтических литографий о Крыме. Молодой итальянец не знал, что его крымские «каникулы» продляться около двух лет.
Боссоли прибыл в Крым в 1840 году, остановившись в «феодальном» дворце М.С. Воронцова в Алупке. За два года (1840-1842) Карло Боссоли объездил практически весь Крым. Крымские впечатления выразились в серии прекрасных акварелей и гуашей (часть из них хранится в Эрмитаже).
Боссоли создал прекрасные акварели и гуаши: собирательный образ Тавриды. На его картинах оживали морская безбрежная гладь, заснеженные горы, очарование живописных долин, романтические развалины древнего Херсонеса, экзотика мусульманского Востока, грозные стены генуэзских крепостей и таинственные «пещерные города»... Идиллия, безмятежность, покой. Вот это и есть Таврида Карло Боссоли!
Карло нравилось изображать повседневные сцены: морские купания в Севастополе и Евпатории, путешествие на верблюдах по степи, зажигательный татарский праздник. Помимо декоративности и живописных достоинств, эти произведения интересны особой точностью передачи деталей, будь то виды центральных улиц Севастополя, Симферополя, торгового порта и части ялтинской набережной или детальное изображение военных кораблей и фортификационных сооружений севастопольской бухты.
Путешествие свое Боссоли начал 25-летним юношей, но его рисунки - воплощенная гармония, исполненная прелести и изящества. Мы и в ХХI веке не перестаем любоваться и удивляться, рассматривая его цветные литографии.
Граф Воронцов тоже остался доволен работами Боссоли. Листая представленные ему рисунки, граф думал о том, что это послужит делу процветания полуострова. Ведь это была стопроцентная реклама доселе неизвестного, безлюдного и мало посещаемого края. По его приказанию в 1842 г. в одесской литографии Д. Кленова был издан альбом Боссоли «24 вида Крыма». «Алупкинские» же литографии торжественно воцарились в парадных залах одесского дворца Воронцовых.
52 цветных литографии альбома представляют развернутую панораму наиболее значительных памятников природы и истории полуострова. Крымский период жизни Боссоли многое определил в его человеческой и творческой судьбе. Здесь сложилась своеобразная изобразительная манера художника.
Альбом "Пейзажи и достопримечательности Крыма в рисунках Карло Боссоли" - путешествие во времени и пространстве, изданный в 1856 году в Лондоне тиражом не более чем 500 экземпляров, - несомненный раритет, едва ли доступный широкой общественности. Поэтому альбом 1856 года репродуцирован полностью - 52 рисунка и "Лист описаний", в котором К.Боссоли определил порядок расположения своих работ и кратко их аннотировал. "Лист описаний" переведен на русский язык в оригинальной транскрипции и прокомментирован с точки зрения истории и топонимики Еленой Вишневской, заместителем генерального директора Центрального Музея Тавриды по научной работе
Отличное переиздание альбома 2014 года призвано не только продемонстрировать живописные достоинства альбома, но и донести до современного читателя замысел художника.
Если раньше мы могли отрывочно знакомиться с разрозненными пейзажами художника, публикуемыми в книгах в качестве иллюстраций, то теперь у читателей нашей Центральной городской библиотеки им. А. Грина есть чудесная возможность перелистать шикарный альбом. Альбом реконструирован, собран воедино, переведен с языка оригинала и сопровожден содержательным комментарием. Достойное издание пополнило фонд библиотеки и доступно к просмотру в читальном зале. Следует заметить, что это издание действительно качественное и дорогое. Темно зеленый переплет с тисненым золотой краской названием книги на английском (готический шрифт) и русском языках, а защищает такой переплет - суперобложка, тоже художественно оформленная. И на переплетной крышке, и на суперобложке помещена одна из литографий Боссоли. Мелованная бумага, качественный оттиск цветных литографий. К сожалению, Феодосия запечатлена всего лишь на одной из них.
К. Боссоли. Кафа, или Феодосия
Короткая справка:
Творческое наследие Боссоли занимает достойное место в мировой культуре, включено во многие музейные собрания. В фондах библиотеки “Таврика” Крымского республиканского краеведческого музея находится альбом цветных литографий художника “Пейзажи и достопримечательности Крыма” (Лондон, 1856).
Карло родился в Швейцарском Лугано, в семье итальянского каменщика Пьетро Боссоли. Родители Боссоли переселились в Одессу, когда ему исполнилось пять лет. В Одессе проявилось художественное дарование. Успехи молодого художника заметил губернатор Новороссийского края и Бесарабии граф М.С. Воронцов, который заказал Боссоли ряд работ с видами Одессы. На основании этих рисунков в 1837 был выпущен альбом черно-белых литографий. Предположительно, именно от М.С. Воронцова в дальнейшем Боссоли получил заказ на рисунки с природными и историческими ландшафтами Крыма. За два года (1840-42) он объездил практически весь полуостров. В 1843, уступая желанию престарелой матери, мечтавшей вернуться на родину, художник покидает Россию, где прожил 23 года и где сформировался его талант.
Несколько лет провел Карло Боссоли в путешествиях от Скандинавии до берегов Северной Африки. Его путевые рисунки — это своеобразная «изобразительная журналистика». Они популярны, печатаются многими известными изданиями, в частности «Таймс». В 1851 г. он снова побывал на своей второй родине, в России, где создал новую серию работ, посвященных Москве и Петербургу. В 1856 г. крупное лондонское издательство «Day and Son» выпустило большой альбом литографий наиболее примечательных мест в Крыму. В 1860-1861 годах Боссоли — в рядах пьемонтской армии участвует в борьбе за освобождение Италии от австрийского владычества. Более 150 работ, запечатлевших эти события, характеризуют художника как выдающегося баталиста, мастера панорамы. О последних годах жизни художника известно немногое. Он обосновался в Турине, выстроил дом, частично напоминавший эклектикой архитектуры Воронцовский дворец, столь поразивший воображение юноши. Не создав собственной семьи, воспитывал горячо любимого племянника. В 1884 году в возрасте 69 лет Карло Боссоли скончался и был похоронен в своем родном городе Лугано.
Т. Гурьева, главный библиограф ЦГБ им. А. Грина |