Первов, Михаил Андреевич. Москва оружейная [Текст] : правдивые истории о том, как в Первопрестольной грозное оружие, хитрые механизмы и всякие машины делали, какие были славные мастера и как множили их традиции ученики их / сочинение литератора М. Первова. - Москва : Столичная энциклопедия, 2013. - 398, [2] с. : цв. ил. ; 29 см. - Библиогр.: с. 393-397. - Библиогр. в тексте. - 1500 экз.
Всё чаще исследователи советского периода истории России обращаются к проблемам отечественного военно-промышленного комплекса (ВПК). Многочисленные научные статьи исследователей дополнены фундаментальными работами, затрагивающими различные стороны исторической динамики отечественной «оборонки». И вот перед нами увесистый иллюстрированный том "Москвы оружейной", который 14 февраля 2017 года Михаил Андреевич подарил Центральной городской библиотеке им. А. Грина - о чем свидетельствует дарственная надпись автора.
Перед нами - оружейный срез истории столицы. При написании книги автор задался целью изучить и описать развитие ряда военных заводов столицы, но не с 1918 года, а с момента создания этих заводов и фабрик. Книга состоит из девяти глав.
Здесь вы прочтете о "рождении" Кремля, Москвы, оружия и церквей столицы. Узнаете, какое оружие было у войска Юрия Долгорукого, Ивана Калиты, Дмитрия Донского, а также, что первая московская Царь-пушка была отлита не русским мастером Андреем Чоховым, а итальянцем Павлином Дебосисом. Произошло это в 1488 г. по указу Ивана III на Московском пушечном дворе в Кузнецкой слободе (ныне место пересечения улиц Неглинная, Пушечная, Рождественка и Театральный проезд). К сожалению, до наших дней пушка не сохранилась.
После переноса столицы в Петербург Москва стала утрачивать роль центра производства вооружения. В начале XVIII века, вступив в Северную войну, Петр I развернул строительство орудийных, оружейных и пороховых заводов в Олонецком крае, Туле, Петербурге и его окрестностях, в других городах империи. Лишившись заказов, московские предприятия постепенно сворачивали производство, затем закрывались. Ко времени нашествия Наполеона выпуск оружия в Москве практически прекратился и после ухода его войск не возобновлялся. Началось стремительное развитие торговли, легкой, текстильной, затем тяжелой промышленности, появилось множество филиалов зарубежных фирм и совместных предприятий.
Все изменилось с началом бурного ХХ века. Москва богатела и вполне созрела для новых высокотехнологичных отраслей – самолето- и моторостроения. В 1909 году за Тверской заставой, в Ямской слободе немецкий предприниматель Юлий Меллер основал первые в Москве мастерские по строительству аэропланов (ныне ОАО «Дукс»). Вскоре мастерские расширились, получив новый участок на Ходынском поле (ныне производственный комплекс № 2 ОАО «РСК «МиГ»).
За Семеновской заставой, в районе Благуша появились первые мастерские по изготовлению авиационных моторов «Гном» и «Сальмсон» (ныне улица Ткацкая и проспект Буденного). Неподалеку, на Ладожской улице были основаны мастерские по ремонту тяжелой и осадной артиллерии «Мастяжарт» (ныне ОАО «ММЗ «Вымпел»). В Немецкой слободе, у Яузы (ныне улица Радио и Набережная академика Туполева) возникли Центральный аэрогидродинамический институт и опытный завод А. Н. Туполева. У известной со времен Кутузова подмосковной деревни Фили был заложен первый завод по производству автомобилей «Руссо-Балт» (ныне ГКНПЦ имени Хруничева). В Марьиной Роще появился патронный завод русско-бельгийского общества (ныне ОАО «МРТЗ» в Кунцеве), на Ярославском шоссе – Дроболитейный завод купца Инарова (ныне ОАО «Импульс» на проспекте Мира).
Уникальные фотографии сопровождают текст. Например, В, И. Ленин и Я. М. Свердлов наблюдают за полетом аэроплана "Ньюпор-ХХI", построенного на заводе "Дукс", Красная площадь, 1918; фото заводского двора АО "Дукс" в Ямской слободе в 1918 году. Или вот эта - Ми-4, приземляющегося на Ивановской площади Кремля. А знаете ли вы, как выглядел знаменитый первый автомобиль "Руссо-Балт", который так часто упоминается авторами, пишущими о начале ХХ века?
В 1926 г. в ЦАГИ была создана геликоптерная группа. Так начиналась практическая работа по созданию первых отечественных вертолетов. В 1930 г. был построен первый российский геликоптер 1-ВГ.
Кто из феодосийцев не слышал о вертолетных полигонах под Феодосией? В книге есть история Московского вертолетостроения под руководством Михаила Леонтьевича Миля и Николая Ильича Камова. Филиалы московских заводов им. Миля и им. Камова базировались на полигоне под Феодосией. В книге есть фотографии первых вертолетов Ми.
Автор рассказывает об образовании Центров Авиационной науки, моторостроения, как были разработаны тяжелые самолеты и скоростные истребителей, а также кто стоял у истоков российской радиопромышленности и ракетостроения.
Книга написана не сухим языком, приводится очень много интересных сведений, и к тому же - это своеобразная "экскурсия" по Москве.
Например, о спецпоезде "Сталинская шоколадка":
"При возникновении угрозы атомного нападения США на СССР И.В.Сталин и другие высокопоставленные особы должны были выйти из своих кремлевских кабинетов, спуститься на лифте в расположенную под землей станцию метро и занять места в вагонах спецпоезда № 1 шоколадного цвета. В считанные минуты спецсостав доставлял вождя на спецстанцию «Измайловский парк культуры и отдыха имени Сталина», специально для этих целей имевшую не два, как обычно, а три пути (ныне – станция метро «Партизанская»). Оттуда вождь, в зависимости от лимита времени, перебирался либо в подземный бункер, либо на спецаэродром Измайлово и улетал в заданном направлении. Интересно заметить, что в целях конспирации все местные объекты носили имя вождя: и станция метрополитена, и находящийся рядом недостроенный стадион, и Измайловский парк и даже сам район были названы именем Сталина. Считалось, что это собьет с толку любую вражескую агентуру, ибо ни один шпион не додумается до того, что сверхсекретные объекты находятся в местах, имеющих столь громкие и всем известные названия. Ныне спецпоезд «Сталинская шоколадка» отреставрирован и продолжает движение по путям Московского метрополитена. Воспользоваться им может любой желающий. Спуститесь в метро, наберитесь терпения и дождитесь состав шоколадного цвета. Уверяю, более мягкими и удобными креслами вы никогда не пользовались. Может быть, вам повезет, машинист зазевается, стрелочник не переведет вовремя стрелки и вы случайно окажетесь на спецстанции «Президентская»...
При работе над книгой автор работал со многими источниками, их список приводится в конце книги.
Завершает книгу история отечественной ракетно-космической промышленности.
Книга интересна будет всем. кто интересуется и историей ВПК, и историей России и Москвы.
Справка об авторе
Первов М. А. после окончания в 1980 году факультета журналистики Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова работал редактором Пермского книжного издательства, инструктором сектора печати Пермского обкома КПСС. В 1993 году окончил аспирантуру Академии общественных наук. В настоящее время - экономический обозреватель газеты "Правда". Автор многочисленных публикаций, посвященных проблемам военно-промышленного комплекса страны. Член Союза журналистов г.Москвы.
Т. Гурьева, главный библиограф ЦГБ им. А. Грина |