Главная » 2025 » Январь » 15 » Портрет олигарха в интерьере советской фантастики: бизнес на страхе
12:03
Портрет олигарха в интерьере советской фантастики: бизнес на страхе

Портрет олигарха в интерьере советской фантастики: бизнес на страхе

100 лет назад вышел из печати рассказ «Союз пяти» или «Семь дней, в которые был ограблен мир», сочиненный А. Н. Толстым.

В первой половине 1920-х гг. фантастика завоевывает прочные позиции в советской литературе, в том числе и в «авангардном» ее слое, и в слое «престижных», «популярных» писателей. В этот период появляется политическая фантастика, фантастико-сатирические памфлеты, живописующие (на материале Западной Европы) внутреннее разложение и крах капиталистического мира: «Трест Д. Е.» (1923) И. Эренбурга; «Крушение республики Итль» (1925) Б. Лавренева; «Господин Антихрист» (1926) и «Аппетит Микробов» (1927) А. В. Шишко; «Город пробуждается» (1927) А. Луначарской; «Четверги мистера Дройда» (1929) Н. А. Борисова и другие. Все эти книги выходили в солидных литературных издательствах (как правило, частных или кооперативных), рецензировались в толстых журналах и составляли умственную пищу «образованного», «культурного», «интеллигентного» читателя. Во многом были близки к этой группе по своей проблематике научно-фантастические произведения одного из наиболее признанных писателей – А. Н. Толстого. 

Алексей Николаевич Толстой - поэт Серебряного века, литератор-эмигрант, неоднозначный и, вероятно, до конца так и не понятый, вошел в историю как один из ярчайших и талантливых советских писателей. Безмерно одаренный, он умел писать увлекательные книги в самых разных жанрах: от детских сказок до фантастики и исторических романов. В стиле увлекательного романа, то плутовского, то детективного, то поднимавшегося до высот настоящей трагедии, он прожил и собственную жизнь. Собрание сочинений А. Н. Толстого включает 13 томов - это и рассказы, и пьесы, и романы, и сказки. 

Алексей Толстой с энтузиазмом воспринял Февральскую революцию, однако его отношение к Октябрьской было отрицательным. Писатель покинул Россию одним из первых - уже в июле 1918 года. В эмиграции, из трех возможных вариантов: бороться с большевиками, игнорировать их или принять новую власть, он выберет последний. Из письма Толстого:

«Большевики – единственные, кто вытаскивает российскую телегу из оврага, куда ее занесли красные кони. Удастся ли вытащить? Не знаю».

Сами же большевики увидят потрясающую возможность для пропаганды – им покажется, что «белого графа» будет очень просто превратить в «красного». В августе 1923 года Алексей Толстой вернулся в Россию. Точнее, в СССР. Навсегда.

Фантастический роман «Аэлита», написанный в основном в эмиграции, стал для Алексея Толстого чем-то вроде моста на родину. «Аэлита» впервые был опубликован в самом авторитетном советском литературном журнале в 1922–1923 годах. Произведение тогда носило подзаголовок «Закат Марса». 

Однажды, гуляя по паркам Детского Села (ныне город Пушкин, а до 1918 года Царское Село), где Толстой поселился после возвращения в Россию, он сказал Наталье Крандиевской (третья жена писателя, прототип Кати в романе «Хождение по мукам»):

"Кончится дело тем, что напишу когда-нибудь роман с привидениями, с подземельем, с зарытыми кладами, со всякой чертовщиной. С детских лет не утолена эта мечта..." А потом добавил: "Насчет привидений - это, конечно, ерунда. Но, знаешь, без фантастики скучно все же художнику". 

Крандиевская-Толстая Н. В. Воспоминания. Л., 1977. С. 210.

В августе 1924 году А. Толстой напишет фантастический рассказ, который читатели увидят в 1925 году, когда ленинградское Государственное издательство (ГИЗ) напечатает его в первой книге альманаха "Ковш" под названием «Семь дней, в которые был ограблен мир». В этом же году под названием "Союз пяти", без изменения текста, произведение опубликовано в одноименном сборнике А. Толстого.

Современный читатель может познакомиться с первым изданием 1925 года на портале Национальной электронной библиотеки (НЭБ) в свободном доступе:

Толстой, Алексей Николаевич (1882-1945). Союз пяти: рассказы / Алексей Толстой. — Ленинград : Государственное издательство, 1925. — 197 с.

В октябре 1925-го года в типографии Бр. Гиршбаум в Берлине был отпечатан сборник, которому дал название рассказ "Семь дней, в которые был ограблен мир", в количестве 3000 экземпляров.

Толстой А.Н. Семь дней, в которые был ограблен мир и др. рассказы / Алексей Толстой. — Берлин : Аргус, 1926. — 230, [2] с.

В 1927 году Толстой включил рассказ в 9-й том собрания сочинений, подправив стиль и добавив две фразы в финал:

"Мы объявим войну всех против всех, мы будем руководить этой бойней, где погибнет слабый и где сильный приобретёт волчьи мускулы… И тогда мы наденем железную узду на возрождённого зверя…"

В своем рассказе «Союз пяти» писатель за основу берет очередное прохождение кометы Биэлы возле Земли. Хотя рассказ написан в 1924 году, но комета Биэлы и предполагаемый с её появлением метеоритный дождь предсказывались в 1933 году. 

Все астрономические и физические данные в этом рассказе, включая также прохождение кометы Биэлы в 1933 году, - вполне отвечают действительности.

Прим. автора". 

"Союз пяти" погружает читателя в атмосферу таинственности и научной интриги, разворачивающейся на отдаленном острове в Тихом океане. Алексей Николаевич Толстой мастерски создает напряженный сюжет, сосредоточенный на строительстве астрономической обсерватории и загадочного объекта, скрытого от посторонних глаз.

"Полёт" яхты "Фламинго" под белоснежными парусами по волнам Тихого океана - красиво, безмятежно... Рассказ работает с воображением читателя с первых строк. Благодаря коротким, но точным штрихам мы можем получить полное представление о внешности персонажей и их характерах. Быт и пейзажи изображены настолько ярко и живо, что не возникает сомнений в их реальности. Удивительный эффект присутствия. Долгое время главным источником информации о капитализме для жителей СССР были сатирические журналы, такие как «Крокодил», зарубежные фильмы и художественная литература, в том числе фантастическая. Первопроходцем в создании портрета американского капиталиста, не брезгующим никаким преступлением ради выгоды, стал Алексей Толстой, который знал буржуазный мир не понаслышке и обладал весьма талантливым пером, но и ему не удалось уйти от карикатурности. 

"Перед каждым стоял запотевший от ледяного шампанского широкий бокал. Все курили сигары... Следя за пузырьками, поднимающимися со дна бокалов, пять человек, - все уже не молодые (кроме одного, инженера Корвина), все одетые в белую фланель, сосредоточенные, с сильными скулами и упрямыми затылками, - слушали то, что вот уже более часу говорил им Игнатий Руф".

Толстой связал авантюру Игнатия Руфа с уже использованными в «Аэлите» ракетной техникой и космосом (те же яйцевидные реактивные аппараты, даже упоминается имя русского инженера Лося). Но в отличие от романтика инженера Лося, Игнатий Руф точно знает, чего хочет. Собрав на борту яхты «Фламинго» пятерых капиталистов и талантливого инженера Корвина, он предлагает им стать полновластными хозяевами не просто какой-то страны, а всего земного шара. Капиталисты стремятся установить контроль над миром, используя необычный метод. Они планируют вызвать глобальный психоз и, как следствие, хаос, уничтожив Луну. Для осуществления этого плана они привлекают инженера Корвина, который соглашается участвовать в проекте за солидное вознаграждение.

«В семь дней мы овладеем железными дорогами, водным транспортом, рудниками и приисками, заводами и фабриками Старого и Нового Света. Мы возьмем в руки оба рычага мира: нефть и химическую промышленность. Мы взорвем биржу и подгребем под себя торговый капитал». 

Для того чтобы посеять панику в мире, ведётся активная информационная война. Покупаются существующие газеты и создаются новые. На книжном рынке появляется огромное количество астрономических рассказов, утопий, мистических произведений и апокалиптических поэм. Возрождаются различные религиозно-оккультные организации, что только усиливает атмосферу страха и беспокойства. Распространяются слухи, что Луна из-за резкого перепада дневных и ночных температур на своей поверхности рано или поздно рассыплется и, более того, этого нужно ждать в самое ближайшее время. Истерия нагнеталась.

"Тогда Игнатий Руф бросился в Европу, как кабан в тростники. Он устроил заем Юго-Славии и свалил министерство. С чудовищной ловкостью, нажимая тайные пружины, созвал конференцию Малой Антанты. Надавал приятных обещаний Германскому Союзу. Опубликовал поддельный документ Московского Совнаркома, чем вызвал в Польше бешеный взрыв ненависти и отвлек ее внимание от дел на Балканах".

 

На сотворение мира Богу потребовалось семь дней, ровно за столько же дней Союз пяти собирается преобразить мир до неузнаваемости.

«– …Идея нашего наступления такова: мы должны поразить мир невиданным и нестерпимым ужасом…
Четверо сидящих за столом опять вынули сигары, но на этот раз не усмехнулись. Глаза инженера Корвина медленно мигнули. Игнатий Руф сильно потянул воздух ноздрями.
– …Мы должны произвести столбняк, временный паралич человечества. Острие ужаса мы направим на биржу. В несколько дней мы обесценим все ценности. Мы приобретем пакеты акций тех предприятий, которые обеспечат нам безраздельную власть..."

А. Толстой. Союз пяти 

Промышленный магнат Игнатий Руф (прообраз Роллинга в романе "Гиперболоид инженера Гарина", 1927) раскалывает Луну ракетами, начиненными сверхмощной взрывчаткой.

 

"Луна, это ясно теперь было видно, развалилась на несколько кусков. Комета Биэла действовала на их неравные части, и они отделялись друг от друга. Это зрелище разбитого на осколки мира было так страшно, что в первые часы много людей сошли с ума — бросались с мостов в каналы, накладывали на себя руки, не в силах подавить ужаса".

В финале «Союза пяти» старый мир рухнул, полностью: «Весь мир сошел с ума». Новый мир ещё не возник. Каким он будет? Возможно, ещё более чудовищным, чем рухнувший. Но пяти «диктаторам» в нём уже не будет места. Они сами спилили сук, на котором сидели. Победа оказывается призрачной. Гигантская авантюра кучки олигархов, организовавших заговор против всего человечества и ограбивших весь мир, приводит их самих к гибели. Рассказ служит иллюстрацией очень актуального в настоящее время тезиса, гласящего, что ломка мироздания чревата непредсказуемыми последствиями. 

Неожиданное открытие о возможном разрушении Луны добавляет драматизма и актуальности истории, поднимая вопросы о роли науки и ответственности ученых. Толстой искусно сочетает элементы научной фантастики с глубокими философскими размышлениями, создавая произведение, которое не только захватывает, но и заставляет задуматься о будущем человечества. Более широко, нежели в «Союзе пяти», тема попыток ограбления мира капиталистическими монополиями разработана в романе «Гиперболоид инженера Гарина», который отличается сложной приключенческо-фантастической интригой.

Один из братьев Стругацких - культовых фантастов второй половины ХХ века, - Борис Стругацкий сказал: 

«Алексей Толстой - писатель Божьей милостью, обладатель божественного языка, прозрачного и чистого, словно родниковая вода. Мы всегда считали его одним из своих Учителей. Он - недостижимая вершина по части владения русским языком».

А в 1981 году редакция журнала «Уральский следопыт» и Союз Писателей РСФСР дали имя Аэлита ежегодному свердловскому фестивалю фантастики и премии, которая вручается по сей день за лучшее фантастическое произведение отечественной фантастики и за вклад в развитие жанра.

 

Подготовила Т. Гурьева, главный библиограф ЦГБ им. А. Грина

Категория: Художественная литература | Просмотров: 36 | Добавил: Epicfails | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar