Шендрикова, Снежана Павловна. История театра в Крыму (1820-1920 гг.) : монография. - Симферополь : Бизнес-Информ, 2013. - 464 с. : ил.
Развитие театра и самой театральной жизни, безусловно являются одним из важнейших показателей культурного развития общества, именно театр помогает выявить его способность к сопереживанию, стремлению и потребность в духовном насыщении и развитии. Будучи выразителем тех проблем, что более всего волнуют общество (а иначе театру не выжить), он является индикатором его развития, сигнализирует как власти так и самому обществу о наиболее сложных, наболевших, нерешенных проблемах.
Эта уникальная книга впервые дает полную картину о развитии театра как явления искусства и культуры на полуострове. В книге вы прочтете об античном театре в Крыму, возникновении театрального дела в 1821 году и его развитие до 1920 года. Обозреваемый С. Шандриковой период был весьма насыщен именами и событиями в крымской театральной жизни.
Крым гордится, что становлении театра в Крыму в первой половине девятнадцатого века связано с именем одного из основоположников русской актёрской школы Михаила Щепкина, закончившего свой жизненный путь в Ялте.
Экскурс прошелся по всем театральным городам Крыма того времени, не обойдя и древнюю Феодосию, у которой своя сложившаяся театральная история. Причастны к ней и наш великий земляк И. К. Айвазовский, и А. П. Чехов, и Фаина Раневская, и Надежа Обухова и многие другие. Раздел называется "История театра в Феодосии", включающий историю первых театральных постановок и историю театральной жизни города в начале ХХ века.
Автор предполагает, что античная Феодосия вполне могла состязаться театрами с Севастополем (Херсонесом) и Керчью (Пантикопеем). Большое количество терракотовых масок с комическим выражением, найденные при археологических раскопках под Феодосией, подтверждают эту гипотезу, а еще указывают на то, что жители нашего города очень ценили комедию.
В архивных документах хранятся сведения, что еще 1881 году в Феодосии театра не было, как не было и постоянно действующей труппы актеров. Однако уже в это время в Феодосию любили заезжать странствующие труппы. Ходили феодосийцы на любительские представления. Такие постановки часто происходили в домах известных граждан, например, у И. К. Айвазовского.
Когда в Феодосию приезжал на гастроли коллектив артистов, то они выступали в зале дворянского собрания, пока он в 1905 году, увы, не сгорел, а позднее и в городском театре, который был построен на той же Итальянской улице. Театр этот был очень скромный, без намека на ложи, бенуары, бельэтаж, балконы. Здесь ставили легкие водевили или оперетты, с участием симферопольских актеров, которые приезжали в Феодосию на гастроли. Феодосийцы и многочисленные курортники смотрели «Цыганскую любовь», «Веселый водевиль», «Сильву». Украинские коллективы привозили «Наталку Полтавку» и «Запорожца за Дунаем». В фойе тетра в промежутках между гастролями устраивали танцевальные вечера.
Культурная жизнь в Феодосии «расцвела» в 1918 – 1920 годы, когда в Крым хлынула волна российских деятелей культуры и искусства. Становится модным создавать различные кружки и вступать в объединения. В Феодосии был организован «ФЛАК» - Феодосийский литературно – артистический кружок.
Книг будет полезна всем, кто интересуется прошлым Феодосии, любит театр и культуру.
Книгу подарила в фонд Центральной городской библиотеки сам автор во время проведения ее презентации для жителей нашего города с дарственной надписью.
Кратко об авторе
Шендрикова Снежана Павловна доктор исторических наук, профессор кафедры истории, краеведения и методики преподавания истории Гуманитарно-педагогической академии (филиала) в г. Ялта Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского Ялта, Россия |