Никитин В. Столица империи. Cанкт-Петербург - Петроград начала ХХ века: фотоальбом. - СПб, 2016. - 228 с., ил.
Данный альбом завершает серию из пяти изданий фотопроекта "Петербург-Петроград-Ленинград-Петербург - ХХ век в фотографиях".
Любите ли вы рассматривать старые фотографии, где как будто бы оживает эпоха?
Если так, то подготовленный Владимиром Никитиным фотоальбом, будет для Вас настоящим праздником.Здесь найдется информация и для ценителей фотоискусства, и для людей, живо интересующихся не только историей архитектуры Петербурга, но и историей нашей страны в целом.
Ни в одном другом издании прежде не было представлено такое количество высококачественного фотоматериала, посвященного Санкт-Петербургу начала ХХ века, какое собрано в этой книге. Первый трамвай, открытие новых мостов, неподражаемые архитектурные ансамбли и люди, люди, люди…
Вот Невский проспект во время празднования 200-летия основания города, фото 1903 года. Конки, экипажи, народ, а на заднем плане - здания с вывесками. Мой взгляд, как библиотекаря, сразу же выхватывает вывеску на третьем этаже "Библiотека Семенникова".
А вот - в группе балерин великая Анна Павлова, легенда русского балета. Ей поклонялись, ею восхищались и боготворили. Анна гастролировала в двадцатые годы двадцатого века по всему миру, посетив однажды Австралию. Десерт Pavlоva, или просто Pav, создан шеф-поваром отеля Esplanade в австралийском городе Перте Альбертом Саксом, который настолько был восхищён увиденным им танцем Анны Павловой во время её триумфальных гастролей в Австралии, что дал себе слово сделать пирожное «воздушное, как сама Павлова».
Есть фото телеграфистов и место их работы в начале прошлого века, заводских территорий и рабочих за станками,
Велосипедисты, автомобилисты, воздухоплаватели, телеграфисты и телефонисты - вся чудо техника и люди, которые ее открывали первыми. Даже запечатлена первая крупная авария автомобиля, который достают из Мойки.
Живописные классы Академии художеств с художниками и натурщицами.
Есть фото из мужской бани (здесь все пристойно и ничего лишнего не открыто - искусство фотографа!).
Фото рекламных акций начала ХХ века - производителя французского шампанского "MUMM", международной выставки садоводов в Таврическом саду, проходившей 13 мая - 1 июня 1914 года. Макет огромной бутылки в 7 человеческих ростов с виноградным соком украшает вход в парк.
«Кюба», «Контан», «Медведь», «Донон»!
Чьи имена в шампанской пене,
Взлетали в невский небосклон.
В своем сверкающем сплетенье!
В этом стихотворении малоизвестный поэт Серебряного века Николай Агнивцев перечислил самые знаменитые петербургские рестораны. Это были достаточно дорогие и фешенебельные заведения. Несмотря на то, что далеко не каждый мог позволить себе пообедать или поужинать в них, эти рестораны пользовались огромной популярностью у горожан. В фотоальбоме мы можем полюбоваться залами петербургских ресторанов и публикой, которая их посещала.
Революционная буря 1917 года погубила все эти, да и другие знаменитые петербургские рестораны. Уже цитированный нами поэт Н.Агнивцев вопрошал:
Уже ль им больше не звенеть?
Ужель не вспенят, как бывало,
«Кюба, «Контан», «Донон», «Медведь»
Свои разбитые бокалы?
Первая мировая. На фото - Дворцовая площадь, 1914 год. Люди стоят с плакатами "Победа России и славянству!", кто на коленях, кто с фотоаппаратами на стойке... Император Николай II, крошечный и одинокий на фоне серых стен и огромных окон. Сцены в госпитале - Рождество-2014 и обед.
Много фотографий февральских революционных событий, революционных солдат и даже фото опустевшей тюрьмы 1917 года.
Ну и много многое другое откроется на страницах этого издания.
Перед просмотром фотографий полезно прочесть вступительную статью автора-составителя о Петербурге и истории фотографии начала ХХ века. В начале прошлого столетия фотография в России представлена в основном бытовой фотографией, т.е. частными фотоателье. Но для автора представляет интерес зарождения другого вида специализации, когда фотограф углубляется в архитектурную, научную, криминалистическую фотографию и, конечно, событийный репортаж. Никитин рассказывает о "летописцах Петербурга" - фотографах Карле Буллеи Альфреде Эберлинге, чьи работы и составили данный фотоальбом.
Альбом не дёшев, поэтому лучше его рассматривать в библиотечных залах. Недостаток издания - не везде под фото есть подписи, конкретизирующие место и не везде указан год съемки.
Т. М. Гурьева, главный библиограф ЦГБ им. А. Грина |