Винтаж: голос времени. Рождественский авангард
Вокруг квадрата: поднесение к Рождеству : каталог выставки / Гос. Эрмитаж. - Санкт-Петербург : Гос. Эрмитаж, 2005. - 160 с. : ил.
В XVIII веке в Российской империи существовала традиция на Рождество устраивать в Зимнем дворце выставки лучших изделий Императорского фарфорового завода. Выставка радовала любителей прекрасного всего лишь несколько дней в году, затем предметы искусства становились собственностью императорской семьи или "царскими подарками". Великие мастера создавали новые шедевры и Рождественское чудо повторялось вновь уже в будущем году.
В 1774 году в десяти верстах от новой русской столицы - Санкт-Петербурга, на левом берегу Невы, в помещении кирпичного завода открылась Невская порцелиновая мануфактура. Над созданием русского фарфора по указанию царицы Елизаветы трудился Д. И. Виноградов - ученый, химик, горный инженер, сподвижник Ломоносова. В то время производство фарфора во всех странах было засекречено. Новый русский фарфор вскоре приобрел мировую известность. Главное здание Фарфорового завода было выстроено при Екатерине II. Здесь располагались контора, живописная палата, лаборатория, магазин, модельная мастерская, скульптурное, токарное и резное отделения. За заводом на большой площади были построены здания лабораторий, горнов, служб, складов и кладовых, печей для обжига, лазарет, училище и дома для рабочих. Это был целый «Фарфоровый городок».
С 1765 г. предприятие называется - Императорский фарфоровый завод.
Императорский завод был реорганизован вскоре после Октябрьской революции 1917 г. В марте 1918 г. завод был передан в ведомство Наркомпроса (Народного комиссариата просвещения), для производства фарфора "революционного по содержанию, совершенного по форме и безупречного по техническому исполнению".
Отдел "Музей Императорского фарфорового завода" был создан в 2001 году, когда Эрмитаж принял в свои фонды коллекции Императорского фарфорового завода. Вскоре была возрождена традиция, бытовавшая до 1917 года. Возрожденная традиция вылилась в цикл выставок "Поднесение к Рождеству", которые устраиваются ежегодно. Каждый год экспозиция посвящена какой-то одной теме. Императорский фарфоровый завод преподносит в дар Эрмитажу один экспонат из новой коллекции. По выставке готовится научный иллюстрированный каталог.
В фонд Центральной городской библиотеки им. А. Грина поступил научный иллюстрированный каталог выставки "Вокруг квадрата", выпущенный издательством Государственного Эрмитажа в 2005 году. Посвящен он очень интересной теме - русскому авангарду. Фарфор – вещь хрупкая и изящная. Фарфор – вещь древняя, дальневосточная. Революция – вещь грубая и жестокая. Революция – вещь новая. Авангард – искусство революции – культивировал в себе грубость, жестокость, новизну. Казалось бы, не склеиваются, не соединяются революция и фарфор, авангард и фарфор. А вот поди ж ты! Весьма плодотворно соединились, что и доказывает эрмитажная выставка советского фарфора «Вокруг квадрата».
Выставка "Вокруг квадрата" представляет фарфоровые изделия, создававшиеся после революции 1917 года на всемирно известном Государственном (бывшем Императорском) фарфоровом заводе в Петрограде. Экспозиция знакомит с достижениями группы радикальных художников-авангардистов (футуристов, кубистов, и особенно - с абстрактным искусством художников-супрематистов из группы Казимира Малевича) широком контексте русского агитационного фарфора.
Экспозиция из цикла "Поднесение к Рождеству" подготовлена Отделом "Музей фарфора" Государственного Эрмитажа при участии ОАО "Императорский фарфоровый завод" и насчитывает около 250 изделий из фарфора, а также 15 эскизов, датируемых от 1918 до середины 1930-х годов, демонстрирующих развитие агитационного фарфора искусство фарфора двух послереволюционных десятилетий, в которых отразились различные направления русского авангарда.
"Мы представляем публике самую редкую часть коллекции - супрематический фарфор", - говорит директор музея М.Б. Пиотровский. Вокруг супрематистов представлены и другие грани русского авангарда: работы Кандинского, Петрова-Водкина, Чехонина и других творческих лидеров революционной эпохи., Ряд предметов и многие рисунки из собрания опубликованы впервые. Многие посвящены памятным и юбилейным датам Советского государства, Красной Армии и Флоту, индустриализации и коллективизации страны, освоению Севера, культурной революции, физкультуре, спорту и т.д. Кроме того, в выставке участвуют созданные современными художниками работы, в которых нашли свое продолжение или эмоциональный отклик традиции агитационного фарфора первых послереволюционных лет.
Раздел "Супрематизм" содержит наибольшее количество экспонатов и является центральным. Впервые теория супрематизма с его лаконичной новой эстетикой нашла практический выход на Государственном фарфоровом заводе в Петрограде. Белизна материала и его сверкающая чистота воспринимались супрематистами как некое молчаливое абсолютное пространство, которое хочет заговорить. И фарфор заговорил на языке супрематистов простыми геометрическими фигурами контрастных цветов, динамично несущимися в межзвездном пространстве. Пластичность фарфора позволяла создавать и принципиально новые формы - "архитектоны" - пространственные супрематические композиции. В 1923 г. на ГФЗ была выпущена партия супрематического фарфора Казимира Малевича и его учеников Николая Суетина и Ильи Чашника. Применение концептуальных идей супрематизма - искусства, сосредоточенного на абстрактных геометрических формах (квадрат, круг, крест), к художественному оформлению фарфора, явилось на редкость удачным сочетанием.
Каталог предваряют вступительные статьи М.Б. Пиотровского, директора Государственного Эрмитажа, и Г.В. Цветковой, Председателя Наблюдательного совета ОАО "Императорский фарфоровый завод". Авторы статей - Т.В. Кудрявцева и Т.В.Кумзерова: "Фарфоровый город" (история завода), "Феномен революционного фарфора", "Дети революции", "Идеология и коммерция", "Квадрат Малевича", "Круг Малевича". Кроме того - в Каталог входит приложение "Коллекция супрематических чайников в росписи современных художников Императорского фарфорового завода".
Издание предназначено как для специалистов и коллекционеров, так и для всех, кто интересуется русской историей и искусством.
Справочная информация
В 1918 г. начальником художественного отдела завода был назначен художник, иллюстратор и оформитель Сергей Чехонин, который привлек к работе художников различных творческих направлений. Среди них были многие ведущие представители русского авангарда: Натан Альтман, Иван Пуни, Владимир Лебедев, Александр Самохвалов и Кузьма Петров-Водкин, а также Михаил Адамович и Николай Лапшин. В конце 1922 г. Сергея Чехонина на посту художественного директора сменил Николай Пунин, который пригласил к сотрудничеству супрематистов Суетина и Чашника.
Находясь на службе у государства, эти художники и дизайнеры стали применять наглядный международный язык футуризма и кубизма для художественного оформления нерасписанного фарфора, оставшегося в кладовых Императорского завода. Роспись выражала явно пропагандистский характер: и в ярких красках и смелых модернистских формах воспевала Советскую власть.
Русский авангард - необычайно смелое и отчасти парадоксальное явление в искусстве, снискавшее себе славу среди множества направлений и школ, с интересом принятое полярными группами общества, революционными массами и аристократами, остается свежим и актуальным в двадцать первом столетии.
Тарелки, блюда и чашки украшали те же лозунги, афоризмы, изречения, что были начертаны на плакатах и панно площадей и улиц. Заслуживают внимания такие экспонаты, как тарелка работы Марии Лебедевой с лозунгом "Кто не работает, тот не ест" и знаменитая тарелка с росписью в красно-зелёной гамме Натана Альтмана "Земля - трудящимся" 1919 г.
Революционные перемены начала двадцатого века непостижимым образом отразились на таком хрупком, но вечном искусстве фарфора. Тот ураган прошел, но он оставил шедевры Кандинского, Малевича, Петрова-Водкина, они продолжают жить и притягивать взоры новых поколений, которые смутно представляют себе революционные события, но, безусловно, ощущают энергетику тех времен через призму супрематического искусства.
Русские авангардисты, ушедшие в то, что тогда называлось «промышленное искусство», надолго определили или предугадали развитие дизайна во всем мире. Вычертили лекала и векторы, по которым это искусство движется до сих пор. Сделали они это наполовину сознательно, наполовину стихийно. Они ведь рассчитывали на тот мир, где, по словам Льва Троцкого, «каждый будет Леонардо да Винчи».
Материал подготовила Т. Гурьева, главный библиограф ЦГБ им. А. Грина |