Главная » 2021 » Ноябрь » 18 » Живописец счастья Константин Алексеевич Коровин
09:12
Живописец счастья Константин Алексеевич Коровин

Живописец счастья Константин Алексеевич Коровин

160 лет со дня рождения выдающегося русского живописца, театрального художника и литератора Константина Коровина мир искусства будет отмечать 5 декабря 2021 года (1861-1939).

Константин Алексеевич Коровин (1861, Москва - 1939, Париж) - русский живописец, театральный художник, педагог и писатель. Академик живописи (1905). Главный декоратор и художник московских театров (1910).

Первый русский импрессионист Константин Коровин, находясь в эмиграции, до последних дней жизни тосковал по родине. В одном из своих писем сыну Фёдора Шаляпина написал такие, полные грусти, строки: «Вспоминаю я всегда Охотино. Какая природа, леса, речка. Помнишь — речка Рекша. Я ходил купаться на неё. Стрекозы летали зелёные, пахло лугом, водой и лесом. Не рай ли это был! А мужики разве были плохие люди? Добрые люди. Ах, как оболгали Россию… Не пойму я людей, живущих на прекрасной и тайной земле нашей»…

Коровин, Константин Алексеевич.  "То было давно...там...в России..." : воспоминания, рассказы, письма : в 2 кн. Кн. 1. Мемуары "Моя жизнь"; Рассказы (1929-1935). Кн. 2. Рассказы (1936-1939); Шаляпин ; Встречи и совместная жизнь ; Неопубликованное ; Письма  / К. А. Коровин ; Сост. Т. С. Ермолаева. - Москва : Русский путь, 2010. - 752 с. : ил. - (Издательская программа Правительства Москвы).

"То было давно...там...в России..." вышла в издательстве «Русский путь».  Это первое полное собрание литературного наследия художника Константина Коровина, куда вошли публикации его рассказов в эмигрантских парижских изданиях «Россия и славянство», «Иллюстрированная Россия» и «Возрождение», мемуары «Моя жизнь» (впервые печатаются полностью, без цензурных купюр), воспоминания о Ф. И. Шаляпине «Шаляпин. Встречи и совместная жизнь», а также еще неизвестная читателям рукопись и неопубликованные письма К. А. Коровина 1915–1921 и 1935–1939 гг.

Настоящее издание призвано наиболее полно познакомить читателя с литературным творчеством Константина Коровина, выдающегося мастера живописи и блестящего театрального декоратора. За годы вынужденной эмиграции (1922–1939) он написал более четырехсот рассказов. О чем бы он ни писал — о детских годах с их радостью новых открытий и горечью первых утрат, о любимых преподавателях и товарищах в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, о друзьях: Чехове, Левитане, Шаляпине, Врубеле или Серове, о работе декоратором в Частной опере Саввы Мамонтова и в Императорских театрах, о приятелях, любителях рыбной ловли и охоты, или о былой Москве и ее знаменитостях, — перед нами настоящий писатель с индивидуальной творческой манерой, окрашенной прежде всего любовью к России, ее природе и людям. У Коровина-писателя есть сходство с А. П. Чеховым, И. С. Тургеневым, И. А. Буниным, И. С. Шмелевым, Б. К. Зайцевым и другими русскими писателями, однако у него своя богатейшая творческая палитра.В книге первой настоящего издания публикуются мемуары «Моя жизнь», а также рассказы 1929–1935 гг.

Его - красивого, веселого, беспечного, до безрассудства щедрого, доброго - знала и любила вся Москва. Пылко, до самозабвения любя жизнь, он охотно предавался её радостям: шумным пирушкам в кругу друзей, известности, наградам на международных выставках, любимому увлечению — рыбалке. А ещё он творил. С поразительной легкостью и свободой.

Лучше всего о Константине Алексеевиче Коровине писал его ученик К. Юон:

«Живопись Коровина — образное воплощение счастья живописца и радости жизни. Его манили и ему улыбались все краски мира».

А Константин Алексеевич говорил:

«Нужны картины, которые близки сердцу, на которые отзывается душа, нужен свет — больше отрадного, светлого…»

Коровин был одним из тех, кто преодолел унылую назидательность, присущую некоторым поздним передвижникам, литературную описательность, освободил живопись от рутины и серо-коричневых красок, настежь открыл окна воздуху, солнцу и свету, вернул цвету его громадные эмоционально-образные возможности, значимость первенствующего компонента живописи. В эпоху безвременья, пессимизма и декадентства Коровин страстно утверждал эстетическую ценность реальной жизни, живопись яркую, жизнерадостную, напоенную всеми красками и ароматами земли и неба.

До революции Константин Коровин снискал в России заслуженную славу как признанный мастер живописи, работающий в разных жанрах, как выдающийся сценограф и замечательный мастер прикладного искусства. Его живопись многократно представлялась на лучших выставках в России и за рубежом и неизменно получала высокую оценку.

Он достиг высочайшего государственного назначения — с 1910 года был главным художником Императорских театров. Начав в двадцать четыре года карьеру в качестве художника-декоратора в Частной опере Саввы Мамонтова (с 1885 г.), почти сразу после окончания Московского училища живописи, ваяния и зодчества (1884), Коровин стал реформатором русского оперного и балетного искусства. Созданные им театральные декорации и костюмы для исполнителей были совершенно не похожи на те, которые публика видела до сих пор. Зрители были в восторге, критика не оставляла его в покое — то хвалила коровинские постановки, то яростно нападала на художника, называя его вошедшим тогда в обиход модным словом «декадент». Всего для оперы Мамонтова и Императорских театров Коровиным было оформлено 64 балета и 84 оперы.

Будучи личностью разнообразных интересов и дарований, Коровин вместе с К. А. Станиславским, А. П. Чеховым, И. И. Левитаном и другими деятелями культуры основал (1898) Литературно-художественный кружок, призванный «способствовать развитию литературы и изящных искусств».

Художник много путешествовал. Яркие наблюдения, полученные им во время поездок по России, воплотились в его картины. Сюжеты — Сибирь, Крайний Север и Средняя Азия. В 1899 г. Коровин сконструировал павильон кустарной промышленности и представил тридцать своих панно для Международной выставки в Париже. Деятельность Коровина на выставке и его панно были высоко оценены художественным сообществом — международное жюри Парижской выставки присудило ему золотую и серебряную медали. Решением правительства Французской республики он становится кавалером ордена Почетного легиона.

Константин Коровин любил Крым. Щедрая на вдохновение крымская земля привлекла его, и в 1910 году он приобретает в Гурзуфе землю, и в последствии пишет: 

«В Крыму, в Гурзуфе, у моря, я построил себе дом в четырнадцать комнат. Дом был хороший. Когда вы просыпались, то видели розы с балкона и синее море.… С террасы были видны Одалары - две большие скалы, выступающие из моря…».

У входа в типичный южнобережный дачный дом в Гурзуфе, в компании копны богато цветущих роз, расположились бронзовые Федор Шаляпин и Константин Алексеевич Коровин. Словно бы охраняя вход на белоснежную виллу, они непринужденно общаются меж собой, обсуждая что-то своё, как, наверное, сиживали когда-то на террасе усадьбы «Саламбо», ныне превращенной в дом творчества художника Константина Коровина.

В годы Первой мировой войны Константин Коровин болел. Он уехал лечиться в Севастополь. Мастер считал, что даже в тяжелые годы он должен продолжать прославлять красоту. Однако революция нарушила душевное равновесие русского импрессиониста. Его избрали в Комиссию художников при Комиссаре над бывшим Министерством Императорского двора, он стал членом коллегии художников театра, вошел в состав Отдела пластических искусств и получил еще несколько должностей. Но все это Коровина тяготило. К 60-летию со дня рождения Коровина, в 1921 году, Главный политико-просветительский комитет устроил выставку его работ. На следующий год в Третьяковской галерее открылась ретроспективная экспозиция полотен художника. Однако с каждым годом Коровину становилось труднее жить в России.

«Вы устали от революции, я понимаю. Вам следует уехать за границу. Конечно, мы не можем предоставить вам для этого средства» — так Константин Алексеевич Коровин не без иронии описывает обстоятельства, при которых совершился его судьбоносный отъезд из России. 

Эту короткую сцену между Коровиным и А. В. Луначарским изображает сам художник в книге «Шаляпин. Встречи и совместная жизнь», в главе под названием «Отъезд». Судя по источникам того времени, Коровин довольно точно описывает, как и почему его выпустили, или выпроводили, из России. Позже советские исследователи выдвинут совсем иные причины отъезда Коровина с семьей. Официально считалось, что художник выехал, во-первых, только на время, а во-вторых, он якобы хотел, чтобы его больная туберкулезом жена и сын-инвалид смогли поправить за границей свое здоровье. 

На самом же деле одним из стимулов, подтолкнувших Коровина к отъезду, послужил отъезд за границу его друга Федора Шаляпина. Однако основная, еще более глубокая причина кроется в отрицательном отношении Коровина к революции и к тому, что она принесла. Это неприятие революции он как нельзя лучше изобразил в последней части автобиографии «Моя жизнь» — «Воспоминания 1917 г.»

В конце 1922 года художник получил разрешение, чтобы уехать за границу — для лечения и проведения персональной выставки. Однако в СССР он не вернулся. Последние 16 лет жизни художник провел в Париже. Здесь в моду вошли новые направления живописи, и работы художника-импрессиониста продавались плохо, их покупали в основном старые знакомые. Коровин зарабатывал тем, что публиковал свои воспоминания в русской эмигрантской прессе. К 70 годам художник практически полностью потерял зрение. Он диктовал свои мемуары, а потом и рассказы. Коровин оказался настоящим мастером слова, о его рассказах знакомые художника отзывались с восторженным удивлением. 

В 1939 году, через 10 дней после начала Второй мировой войны, Константин Коровин умер от сердечного приступа. Похоронили художника во Франции на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

Центральная городская библиотека им. А. Грина приглашает поклонников прекрасного познакомиться с этой книгой, которая поступила в читальный зал. Даже среди всего необозримого половодья уникальных изданий, выходящих сегодня в России, эти два тома Константина Коровина - событие безусловное. Сотни страниц в большинстве своем неизвестной у нас прекрасной русской прозы, написанной одним из величайших мастеров российской культуры за всю ее историю.
 

Кроме этого двухтомника ЦГБ им. А. Грина располагает еще двумя книгами о творчестве замечательного художника, выходивших ранее:

Гусарова, Алла Павловна. Константин Коровин : [Текст] : Путь художника. Художник и время : Альбом. - Москва : Советский художник, 1990. - 239 с. : ил., портр. - (Новая галерея. 20 век).

Константин Коровин : [альбом] / автор-составитель В. С. Турчин. - Москва : Изобразительное искусство, 1991. - 15, [3] с., [21] л. ил.

Т. Гурьева, главный библиограф ЦГБ им. А. ГРина

Категория: Книги о художниках | Просмотров: 607 | Добавил: Epicfails | Теги: театральный художник, художник, импрессионист, Коровин Константин | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar