Главная » Файлы » В помощь библиотекарю |
06.06.2012, 14:04 | |
Легенды и предания Крыма Сказочная страна! Таврида! Здесь веришь преданиям... Валерий Брюсов Прекрасная, душистая природа Крыма, его многовековая и трагическая история, в которой переплелись пути стольких народов и племен, не могли не привлечь внимания поэтов, художников, музыкантов. Сам воздух полуострова, его живописные горы, причудливые контуры скал, заросшие лесом теснины глубоких ущелий, таинственные провалы пещер, его рощи, сады, виноградники навевают фантастические образы и сюжеты легенд, сказок, песен. И крымские люди - как сны неразгаданные, неистолкованные... Сколько в них греческой и итальянской, и чингисхановской крови, - и нет ли в них киммерийской, готской и скифской крови? Проходили через Крым племя за племенем - и наслаивалась культура над культурой, легенды над легендами, воспоминания над воспоминаниями... Херсонес и Пантикопей, Харакс и Эски-Керман, Чуфут-Кале и башни генуэзцев превращают Крым в сплошной исторический музей. Священный дух истории веет на этих водах и этом берегу. Тут, что ни камень, что ни развалина, что ни шаг, то событие. Заря истории, с ее драматическими мифами, с живописными фигурами ее героев, осияла в свое время берега Крыма. Аргонавты и бравшие Трою ахейцы не миновали Понта Эвксинского. Улисс приставал к южному берегу Тавриды, и Орест спасал отсюда Ифигению. Три тени вьются около Девичьей башни Судакской крепости: гречанка, дочь Сугдейского архонта, бросившаяся со скалы в море - ибо не вернулся из Греции ее возлюбленный, которого она ждала с прибывшим судном; русская девушка - пленная рабыня, привезенная на Солдайский рынок, - и бросившаяся со скалы от тоски по воле и родине; татарка, изменившая своему повелителю, которую сбросили со скалы за эту измену. Целые наслоения воспоминаний, как пласты древних горных пород. И воспоминания тоже ложатся на Крым фантастическими красками, прихотливыми узорами. Крым - узорчатый, расписной, как старые турецкие шали, как персидский ковер. О каждом кусочке этой земли существует легенда или предание, из них можно было бы составить путеводитель по полуострову. Кара-Даг - Черная гора зловеще нависла над долиной, заслонив собой часть неба. Там, в недрах, обитает страшное чудовище - одноглазый великан-людоед. Днем великан спит, но даже его мирный храп, похожий на отдаленные раскаты грома, пугает жителей окрестных селений. Повернется великан во сне - вся гора дрожит до основания, а вздохнет - из отверстий, находящихся на ее вершине, пар клубами валит. Много лет, чтобы задобрить чудовище, отдавали люди ему молодых девушек, проклиная свою тяжелую судьбу и терпели людоеда. И только один смелый и находчивый юноша со своей возлюбленной догадались как избавиться от чудовища. Красавица Эльбис послала из лука каменную ядовитую стрелу в единственный глаз великана. Целую ночь над Кара-Дагом стоял беспрерывный гул, целую ночь вершина его извергала огонь, дым и пепел. Весь Крымский полуостров трясся, как в лихорадке, а море, вздымая свои волны-горы, с яростью наскакивало на берег, словно хотело поглотить сушу. На рассвете над Отузской долиной выпал дождь и все утихло... Черной горы больше не существовало. А на том месте поднялись высоко к небу новые утесы, зубчатые хребты, причудливой формы скалы, напоминающие диких зверей... А люди до сих пор находят на берегу разноцветные камешки и любуются дикой красотой мертвого царства великана. Шло время... Некогда притягательный край становится для Руси источником постоянной опасности, превращается в место, где навсегда исчезали угнанные в неволю пленники. В 1475 году турецкая армия захватила столицу княжества Феодоро, получившую при турках название Мангуп-кале. Турки превратили Магнгуп в цитадель, где держали свой гарнизон. В те годы в казематах мангупской цитадели томились многие пленники. Среди них известны посол Ивана Грозного Афанасий Нагой с товарищами и воевода Василий Грязной, пробывший там пять лет. Историк Карамзин приводит слова Грязного о невыносимых тяготах мангупского заключения: "И только б не государская милость застала душу в теле, иногда с голоду и с наготы умерети". Во время турецкого владычества в Крыму жил на Мангупе паша - начальник крепостной стражи. Больше всего на свете любил паша деньги... Среди узников Магнупа в каменном склепе томился казак-запорожец. Часто паша вызывал к себе пленника и заставлял его рассказывать о странах, где тот побывал, о походах и битвах. А еще пуще любил слушать паша о золоте, о драгоценных камнях и дорогих тканях, которые довелось увидеть казаку. Но на то казак и казак - проучил он жадного турка. Заговорил, заворожил своими рассказами о несметных кладах, спрятанных в подземельях Мангупа, и бежал из плена. Паша не стал преследовать беглеца, так как поверил он его рассказу. Стал он обыскивать в поисках клада все окрестности. И однажды сорвался в расщелину со скалы. Говорят, что жадный турок не сам упал, а был затянут в пропасть злым духом, что душа турка будет долго бродить возле Мангупа, высматривая, где хранится казачий клад. "Часто раздается в скалах Мангупа оглушительный хохот: то, говорят, удалой казак, веселая душа, смеется над одураченным турком." В апреле 1783 г.
Крым стал владением Российской империи, вошел в созданную в Фонтан любви, фонтан живой!
Принес
я в дар тебе две розы.
Именно Фонтан слез, воспетый А.Пушкиным и А.Мицкевичем, принес городу и Хан-Сараю поистине всемирную славу. "Свиреп и грозен был хан Крым-гирей. Никого он не щадил и никого не жалел, - так начинается легенда "Фонтан слез". Хан Крым-Гирей был одним из наиболее ярых ненавистников России. Известен своими жестокостями и разгульным образом жизни, за что получил прозвище Дели-хана (Сумасшедшего хана). В Романс "Фонтан любви..." на стихи А.Пушкина, музыка Юрия Власова. На мраморной плите вырезал Омер лепесток цветка, один, другой... А в середине цветка высек глаз человеческий, из него должна была падать на грудь камня тяжелая мужская слеза, чтобы жечь ее день и ночь, не переставая, годы и века... И еще вырезал Омер улитку - символ сомнения. Знал он, что сомнение гложет душу хана: зачем была ему нужная вся его жизнь - веселье и грусть, любовь и ненависть, все человеческие чувства?.. Стоит до сих пор фонтан в Бахчисарайском дворце и плачет, плачет день и ночь... Так пронес Омер через века жизнь и смерть юной Деляре, любовь и горе, страдания и слезы... Как же дошли до нас прекрасные сказки и легенды? Крым известен в русской литературе со времен возникновения ее древнейших памятников. Уже в начале 12-го века полуостров упоминает летописец Нестор в "Повести временных лет". Мифический див велит князю Игорю "послушати - земли незнаемъ... и Сурожу, и Корсуню..." в "Слове о полку Игореве". Далекая и влекущая земля рождала сказания и легенды. Первым печатно зафиксировал
центральный фольклорный сюжет средневекового
(дотатарского) Крыма - легенду о царице Феодоре - Григорий Караулов, издав в Его последователь - Василий Кондараки - отставной чиновник и плодовитый писатель. Основной его труд - многотомное описание Крыма (куда включены и легенды). Бурный интерес к сказкам и легендам Крыма пробуждается в 1912-1913 гг. - времени интенсивного развития курортов Южного берега. Популярные издания тех лет буквально усыпаны рекламой пансионов, дач, винных погребков, в целях привлечения внимания расцвеченной изящными новеллами, именуемыми "легендами Крыма". Ими пестрят"Утро России", "Южные ведомости", "Одесский листок" и т.д. Автором, здесь уместно именно слово "автор", а не составитель - многих подобных текстов был генерал, профессор, историк, археолог, палеограф, человек удивительной судьбы Никандр Маркс, имевший дом в селе Отузы (ныне Щебетовка под Феодосией). Н.А.Маркс беседовал с местными жителями, собирал легенды, а затем перерабатывал их. Результатом явились три сборника, изданные в 1913, 1914 и в 1917 гг. под названием "Легенды Крыма". Они включали 36 легенд с довольно пространными комментариями и являются образцом искусной стилизации в характерном для своего времени "декадентском" духе. Иллюстрированы они в стиле модерн а ля Бердели художниками К.Арцеуловым, И.Захаровым, Н.Агапьевой. В крымских легендах звучат отголоски богатой фантазии Шехерезады и сочного юмора декамероновской Италии, элементы русских и украинских сказок. Могло ли быть иначе на самом стыке морских дорог с караванными путями, на территории, где хозяевами были генуэзцы и скифы, татары и славяне? Но это отнюдь не мешает крымскому фольклору быть самостоятельным художественным и социальным памятником. Замечательны легенды о происхождении тополя, граната, кипариса, о целебной ягоде кизиле, что произрастает только в Крыму. Маленькая легенда "Кизил - шайтанова ягода" - это и каскад остроумия, и емкость содержания, где на двух страничках даны ботанические зарисовки и народные приметы: "На следующую осень Шайтан сделал так, что кизила уродилось вдвое больше. И чтобы он созрел, потребовалось вдвое больше солнечного тепла. Обрадовались люди большому урожаю кизила, не подозревая, что это проделка Шайтана. А солнце, истощившись за лето, не смогло уже послать на землю достаточно тепла. И наступила такая суровая зима, что позамерзали сады, а люди чуть живы остались. С тех пор существует примета: если большой урожай на кизил - быть холодной зиме". Кто не знает из жителей Крыма небольшую переливающуюся, как перламутр, рыбку барабульку? Кто, из побывавших в Крыму отказался ее отведать? Еще эту рыбку называют султанкой. Хорошая рыбка султанка: много раз она вместе с камсой спасала южный берег Крыма от голода. Рыбка эта не простая, а поджаренная - от того она и переливается золотом в воде. В основе легенды "О рыбке-султанке" - подлинные события о падении Константинополя. Об этом было сложено немало песен: В Константинополе монах на кухне
жарил рыбу.
Вдруг тихий голос прозвучал - с небес
летевший голос:
-
Беги, монах, беги скорей, сейчас ворвутся турки!
Он отвечал: "Воистину, когда
взлетят, как птицы,
эти рыбы
- Тогда лишь в город наш святой
ворвутся злые турки".
Вдруг рыбы ожили - и вмиг
взлетели, словно птицы:
И в
город ворвался султан, и пал
Константинополь...
Вот и появилось в Черном море много рыбок с золотистыми боками - это и есть султанка. Не только экзотический Бахчисарай, великолепный Южный берег, сказочные скалы Кара-Дага вдохновляли народ на создание легенд. Есть сказания и о нашем городе - Феодосии: "Мыс Ильи", "Сказание о царице Феодоре", "Родник Святославы": У самого синего моря, на краю крымской земли, стоит древняя Феодосия. С юга город омывают морские волны, а с севера тянется гряда холмов. А на западе высится гора, у подножия которой журчит источник... Называют старые люди эту гору Лысой и рассказывают о ней удивительную легенду." Эта легенда о злом хане Ахмеде Назы, который жил в древней Феодосии тогда, когда она называлась Кафой и была под игом татар. Много у Ахмед-Назы было прекрасных пленниц, но любил он больше всех Святославу - девушку из Руси. За то, что помогла она бежать из плена подругам-невольницам, приказал хан покориться ему Святославе, а за отказ посадил гордую девушку в подземелье. Единственной ее радостью стал родничок за стеной темницы. Святослава разговаривала с ним, как с другом, пела ему о своей далекой родине. И когда пришел хан к узнице, то увидел вместо красавицы тень, похожую на привидение. Но, просочившись сквозь стену, родничок помог подруге обрести красоту сказочную, силу русскую, волю несгибаемую. Набросился и хан с жадностью на родничок: "Пил Ахмед воду, пил, пока не превратился в большую гору. Так и стоит с тех пор Лысая гора, огромная, некрасивая и ничего не растет на ней...". Крым весь в горах, ребристых скалах, в узких и глубоких долинах. Здесь нет двух кусочков земли, двух гор, двух долин, похожих друг на друга, как нет похожих друг на друга преданий и легенд, сложенных народами Крыма. И, если вам, друзья, хочется, в наш обыденный и прозаический век погрузиться в живой родник неподдельной красоты, неподдельной поэзии, - вам нечего искать Италии и Андалузии: вы найдете все, чего жаждете, на берегу Крыма. Недаром так восхищался Тавридой Александр Сергеевич Пушкин. Все
живо там, все там очей отрада,
Сады
татар, селенья, города;
Отражена волнами скал громада,
В морской дали теряются суда,
Янтарь висит на лозах винограда;
В лугах шумят бродящие стада...
И зрит пловец - могила Митридата Озарена сиянием заката. Материал подготовила Т.М.Гурьева, ведущий библиограф ЦГБ им.А.Грина Список использованной литературы Крымские легенды. Текст легенд и пояснения к ним подготовили Р.М.Вуль и В.И.Шляпошников. - Симферополь: Крымиздат, 1957. - 146 с. Легенды Крыма. Текст Н.Маркса, рисунки К.Арцеулова. Вып. 1. - М., 1913. Легенды Крыма. Текст Н.Маркса, рисунки К.Арцеулова. Вып. - М. 1915. Легенды Крыма. Текст Н.Маркса, рисунки И.Захарова, Н.Агапьевой. Вып. 3. - Одесса, 1917. Легенды Крыма /Ред. Шахнюк Е.А. - изд. 6-е, перераб. и доп. - Симферополь: Крым, 1967. - 271 с. Легенда Крыма /Ред. Шахнюк Е.А. - изд. 9-е, перераб. и доп. - Симферополь: Таврия, 1973. - 191 с. Легенды Крыма: Сборник. - Симферополь: "Бизнес-Информ", 1994. - 319 с. Легенды Крыма: В пересказе Елены Криштоф. - Керчь: Керченс.городс.типогр., 2001. - 262 с. Легенды и предания Крыма /Редактор-составитель А.Е.Тархов. - Симферополь: "Реноме", 1998. - 416 с. Норченко В.Н. Легенды и сказки Казантипа/ В.Н. Норченко. -Феодосия: Господин Оформитель, 2002. -16 с Рудь Я.И.Рудь Я.И. Легенды и сказания Феодосии. - Симферополь: Таврия, 2003. -300 с.: ил Сказки и легенды татар Крыма: фольклорный сборник. - М.; Новости, 1992. - 352 с., ил. Файзи М.Х.Файзи М.Х. Армяне в легендах Крыма: Сборник. - Симферополь: Аменна, 2002. -80 с.: ил | |
Просмотров: 3105 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |