Главная » Файлы » В помощь библиотекарю |
05.07.2012, 14:26 | |
ОН ДУШУ ИСКАЛ В ПЕЙЗАЖЕ БОГАЕВСКИЙ К.Ф. Купревич В.Бах в ТамаскирхеКонстантин Федорович Богаевский вошел в историю искусства как выдающийся мастер пейзажной живописи. Неповторимая оригинальность произведений Богаевского отличала его от других пейзажистов, работавших в конце 19 – начале 20 века. Он стал создателем героико-романтических картин, посвященных преимущественно восточному побережью Крыма – легендарной стране Киммерии. О киммерийцах говорил еще Геродот, имя Феодосии звучало в речах Демосфена. Источником вдохновения художника служили виды окрестностей древних городов – Феодосии, Керчи, Судака, Бахчисарая.Обращение Богаевского к крымскому пейзажу во многом определялось тем, что он был уроженцем Феодосии, он родился под сенью старых башен генуэзского Кремля и прожил здесь всю свою жизнь. Художник безраздельно любил неяркое, суровое побережье восточного Крыма со следами обитания прошлых цивилизаций и стал его вдохновенным певцом. Феодосия конца 19 века по своему облику и укладу жизни была больше захолустным портом Южной Италии, чем русской провинцией. Бездорожные степи отделяли ее от России, а море связывало ее со Средиземным. «Киммериан печальная область…- так именует наш край Одиссей. В своих композициях я пытаюсь передать образ этой Земли – величавый и прекрасный, торжественный и грустный. Этот пейзаж, насыщенный большим историческим прошлым, со своеобразным ритмом гор, напряженными складками холмов, носящий несколько суровый характер, служит для меня неисчерпаемым источником…», - говорил он. Шуман Р.Грезы Рисовать Богаевский начал с шести лет. Он любил копировать пейзажные виды со старых олеографий, хранившихся у матери. Пристрастие его к художеству заметил Иван Егорович Шмитт, у которого Богаевские арендовали флигель. Когда Федор Константинович получил в 1881 году в наследство небольшой дом под Ялтой и переехал туда, мальчика с согласия Богаевских взял на воспитание Шмитт. Он окружил его заботой и всячески стремился развивать в нем художественные наклонности. С третьего класса гимназии Богаевский начал заниматься рисованием у художника Фесслера. С помощью Фесслера Богаевский постигал основы рисунка, развивал наблюдательность. Позже художник писал в автобиографии: «Некоторые талантливые преподаватели феодосийской гимназии тогда уже обратили мое внимание на красоту древних остатков Феодосии. Учителя французского и немецкого языков были любителями и собирателями древностей». Впечатления детства нашли свое место в творчестве Богаевского, а школа искусства, которую он прошел под руководством Фесслера и в непосредственной близости к Айвазовскому, сыграли положительную роль в приобщении его к традициям русской пейзажной живописи. После окончания гимназии Богаевский решил поступать в Академию художеств, и в 1891 году юноша подал прошение о приеме в Академию и был зачислен в состав учащихся гипсового класса. Приход Богаевского в Академию совпал с периодом ее реформы. Было принято решение о преподавании в ней художников – передвижников. Одним из серьезных завоеваний в их начинаниях явилось создание в Академии творческих мастерских. Особенно популярными стали мастерские И. Репина и А. Куинджи. Богаевский становится учеником пейзажной мастерской Куинджи в 1895 году. Как ни парадоксально, но за год до этого его отчисляют из Академии «за неспособность». Обучаясь в гипсовых классах, Богаевский получал за рисунки высокие баллы, и работы его отвечали строгим академическим требованиям. Это подтверждает и И.Грабарь в своей автобиографии, характеризуя его как одного из способных учеников. Куинджи не ограничивал учеников в выборе пейзажной тематики, что давало им возможность полнее выявить свои художественные наклонности, творческие симпатии. Куинджи мало учил рисовать, зато он учил «видеть». Ученики прославленного пейзажиста еще в Академии интересовались искусством мюнхенских, норвежских, финских художников – модернистов, а также французских импрессионистов. Увлечение Богаевского произведениями М. Врубеля послужило для него началом возрастающего со временем интереса к историко-романтической тематике. Захваченный мыслью о древности земли, он подвергал реальный ландшафт творческой трансформации, придавая своим пейзажам настроение суровой загадочности Выезжали студенты Академии и за границу, где посещали музеи и мастерские Берлина, Дрездена, Парижа, Вены. Знакомились с произведениями великих мастеров и молодых художников. В 1904 году Богаевский был призван на действительную службу в армию. «Дальнейшая моя участь неизвестна, – писал он другу, – хорошо, если останусь во время войны в крепости. Во всяком случае приходится распрощаться с искусством, недописанными картинами, выставками, Петербургом, Москвой до лучших дней. Богаевский пробыл на службе в Керченском крепостном пехотном батальоне полтора года и все это время был лишен возможности писать картины. В длинные, скучные вечера он рисовал карандашом или тушью фантазии, которые явились эскизами его будущих картин о древней Киммерии. 1906 – 1908 годы явились периодом, когда Богаевский
особенно увлекся творчеством писателей-символистов, в поэзии которых его
привлекали поэтические иносказания. С символистами его сближало обращение к
жизни вселенной. Ощущая поэзию музыки в природе, он создавал пейзажи-фантазии. Бах Ф.СтилизацияНаряду с масляной живописью он много работал акварелью, карандашом, тушью. Графике он вообще отводил значительное место в своем творчестве. Произведения, выполненные акварелью, в большинстве случаев являлись эскизами его живописных полотен, и многие мотивы пейзажных композиций обретали свою жизнь прежде всего в графических работах художника. В соответствии с характером акварельной техники того времени Константин Федорович широко применял сложные смеси и почти никогда не работал чистой акварельной краской. Но при этом художник очень осторожно вводил цветной карандаш, гуашь, стараясь сохранить особенность акварели – ее прозрачность, свежесть. Заслуживает внимания серия рисунков 1905 – 1907 годов, исполненная тушью, которые послужили в свое время иллюстрациями книги стихов Волошина «Годы странствий». Это эскизы-фантазии, созданные художником на тему древней Киммерии. Богаевского и Волошина связывала дружба, возникшая на общности восприятия ими природы восточного побережья Крыма, которая являлась частью их души и была мощным источником творческого вдохновения. Об этом выразительно пишет Волошин: Мы, столь различные душою,
Единый пламень берегли,
И тесно связаны тоскою
Одних камней, одной земли,
Одни сверкали нам вдали
Созвездий пламенные диски,
И где бы ни скитались мы,
Но сердцу безысходно близки
Феодосийские холмы.
Вивальди А. Сицилиана
Совершенно разные по образованию, характеру, темпераменту, жизненному укладу, Богаевский и Волошин дружили всю жизнь. И внешне они были очень разными: невысокий, хрупкий, с налетом «дендизма», элегантный Богаевский и широкоплечий, с гривой пышных волос, любящий экзотические одеяния Волошин. Женой Богаевского была Жозефина Дуранте, которую он знал с детства. Ее семья гордилась тем, что они отдаленные потомки генуэзских консулов в Феодосии(Кафе). Несхожие по социальным корням, эти два человека нежно любили друг друга всю жизнь и, не имея собственных детей, постоянно помогали бесчисленным родственникам Жозефины Густавовны. И дом Богаевского, и дом Волошина были открыты всем, кто любил искусство. Анастасия Цветаева писала в своих «Воспоминаниях»: «Сегодня у Богаевских вечер. За нами придет Макс пешком из Коктебеля…Друзей у Богаевских – весь цвет Феодосии, Крыма и обеих столиц. Руками трудолюбивой хозяйки, бережливой, умелой, искусной, в скромном доме художника цветут гостеприимство и хлебосольство, два вечно благоуханных цветка. Мы входим к Богаевским. Уличка темна. Висячий фонарь, Как у Пушкина на Страстной площади. Как у венецианских подъездов… …Над всеми нами – тучи, облака, кроны дерев Богаевского, и если даже скалы, то они, как будто отражены в каких-то небесных озерах. И почему-то помнится римская Кампанья… Жозефина Густавовна – противоположность мужу. Стройный стан, правильные черты, синева сияющих глаз. Молодость позади, но идет тихая победоносная зрелость. Еще далеко до заката, и жизнь как полная чаша, поднесенная к благодарным устам. У Богаевского высокая, просторная мастерская, огромные окна; по стенам словно залетели дымным закатным пожаром и застыли, войдя в тонкие деревянные рамы, клубящиеся лиловые тучи; и, светлея и тая облаками, парит над вошедшим древнее киммерийское небо - над узкими полосками внизу простелившейся смутной земли. По стенам, как рассыпавшиеся книжные полки, ряды стоящих в скромной замкнутости этюдов всех величин; это заботливая рука жены художника учреждает порядок в бурном творчестве мужа». Много времени и труда вложил Богаевский в создание Феодосийской школы для обучения художников, организованной в 1921 году и получившей название Феодосийских художественных мастерских, где преподавали рисунок, живопись, историю искусств. При активном участии Богаевского в открывшейся в 1922 году картинной галерее имени И. К. Айвазовского работала художественная народная студия. На протяжении ряда лет художник оставался в ней преподавателем. В начале 20-х годов он получил задание от Крымского комитета по охране памятников искусства и старины зарисовать исторические памятники Крыма. Эта работа заняла многие годы и дала художнику возможность систематически писать на натуре, к чему он стремился всю жизнь. Работа с натуры послужила хорошей штудией, на основе которой он создавал затем свои пейзажные композиции. В работах, написанных в этот период с натуры, художник стремился не только запечатлеть конкретный исторический памятник, но и вложить в этюды свои мысли о древних местах, овеянных легендами и сказаниями. Просматривая акварели Богаевского, удивляешься его способности находить все новые и новые композиционные решения для своих многочисленных работ. Он умел отобрать в богатом разнообразии природы самое характерное, интересное и рассказать об этом красочным языком. Четкость формы, уравновешенность композиции, пластическая завершенность рисунка, гармоничность линии и цвета – вот те выразительные средства, которыми пользуется художник для передачи глубокого чувства, волнующего его. Богаевский тонко замечал и мастерски передавал в своих акварелях богатство оттенков освещения, изменяющихся в течение дня. Холмистые берега Феодосии с древними постройками генуэзских башен при ясном свете солнечного дня художник изображает в теплой охристой гамме с холодными синими тенями и ярким ультрамариновым небом. Та же земля в сумрачную погоду или в вечернюю пору приобретает серебристый голубоватый оттенок. Очертания контура как бы растворяются в сыром морском воздухе, на всем лежит печать синих вечерних теней и прохлады. В начале 30-х годов возникает так называемый индустриальный пейзаж. Одним из основателей этого пейзажа становится Богаевский. Он совершает поездку на Днепрострой, где его поражают размах строительства и то мастерство, с каким люди овладевают природой. Богаевским было написано более тридцати полотен днепрогэсовского цикла. С 1931 года он с увлечением работал над пейзажной серией «Нефтяные промыслы Баку». Результатом длительной работы на стройках стали его композиции «Городов будущего», где он изображал широкие проспекты, высотные здания, которые могли существовать в будущем. Но Богаевский тосковал по своей Киммерии – стране синих гор и полынных холмов. Крымский пейзаж всегда занимал воображение художника и оставался одной из основных тем в его творчестве. «Вся моя жизнь художника, вся моя творческая работа были посвящены крымскому пейзажу, - говорил Богаевский, - Сколько ни писал я картин о крымском небе, горах, море, крымская природа давала мне еще и еще новые темы для моих полотен». Наиболее выразительным художественным образом природы Крыма в творчестве Богаевского этого периода является его картина «Тавроскифия» (1937г.) С моря открывается вид на величественные и торжественные берега с оголенными каменными глыбами у моря. Глубокие складки дальних холмов поросли кустарником, на их склонах как бы выросли из земли и, сливаясь с ней, высятся стены древних укреплений. В картине исключительно передана материальность зеленоватой воды, каменистых берегов, сумрачного неба. И все окутано воздухом, дальние хребты в синей дымке, а передний план выдержан в серебристой гамме. Во время Великой Отечественной войны из-за плохого здоровья и преклонного возраста (ему в это время было 70 лет) Константин Федорович остался на оккупированной территории. Он погиб от взрыва бомбы на улице Феодосии в 1943 году. «Ах, какая это блаженная страна – наша Феодосия – именно богом данная!…». «Чудесная природа, божественная природа.» « Так хочется жить, чтобы неустанно ей молиться,- никогда бы кажется не уезжал отсюда. В самом деле, у нас ужасно хорошо, я еще раз убедился, что лучше нашего края нет в мире…» «Как ни великолепна Италия, а ей-Богу, лучше нашего Крыма, Феодосии, Кенегеза на земле нет уголка».Это все из писем художника писанных в разные годы. Богаевский и как личность, и как художник связан «всеми корнями и жизненными нервами с городом, в котором он родился и от которого не отрывался надолго», - писал Максимилиан Волошин. Творчество Константина Федоровича Богаевского – явление своеобразное и самобытное. Он находил возможные варианты соединения достоверной реальности природы с творческим вымыслом. Героико-романтическим образам художника было присуще чувство современности – они были символами эпохи. Он придавал природе возвышенный характер, но сохранял при этом своеобразие окружающих его крымских пейзажей. Богаевский оставил большое живописное наследие. Его произведения есть во многих галереях и музеях Москвы, Санкт-Петербурга, Киева и многих других городов. Ряд его лучших полотен был в свое время приобретен частными коллекционерами Европы и Америки. Большое собрание его графических и живописных работ хранится в Феодосийской картинной галерее им. И. К. Айвазовского. Работы Богаевского всегда вызывают искренний интерес и получают самую высокую оценку наших современников, благодарных художнику за то, что он так глубоко и проникновенно передал в своем искусстве великую любовь к природе восточного побережья Крыма. Надо было глубоко понимать, чувствовать и искренне любить природу и жизнь, чтобы выразить это в своих произведениях так полно, с такой силой, как это сделал Богаевский. В письме к Кандаурову он писал: «Я работаю, работаю и работаю – я упиваюсь этой работой, я не сплю, не ем, и живу только этой работой – и это такой великий праздник». «Современность мешает человеку видеть сны. НО стоит ему ос-таться наедине с собой, и его дневная жизнь пополняется жизнью сна: разноцветная бахрома сновидений волочится за каждым его душевным жестом. Земля, как и человек, способна видеть сны. Не растревоженная суетой современности, она неторопливо грезит о минувшем, о несбывшемся и о возможном, и сновидения ее достигают зрительной реальности миража. Безводные степи грезят разливами рек, затопленными лесами и зеркальными равнинами вод. Сыпучие пески грезят пальмами, оазисами и фонтанами. Пустыни, покрытые саваном могильники древних культур, грезят призрачными городами… Но еще большей выявленности достигают сны земли, если они преломляются в душе художника».- писал Максимилиан Волошин в статье « К.Ф. Богаевский – художник Киммерии». | |
Просмотров: 1547 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |