Книга серии «Листая прошлого страницы»
Белова, Светлана Леонидовна. Коккозы. Потерянный рай князей Юсуповых / Светлана Белова. - 2-е изд. - Симферополь : Н. Оріанда, 2015. - 86, [2] с. : ил. ; 17 см. - (Листая прошлого страницы). - Библиогр.: с. 72. - 2000 экз.
Издание посвящено старинному роду князей Юсуповых, последние представители которого - эмигранты из России - окончили жизнь на чужбине. Впервые в крымском краеведении воссоздается история имения Юсуповых в Коккозах, рассказывается о его достопримечательностях, уникальности архитектурного ансамбля. Такую книгу приятно взять в руки и не спеша, с удовольствием читать. Она отлично иллюстрирована. Теперь эта книга есть и в фонде центральной городской библиотеки им. А. Грина.
Книга рассчитана на широкую читательскую аудиторию.
Дворянский род Юсуповых был одним из самых богатых и влиятельных в истории царской России. Огромные имения, роскошные дворцы, редчайшие драгоценности и собрание произведений искусства, которому позавидовал бы сам Эрмитаж – семья по своему состоянию едва ли уступала самим Романовым. Об их вольготной жизни мечтали многие, но далеко не всем было известно о том, сколько трагедий и несчастий свалилось на этот род и что его членам пришлось пережить. Наиболее известен широкой публике - Феликс Феликсович Юсупов, вошел в историю как один из убийц Григория Распутина. Впоследствии, находясь в эмиграции, Юсупов даже написал об этом две книги воспоминаний, гонорары за которые были основным источником его доходов. В эмиграции супруги Феликс и Ирина Юсуповы обосновались во Франции, в Париже открыли салон красоты, школу художественных ремесел и модное ателье (в складчину с друзьями), что давало деньги и помогало русским беженцам осваивать профессии для их жизни. Красавица Ирина Юсупова и другие русские дворянки выступали в качестве моделей, делали рекламу людному ателье, фактически Дому моды Юсуповых.Феликс Юсупов написал мемуары, увлекался автомобильным спортом. Когда Франция была оккупирована нацистами, князь Юсупов отказался сотрудничать с ними и отверг их предложение вернуться в оккупированные районы СССР.
Подзаголовок к книге автор выбрал: "Эссе о потерянной Родине".
До 1944 года Соколиное называлось Коккозы (Коккоз), с тюркского — Голубой глаз. Жители села отличались от других крымских татар серо-голубыми глазами, каштановым цветом волос и европейскими чертами лица. Дань этому и отдал архитектор Высочайшего двора Н.П. Краснов - в левой стене у главного входа в дворец Юсуповых устроен оригинальный пристенный фонтан Голубой глаз в виде неглубокой стрельчатой ниши. Он был облицован майоликовыми плитками зеленоватых оттенков. В центре находилось керамическое изображение стилизованного голубого глаза, из которого стекала струйка родниковой воды. Способ архитектурной обработки фонтана — дань зодчего модерну, стилевой моде того времени (начало XIX в.). Мотив голубого глаза повторен в большой витражной композиции высокого парадного холла, а внутри дворца имелись еще два пристенных фонтана. Один из них являл собой копию бахчисарайского фонтана Слез и находился в большой двухцветной гостиной, другой — в фойе при выходе из дворца в парк.
Н.П. Краснов, Эскиз усадьбы Коккозах акварель, 1908
В 1908—1910 годах на юго-западной окраине деревни Коккозы возник целый загородный дворцовый комплекс князя Ф.Ф. Юсупова-старшего, графа Сумарокова-Эльстона: Охотничий дворец, мечеть, караван-сарай (постоялый двор).
Дворцовый комплекс задуман был в художественном единстве восточных мотивов, навеянных образом Бахчисарайского ханского дворца. По семейному преданию предками древнего княжеского рода Юсуповых был ногайский князь Юсуф. Поэтому было предложено спроектировать дворец в Крымско-татарском стиле. В декоре Охотничьего дворца, парковых композициях, фонтанах зодчий использовал местные сюжеты из татарских легенд.
Войти в усадьбу нужно было по деревянному мостику, перекинутому через речку Кокозку. Он являлся природной границей между дворцово-парковой усадьбой Юсуповых и деревней. Архитектор создал дом многоуровневым – за вспомогательными постройками неожиданно раскрывались главные и боковые фасады дворца. Этот прием он позаимствовал из мусульманской архитектуры.
Когда в 1914 г. Феликс Юсупов-младший сочетался браком с племянницей Николая II, княжной Ириной Александровной, «охотничий домик» был преподнесен невестке в подарок.
Одновременно со строительством дворца была спроектирована и построена мечеть на месте старой обветшавшей мечети Коккоз-Джами, а также мост через Коккозку. Это стройное белокаменное здание со стрельчатыми окнами и резным декоративным фризом по периметру сооружения, со стрельчатой аркадой галереи вдоль западного фасада, с тонкой, устремленной в небо стрелой минарета, ствол которого украшен пышной каллиграфической резьбой, производящее впечатление исключительного изящества, хрупкости и окрыленности, возвышается сегодня над обрывистом берегом речки Коккозки во всей своей первоначальной, тщательно восстановленной красоте…
Семья Юсуповых принимала в Коккозах царя Николая II и короля Мануэля Португальского, проводила костюмированные вечеринки и устраивала пикники. Коккозское имение в Крыму – настоящий потерянный рай.
Во время оккупации Крыма в 1941—1944 гг. обширный ландшафтный парк вырубили немцы, базировавшие во дворце контрразведывательную специальную часть СС с казино для офицеров-карателей. Затем во дворцовых постройках размещалась школа, сельсовет, клуб, музей, турбаза и, наконец, школа-интернат. В результате оригинальные интерьеры и внутреннее убранство, выполненные в «восточном вкусе», были утрачены. К сожалению, попасть на территорию дворца сегодня не представляется возможным. Но это небольшое издание даёт, пожалуй, самое полное представление о том, каким были эти края ранее, каким был дворец, об интерьерах и задумках великого архитектора Краснова, а также небольшие исторические справки о роде Юсуповых. Сейчас ничего из былых интерьеров, конечно же, не осталось, все давно разрушено и разворовано, и тем ценна эта книга, что возрождает интерес к сохранению, а возможно и восстановлению уникального культурного наследия Крыма.
Об авторе:
Белова Светлана Леонидовна — историк, филолог, искусствовед. Проработала двадцать пять лет в области реставрации памятников архитектуры Крыма, член Союза Российских, Украинских, Белорусских писателей, Лауреат премии АРК, автор восьми книг и многих статей о памятниках архитектуры.
|