Главная » 2020 » Январь » 26 » Фадеева Т. М. Сакральные древности Крыма : мифы, легенды, символы, имена и их отражение в искусстве
13:17
Фадеева Т. М. Сакральные древности Крыма : мифы, легенды, символы, имена и их отражение в искусстве

Фадеева, Татьяна Михайловна. Сакральные древности Крыма [Текст] : мифы, легенды, символы, имена и их отражение в искусстве / Фадеева Т. М. . - Москва : Прогресс-Традиция, 2017. - 382, [1] с., [8] л. цв. ил., карт. : ил., карты ; 22 см. - Библиогр. в примеч. в конце гл. - 500 экз.

Термин "сакральный"  был заимствован из латинского языка "sacralis", и переводится, как "священный". Сакральная география в первом приближении – это изучение священных, особо почитаемых мест, религиозных памятников, имеющих в глазах определенного сообщества людей божественную значимость. Сегодня сакральная география возвращает себе свои права, становится модной, и в соответствии с духом времени прежних паломников сменили туристы.

Недавние исследования о Черноморском потопе способствовали новым прочтениям античных текстов. Они подкрепляют то, о чем догадывались некоторые ученые в XVIII–XX веках. Основные события античной картины мира развертывались на Черном море. Где-то на Севере находилась блаженная страна, откуда ежегодно прилетал в Грецию Аполлон Гиперборейский. В Северном Причерноморье странствовал Геракл. В Тавриду перенесена Ифигения, а на остров Белый (Левка) – Ахилл. По Эвксину плавали Аргонавты и Одиссей, проходившие через Боспорский пролив, который выглядел совсем иначе: вместо Крыма и Тамани там располагался архипелаг из семи Атлантических островов, из которых один погрузился в пучину, хотя и воспроизводился на картах Птолемея вплоть до XV века. А в Средние века здесь берут начало истоки сказаний о короле Артуре и Граале, в княжестве Феодоро формируется геральдика двуглавого орла. Об этом повествуют сообщения античных писателей, произведения изобразительного искусства от древности до наших дней и его особая разновидность – старинные географические карты.
Карты XV–XVII веков – это в своем роде разновидность научной иллюстрации; граверы, трудившиеся над картами – это мастера, занимавшиеся иллюстрированием книг, печатались карты в книгоиздательствах таких городов, как Амстердам, Антверпен, Кельн, Нюрнберг, Аугсбург и др… Гравированная карта сочетает четкую внятность чертежа и пышность декора. В карте полет фантазии окрашивает самую достоверность поэтическим пафосом и романтическим восприятием.
В то время интерес к естественным наукам, прежде всего, к географии, асторономии-астрологии, химии-алхимии сочетался с увлеченностью искусством и интересом ко всему редкому и необычному. Путешествие – необходимый элемент, завершавший образование; итогом путешествия служили «кабинеты» редкостей – собрание карт, глобусов, небесных сфер, раковин и минералов, привезенных из экзотических стран. Символический образ мышления способствовал целостному взгляду на мир, гармоничному сочетанию научного и образно-художественного путей познания. Изображение земли на карте как в целом, так и в отдельных частях – это образ мира, эмоционально окрашенный, и украшения приличествуют такому изображению. Вот почему карты украшают аллегорические фигуры, виньетки со сложными сюжетами, картуши, раскрывающие исторический контекст создания листа. С развитием картографической техники декоративные изображения на картах исчезают. Картография становится точнее, происходит ее специализация как отрасли науки и вместе с нею – отдаление от искусства. Цели картины, книги и карты не слишком различались – карта была схемой, диаграммой мироздания.

Книга состоит из шести глав и введения:
Введение. Сакральная география Крыма в мифах, символах, языковых реликтах, античных источниках
Глава 1. Александрийский меридиан

Глава 2. Теория черноморского потопа и миграции индоиранских народов, или От меридионального направления к широтному
Глава 3. Сакральная топография Боспора Киммерийского: опыт реконструкции
Глава 4. Легенда об Ахилле-Понтархе, Белом острове и Ифигении Таврической
Глава 5. Таврическо-Трапезундские истоки геральдики двуглавого орла
Глава 6. Сакральные предметы скифов и процессия св. Грааля
В книге много иллюстраций, в том числе фото картин Ивана Константиновича Айвазовского и Константина федоровича Богаевского мистически-религиозной тематики. 
Интересно подан материал о всем известной с детства сказке А. С. Пушкина о царе Салтане и сыне его Гвидоне. Например, "Имя Гвидон и кельтские друидические мистерии" и "Кто же Царевна-Лебедь?".

 

Книга "Сакральные древности Крыма" выпущена московским издательством "Прогресс-Традиция" в 2017 году. Ее автор - Татьяна Михайловна Фадеева - кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник ИНИОН РАН (ИНИОН РАН - Институт научной информации по общественным наукам Российской академии наук). Т. Фадееву уже знают наши читатели, интересующиеся краеведением, ведь она автор и соавтор серии книг о Крыме: «Княжество Феодоро и его князья», «Старый добрый Коктебель», «Пещерные города и монастыри в окрестностях Бахчисарая», «Тайны горного Крыма», «Крым в сакральном пространстве», «По горному Крыму», "Две Софии и Пушкин. Истоки вдохновения «Бахчисарайского фонтана»", "Крымские пещерные города и крипты", "Сакральная география Крыма". 
Татьяна Михайловна написала предисловие к переизданию литературного памятника – книге Павла Ивановича Сумарокова «Путешествие по всему Крыму и Бессарабии в 1799 г.», о которой мы уже говорили в совете "Пешком в историю - Крым конца ХVIII века, спустя 16 лет после вхождения Крыма в состав Российской империи глазами очевидца".

Материал подготовила Т. Гурьева, главный библиограф ЦГБ им. А. Грина

Категория: Краеведение | Просмотров: 91 | Добавил: Epicfails | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar