Главная » 2024 » Июнь » 14 » Легенды Крыма и их хранители
11:25
Легенды Крыма и их хранители

Легенды Крыма и их хранители

"Сказочная страна! Таврида! Здесь веришь преданиям..."

Валерий Брюсов

В крымских легендах есть нечто особенное. Крым — земля с богатой историей, на которой в разные времена жили представители различных народов. Среди них греки, генуэзцы, татары, турки, армяне, караимы и крымчаки. Поэтому в легендах можно встретить самых разных персонажей: ханов и их сыновей, наложниц, украинских пленниц, казаков, джиннов, медведей и великанов. 

Один и тот же сюжет можно изложить по-разному. Кроме того, собиратели фольклора могут обрабатывать уже существующие легенды, а писатели — создавать свои собственные: Максим Горький, Иван Бунин, Константин Паустовский... 

Крымские легенды начали собирать и изучать ещё в первой половине XIX века. Путешественники и писатели, приезжая в Крым, записывали легенды и включали их в свои путевые заметки и произведения. Таких примеров немало. Самый известный из них — поэма «Бахчисарайский фонтан» Александра Сергеевича Пушкина, написанная им в 1824 году после посещения Крыма. Поэма была создана по мотивам услышанной им легенды.

...Опустошив огнем войны
Кавказу близкие страны
И села мирные России,
В Тавриду возвратился хан
И в память горестной Марии
Вовдвигнул мраморный фонтан,
В углу дворца уединенный...
...Младые девы в той стране
Преданье старины узнали,
И мрачный памятник оне
Фонтаном слез именовали...

 

Коллекция крымских легенд прирастала постепенно. Самой древней из них считается «Ифигения в Тавриде», восходящая к кругу древнегреческих мифов о Троянской войне. 

 

У Аполлинария Васнецова замысел картины «Ифигения в Тавриде» родился после его первой поездки в Крым в 1886 году. Художник обратился к сюжету из античной мифологии, связанному с судьбой Ифигении, любимой дочери мифического царя Микен Агамемнона.

 

Валентин Серов написал картину «Ифигения в Тавриде» в 1890-х годах. Она тоже была задумана в Крыму, где Серов проводил лето и осень 1893 года.

 

В 1859 году в Феодосии в армянском Халибовском училище вышла очень редкая сейчас книга «Феодора, владетельница древней Сугдайи. Повесть из истории Крыма. Сочинение Гр.К.». Под именем Гр.К. был Григорий Эммануилович Караулов – один из самых образованных крымских литературоведов. Он родился в 1824 году, в Симферополе. Окончив в 1844 году с серебряной медалью Ришельевский лицей, служил секретарём Таврического приказа общественного призрения в Симферополе. Затем перевёлся в Халибовское армянское училище в Феодосии, где был вначале учителем, а затем до 1871 года инспектором, когда училище было закрыто.

 

В октябре 1862 г. Халибовское училище переместилось в новое великолепное здание, построенное на живописной окраине Феодосии на средства А. Халибова. С 1874 года здание училища использовалось как помещение для Армянской духовной семинарии, а впоследствии для учительского института. В 1915 году здание было уничтожено пожаром.
 

К этому времени относятся «Очерки истории русской литературы» и «Сборник образцовых сочинений лучших русских писателей» Г. Караулова. «Очерки» обратили на себя внимание критики, как первая попытка обобщить явления литературной жизни России. Они вышли позже вторым изданием.
Караулов написал также: «Очерки горной части Крыма»; «Крымские пещерные города и крипты»; «Древний христианский храм, открытый в Парфените в октябре 1871 г.»;
перевел сочинения П. С. Палласа «Поездка во внутренность Керченского полуострова и на остров Тамань».Караулов участвовал также в «Одесском вестнике» и в составлении «Путеводителя по Крыму» (вместе с Сосногоровой Марией Александровной).
В 1871—1883 годах Григорий Эммануилович работал в управлении Бессарабско-Таврического земского банка. Умер 16 мая 1883 года.

Григорий Караулов. Феодора владетельница древней Сугдайи. Повесть из истории Крыма. С кратким историческим очерком греческих и генуэзских поселений в Крыму. - Феодосия : Тип. Армянского Халибовского училища, 1859. 
Местонахождение - Дом-музей М.А. Волошина Государственного автономного учреждения культуры Республики Крым "Историко-культурный, мемориальный музей-заповедник "Киммерия М.А. Волошина".

Повесть была издана в типографии при Халибовском армянском училище, которое  основал старший брат художника И. К. Айвазовского - Габриэл Константинович, церковный деятель, просветитель, востоковед. В типографии в основном печаталась духовная, учебная и художественная литература, а также выпускался журнал «Голубь Масиса».

«Самым знаменитым лицом средневековых крымских легенд и сказаний, несомненно, является царица Феодора. Её образ связан в народной памяти с неприступными вершинами Судака, Кастели, Аю-Дага — молчаливыми свидетелями трагических событий середины XIV века.
Рассказ о ней дошел до наших дней в виде записанных народных легенд, а также в изложении крымоведа XIX века Г. Караулова. Во время посещения Турции в одном из монастырей он ознакомился с греческими рукописями, в которых «заключалось много чрезвычайно интересных сказаний о Крыме и прежних обитателях его, византийских греках».

Историки не смогли обнаружить доказательств существования Феодоры, но в легендах достаточно точно описывается борьба за владение над Крымом, происходившая в XII—XIV веках между Генуей и Венецией. Сугдея (в то время находившаяся под формальным управлением венецианского консула и одновременно бывшая в зависимости от Золотой Орды) была захвачена генуэзцами в июле 1365 года. Кто в это время управлял городом остается неизвестно.

 

Судак. Портовая башня. Литография по рисунку В.О. Руссена.Item 9 of 17 Таблица 29 из «Исторического и живописного альбома Тавриды» Е.Ф. де Вильнёва (Париж, 1853-1859).

 

Первым крупным издателем крымских легенд, систематически занимавшимся собиранием фольклора, считается В. Х. Кондараки (1834—1886). 

Жизнь и творчество Василия Христофоровича привлекали и продолжают привлекать биографов науки. Наиболее подробно жизненный путь Василия Христофоровича изучил наш современник, востоковед, библиограф и книговед доктор исторических наук, профессор Крымского федерального университета им. В .И. Вернадского, Андрей Анатольевич Непомнящий. Именно ему удалось отыскать в рукописном отделе Института русской литературы Российской Академии Наук биографию В .Х. Кондараки, написанную видным краеведом Бессарабского края B. Курдиновским. Из работ А. А. Непомнящего стало известно, что первой публикацией Василия Христофоровича была статья «Отрывок письма из Симферополя», появившаяся в центральной газете «Северная пчела» 30 июня 1854 года и подписанная псевдонимом «В.К.». Автор в то время был совсем молод, ему шёл лишь 21-й год.

Василий Христофрович Кондараки Родился в Симферополе, в семье офицера русской армии. Учился там же, в частном пансионе. После переезда семьи в Феодосию учился в местном уездном училище, которое закончил в 1852 году. Высшего образования из-за финансовых трудностей не получил. 

 

Феодосийское уездное училище

 

Основательно владея греческим, французским, турецким и крымскотатарским языками, Кондараки просил определить его на службу переводчиком в Феодосийское центральное карантинное управление. В 1852 году поступил в канцелярию Таврического прокурора; затем служил в палате по земским делам и в канцелярии Таврического губернатора. В январе 1858 года был произведён в коллежские регистраторы, в мае того же года назначен комиссаром Ялтинской карантинной заставы. Работая комиссаром Ялтинской карантинной заставы, Кондараки «имел возможность много путешествовать по Крыму, часто общался с местным населением благодаря знанию диалектов татарского языка», что давало ему уникальную возможность записывать крымский фольклор. В августе 1864 года был произведён в коллежские секретари; 1 января 1867 года вышел в отставку в чине титулярного советника. С этого времени, живя на небольшие доходы с имения, 33-летний Кондараки почти полностью сосредотачивается на краеведческой работе. 

Кондараки в течение 20 лет собирал свои материалы о полуострове, распределяя их по частям: исторической, архео­логической, геологической, этнографической и климатической. Они-то и послужили основой для написания капитального труда по Крыму.

В 1875 году краевед издал книгу «Универсальное описание Крыма» в 17 частях, где приводились тексты легенд, сказок, песен и анекдотов. В «Универсальном описании Крыма» большин­ство из «предлагаемых сведений совершенно неизвестны публике, а некоторые навсегда утра­чены даже и из Крыма... Приведённые же ле­генды, весьма вероятно, пригодятся для предва­рительного соображения о тех народах, кото­рые населяли эту страну и об исторической судьбе которых мы будем говорить также под­робно, как и о других предметах, относящихся до классической почвы Тавриды», - писал в предисловии Кондараки.

За книгу «Подробное описание ЮБК» Василий Христофорович получил от императрицы Марии Александровны бриллиантовый перстень. Третий по счету, два других были подарены ему в 1863 году за услуги экскурсовода во время сопровождения царской семьи в путешествии по Южному берегу.

В 1883 году Кондараки издал две книги на русском языке: «Легенды Крыма», в состав которой входили 32 легенды - греческие и крымскотатарские, и «Крымскотатарские сказки», в которой он опубликовал 13 сказок.

Кондараки В. Х. Легенды Крыма. М.: Типография Чичерина, 1883.

Бурный интерес к сказкам и легендам (особенно легендам) Крыма пробуждается в 1912–1913 гг. - времени интенсивного развития курортов Южного берега. Популярные издания тех лет усыпаны рекламой пансионов, дач, в целях привлечения внимания читателей расцвеченной изящными новеллами, именуемыми «легендами Крыма». Ими пестрят «Утро России», «Южные ведомости», «Одесский листок» и т. д.

Николай Максимович Сементовский-Курилло (Курило) – писатель, публицист, он занимался историей, этнографией, археологией, был человеком увлечённым и деятельным. Его воспитание и интересы формировались в особой атмосфере семьи, где детям прививались «любовь к отеческим гробам», трудолюбие, страсть к знаниям. Сементовских-Курилло в России знали, уважали, их имена вошли во многие, в основном, дореволюционные издания, в том числе энциклопедические, известны они и по архивным материалам. В 1838 году состоялся его писательский дебют с повестью «Андроник». В 1843 году переехал в Петербург, где работал при Военном министерстве, а в свободное время посвящал себя литературе, истории и археологии.

Путешествие в Крым произвело на Николая Максимовича неизгладимое впечатление:

«Кажется, что я пожертвовал бы пятью годами жизни, если бы только во все остальное время мог наслаждаться в этих местах вечернею и утреннею негою природы»; «… мне хотелось бы остаться на этом месте несколько лет и только любоваться чудною неподражаемою природою»; «Каждая картина природы в Крыму не повторяется дважды и малейшего сходства не имеет с другою»  

Путевые очерки писателя Николая Максимовича Сементовского (1819-1879), посвященные его поездкам по Крыму в 40-х годах XIX века, включают легенду Крыма, записанную Сементовским о Ненекеджан-ханум - дочери хана Тохтамыша. Легенда впервые была опубликована в журнале "Северная Пчела" в 1846 году . 

Сементовский, Николай Макксимович. Легенда о Ненекеджан-Ханым, дочери Тохтамыша [Текст] : сказки / Н. М. Сементовский // Путешествия по Крыму в 1840-х годах. - Феодосия : Издательский дом "Коктебель", 2019. - С. 92-109 : ил.

 

 

Составителем многих подобных текстов был генерал, профессор, историк, археолог, палеограф Н. А. Маркс.

Никандр Александрович Маркс родился 24 сентября 1861 г. в Феодосии. Поэт и художник Максимилиан Волошин, хорошо знавший Маркса, утверждал, что тот «по крови является старым крымским обитателем, и виноградники, которыми он владел в Отузах, принадлежали его роду еще до екатерининского завоевания».

Он собирал легенды, беседуя с местными жителями, а затем перерабатывал их. Н. А. Марксом в 1913, 1914, 1917 гг. издано три сборника под названием «Легенды Крыма» с довольно подробными комментариями. Они включают 36 легенд. Некоторые скомпонованы из различных литературных источников, большая часть обязана своим происхождением устным рассказам. Нужно иметь в виду, что обнародованные Н. А. Марксом легенды – образец искусной стилизации.

Маркс, Н. Легенды Крыма / худ. К. Арцеулов. В 3 вып. Вып. 1-2. М.: Тип. Т-ва Скоропечатни А.А. Левенсон, 1913. - Факсимильное издание Симферополь, "Таврида", 1990

Маркс, Никандр Александрович.   Легенды Крыма / Никандр Маркс. - Москва : Эксмо, 2023. - 315, [3] с. - (Всемирная литература (с картинкой)). - На обложке и титульном листе автор не указан. - В кн. также: Путник по вселенным. Дело Н. Маркса / М. А. Волошин.

В этих трех сборниках сохранены не только легенды в том виде, в каком они были известны в начале века, но и сама форма их подачи, все оформление книжек.

Никандр Александрович Маркс - русский палеограф, историк и археолог, фольклорист. - был разносторонним и увлекающимся человеком. В 1907 году стал одним из первых слушателей Московского археологического института, ради чего бросил военную карьеру под влиянием встреч с Л.Н. Толстым в Ясной Поляне. Окончил это учебное заведение с золотой медалью, после чего вёл лекции по палеографии там же. Когда его жена Аделаида Валерьевна предложила собрать и записать все легенды Крыма, горячо взялся за эту работу.

В 1913 году в Москве вышла в свет книга Никандра Маркса «Легенды Крыма», тираж которой был немедленно раскуплен.

Автор иллюстраций первого выпуска - Константин Константинович Арцеулов  - лётчик, планерист, художник-иллюстратор, внук художника Айвазовского. В 1908-1911 гг. он учился живописи у К. Юона. Маркс хорошо знал Арцеулова как прекрасного рисовальщика, поэтому пригласил его в соавторы как иллюстратора своих легенд. Первый выпуск вышел с посвящением от Н. Маркса и К. Арцеулова матери художника - Жанне Ивановне, которая приходилась дочерью маринисту И. К. Айвазовскому. Второй выпуск Маркс и Арцеулов посвятили жене Никандра Маркса - Аделаиде Валерьевне. Третий выпуск был посвящен памяти Николая Федоровича Агапьева, служившего учителем греческого языка в таганрогской гимназии в 1870–1875 гг. . Этот выпуск иллюстрировали супруги-художники И. Захаров и Н. Агапьева (дочь Н. Ф. Агапьева).

Книга Маркса познакомила с древними легендами Крыма читателей всей Российской империи. Она была написана простым и в то же время поэтическим языком, каждая легенда сопровождалась примечаниями, указывающими, от кого автор ее услышал и где в Крыму находятся те достопримечательности, о которых повествуют легенды. Книга пользовалась большой популярностью и до революции выдержала еще два издания, после чего не переиздавалась. В 1990-м были выпущены репринтные издания 3-х выпусков "Легенд Крыма" Н. Маркса с рисунками К. Арцеулова, И. Захаров и Н. Агапьевой.  

В своих графических иллюстрациях К. Арцеулов использует линию, создавая конкретный образ, герои приобретают характерные образы, прослеживается культурные и этнические мотивы. Так же автор использует силуэты горной местности, конкретного пейзажа или виноградной лозы. Основополагающим компонентом в его работах является духовность культуры, заложенная в знании о прошлом поколении, о традициях. В некоторых крымскотатарских сказках присутствуют духи и другие фантастические персонажи, поэтому автор использует так же символический язык. Примером служит легенда о «Чертовой бане», «Шайтан и кизилъ». Мифологическое орнаментальное соотношение ритмов сюжетов, воздействует на декоративность изящной пластики и создает развитие взаимопонимание смысла образа и символа. Народноценностные эстетические образы, трансформируют возможности возвысить или разрушить внутреннюю значимость смысла в жизни символов

Соломон Крым - одна из наиболее известных и значительных фигур дореволюционной России. Он родился в Феодосии в 1864 году, в семье, где было 12 детей. Получил прекрасное образование - адвокат и агроном. Он знал европейские и восточные языки. 

В 1884 году окончил Феодосийскую гимназию и поступил на юридический факультет Московского университета. В 1886 году перевёлся на второй курс Петровской земледельческой и лесной академии. В 1892 году окончил академию с присвоением звания кандидата сельского хозяйства.

Соломон Крым участвовал во многих благотворительных фондах, основывал стипендии, финансировал деятельность Карадагской научной станции, археологические раскопки на полуострове, издательскую деятельность.

В 1906 и 1912–1917 годах С. Крым избирался депутатом Государственной Думы Российской империи от Таврической губернии. С 15 ноября 1918 года по 15 апреля 1919 года Соломон Самуилович занимал пост премьер-министра и министра земледелия Крымского краевого правительства. В апреле 1919 года С. Крым эмигрировал со своей семьёй на корабле французской эскадры из Севастополя. 
За свою жизнь этот скромный, спокойный, деликатный человек много сделал для Крыма и родного города - Феодосии. Он был попечителем Феодосийских мужской и женской гимназий, городской больницы, душеприказчиком художника И. К. Айвазовского, гласным Городской Думы, депутатом Государственной Думы, создателем Феодосийской пастеровской станции,  основателем и директором первой общественной библиотеки в Феодосии.

В 1925 г. в Париже феодосией Соломон Крым издает на русском языке сборник крымских легенд с посвящением Фене Самойловне Эттингер, в «гостеприимный и уютный дом» которой «попал после разгрома родины и унизительных мытарств» и где «в долгие зимние ненастные вечера» рассказывал ей крымские легенды. Книга С. С. Крыма «Крымские легенды» включала в себя шесть крымскотатарских сказок и только одну авторскую легенду.

Василий Васильевич Радлов (1837-1918) — знаменитый русский археолог и этнограф, академик Императорской Академии наук. В истории собирания крымскотатарского и караимского фольклора особое место принадлежит выдающемуся тюркологу В.Радлову (1837–1918).

Родился 5 (17) января 1837 г. в Берлине, и родители дали ему имя Фридрих Вильгельм. Имя Василий Васильевич он принял позднее, когда получил российское подданство. После окончания гимназии он поступил в Берлинский университет, выбрав факультет философии. 

В 1858 г. в Йене Фридрих Вильгельм Радлов защитил диссертацию, которая была посвящена теме влияния религии на народы Азии. Но для того, чтобы иметь возможность полноценно изучать культуры и языковые особенности тюркских народов, необходимо было работать непосредственно с носителями этих культур и языков, а значит — отправиться на Восток. Подобные экспедиции регулярно организовывал Санкт-Петербургский университет. Приступив к изучению русского языка, Ф. В. Радлов отправился в Россию, с которой судьба связала его на все последующие годы.

Академик Императорской Академии наук В. В. Радлов в 1886 году совершил путешествие по Крымскому полуострову для изучения языка крымских татар и караимов. На основании фольклорного материала, который был собран в пяти уездах Крыма, в 1896 году вышла седьмая часть известной книги Радлова «Образцы народной литературы тюркских племен», озаглавленная «Наречия Крымского полуострова». В первом разделе книги были собраны произведения крымскотатарской народной литературы, вторая часть была посвящена караимскому фольклору. Весь материал был издан на языке оригинала без перевода. Эта книга – первый перевод на русский язык VII тома «Образцов…». 

Сказки, легенды и анекдоты, собранные В. В. Радловым в ходе крымской экспедиции 1886 года / науч. ред. Ю. Е. Березкин ; в пер. А. М. Жердевой. - Симферополь : Н. Оріанда, 2021. - 383, [1] с. : ил. ; 23 см. - Библиогр.: с. 380-383.

Предлагаемая вниманию читателя книга – первый перевод на русский язык сказок, легенд и анекдотов, записанных известным тюркологом В.В.Радловым в 1886 году. На сегодняшний день это наиболее полное собрание крымского фольклора. Образцы устного народного творчества, опубликованные Радловым в 1896 году, дают ценнейший материал не только для изучения фольклора, но и для ознакомления с бытом, историей, культурой крымских татар и караимов. 


Можно прочесть в ЦГБ им. А. Грина или в электронном варианте, кликнув на активную ссылку

  1. Бадодин, А. В.  Татарские легенды Восточного Крыма / А. В. Бадодин. - Феодосия : Арт Лайф, 2011. - 32 с. : ил.

  2. Волошин, Максимилиан Александрович. Дело Н. Маркса : сказки / М. А. Волошин // Легенды крыма / Никандр Маркс. - М. : Эксмо, 2023. - С. 253-313.

  3. Жердева, Анастасия.    Крымские легенды как часть мировой культуры / Анастасия Жердева ; науч. ред. Г. М. Темненко. - Симферополь : Таврида, 2017. - 247, [1] с. : цв. ил. ; 22 см. - Библиогр.: с. 185-204, 216-234. - Указ. текстов легенд: с. 235-247.

  4. Караулов Григорий. Феодора владетельница древней Сугдайи. Повесть из истории Крыма. С кратким историческим очерком греческих и генуэзских поселений в Крыму. - Феодосия : Тип. Армянского Халибовского училища, 1859.

  5. Кондараки В. Х. Легенды Крыма. М.: Типография Чичерина, 1883.

  6. Крым. 30 легенд : научно-популярная литература. - Харьков : Альбатрос, 2011. - 64 с : ил.

  7. Купченко, Владимир. Эпопея Генерала Маркса : Драма революционного бытия : биография отдельного лица / В. Купченко // Киммерийские этюды. - Феодосия : Издательский дом "Коктебель", 1998. - С. 42-59 : фото. 

  8. Левичев, И. В. Григорий Караулов - первый писатель Феодосии / И.В. Левичев // Черное море. - 2007. - №: 1. - С. 28-31.

  9. Легенды и предания Крыма : сборник / Ред. А.Е. Тархов. - Симферополь : Реноме, 2002. - 416 с. - (в пер.) 

  10. Легенды и сказания Крыма : [сборник] / сост. Ю. Ситько ; худож. Е. Якобсон. - Севастополь : Библекс, 2009. - 191, [1] с. : ил. 

  11. Легенды Крыма в пересказе Елены Криштоф : сборник / Пересказ Е. Криштоф. - Симферополь : Дар, 2001. - 262 с. : ил. 

  12. Маркс, Н. Легенды Крыма / худ. К. Арцеулов. В 3 вып. Вып. 1-2. М.: Тип. Т-ва Скоропечатни А.А. Левенсон, 1913. - Факсимильное издание Симферополь, "Таврида", 1990

  13. Маркс, Никандр Александрович. Легенды Крыма / Никандр Маркс. - Москва : Эксмо, 2023. - 315, [3] с. - (Всемирная литература (с картинкой)). - На обложке и титульном листе автор не указан. - В кн. также: Путник по вселенным. Дело Н. Маркса / М. А. Волошин.

  14. Непомнящий А. А. Подвижник крымского краеведения – В. Х. Кондараки // Историческое наследие Крыма. — Симферополь: Бизнес-Информ, 2001. — Т. 1. — С. 19—43. — 456 с.

  15. Непомнящий, А. А. У истоков становления крымского краеведения: Василий Кондараки / А. А. Непомнящий // Подвижники крымоведения. - Симферополь : СГТ, 2006. - Вып. 7: Биоблиография крымоведения. - С. 39-72 : ил.

  16. Петрова, Элеонора Борисовна. Озябшие в Тавриде боги. Северное Причерноморье в античных мифах и легендах / Э. Б. Петрова ; ред. Г. Н. Гржибовская ; худож. Н. Я. Дудченко. - Симферополь : Бизнес-Информ, 1994. - 118, [2] с. : ил. ; 20 см. - Библиогр.: с. 118. 

  17. Рудь, Яков Иванович. Легенды и сказания Феодосии / Я. Рудь. - Симферополь : Таврия, 2003. - 296, [4] с., [18] л. ил.

  18. Сементовский, Николай Макксимович. Легенда о Ненекеджан-Ханым, дочери Тохтамыша [Текст] : сказки / Н. М. Сементовский // Путешествия по Крыму в 1840-х годах. - Феодосия : Издательский дом "Коктебель", 2019. - С. 92-109 : ил.

  19. Сказки и легенды татар Крыма : пер. с тат. / Тексты записаны Фольклорной бригадой Алупкинского музея под руководством Я.П. Бирзгал. - Перепеч. с 2-го изд. 1936 г. - Москва : Новости, 1992. - 352 с. : ил. - (Фольклорный сборник ; № 1)

  20. Сказки, легенды и анекдоты, собранные В. В. Радловым в ходе крымской экспедиции 1886 года / науч. ред. Ю. Е. Березкин ; в пер. А. М. Жердевой. - Симферополь : Н. Оріанда, 2021. - 383, [1] с. : ил. ; 23 см. - Библиогр.: с. 380-383.

  21. Тирияки, В. З. Легенды и предания крымских караимов : научно-популярная литература / В. З. Тирияки. - Евпатория : Оджакъ, 2002. - 82 с.

  22. Фадеева, Татьяна Михайловна. Крым в сакральном пространстве : история, символы, легенды / Т. М. Фадеева. - Симферополь : Бизнес-Информ, 2000. - 302, [2] с. : рис., фот. 

  23. Файзи, М. Х. Армяне в легендах Крыма : сборник / М.Х. Файзи. - Симферополь : Аменна, 2002. - 80 с. : ил. 

  24. Файзи, Марат Хадыевич. Женщины крымских легенд : [греческие, татарские, русские, армянские, украинские, караимские тексты в авторской обработке] / М. Х. Файзи. - Симферополь : АРИАЛ, 2015. - 164 с.

Подготовила Т. Гурьева, главный библиограф ЦГБ им. А. Грина

Категория: Краеведение | Просмотров: 278 | Добавил: Epicfails | Теги: легенды Крыма | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar