11:25 Легенды Крыма и их хранители |
Легенды Крыма и их хранители
Валерий Брюсов В крымских легендах есть нечто особенное. Крым — земля с богатой историей, на которой в разные времена жили представители различных народов. Среди них греки, генуэзцы, татары, турки, армяне, караимы и крымчаки. Поэтому в легендах можно встретить самых разных персонажей: ханов и их сыновей, наложниц, украинских пленниц, казаков, джиннов, медведей и великанов. Один и тот же сюжет можно изложить по-разному. Кроме того, собиратели фольклора могут обрабатывать уже существующие легенды, а писатели — создавать свои собственные: Максим Горький, Иван Бунин, Константин Паустовский... Крымские легенды начали собирать и изучать ещё в первой половине XIX века. Путешественники и писатели, приезжая в Крым, записывали легенды и включали их в свои путевые заметки и произведения. Таких примеров немало. Самый известный из них — поэма «Бахчисарайский фонтан» Александра Сергеевича Пушкина, написанная им в 1824 году после посещения Крыма. Поэма была создана по мотивам услышанной им легенды. ...Опустошив огнем войны
Коллекция крымских легенд прирастала постепенно. Самой древней из них считается «Ифигения в Тавриде», восходящая к кругу древнегреческих мифов о Троянской войне.
У Аполлинария Васнецова замысел картины «Ифигения в Тавриде» родился после его первой поездки в Крым в 1886 году. Художник обратился к сюжету из античной мифологии, связанному с судьбой Ифигении, любимой дочери мифического царя Микен Агамемнона.
Валентин Серов написал картину «Ифигения в Тавриде» в 1890-х годах. Она тоже была задумана в Крыму, где Серов проводил лето и осень 1893 года.
В 1859 году в Феодосии в армянском Халибовском училище вышла очень редкая сейчас книга «Феодора, владетельница древней Сугдайи. Повесть из истории Крыма. Сочинение Гр.К.». Под именем Гр.К. был Григорий Эммануилович Караулов – один из самых образованных крымских литературоведов. Он родился в 1824 году, в Симферополе. Окончив в 1844 году с серебряной медалью Ришельевский лицей, служил секретарём Таврического приказа общественного призрения в Симферополе. Затем перевёлся в Халибовское армянское училище в Феодосии, где был вначале учителем, а затем до 1871 года инспектором, когда училище было закрыто.
В октябре 1862 г. Халибовское училище переместилось в новое великолепное здание, построенное на живописной окраине Феодосии на средства А. Халибова. С 1874 года здание училища использовалось как помещение для Армянской духовной семинарии, а впоследствии для учительского института. В 1915 году здание было уничтожено пожаром. К этому времени относятся «Очерки истории русской литературы» и «Сборник образцовых сочинений лучших русских писателей» Г. Караулова. «Очерки» обратили на себя внимание критики, как первая попытка обобщить явления литературной жизни России. Они вышли позже вторым изданием.
Повесть была издана в типографии при Халибовском армянском училище, которое основал старший брат художника И. К. Айвазовского - Габриэл Константинович, церковный деятель, просветитель, востоковед. В типографии в основном печаталась духовная, учебная и художественная литература, а также выпускался журнал «Голубь Масиса».
Историки не смогли обнаружить доказательств существования Феодоры, но в легендах достаточно точно описывается борьба за владение над Крымом, происходившая в XII—XIV веках между Генуей и Венецией. Сугдея (в то время находившаяся под формальным управлением венецианского консула и одновременно бывшая в зависимости от Золотой Орды) была захвачена генуэзцами в июле 1365 года. Кто в это время управлял городом остается неизвестно.
Судак. Портовая башня. Литография по рисунку В.О. Руссена.Item 9 of 17 Таблица 29 из «Исторического и живописного альбома Тавриды» Е.Ф. де Вильнёва (Париж, 1853-1859).
Первым крупным издателем крымских легенд, систематически занимавшимся собиранием фольклора, считается В. Х. Кондараки (1834—1886). Жизнь и творчество Василия Христофоровича привлекали и продолжают привлекать биографов науки. Наиболее подробно жизненный путь Василия Христофоровича изучил наш современник, востоковед, библиограф и книговед доктор исторических наук, профессор Крымского федерального университета им. В .И. Вернадского, Андрей Анатольевич Непомнящий. Именно ему удалось отыскать в рукописном отделе Института русской литературы Российской Академии Наук биографию В .Х. Кондараки, написанную видным краеведом Бессарабского края B. Курдиновским. Из работ А. А. Непомнящего стало известно, что первой публикацией Василия Христофоровича была статья «Отрывок письма из Симферополя», появившаяся в центральной газете «Северная пчела» 30 июня 1854 года и подписанная псевдонимом «В.К.». Автор в то время был совсем молод, ему шёл лишь 21-й год. Василий Христофрович Кондараки Родился в Симферополе, в семье офицера русской армии. Учился там же, в частном пансионе. После переезда семьи в Феодосию учился в местном уездном училище, которое закончил в 1852 году. Высшего образования из-за финансовых трудностей не получил.
Феодосийское уездное училище
Основательно владея греческим, французским, турецким и крымскотатарским языками, Кондараки просил определить его на службу переводчиком в Феодосийское центральное карантинное управление. В 1852 году поступил в канцелярию Таврического прокурора; затем служил в палате по земским делам и в канцелярии Таврического губернатора. В январе 1858 года был произведён в коллежские регистраторы, в мае того же года назначен комиссаром Ялтинской карантинной заставы. Работая комиссаром Ялтинской карантинной заставы, Кондараки «имел возможность много путешествовать по Крыму, часто общался с местным населением благодаря знанию диалектов татарского языка», что давало ему уникальную возможность записывать крымский фольклор. В августе 1864 года был произведён в коллежские секретари; 1 января 1867 года вышел в отставку в чине титулярного советника. С этого времени, живя на небольшие доходы с имения, 33-летний Кондараки почти полностью сосредотачивается на краеведческой работе. Кондараки в течение 20 лет собирал свои материалы о полуострове, распределяя их по частям: исторической, археологической, геологической, этнографической и климатической. Они-то и послужили основой для написания капитального труда по Крыму. В 1875 году краевед издал книгу «Универсальное описание Крыма» в 17 частях, где приводились тексты легенд, сказок, песен и анекдотов. В «Универсальном описании Крыма» большинство из «предлагаемых сведений совершенно неизвестны публике, а некоторые навсегда утрачены даже и из Крыма... Приведённые же легенды, весьма вероятно, пригодятся для предварительного соображения о тех народах, которые населяли эту страну и об исторической судьбе которых мы будем говорить также подробно, как и о других предметах, относящихся до классической почвы Тавриды», - писал в предисловии Кондараки. За книгу «Подробное описание ЮБК» Василий Христофорович получил от императрицы Марии Александровны бриллиантовый перстень. Третий по счету, два других были подарены ему в 1863 году за услуги экскурсовода во время сопровождения царской семьи в путешествии по Южному берегу. В 1883 году Кондараки из Кондараки В. Х. Легенды Крыма. М.: Типография Чичерина, 1883. Бурный интерес к сказкам и легендам (особенно легендам) Крыма пробуждается в 1912–1913 гг. - времени интенсивного развития курортов Южного берега. Популярные издания тех лет усыпаны рекламой пансионов, дач, в целях привлечения внимания читателей расцвеченной изящными новеллами, именуемыми «легендами Крыма». Ими пестрят «Утро России», «Южные ведомости», «Одесский листок» и т. д. Николай Максимович Сементовский-Курилло (Курило) – писатель, публицист, он занимался историей, этнографией, археологией, был человеком увлечённым и деятельным. Его воспитание и интересы формировались в особой атмосфере семьи, где детям прививались «любовь к отеческим гробам», трудолюбие, страсть к знаниям. Сементовских-Курилло в России знали, уважали, их имена вошли во многие, в основном, дореволюционные издания, в том числе энциклопедические, известны они и по архивным материалам. В 1838 году состоялся его писательский дебют с повестью «Андроник». В 1843 году переехал в Петербург, где работал при Военном министерстве, а в свободное время посвящал себя литературе, истории и археологии. Путешеств «Кажется, что я пожертвовал бы пятью годами жизни, если бы только во все остальное время мог наслаждаться в этих местах вечернею и утреннею негою природы»; «… мне хотелось бы остаться на этом месте несколько лет и только любоваться чудною неподражаемою природою»; «Каждая картина природы в Крыму не повторяется дважды и малейшего сходства не имеет с другою» Путевые очерки писателя Николая Максимовича Сементовского (1819-1879), посвященные его поездкам по Крыму в 40-х годах XIX века, включают легенду Крыма, записанную Сементовским о Ненекеджан-ханум - дочери хана Тохтамыша. Легенда впервые была опубликована в журнале "Северная Пчела" в 1846 году . Сементовский, Николай Макксимович. Легенда о Ненекеджан-Ханым, дочери Тохтамыша [Текст] : сказки / Н. М. Сементовский // Путешествия по Крыму в 1840-х годах. - Феодосия : Издательский дом "Коктебель", 2019. - С. 92-109 : ил.
Составителем многих подобных текстов был генерал, профессор, историк, археолог, палеограф Н. А. Маркс.
Он собирал легенды, беседуя с местными жителями, а затем перерабатывал их. Н. А. Марксом в 1913, 1914, 1917 гг. издано три сборника под названием «Легенды Крыма» с довольно подробными комментариями. Они включают 36 легенд. Некоторые скомпонованы из различных литературных источников, большая часть обязана своим происхождением устным рассказам. Нужно иметь в виду, что обнародованные Н. А. Марксом легенды – образец искусной стилизации. Маркс, Н. Легенды Крыма / худ. К. Арцеулов. В 3 вып. Вып. 1-2. М.: Тип. Т-ва Скоропечатни А.А. Левенсон, 1913. - Факсимильное издание Симферополь, "Таврида", 1990 Маркс, Никандр Александрович. Легенды Крыма / Никандр Маркс. - Москва : Эксмо, 2023. - 315, [3] с. - (Всемирная литература (с картинкой)). - На обложке и титульном листе автор не указан. - В кн. также: Путник по вселенным. Дело Н. Маркса / М. А. Волошин. В этих трех сборниках сохранены не только легенды в том виде, в каком они были известны в начале Никандр Александрович Маркс - русский палеограф, историк и археолог, фольклорист. - был разносторонним и увлекающимся человеком. В 1907 году стал одним из первых слушателей Московского археологического института, ради чего бросил военную карьеру под влиянием встреч с Л.Н. Толстым в Ясной Поляне. Окончил это учебное заведение с золотой медалью, после чего вёл лекции по палеографии там же. Когда его жена Аделаида Валерьевна предложила собрать и записать все легенды Крыма, горячо взялся за эту работу. В 1913 году в Москве вышла в свет книга Никандра Маркса «Легенды Крыма», тираж которой был немедленно раскуплен. Автор иллюстраций первого выпуска - Константин Константинович Арцеулов - лётчик, планерист, художник-иллюстратор, внук художника Айвазовского. В 1908-1911 гг. он учился живописи у К. Юона. Маркс хорошо знал Арцеулова как прекрасного рисовальщика, поэтому пригласил его в соавторы как иллюстратора своих легенд. Первый выпуск вышел с посвящением от Н. Маркса и К. Арцеулова матери художника - Жанне Ивановне, которая приходилась дочерью маринисту И. К. Айвазовскому. Второй выпуск Маркс и Арцеулов посвятили жене Никандра Маркса - Аделаиде Валерьевне. Третий выпуск был посвящен памяти Николая Федоровича Агапьева, служившего учителем греческого языка в таганрогской гимназии в 187 Книга Маркса познакомила с древними легендами Крыма читателей всей Российской империи. Она была написана простым и в то же время поэтическим языком, каждая легенда сопровождалась примечаниями, указывающими, от кого автор ее услышал и где в Крыму находятся те достопримечательности, о которых повествуют легенды. Книга пользовалась большой популярностью и до революции выдержала еще два издания, после чего не переиздавалась. В 1990-м были выпущены репринтные издания 3-х выпусков "Легенд Крыма" Н. Маркса с рисунками К. Арцеулова, И. Захаров и Н. Агапьевой. В своих графических иллюстрациях К. Арцеулов использует линию, создавая конкретный образ, герои приобретают характерные образы, прослеживается культурные и этнические мотивы. Так же автор использует силуэты горной местности, конкретного пейзажа или виноградной лозы. Основополагающим компонентом в его работах является духовность культуры, заложенная в знании о прошлом поколении, о традициях. В некоторых крымскотатарских сказках присутствуют духи и другие фантастические персонажи, поэтому автор использует так же символический язык. Примером служит легенда о «Чертовой бане», «Шайтан и кизилъ». Мифологическое орнаментальное соотношение ритмов сюжетов, воздействует на декоративность изящной пластики и создает развитие взаимопонимание смысла образа и символа. Народноценностные эстетические образы, трансформируют возможности возвысить или разрушить внутреннюю значимость смысла в жизни символов
В 1884 году окончил Феодосийскую гимназию и поступил на юридический факультет Московского университета. В 1886 году перевёлся на второй курс Петровской земледельческой и лесной академии. В 1892 году окончил академию с присвоением звания кандидата сельского хозяйства. Соломон Крым участвовал во многих благотворительных фондах, основывал стипендии, финансировал деятельность Карадагской научной станции, археологические раскопки на полуострове, издательскую деятельность. В 1906 и 1912–1917 годах С. Крым избирался депутатом Государственной Думы Российской империи от Таврической губернии. С 15 ноября 1918 года по 15 апреля 1919 года Соломон Самуилович занимал пост премьер-министра и министра земледелия Крымского краевого правительства. В апреле 1919 года С. Крым эмигрировал со своей семьёй на корабле французской эскадры из Севастополя. В 1925 г. в Париже феодосией Соломон Крым издает на русском языке сборник крымских легенд с посвящением Фене Самойловне Эттингер, в «гостеприимный и уютный дом» которой «попал после разгрома родины и унизительных мытарств» и где «в долгие зимние ненастные вечера» рассказывал ей крымские легенды. Книга С. С. Крыма «Крымские легенды» включала в себя шесть крымскотатарских сказок и только одну авторскую легенду. Василий Васильевич Радлов (1837-1918) — знаменитый русский археолог и этнограф, академик Императорской Академии наук. В истории собирания крымскотатарского и караимского фольклора особое место принадлежит выдающемуся тюркологу В.Радлову (1837–1918).
В 1858 г. в Йене Фридрих Вильгельм Радлов защитил диссертацию, которая была посвящена теме влияния религии на народы Азии. Но для того, чтобы иметь возможность полноценно изучать культуры и языковые особенности тюркских народов, необходимо было работать непосредственно с носителями этих культур и языков, а значит — отправиться на Восток. Подобные экспедиции регулярно организовывал Санкт-Петербургский университет. Приступив к изучению русского языка, Ф. В. Радлов отправился в Россию, с которой судьба связала его на все последующие годы. Академик Императорской Академии наук В. В. Радлов в 1886 году совершил путешествие по Крымскому полуострову для изучения языка крымских татар и караимов. На основании фольклорного материала, который был собран в пяти уездах Крыма, в 1896 году вышла седьмая часть известной книги Радлова «Образцы народной литературы тюркских племен», озаглавленная «Наречия Крымского полуострова». В первом разделе книги были собраны произведения кры Сказки, легенды и анекдоты, собранные В. В. Радловым в ходе крымской экспедиции 1886 года / науч. ред. Ю. Е. Березкин ; в пер. А. М. Жердевой. - Симферополь : Н. Оріанда, 2021. - 383, [1] с. : ил. ; 23 см. - Библиогр.: с. 380-383. Предлагаемая вниманию читателя книга – первый перевод на русский язык сказок, легенд и анекдотов, записанных известным тюркологом В.В.Радловым в 1886 году. На сегодняшний день это наиболее полное собрание крымского фольклора. Образцы устного народного творчества, опубликованные Радловым в 1896 году, дают ценнейший материал не только для изучения фольклора, но и для ознакомления с бытом, историей, культурой крымских татар и караимов. Можно прочесть в ЦГБ им. А. Грина или в электронном варианте, кликнув на активную ссылку
|
|
Всего комментариев: 0 | |