11:25 Легенды Крыма и их хранители |
Легенды Крыма и их хранители"Сказочная страна! Таврида! Здесь веришь преданиям..." Валерий Брюсов В крымских легендах есть нечто особенное. Крым — земля с богатой историей, на которой в разные времена жили представители различных народов. Среди них греки, генуэзцы, татары, турки, армяне, караимы и крымчаки. Поэтому в легендах можно встретить самых разных персонажей: ханов и их сыновей, наложниц, украинских пленниц, казаков, джиннов, медведей и великанов. Один и тот же сюжет можно изложить по-разному. Кроме того, собиратели фольклора могут обрабатывать уже существующие легенды, а писатели — создавать свои собственные: Максим Горький, Иван Бунин, Константин Паустовский... Крымские легенды начали собирать и изучать ещё в первой половине XIX века. Путешественники и писатели, приезжая в Крым, записывали легенды и включали их в свои путевые заметки и произведения. Таких примеров немало. Самый известный из них — поэма «Бахчисарайский фонтан» Александра Сергеевича Пушкина, написанная им в 1824 году после посещения Крыма. Поэма была создана по мотивам услышанной им легенды. ...Опустошив огнем войны
Коллекция крымских легенд прирастала постепенно. Самой древней из них считается «Ифигения в Тавриде», восходящая к кругу древнегреческих мифов о Троянской войне.
У Аполлинария Васнецова замысел картины «Ифигения в Тавриде» родился после его первой поездки в Крым в 1886 году. Художник обратился к сюжету из античной мифологии, связанному с судьбой Ифигении, любимой дочери мифического царя Микен Агамемнона.
Валентин Серов написал картину «Ифигения в Тавриде» в 1890-х годах. Она тоже была задумана в Крыму, где Серов проводил лето и осень 1893 года.
В 1859 году в Феодосии в армянском Халибовском училище вышла очень редкая сейчас книга «Феодора, владетельница древней Сугдайи. Повесть из истории Крыма. Сочинение Гр.К.». Под именем Гр.К. был Григорий Эммануилович Караулов – один из самых образованных крымских литературоведов. Он родился в 1824 году, в Симферополе. Окончив в 1844 году с серебряной медалью Ришельевский лицей, служил секретарём Таврического приказа общественного призрения в Симферополе. Затем перевёлся в Халибовское армянское училище в Феодосии, где был вначале учителем, а затем до 1871 года инспектором, когда училище было закрыто.
В октябре 1862 г. Халибовское училище переместилось в новое великолепное здание, построенное на живописной окраине Феодосии на средства А. Халибова. С 1874 года здание училища использовалось как помещение для Армянской духовной семинарии, а впоследствии для учительского института. В 1915 году здание было уничтожено пожаром. К этому времени относятся «Очерки истории русской литературы» и «Сборник образцовых сочинений лучших русских писателей» Г. Караулова. «Очерки» обратили на себя внимание критики, как первая попытка обобщить явления литературной жизни России. Они вышли позже вторым изданием. Григорий Караулов. Феодора владетельница древней Сугдайи. Повесть из истории Крыма. С кратким историческим очерком греческих и генуэзских поселений в Крыму. - Феодосия : Тип. Армянского Халибовского училища, 1859. Повесть была издана в типографии при Халибовском армянском училище, которое основал старший брат художника И. К. Айвазовского - Габриэл Константинович, церковный деятель, просветитель, востоковед. В типографии в основном печаталась духовная, учебная и художественная литература, а также выпускался журнал «Голубь Масиса».
Историки не смогли обнаружить доказательств существования Феодоры, но в легендах достаточно точно описывается борьба за владение над Крымом, происходившая в XII—XIV веках между Генуей и Венецией. Сугдея (в то время находившаяся под формальным управлением венецианского консула и одновременно бывшая в зависимости от Золотой Орды) была захвачена генуэзцами в июле 1365 года. Кто в это время управлял городом остается неизвестно.
Судак. Портовая башня. Литография по рисунку В.О. Руссена.Item 9 of 17 Таблица 29 из «Исторического и живописного альбома Тавриды» Е.Ф. де Вильнёва (Париж, 1853-1859).
Первым крупным издателем крымских легенд, систематически занимавшимся собиранием фольклора, считается В. Х. Кондараки (1834—1886). Жизнь и творчество Василия Христофоровича привлекали и продолжают привлекать биографов науки. Наиболее подробно жизненный путь Василия Христофоровича изучил наш современник, востоковед, библиограф и книговед доктор исторических наук, профессор Крымского федерального университета им. В .И. Вернадского, Андрей Анатольевич Непомнящий. Именно ему удалось отыскать в рукописном отделе Института русской литературы Российской Академии Наук биографию В .Х. Кондараки, написанную видным краеведом Бессарабского края B. Курдиновским. Из работ А. А. Непомнящего стало известно, что первой публикацией Василия Христофоровича была статья «Отрывок письма из Симферополя», появившаяся в центральной газете «Северная пчела» 30 июня 1854 года и подписанная псевдонимом «В.К.». Автор в то время был совсем молод, ему шёл лишь 21-й год. Василий Христофрович Кондараки Родился в Симферополе, в семье офицера русской армии. Учился там же, в частном пансионе. После переезда семьи в Феодосию учился в местном уездном училище, которое закончил в 1852 году. Высшего образования из-за финансовых трудностей не получил.
Феодосийское уездное училище
Основательно владея греческим, французским, турецким и крымскотатарским языками, Кондараки просил определить его на службу переводчиком в Феодосийское центральное карантинное управление. В 1852 году поступил в канцелярию Таврического прокурора; затем служил в палате по земским делам и в канцелярии Таврического губернатора. В январе 1858 года был произведён в коллежские регистраторы, в мае того же года назначен комиссаром Ялтинской карантинной заставы. Работая комиссаром Ялтинской карантинной заставы, Кондараки «имел возможность много путешествовать по Крыму, часто общался с местным населением благодаря знанию диалектов татарского языка», что давало ему уникальную возможность записывать крымский фольклор. В августе 1864 года был произведён в коллежские секретари; 1 января 1867 года вышел в отставку в чине титулярного советника. С этого времени, живя на небольшие доходы с имения, 33-летний Кондараки почти полностью сосредотачивается на краеведческой работе. Кондараки в течение 20 лет собирал свои материалы о полуострове, распределяя их по частям: исторической, археологической, геологической, этнографической и климатической. Они-то и послужили основой для написания капитального труда по Крыму. В 1875 году краевед издал книгу «Универсальное описание Крыма» в 17 частях, где приводились тексты легенд, сказок, песен и анекдотов. В «Универсальном описании Крыма» большинство из «предлагаемых сведений совершенно неизвестны публике, а некоторые навсегда утрачены даже и из Крыма... Приведённые же легенды, весьма вероятно, пригодятся для предварительного соображения о тех народах, которые населяли эту страну и об исторической судьбе которых мы будем говорить также подробно, как и о других предметах, относящихся до классической почвы Тавриды», - писал в предисловии Кондараки. За книгу «Подробное описание ЮБК» Василий Христофорович получил от императрицы Марии Александровны бриллиантовый перстень. Третий по счету, два других были подарены ему в 1863 году за услуги экскурсовода во время сопровождения царской семьи в путешествии по Южному берегу. В 1883 году Кондараки издал две книги на русском языке: «Легенды Крыма», в состав которой входили 32 легенды - греческие и крымскотатарские, и «Крымскотатарские сказки», в которой он опубликовал 13 сказок. Кондараки В. Х. Легенды Крыма. М.: Типография Чичерина, 1883. Бурный интерес к сказкам и легендам (особенно легендам) Крыма пробуждается в 1912–1913 гг. - времени интенсивного развития курортов Южного берега. Популярные издания тех лет усыпаны рекламой пансионов, дач, в целях привлечения внимания читателей расцвеченной изящными новеллами, именуемыми «легендами Крыма». Ими пестрят «Утро России», «Южные ведомости», «Одесский листок» и т. д. Николай Максимович Сементовский-Курилло (Курило) – писатель, публицист, он занимался историей, этнографией, археологией, был человеком увлечённым и деятельным. Его воспитание и интересы формировались в особой атмосфере семьи, где детям прививались «любовь к отеческим гробам», трудолюбие, страсть к знаниям. Сементовских-Курилло в России знали, уважали, их имена вошли во многие, в основном, дореволюционные издания, в том числе энциклопедические, известны они и по архивным материалам. В 1838 году состоялся его писательский дебют с повестью «Андроник». В 1843 году переехал в Петербург, где работал при Военном министерстве, а в свободное время посвящал себя литературе, истории и археологии. Путешествие в Крым произвело на Николая Максимовича неизгладимое впечатление: «Кажется, что я пожертвовал бы пятью годами жизни, если бы только во все остальное время мог наслаждаться в этих местах вечернею и утреннею негою природы»; «… мне хотелось бы остаться на этом месте несколько лет и только любоваться чудною неподражаемою природою»; «Каждая картина природы в Крыму не повторяется дважды и малейшего сходства не имеет с другою» Путевые очерки писателя Николая Максимовича Сементовского (1819-1879), посвященные его поездкам по Крыму в 40-х годах XIX века, включают легенду Крыма, записанную Сементовским о Ненекеджан-ханум - дочери хана Тохтамыша. Легенда впервые была опубликована в журнале "Северная Пчела" в 1846 году . Сементовский, Николай Макксимович. Легенда о Ненекеджан-Ханым, дочери Тохтамыша [Текст] : сказки / Н. М. Сементовский // Путешествия по Крыму в 1840-х годах. - Феодосия : Издательский дом "Коктебель", 2019. - С. 92-109 : ил.
Составителем многих подобных текстов был генерал, профессор, историк, археолог, палеограф Н. А. Маркс. Никандр Александрович Маркс родился 24 сентября 1861 г. в Феодосии. Поэт и художник Максимилиан Волошин, хорошо знавший Маркса, утверждал, что тот «по крови является старым крымским обитателем, и виноградники, которыми он владел в Отузах, принадлежали его роду еще до екатерининского завоевания». Он собирал легенды, беседуя с местными жителями, а затем перерабатывал их. Н. А. Марксом в 1913, 1914, 1917 гг. издано три сборника под названием «Легенды Крыма» с довольно подробными комментариями. Они включают 36 легенд. Некоторые скомпонованы из различных литературных источников, большая часть обязана своим происхождением устным рассказам. Нужно иметь в виду, что обнародованные Н. А. Марксом легенды – образец искусной стилизации. Маркс, Н. Легенды Крыма / худ. К. Арцеулов. В 3 вып. Вып. 1-2. М.: Тип. Т-ва Скоропечатни А.А. Левенсон, 1913. - Факсимильное издание Симферополь, "Таврида", 1990 Маркс, Никандр Александрович. Легенды Крыма / Никандр Маркс. - Москва : Эксмо, 2023. - 315, [3] с. - (Всемирная литература (с картинкой)). - На обложке и титульном листе автор не указан. - В кн. также: Путник по вселенным. Дело Н. Маркса / М. А. Волошин. В этих трех сборниках сохранены не только легенды в том виде, в каком они были известны в начале века, но и сама форма их подачи, все оформление книжек. Никандр Александрович Маркс - русский палеограф, историк и археолог, фольклорист. - был разносторонним и увлекающимся человеком. В 1907 году стал одним из первых слушателей Московского археологического института, ради чего бросил военную карьеру под влиянием встреч с Л.Н. Толстым в Ясной Поляне. Окончил это учебное заведение с золотой медалью, после чего вёл лекции по палеографии там же. Когда его жена Аделаида Валерьевна предложила собрать и записать все легенды Крыма, горячо взялся за эту работу. В 1913 году в Москве вышла в свет книга Никандра Маркса «Легенды Крыма», тираж которой был немедленно раскуплен. Автор иллюстраций первого выпуска - Константин Константинович Арцеулов - лётчик, планерист, художник-иллюстратор, внук художника Айвазовского. В 1908-1911 гг. он учился живописи у К. Юона. Маркс хорошо знал Арцеулова как прекрасного рисовальщика, поэтому пригласил его в соавторы как иллюстратора своих легенд. Первый выпуск вышел с посвящением от Н. Маркса и К. Арцеулова матери художника - Жанне Ивановне, которая приходилась дочерью маринисту И. К. Айвазовскому. Второй выпуск Маркс и Арцеулов посвятили жене Никандра Маркса - Аделаиде Валерьевне. Третий выпуск был посвящен памяти Николая Федоровича Агапьева, служившего учителем греческого языка в таганрогской гимназии в 1870–1875 гг. . Этот выпуск иллюстрировали супруги-художники И. Захаров и Н. Агапьева (дочь Н. Ф. Агапьева). Книга Маркса познакомила с древними легендами Крыма читателей всей Российской империи. Она была написана простым и в то же время поэтическим языком, каждая легенда сопровождалась примечаниями, указывающими, от кого автор ее услышал и где в Крыму находятся те достопримечательности, о которых повествуют легенды. Книга пользовалась большой популярностью и до революции выдержала еще два издания, после чего не переиздавалась. В 1990-м были выпущены репринтные издания 3-х выпусков "Легенд Крыма" Н. Маркса с рисунками К. Арцеулова, И. Захаров и Н. Агапьевой. В своих графических иллюстрациях К. Арцеулов использует линию, создавая конкретный образ, герои приобретают характерные образы, прослеживается культурные и этнические мотивы. Так же автор использует силуэты горной местности, конкретного пейзажа или виноградной лозы. Основополагающим компонентом в его работах является духовность культуры, заложенная в знании о прошлом поколении, о традициях. В некоторых крымскотатарских сказках присутствуют духи и другие фантастические персонажи, поэтому автор использует так же символический язык. Примером служит легенда о «Чертовой бане», «Шайтан и кизилъ». Мифологическое орнаментальное соотношение ритмов сюжетов, воздействует на декоративность изящной пластики и создает развитие взаимопонимание смысла образа и символа. Народноценностные эстетические образы, трансформируют возможности возвысить или разрушить внутреннюю значимость смысла в жизни символов Соломон Крым - одна из наиболее известных и значительных фигур дореволюционной России. Он родился в Феодосии в 1864 году, в семье, где было 12 детей. Получил прекрасное образование - адвокат и агроном. Он знал европейские и восточные языки. В 1884 году окончил Феодосийскую гимназию и поступил на юридический факультет Московского университета. В 1886 году перевёлся на второй курс Петровской земледельческой и лесной академии. В 1892 году окончил академию с присвоением звания кандидата сельского хозяйства. Соломон Крым участвовал во многих благотворительных фондах, основывал стипендии, финансировал деятельность Карадагской научной станции, археологические раскопки на полуострове, издательскую деятельность. В 1906 и 1912–1917 годах С. Крым избирался депутатом Государственной Думы Российской империи от Таврической губернии. С 15 ноября 1918 года по 15 апреля 1919 года Соломон Самуилович занимал пост премьер-министра и министра земледелия Крымского краевого правительства. В апреле 1919 года С. Крым эмигрировал со своей семьёй на корабле французской эскадры из Севастополя. В 1925 г. в Париже феодосией Соломон Крым издает на русском языке сборник крымских легенд с посвящением Фене Самойловне Эттингер, в «гостеприимный и уютный дом» которой «попал после разгрома родины и унизительных мытарств» и где «в долгие зимние ненастные вечера» рассказывал ей крымские легенды. Книга С. С. Крыма «Крымские легенды» включала в себя шесть крымскотатарских сказок и только одну авторскую легенду. Василий Васильевич Радлов (1837-1918) — знаменитый русский археолог и этнограф, академик Императорской Академии наук. В истории собирания крымскотатарского и караимского фольклора особое место принадлежит выдающемуся тюркологу В.Радлову (1837–1918). Родился 5 (17) января 1837 г. в Берлине, и родители дали ему имя Фридрих Вильгельм. Имя Василий Васильевич он принял позднее, когда получил российское подданство. После окончания гимназии он поступил в Берлинский университет, выбрав факультет философии. В 1858 г. в Йене Фридрих Вильгельм Радлов защитил диссертацию, которая была посвящена теме влияния религии на народы Азии. Но для того, чтобы иметь возможность полноценно изучать культуры и языковые особенности тюркских народов, необходимо было работать непосредственно с носителями этих культур и языков, а значит — отправиться на Восток. Подобные экспедиции регулярно организовывал Санкт-Петербургский университет. Приступив к изучению русского языка, Ф. В. Радлов отправился в Россию, с которой судьба связала его на все последующие годы. Академик Императорской Академии наук В. В. Радлов в 1886 году совершил путешествие по Крымскому полуострову для изучения языка крымских татар и караимов. На основании фольклорного материала, который был собран в пяти уездах Крыма, в 1896 году вышла седьмая часть известной книги Радлова «Образцы народной литературы тюркских племен», озаглавленная «Наречия Крымского полуострова». В первом разделе книги были собраны произведения крымскотатарской народной литературы, вторая часть была посвящена караимскому фольклору. Весь материал был издан на языке оригинала без перевода. Эта книга – первый перевод на русский язык VII тома «Образцов…». Сказки, легенды и анекдоты, собранные В. В. Радловым в ходе крымской экспедиции 1886 года / науч. ред. Ю. Е. Березкин ; в пер. А. М. Жердевой. - Симферополь : Н. Оріанда, 2021. - 383, [1] с. : ил. ; 23 см. - Библиогр.: с. 380-383. Предлагаемая вниманию читателя книга – первый перевод на русский язык сказок, легенд и анекдотов, записанных известным тюркологом В.В.Радловым в 1886 году. На сегодняшний день это наиболее полное собрание крымского фольклора. Образцы устного народного творчества, опубликованные Радловым в 1896 году, дают ценнейший материал не только для изучения фольклора, но и для ознакомления с бытом, историей, культурой крымских татар и караимов.
Можно прочесть в ЦГБ им. А. Грина или в электронном варианте, кликнув на активную ссылку
Подготовила Т. Гурьева, главный библиограф ЦГБ им. А. Грина |
|
Всего комментариев: 0 | |