Главная » Статьи » Люди искусства

Арцеулов Константин Константинович

К. К. Арцеулов
Советский летчик-испытатель, один из основателей советского планеризма, художник.
17 (29) мая 1891, Ялта — 18 марта 1980, Москва

Окончил летную школу Первого российского товарищества воздухоплавания "Гамаюн" 7 сентября 1911 г. Участник I мировой войны. сначала прапорщик Арцеулов выполнял задания по разведке и корректировке артиллерийской стрельбы, затем был переведен в истребительный отряд. Совершил свыше 200 боевых вылетов, провел более 20 успешных воздушных боев. За мужество и отвагу Арцеулов удостоен пяти воинских ореденов. Первым в России 24 сентября 1916 года выполнил на самолете "Ньюпор-ХХI" преднамеренный штопор. В 1923 г. испытывал первый советский истребитель И-1 (ИЛ-400), а осенью получил диплом пилота-парителя № 1. Создал 5 планеров собственной конструкции (первый в тринадцитилетнем возрасте). Участник первых полетов на аэрофотосъемку и ледовую разведку (конец 20-х - начало 30-х годов). В 40-х отошел от летной работы и занимался графикой и живописью. Член художников СССР.

Жизнь Константина Арцеулов связана с Феодосией, селениями Отузы и Коктебель.

Константин Арцеулов родился в Ялте 29 мая 1891 года в семье младшей дочери И. К. Айвазовского 
Его, так же как отца и прадеда, назвали Константином. А вот все его детство прошло в доме знаменитого деда - Ивана Константиновича в Феодосии.

«Я родился и вырос в Крыму, – писал впоследствии в автобиографии К.К. Арцеулов. – Детство провёл в доме моего деда, художника Айвазовского, до его смерти в 1900 году».

 

На снимке ниже изображена семья Арцеуловых: Константин Арцеулов, сидит на руках своего отца Константина Николаевича Арцеулова; дед И.К. Айвазовский; внук Михаил Латри; стоят – внук Александр Латри и внук Николай Арцеулов (в матроской форме).

"Художник Иван Константинович Айвазовский во время работы никого в свою мастерскую не пускал...  ...Единственным человеком, который видел, как работает художник, был внук – маленький Костя, сын его дочери Жанны и корабельного инженера Константина Николаевича Арцеулова. Так что, если говорить о наследственных способностях человека, есть все основания полагать, что и техническое и художественное дарования были заложены в будущем лётчике, конструкторе и художнике генетически, от рождения".

М. Л. Галай. Жизнь Арцеулова


Костина мать, Жанна Ивановна Арцеулова, четвертая дочь Айвазовского, мечтала видеть сына художником. Отец был главным корабельным инженером Севастополя. Сын угодил и отцу и матери: став курсантом Морского корпуса, он одновременно посещает самодеятельный рисовальный класс лейтенанта Павла Павлинова, впоследствии известного графика. Позже его учителями были Юон в Москве, Бакст, Добужинский и Лансере в Петербурге. А соученицей оказалась будущий скульптор Вера Мухина.

Среднее образование Арцеулов получил в севастопольском реальном училище. В 1905 г. он отправляется в Петербург и поступает в Морской корпус.

"В 1908 году я был вынужден оставить по болезни морскую учебу... "

Из письма К. Арцеулова авторам книги "Музей планеризма - Гора Клементьева", 1978 г.

В 1908 г. Арцеулов возвращается в Крым - в селение Отузы (ныне - поселок Щебетовка), где жила его мать.
"...Целыми днями бродил я по горам восточного Крыма, наблюдая парящий полет грифов и выискивая подходящее место для опытов с планерами. Вот тогда и привлек мое внимание Узун-Сырт..." 

Из письма К. Арцеулова авторам книги "Музей планеризма - Гора Клементьева", 1978 г.

Зиму 1908/09 года Арцеулов учился у известных художников в Москве, затем в Петербурге. В Петербурге он поступает в студию Е. Е. Лансере, но проработав в ней всего две недели, узнает об открытии авиационного завода и в 1910 г. прямо из студии Лансере устраивается на завод рабочим в сборочный цех. 

Еще в 1913 г. двадцатидвухлетний художник Арцеулов показал себя не только великолепным художником-иллюстратором, но и тонким знатоком крымской природы, быта и нравов народов, населяющих полуостров. Круг его творческих интересов охватывал многое: морская тематика, авиация, фантастика.

Арцеулов создаёт иллюстрации к интересному, единственному в своём роде изданию – «Легенды Крыма» своего знаменитого соседа по Отузам профессора Н. А. Маркса. С того и началась его работа художника – книжного иллюстратора, в которой он достиг высокого мастерства и которая стала основным делом последних десятилетий его жизни.
Третий выпуск «Легенд Крыма», над которым художник уже начал работать, в свет не вышел – помешала начавшаяся Первая Мировая война.

 

Второй выпуск Легенд Крыма, собранных Н. Марксом, иллюстрации К. Арцеулова. Вышли в свет в 1913 г. 
 

"Я еду к Константину Константиновичу Арцеулову в вагоне электрички, уставился в окно, и мысли бегут, как перелески, мелькают, как крыши дач, заборы, телеграфные столбы... Или сделают остановку — задержатся на чем-то.
Подумал сперва, что большая авиация тоже начиналась с полотняных крыльев, «...Где не пройдет угрюмый танк, там пролетит стальная птица!»
Не очень-то была стальная. Мотор, вооружение, расчалки, тросы, узлы крепления — вот, собственно, и все. Остальное из сосновых реек, березовой фанеры и льняного перкаля...
Я еду к одному из пионеров этой самой полотняной авиации. Арцеулов научился летать еще в 1911 году..."

"...Но из-за вспышки болезни пришлось на лето 1910 года вернуться в родной Крым и поселиться в Отузской долине, у подножья Карадага. Здесь он много рисует, создает свои иллюстрации к знаменитым Крымским легендам.

Я представил себе, как Арцеулов утром поднимается на скалы, чтобы набросать причуды каменных нагромождений...

Фантазия уносит его в старинную легенду Карадага...
Он видит рядом с собой пленительную Эльбис с луком в руках. Содрогается Черная гора от хохота неодолимого ее владыки — великана. Ослепленный любовью к Эльбис, великан уже стремится к ней навстречу, но она бесстрашно натягивает тетиву, и стрела обманчивой птицей любви пронзает владыке Черной горы единственный его горящий глаз. Падая в жерло горы, великан раскалывает Черную гору на части. Из хаоса камней мчатся ручьи огненных слез, а небо тонет в дыму и пепле...
Там, в Отузах, Арцеулов затевает постройку одного из своих первых планеров. Часами наблюдает полеты грифов. Распластав крылья, они вечно кружат над Узун-Сыртом — длинной и плоской горой, что прикрывает долину Коктебель от северных ветров..."

Шелест И. И. С крыла на крыло. — М.: «Молодая гвардия», 1969.

 


«В 1912 году стал работать пилотом-инструктором Севастопольского аэроклуба, – пишет Арцеулов в автобиографии. – Летал на учебном «Блерио» с мотором в 25 лошадиных сил".

Удостоверение пилота-авиатора К.К.Арцеулова.

В сентябре того же 1912 года Арцеулова призывают, в порядке отбытия воинской обязанности, в армию и зачисляют в кавалерию. «В службу вступил вольноопределяющимся 1-го разряда в Крымский конный полк в 1912 г. 30 сентября».

"1913. Симферополь. Строил, отбывая военную службу в кавалерийском полку, имея звание пилота-авиатора».

В мае 1913 года Арцеулова произвели в младшие унтер-офицеры, а в августе того же года уволили в запас...
Прапорщик Арцеулов (это первичное офицерское звание было ему присвоено в ноябре 1913 года, уже после увольнения в запас со срочной службы) призывается по мобилизации и с маршевым эскадроном отправляется на фронт – в 12-й уланский полк... 
В одном из писем (к Л.А. Козючиц) Константин Константинович вспоминает об этом периоде своей боевой биографии: «Первый год войны провёл в кавалерии, командиром взвода уланского полка, все время в рейдах впереди передовой линии…»
Как прапорщик Арцеулов воевал, свидетельствует хотя бы то, что за неполных восемь месяцев пребывания на фронте он был награждён тремя орденами. 
Арцеулов на русско-германском фронте летал на «Фармане» – одном из тех самых типов, которые Туманский справедливо охарактеризовал как устаревшие. Выполнил около двухсот боевых вылетов на разведку противника и корректировку огня наших артиллерийских батарей.
Двести вылетов!..
К трём орденам, которые Арцеулов заслужил, воюя в кавалерии, прибавились ещё два: святой Анны 4-й степени с надписью «За храбрость» и святого Владимира 4-й степени с мечами и бантом.
Один из старейших наших планеристов – лётчик-испытатель И.И. Шелест рассказывает в книге «С крыла на крыло», что Константин Константинович показывал ему старую вырезку из одесской газеты от 26 августа 1916 года, в которой говорилось:
«В бою с неприятельским аэропланом на фронте генерала Брусилова смертью храбрых погиб К.К. Арцеулов, известный художник, внук Айвазовского, 26 лет. Лётчик Арцеулов известен как иллюстратор книги „Легенды Крыма“, написанной генералом Марксом. Покойный прекрасно знал Крым, написал много картин, посвящённых Тавриде».

М. Л. Галай. Жизнь Арцеулова

«Несмотря на малый чин прапорщика, я был командирован в сентябре 1916 г. для организации истребительного отделения при Севастопольской школе авиации и назначен начальником его», – читаем мы в автобиографии Арцеулова.
16 сентября 1916 года Арцеулов, выполняя приказ, прибыл в Севастопольскую школу авиации – на знаменитую Качу.

«Несмотря на малый чин прапорщика, я был командирован в сентябре 1916 г. для организации истребительного отделения при Севастопольской школе авиации и назначен начальником его», – читаем мы в автобиографии Арцеулова...

"В 1916 году я был начальником истребительного отделения Качинской авиашколы, и тогда я прилетел в восточный Крым уже на своем "Ньюпоре" и с воздуха еще раз обследовал горы, удобные для парящих полетов...
... И вот однажды мы с поэтом Максимилианом Волошиным шли из Коктебеля пешком в Феодосию. И по дороге, рассказав ему о парении, о восходящих потоках, я предложил подняться на гору Узун-Сырт..."

Из письма К. Арцеулова авторам книги "Музей планеризма - Гора Клементьева", 1978 г.


"Всего через неделю после знаменательного дня - 24 сентября 1916 года, когда он первым в мире выполнил преднамеренный штопор, а главное, вполне благополучный выход из него, - ему представился случай увидеть эту гору с птичьего полета".

Шелест И. С крыла на крыло

 
 
 

24 сентября 1916 года прапорщик Константин Константинович Арцеулов на самолете "Ньюпор - 21" поднялся на высоту 1500 метров выключил двигатель. Машина, потеряв скорость, свалилась на крыло и завертелась в штопоре. Наблюдавшие с земли за полетом затаили дыхание. Самолет сделал три витка, перешел в пикирование, а затем взревел и снова набрал высоту в 2000 м, и снова повторил свой маневр, сделав на этот раз до выхода из штопора 5 витков. 
       На земле летчику устроили бурную овацию. Учебный комитет Севастопольской школы единодушно постановил включить прием по выведению из штопора в программу обучения. Затем это же сделали и в других авиационных школах.

К.К. Арцеулов вспоминает в автобиографии, как в 1917 году был избран членом школьного комитета. Председателем комитета был унтер-офицер Минюкас, годом раньше назначенный старшим механиком истребительного отделения и ставший одним из ближайших помощников Арцеулова при организации этого нового подразделения школы. В 1918 году, выполняя поручение солдатского комитета истребительного отделения, Арцеулов формировал 1-й Красный социалистический авиационный отряд.
Покинуть Севастополь в это время он не мог, так как здесь лежал разбитый параличом его отец. Смерть отца совпала с общей демобилизацией из фактически полностью распавшейся старой армии. Арцеулов переезжает к матери в Отузы под Феодосией.
«При занятии Крыма Врангелем, – продолжает в автобиографии Константин Константинович, – я был, как бывший офицер, не явившийся добровольно, мобилизован. Удалось зачислиться инструктором (хотя инструктировать в то время было некого) в нашу Качинскую авиашколу. Пользуясь доверием подпольной большевистской организации, секретарём которой был старший механик моей группы Шведков, я смог активно участвовать в защите школы и сохранении самолётов при отходе белых».
"Много лет спустя он писал одной из своих корреспонденток – Л.А. Козючиц: «По моему мнению, профессии художника и лётчика близки друг другу, потому что во многом требуют от человека одних и тех же врождённых или приобретённых черт и качеств: чувства пространства, движения в нем, темпа и ритма его, глазомера и тонкого чувства цвета, наблюдательности, аналитического отношения к обстоятельствам в работе, романтизма и предприимчивости, эмоциональности и глубокого знания своего ремесла". 

М. Л. Галлай. Жизнь Арцеулова

На севере поселка Коктебель находится хребет Узун-Сырт (гора Клементьева) — колыбель российского воздухоплавания. Константин Арцеулов еще в 1916 году решил создать здесь Высшую летно-планерную школу. В 1923-м на Узун-Сырте (гора Клементьева) прошли первые Всесоюзные планерные испытания. С той поры и до 1935 года они проводились ежегодно. С этого дня с этого места началась история отечественного планеризма.

Его учениками по школе военлетов были Михаил Водопьянов и Валерий Чкалов. И первые портреты этих знаменитых потом летчиков сделаны рукой Арцеулова.

"Арцеулов был одним из зачинателей отечественного планеризма. Он основал кружок "Парящий полет" и был избран его председателем.
В краснокирпичном Петровском дворце, где помещается теперь Военно-воздушная инженерная академия имени Н. Е. Жуковского, Арцеулов и друзья, готовясь к Всесоюзному слету планеристов, строили планеры. Первый планер А-5, построенный в кружке "Парящий полет"; был конструкции К. К. Арцеулова. Он сам поднимал его в воздух в 1923 году на соревнованиях вблизи Феодосии".

М. Водопьянов. Друзья в небе

 
 
Сергей Королёв в разработанном им планёре «Коктебель».
Рядом лётчики Сергей Люшин (слева) и Константин Арцеулов (справа). Крым, 1929 г.
 
 

В 1933 году был по ложному доносу осуждён к высылке в Архангельск. Работал мотористом на катере. 

Константин Константинович Арцеулов вступил в Северное отделение Союза художников РСФСР.
В 1937 г. его полностью реабилитировали.
По причине большого перерыва в лётном стаже на военную службу не вернулся. С эго времени Арцеулов, внук всемирно известного художника И.К.Айвазовского, сам стал профессиональным художником, писал мемуары. Оформил более 50 книг, 240 номеров журнала «Техника-молодёжи», где он был ведущим художником, также иллюстрировал журналы «За оборону», «Крылья Родины», «Юный техник», «Моделист-конструктор». Автор панно в главном зале Центрального дома авиации и космонавтики имени М.В.Фрунзе. Ему принадлежит первый рисунок, посвященный полету А.Гагарина в космос в газете «Правда» 13 апреля 1961 года.


Много работал в книжной графике. Он иллюстрировал книги: "Синопский бой" С. Сергеева-Ценского, "Костры на сопках" А. Мусатова, "Крылья Родины" А. Гумилевского, "Служу Родине" И. Кожедуба, "Полярный летчик" М. Водопьянова, "Рассказы авиаконструктора" А. Яковлева. Ему принадлежит первый рисунок, посвященный полету А. Гагарина в космос в газете "Правда" 13 апреля 1961 года.
Картины и рисунки Арцеулова экспонируются и хранятся в фондах Феодосийской картинной галереи, государственного Военно-морского музея Санкт-Петербурга и Крымского армянского общества, расположены на стендах Дома авиации в Москве. На его счету более сорока различных иллюстрированных изданий.
 
 
"Знание-сила" №8-9, 1946. Вкладка, "Жуковский проводит испытания". Художник К. Арцеулов
 
Замечательные морские пейзажи Константина Константиновича Арцеулова были представлены на выставке "Иван Айвазовский и его внуки" в Феодосийской художественной галерее, в художественных музеях Симферополя и Севастополя, Его оригинальные работы поражают высоким мастерством исполнения. Картины Арцеулова "Штормит" (масло, холст, 1918 г.) и "Море" (масло, холст, 1918 г.) долгое время датировались 1898 годом и приписывались его деду И. Айвазовскому. Авторство этих работ было установлено в 1962 году экспертами Симферопольской картиной галереи и подтверждено автором.

"Я думаю, что его внуки ни в коем случае не ставили перед собой задачи следовать за дедом. Они искали своего пути в искусстве. Конечно, море их совершенно разное, но все они великолепные маринисты, их работы стоят в ряду лучших русских художников и достойны украсить самую взыскательную картинную галерею".
Т. В. Гайдук, директор Феодосийской картинной галереи им. Айвазовского:

После реабилитации Арцеулов жил постоянно в Москве, умер 18 марта 1980 г., не дожив двух месяцев до своего 90-летия.

В 1987 году режиссёр Юлий Файт снял документальный фильм «Дорога в облаках», посвящённый жизни и творчеству Арцеулова. В фильме представлены исторические документальные кадры, образ Арцеулова дополнен рассказами его друзей, соратников и родных.
 

Вы можете прочесть у нас в Центральной городской библиотеке им. А. Грина:
Статьи
  1. Даниленко Л. Арцеулов - художник : биография отдельного лица / Л. Даниленко // Победа. - 2011. - 9 июня. - С. 6
  2. Даниленко Л. Внуки Айвазовского : к 120-летию со дня рождения К.К.Арцеулова (1891-1980) / Л. Даниленко // Победа. - 2011. - 5 июля. - С. 4
  3. Даниленко Л. Этот рисунок видели все : К.К.Арцеулов - художник / Л. Даниленко // Победа. - 2011. - 28 апр. - С. 5
  4. Колчина Т. И.К.Айвазовский и его внуки : М.Латри, А.Вильгельмович, К.Арцеулов // Победа. - 2009. - 30 июля. - С. 4
  5. Погребецкая И. Свои шаги в искусстве : М.П.Латри, А.В.Ганзен, К.К.Арцеулов // Победа. - 1980. - 25 апр.
  6. Служба новостей.  В честь короля штопора: открытие памятной доски Константину Арцеулов / Служба новостей // Победа. - 2014. - 14 авг. - С. 3   

Книги
  1. Внуки Айвазовского К.Арцеулов, А.Ганзен, М.Латри : Живопись. Графика / Авт-сост. Т. Колчина. - Киев : Енергія+, 2003. - 16 с. : ил. - (Национальная картинная галерея им. И.Айвазовского. Коллекции нашего собрания)

  2. Бобков  А.А. Последняя война империи : феодосийцы и Феодосия в Первой Мировой войне  : историческая литература / А.А. Бобков  // Разворот солнца над Аквилоном вручную. - Феодосия-Симферополь : Оригинал-М, 2008. - С. 54, 57. 

  3. Галай М. Л. Жизнь Арцеулова. - М. : политиздат, 1985. - 112 с., ил.

  4. Жукарин С. К. Узун-Сырт. Гора Клементьева.—Феодосия : Ар Лайф, 2012 .—98 с., ил.

  5.  Шелест И. И. С крыла на крыло. Документальные повести. — М.: «Молодая гвардия», 1969. — 496 с.

  6. Маркс, Н. Легенды Крыма / худ. К. Арцеулов. В 3 вып. Вып. 1-2. М.: Тип. Т-ва Скоропечатни А.А. Левенсон, 1913. - Факсимильное издание Симферополь, "Таврида", 1990

Категория: Люди искусства | Добавил: Epicfails (15.12.2016)
Просмотров: 171 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]