Главная » Статьи

Всего материалов в каталоге: 20
Показано материалов: 1-20
Страницы:

 Соломон Самойлович (Самуилович) Крым - патриот Феодосии
 

 

25 июня (7 июля) 1867, Феодосия — 9 сентября 1936
Премьер-министр Крымского краевого правительства в 1919 г.,
ученый-агроном и филантроп

Долгое время имя Соломона Самойловича Крыма замалчивалось. Лишь как глава Крымского краевого правительства периода Гражданской войны он удостоился нескольких тенденциозных строк. Между тем, Соломон Крым - одна из наиболее известных и значительных фигур дореволюционной России.
Перед личностью Соломона Крыма можно преклоняться. Он родился в 1864 году, в семье, где было 12 детей. Получил прекрасное образование - адвокат и агроном. Он знал европейские и восточные языки. Семья владела поместьями и банками. Лучшие фрукты из их сада покупали магазины Елисеевых.

За свою жизнь этот скромный, спокойный, деликатный человек много сделал для Крыма и родного города - Феодосии. Он был попечителем Феодосийских мужской и женской гимназий, городской больницы, душеприказчиком художника И. К. Айвазовского, гласным Городской Думы, депутатом Государственной Думы, создателем Феодосийской пастеровской станции,  основателем и директором первой общественной библиотеки в Феодосии.

Читать далее...

Прошлое Феодосии | Просмотров: 111 | Добавил: Epicfails | Дата: 09.02.2017

Арцеулов Константин Константинович.
Феодосийские страницы жизни

"Если человек талантлив, то талантлив во всем".


Младший внук художника-мариниста И. К. Айвазовского. Он был отважным летчиком-испытателем, конструктором планеров и тренажеров, художник. 

«По моему мнению, профессии художника и летчика близки друг другу, потому что во многом требуют от человека одних и тех же врожденных или приобретенных черт и качеств: чувства пространства, движения в нем, темпа и ритма его, глазомера и тонкого чувства цвета, наблюдательности, аналитического отношения к обстоятельствам в работе, романтизма и предприимчивости, эмоциональности и глубокого знания своего ремесла».

К.К. Арцеулов
 

Люди искусства | Просмотров: 136 | Добавил: Epicfails | Дата: 15.12.2016

Киммерия Серебряного века. 1909 год
 
 

Коктебель  - это поэт Волошин, Дом Поэта, его друзья, соседи - русские интеллигенты, искусство Серебряного века, дух творчества и страсти.

В начале ХХ века у литераторов, художников, ученых сложилась традиция отдыха в Коктебеле, и маленький курортный поселок стал местом притяжения поклонников и ценителей поэзии. Уже с 1909 года путеводители по Крыму стали рекламировать Коктебель как модный литературно-художественный «курорт». Андрей Белый писал «Дом Волошина в Коктебеле был одним из культурнейших центров не только России, но и Европы». А Валерий Брюсов, в момент своего пребывания в Доме, заметил, что в Москве он может перевидать множество людей в течение недели, месяца, года, может собрать у себя на именины своих друзей, но иметь постоянно вокруг себя такой круг и вести настолько содержательные беседы — не имеет возможности.
Коктебель  начала ХХ века - это особый стиль жизни, общения, мировосприятия и широкие объятия гостеприимства.  Коктебель  эпохи Серебряного века - это атмосфера, это состояние души, это легенда.

Судьбоносные дороги многих представителей Серебряного века очень тесно переплетались. Весной 1909 года Н.С.Гумилев впервые увидел Коктебель, тогда же впервые оказался в доме М.Волошина. В то время в Коктебеле отдыхали Алексей Толстой, Андрей Белый, Елизавета Дмитриева — будущая Черубина Габриак, и многие другие. 

О любовном треугольнике, сложившемся в Коктебеле в 1909 году и самой таинственной литературной мистификации Макса Волошина - читайте далее: 
 
 
 
Люди искусства | Просмотров: 204 | Добавил: Epicfails | Дата: 11.04.2016

Латри Михаил Пелопидович
(1875-1941)



В 1964 г. вышел в свет Каталог картин "Михаил Латри", подготовленный к печати на общественных началах, автор-составитель Н.С.Барсамов (Директор Феодосийского историко-археологического музея (1923-1962), Феодосийской картинной галереи (1923-1936), научный консультант Феодосийской картинной галереи им. И.К.Айвазовского (1962-1976). Николай Барсамов в предисловии к этому Каталогу писал: 
      "Минуло больше двадцати лет со дня смерти М.П.Латри. В Феодосийской картинной галерее им. И.К.Айвазовского многие годы был выставлены его работы. Рядом с основной экспозицией картин Айвазовского они занимали скромное место и не привлекали внимания. В 1962 году галерея организовала большую выставку картин М.П. Латри, на которой были представлены основные произведения и показан путь развития его творчества. Выставка имела громадный успех. Её посетило свыше ста тысяч человек. Книги отзывов полны самыми восторженными записями, сожалениями, что только на этой выставке можно было познакомиться с творчеством Латри, просьбами направить выставку в Москву, Ленинград, Киев, Ригу и т. д. И, что самое интересное, многие посетители отмечали современность его мастерства".


Набережная с рыбачьими судами в Венеции, 1918. Бумага, темпера, 25,8 х 34

Сегодня о нашем соотечественнике можно прочесть множество статей в Интернете, но и наша библиотека может предоставить интересные материалы о знаменитом внуке знаменитого художника.

Люди искусства | Просмотров: 272 | Добавил: Epicfails | Дата: 24.02.2016

Генуэзская столица Крыма - Каффа (Феодосия). 1266-1475
 
Были у Феодосии времена расцвета и полного упадка, славы и забвения, богатства и нищеты. 25-вековую историю Феодосии принято делить на четыре основных периода, названных именем того народа, который был хозяином этой земли: античный греческий, генуэзский, турецкий и российский.
Поселение генуэзцев в Крыму составляло одну из любопытнейших эпох средневековой истории полуострова.

"В 1266 году генуэзцы прочно обосновались на крымском берегу в местности древней Феодосии. Этот город в конечном запустении в VIII веке, начал новую блестящую историю под новым именем Кафы. Самое место им пришлось купить у какого-то татарского владельца".

Из книги Кулаковский, Ю. Прошлое Тавриды : научно-популярная литература / Ю. Кулаковский; Вступ.ст. Л.Матвеевой. - Киев : Стилос, 2001. - 225 с. : ил.
 
Прошлое Феодосии | Просмотров: 27 | Добавил: Epicfails | Дата: 05.08.2015

Постройка порта и железной дороги в Феодосии в конце ХIХ- начала ХХ веков способствовали появлению в городе ряда промышленных производств, а торговля с Севером пополнила количество феодосийской денежной буржуазии, которой требовались гостиницы, рестораны, банки. На вымощенной булыжником одной из центральных улиц города - Итальянской - находились первоклассные гостиницы: "Европейская", "Центральная", "Гранд-Отель", "Эрмитаж" (стоимость номеров - до 5 руб. в сутки), Южные, Северные, Варшавские номера (стоили дешевле - 1 рубль в сутки). 
Далее - от Лазаревского сквера и от башни Константина до Картинной галереи Айвазовского начиналась главная улица Феодосии - Генуэзская. Здесь располагались гостиницы "Астория" (существует до настоящего времени в качестве гостиницы) и "Генуэзская", а на Екатерининской проспекте (от дома великого мариниста, где расположились красивейшие дачи самых богатых людей города) - находилась гостиница "Россия".

Прошлое Феодосии | Просмотров: 625 | Добавил: Epicfails | Дата: 18.12.2014



Вера Мухина
1889-1953
русский советский скульптор 


Училась у Юона, Машкова в Москве, у Бурделя (ученика Родена) в Париже.

Первые самостоятельные работы Мухиной - "Пьета" (1916), "Памятник Освобожденному труду" (1919), "Памятник Революции" (1919) - были пластичны и показывали стремление скульптора к образу, символу. В 1926 ее работа впервые экспонировалась в Историческом музее. В историю советского искусства Мухина вошла 21-метровой скульптурой "Рабочий и колхозница", созданной для советского павильона на Всемирной выставке 1937 года в Париже, принесшей Мухиной мировое признание. 



Феодосийский период жизни В.И.Мухиной пришелся на детство и подростковый период - с 1894 г. по 1904 годы.  
Люди искусства | Просмотров: 396 | Добавил: Epicfails | Дата: 08.11.2014

Памятники на Александровской площади в Феодосии 

 


Центр города Феодосии, как в настоящее время, так и в прошлом веке - пространство от кинотеатра "Крым" до фонтана Айвазовского. После открытия памятника царю Александру III это место носило название Александровской площади, после установления советской власти - Красная площадь, а во второй половине ХХ в. - площадь И.Назукина. 

Прошлое Феодосии | Просмотров: 816 | Добавил: Epicfails | Дата: 06.07.2014

Центральная городская библиотека им.А.Грина приобрела в свой краеведческий фонд уникальное издание - книгу И.В.Тункиной «Открытие Феодосии. Страницы археологического изучения Юго-Восточного Крыма и начальные этапы истории Феодосийского музея древностей (1771-1871)».
Основу книги составили архивные материалы, частично впервые вводимые в научный оборот, литература путешествий той эпохи, мемуары и общественно-политическая периодика, насыщенная богатым фактическим материалом по истории Феодосии. Исследование проведено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, программ фундаментальных исследований Президиума РАН "Историко-культурное наследие и духовные ценности России".
В оформлении книги использованы работы Карла Фердинанда Кюгельхена, акварель Иванова Михаила Матвеевича (1748-1823), карта картографа Баптиста Агнесса (1555 г.), зарисовки Ф.Дюбуа де Монтере 1832-1840 гг., литографии В.О.Руссена 1850-х годов, братьев Чернецовых (1914), а также фотооткрытки начала ХХ века.
Прошлое Феодосии | Просмотров: 940 | Добавил: Epicfails | Дата: 03.04.2014

С историей Феодосийского порта связаны имена знаменитых людей - инженера, археолога, историка, нумизмата Александра Львовича Бертье-Делагарда (1842-1920),
одного из самых значительных и известных в мире русских писателей и мыслителей Максима Горького (1868-1936) и профессионального борца и атлета Ивана Поддубного (1871-1949).
 
Прошлое Феодосии | Просмотров: 1194 | Добавил: Epicfails | Дата: 06.11.2013

Алексей Сергеевич Суворин, известный русский журналист, литератор, критик и книгоиздатель, большую часть времени проводил в Москве и Петербурге, а в Феодосии у него был дом (известный у нас как  Суворинская дача, дача Суворина, Суворинские камни), где издатель бывал регулярно, был знаком с И.К.Айвазовским, на его даче трижды гостил А.П.Чехов, которого Суворин ценил более всех из современных ему писателей.       






Дача А.С.Суворина в Феодосии



Прошлое Феодосии | Просмотров: 1002 | Добавил: Epicfails | Дата: 12.08.2013

     

       Феодосия в начале ХХ века была очень популярна среди творческой интеллигенции. Городу посвящались стихи, проза, она изображена на многих полотнах известных художников. В 1920 году О.Мандельштам посвятил нашему городу стихотворение "Феодосия":

Окружена высокими холмами, 
Феодосия
Овечьим стадом ты с горы сбегаешь 

И розовыми, белыми камнями 
В сухом прозрачном воздухе сверкаешь. 
Качаются разбойничьи фелюги, 
Горят в порту турецких флагов маки, 
Тростинки мачт, хрусталь волны упругий 
И на канатах лодочки-гамаки... 

   Живя в Коктебеле у М.Волошина, О. Мандельштам "несомненно посещал Феодосию" (В.Купченко), где по воспоминаниям И.Г. Эренбурга, «у Осипа Эмильевича было в Феодосии много знакомых: либеральные адвокаты, еврейские купцы, любители литературы, начинающие поэты, портовые служащие». 

Люди искусства | Просмотров: 964 | Добавил: Epicfails | Дата: 08.08.2013

     Не счесть художников, живших и творивших в Феодосии. Весь мир знает об Иване Константиновиче Айвазовском, Архипе Ивановиче Куинджи. Имя живописца Григория Одиссеевича Калмыкова (1873-1942) не попало ни в одни энциклопедический словарь. В.Купченко называет только рукописный "Словарь русских художников" Э.Голлербаха, в котором помещены краткие сведения о художнике. Нет сведений о Г.Калмыкове, к сожалению, и в прекрасном каталоге-справочнике художников Феодосии (автор - С.Онищенко), где представлены сведения о 107 художниках прошлой и современной Феодосии. Между тем, кто из феодосийцев не знаком вот с этим феодосийским пейзажем, запечатленном на старой дореволюционной открытке?



Г.Калмыков. Купальщицы на феодосийском берегу. Холст, масло, 1900-е годы.
(На заднем плане картины - дача Петербургского издателя А.С.Суворина, уничтожена во время Великой Отечественной войны при бомбежке Феодосии)

Люди искусства | Просмотров: 872 | Добавил: Epicfails | Дата: 07.08.2013

       В.Вересаев - писатель удивительно цельный. Весь жизненный и литературный путь В.Вересаева - это поиски ответа на вопрос, как сделать реальностью общество людей-братьев. Оно неизменно оставалось тем идеалом, борьбе за который писатель отдавал весь свой труд, свой талант, всего себя. В.В.Вересаев считал себя бытописателем русской интеллигенции и совсем не стеснялся подобной характеристики. 
     "С осени 1918 года до осени 1921 года мне пришлось прожить в Крыму, в дачном поселке Коктебель, где года два перед тем я купил себе дачу", - пишет в очерке "Коктебель" В.В.Вересаев, сыгравшего яркую роль в истории Феодосии в переломную эпоху начала ХХ века.
        В Феодосийском Музее древностей есть редкий экспонат "Приказ № 4. По постановлению Военно-Революционного комитета нижепоименованные лица назначаются временными комиссарами". В списке есть и фамилия писателя, назначенного членом Феодосийского ревкома и комиссаром просвещения.
 
 
 
Люди искусства | Просмотров: 1188 | Добавил: Epicfails | Дата: 25.07.2013

       В начале ХХ столетия в архитектуре крымских городов распространилось течение, носящее название модерн, который первенствовал в стилистике идейно-художественных процессов, духовных и материальных потребностях эпохи. С другой стороны, учитывая зависимость модерна от заказчика часто присутствует провинциальный эклектизм стилевых элементов с напластовыванием восточных или классических традиций, что говорит о мещанском или, по крайней мере, - региональном вкусе их заказчиков. 
      В это время в северной части Феодосии появляется новый фешенебельный район, состоящий из особняков крупнейших представителей местной буржуазии. 
      В книге Ю.С.Асеева и Г.А.Лебедева "Архитектура Крыма" (Киев, 1961) читаем: 
"Своеобразна застройка начала ХХ в. набережной Феодосии с особняками буржуазии, завершающаяся претенциозным по форме дворцом табачного фабриканта Стамболи, построенным в мавританском стиле" (с.34).
 
 
 
     
Прошлое Феодосии | Просмотров: 1106 | Добавил: Epicfails | Дата: 24.07.2013

      ФЛАК - Феодосийский литературно-артистический кружок. Существовал в период, когда власть в Крыму находилась в руках белых, оставил крайне мало следов. Возник по инициативе А.Самарина-Волжского - настоящее имя Арнольд Маркович Левинский (1880-1949), московского актера и режиссера, к осени 1919 года растерявшего свою небольшую группу. 
 
 
     Кружок работал в арендованном сводчатом подвальчике в доме на углу улиц  Земской и Кирова (ул.Новая)  (сегодня здесь гостиницы "Лидия", а в 50 метрах от нее по улице Кирова - ЦГБ им.А.Грина) когда-то располагалось одноэтажное здание, в котором и был расположен легендарный подвальчик. Концерты, лекции, вечера поэтов, капустники, выставки - диапазон ФЛАКа был довольно широк. Кроме того, кружок предоставлял свое помещение для занятий Народного университета и Народной консерватории.
     
Люди искусства | Просмотров: 841 | Добавил: Epicfails | Дата: 20.07.2013

Первый культурный центр Феодосии назывался общество "Киммерика" . В его работе принимал самое деятельное участие Максимилиан Волошин.

        В самом центре Феодосии, чуть в стороне от моря, в Купальном переулке, 1 (ныне пер.30-1 Стрелковой дивизии) собирались поэты, художники, артисты. Дом принадлежал Василию Федоровичу Бычковскому (1881-1955).



Люди искусства | Просмотров: 414 | Добавил: Epicfails | Дата: 10.07.2013


Феодосийский "мостик вздохов" соединял берег с городской купальней и представлял собой длинные деревянные мостки, шедшие параллельно полотну железной дороги понад берегом от начала портовой территории до входа в купальни. По преданию, на этом мостике любили встречаться влюбленные парочки.
    
Прошлое Феодосии | Просмотров: 360 | Добавил: Epicfails | Дата: 10.06.2013

"Не преувеличивая, можно утвердительно сказать, что пляж для феодосийцев являлся местом, где сосредоточивалась почти вся жизнь сонного городишка допортового периода", - пишет в своих "Воспоминаниях о Феодосии" известный ученый и феодосиец И.М.Саркизов-Серазини. "Сюда приходили частенько завершать свои дела мелкие рыночные торговцы. Здесь за бутылкой вина и вкусной закуской просиживали вечерние часы гуляющая и веселящаяся молодежь... На пляже рождались и оканчивались романы феодосийцев. Пляж был свидетелем как любовных восторгов, так и горьких рыданий, разбитых надежд..."

Купален было немного. Как феодосийцы, так и приезжие, особенно дети, любили больше купаться на пляже и собирать в песке ракушки. Самые разнообразные ракушки, из которых лепили и которыми украшались шкатулки, рамочки и прочие изделия феодосийских кустарей, находились на береговой полосе от купальни "Доброго приюта" до дачи Суворина.


 Читать далее...

Прошлое Феодосии | Просмотров: 749 | Добавил: Epicfails | Дата: 01.06.2013

В биографии Феодосии были времена расцвета и времена руин, времена смут, набегов и войн.
Древнейший в мире город, в котором жили и творили интереснейшие личности. 
Историю Феодосии не перескажешь в один присест.
 
Поэт и художник Максимилиан Волошин в Коктебеле в 1918 году
писал в стихотворении "Молитва о городе":
 
И скуден, и неукрашен
Мой древний град
Мой древний град
В венце Генуэзских башен,
В тени аркад;
Среди иссякших фонтанов,
Хранящих герб
То дожей, то крымских ханов:
Звезду и серп;
Под сенью тощих акаций
И тополей,
Средь пыльных галлюцинаций
Седых камней,
В стенах церквей и мечетей
Давно храня
Глухой перегар столетий
И вкус огня…
 
 
К.Ф.Богаевский. Феодосия, 1930 г. Феодосийская картинная галерея
 
 
Прошлое Феодосии | Просмотров: 906 | Добавил: Epicfails | Дата: 30.05.2013