Главная » Статьи |
Всего материалов в каталоге: 28 Показано материалов: 1-28 |
Легенды и тайны мыса Ильи(к 120-летию маяка, построенного на средства Е. Рукавишниковой)Ильинский маяк хорошо известен всем проходящим судам своими изящными ажурными формами, а ночью и в штормовую погоду — звуковыми и световыми сигналами. Огонь маяка на мысе св. Ильи был торжественно зажжен в феврале 1899 года. Своему возникновению он обязан Евдокии Николаевне Рукавишниковой, которая вложила в его постройку свои средства. В «Извещении мореплавателям» № 5 от 17 февраля 1899 года появилось официальное уведомление: «Дирекция маяков и лоций Черного и Азовского морей извещает мореплавателей, что в Черном море вблизи Феодосии на мысе Ильи у зюйд-остового обрыва установлен в деревянной будке на вершине деревянных козел часто переменный огонь с белыми и зелеными миганиями…» |
Фабрика у моря. Первая табачная фабрика КрымаВ Крыму было около десяти табачных фабрик. Три из них располагались в Феодосии. Первая и самая известная была основана караимом, купцом Вениамином Стамболи в 1861 году. |
Дом, который построил Макс... и подарил его людямВ 2018 году Дому Поэта в Коктебеле исполняется 105 лет. На самом берегу моря Максимилиан Волошин сумел создать Дом Поэта, превратив небольшой дачный поселок Коктебель в "один из культурнейших центров не только России, но и Европы". |
Космические страницы ФеодосииБлагодаря одной только космической странице своей истории Феодосия может считаться выдающимся городом планеты. История воздухоплавания и космонавтики тесно переплелась с нашим городом - первый спутник, испытания, С. П. Королев, Юрий Гагарин... Самыми трудными были морские тренировки - в Феодосии они отрабатывали аварийные ситуации, возможные при приводнении спускаемого аппарата. Может, к примеру, отказать вентиляция. Можно оказаться в скафандре в ледяной воде с одной-единственной дымовой шашкой в руке - и сколько времени ждать помощи, одному Богу известно... |
Театральная история Феодосии на рубеже ХIХ и ХХ вековК середине XVIII в. гастроли в России иностранных трупп становятся привычным явлением; столичные театры разделяются на придворные и городские; появляются также первые театры в провинции. Театральная история Крыма началась в двадцатых годах XIX века. А театральная история Феодосии начинается с ее расцветом в самом конце ХІХ века. |
Николай Барсамов. Портрет на фоне Феодосии
|
Памятники архитектуры - культовые сооружения средневековой Каффы
Феодосия, как и положено городу с великой историей, весьма богата архитектурными памятниками, в том числе и культового назначения. И. Шильтбергер отмечал, что к началу XV века в Каффе жили христиане и «последователи шести различных вероисповеданий». Полагают, что он подразумевал под «христианами» только католиков; остальные — это сторонники армяно-григорианской церкви, греческого и русского православия, иудеи талмудистского и библейского толков и, наконец, мусульмане. Генуя предписывала властям Каффы щадить религиозные чувства последних, всячески поддерживая при этом католическую церковь и деятельность ее миссионеров. |
Лагорио Лев Феликсович -
|
Соломон Самойлович (Самуилович) Крым - патриот Феодосии
|
За свою жизнь этот скромный, спокойный, деликатный человек много сделал для Крыма и родного города - Феодосии. Он был попечителем Феодосийских мужской и женской гимназий, городской больницы, душеприказчиком художника И. К. Айвазовского, гласным Городской Думы, депутатом Государственной Думы, создателем Феодосийской пастеровской станции, основателем и директором первой общественной библиотеки в Феодосии. |
Феодосийские страницы жизни
|
Киммерия Серебряного века. 1909 год![]() Коктебель - это поэт Волошин, Дом Поэта, его друзья, соседи - русские интеллигенты, искусство Серебряного века, дух творчества и страсти. В начале ХХ века у литераторов, художников, ученых сложилась традиция отдыха в Коктебеле, и маленький курортный поселок стал местом притяжения поклонников и ценителей поэзии. Уже с 1909 года путеводители по Крыму стали рекламировать Коктебель как модный литературно-художественный «курорт». Андрей Белый писал «Дом Волошина в Коктебеле был одним из культурнейших центров не только России, но и Европы». А Валерий Брюсов, в момент своего пребывания в Доме, заметил, что в Москве он может перевидать множество людей в течение недели, месяца, года, может собрать у себя на именины своих друзей, но иметь постоянно вокруг себя такой круг и вести настолько содержательные беседы — не имеет возможности. Судьбоносные дороги многих представителей Серебряного века очень тесно переплетались. Весной 1909 года Н.С.Гумилев впервые увидел Коктебель, тогда же впервые оказался в доме М.Волошина. В то время в Коктебеле отдыхали Алексей Толстой, Андрей Белый, Елизавета Дмитриева — будущая Черубина Габриак, и многие другие. О любовном треугольнике, сложившемся в Коктебеле в 1909 году и самой таинственной литературной мистификации Макса Волошина - читайте далее:
|
Латри Михаил Пелопидович (1875-1941) ![]() В 1964 г. вышел в свет Каталог картин "Михаил Латри", подготовленный к печати на общественных началах, автор-составитель Н.С.Барсамов (Директор Феодосийского историко-археологического музея (1923-1962), Феодосийской картинной галереи (1923-1936), научный консультант Феодосийской картинной галереи им. И.К.Айвазовского (1962-1976). Николай Барсамов в предисловии к этому Каталогу писал: "Минуло больше двадцати лет со дня смерти М.П.Латри. В Феодосийской картинной галерее им. И.К.Айвазовского многие годы был выставлены его работы. Рядом с основной экспозицией картин Айвазовского они занимали скромное место и не привлекали внимания. В 1962 году галерея организовала большую выставку картин М.П. Латри, на которой были представлены основные произведения и показан путь развития его творчества. Выставка имела громадный успех. Её посетило свыше ста тысяч человек. Книги отзывов полны самыми восторженными записями, сожалениями, что только на этой выставке можно было познакомиться с творчеством Латри, просьбами направить выставку в Москву, Ленинград, Киев, Ригу и т. д. И, что самое интересное, многие посетители отмечали современность его мастерства". ![]() Набережная с рыбачьими судами в Венеции, 1918. Бумага, темпера, 25,8 х 34 Сегодня о нашем соотечественнике можно прочесть множество статей в Интернете, но и наша библиотека может предоставить интересные материалы о знаменитом внуке знаменитого художника. |
Генуэзская столица Крыма - Каффа (Феодосия). 1266-1475
Были у Феодосии времена расцвета и полного упадка, славы и забвения, богатства и нищеты. 25-вековую историю Феодосии принято делить на четыре основных периода, названных именем того народа, который был хозяином этой земли: античный греческий, генуэзский, турецкий и российский.Поселение генуэзцев в Крыму составляло одну из любопытнейших эпох средневековой истории полуострова. "В 1266 году генуэзцы прочно обосновались на крымском берегу в местности древней Феодосии. Этот город в конечном запустении в VIII веке, начал новую блестящую историю под новым именем Кафы. Самое место им пришлось купить у какого-то татарского владельца". Из книги Кулаковский, Ю. Прошлое Тавриды : научно-популярная литература / Ю. Кулаковский; Вступ.ст. Л.Матвеевой. - Киев : Стилос, 2001. - 225 с. : ил.
|
Постройка порта и железной дороги в Феодосии в конце ХIХ- начала ХХ веков способствовали появлению в городе ряда промышленных производств, а торговля с Севером пополнила количество феодосийской денежной буржуазии, которой требовались гостиницы, рестораны, банки. На вымощенной булыжником одной из центральных улиц города - Итальянской - находились первоклассные гостиницы: "Европейская", "Центральная", "Гранд-Отель", "Эрмитаж" (стоимость номеров - до 5 руб. в сутки), Южные, Северные, Варшавские номера (стоили дешевле - 1 рубль в сутки). Далее - от Лазаревского сквера и от башни Константина до Картинной галереи Айвазовского начиналась главная улица Феодосии - Генуэзская. Здесь располагались гостиницы "Астория" (существует до настоящего времени в качестве гостиницы) и "Генуэзская", а на Екатерининской проспекте (от дома великого мариниста, где расположились красивейшие дачи самых богатых людей города) - находилась гостиница "Россия". |
![]() Вера Мухина
1889-1953
русский советский скульптор
Училась у Юона, Машкова в Москве, у Бурделя (ученика Родена) в Париже. Первые самостоятельные работы Мухиной - "Пьета" (1916), "Памятник Освобожденному труду" (1919), "Памятник Революции" (1919) - были пластичны и показывали стремление скульптора к образу, символу. В 1926 ее работа впервые экспонировалась в Историческом музее. В историю советского искусства Мухина вошла 21-метровой скульптурой "Рабочий и колхозница", созданной для советского павильона на Всемирной выставке 1937 года в Париже, принесшей Мухиной мировое признание. Феодосийский период жизни В.И.Мухиной пришелся на детство и подростковый период - с 1894 г. по 1904 годы.
|
Памятники на Александровской площади в Феодосии ![]() |
![]() Основу книги составили архивные
материалы, частично впервые вводимые
в научный оборот, литература путешествий
той эпохи, мемуары и общественно-политическая
периодика, насыщенная богатым фактическим
материалом по истории Феодосии. Исследование проведено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, программ фундаментальных исследований Президиума РАН "Историко-культурное наследие и духовные ценности России". В оформлении книги использованы работы Карла Фердинанда Кюгельхена, акварель Иванова Михаила Матвеевича (1748-1823), карта картографа Баптиста Агнесса (1555 г.), зарисовки Ф.Дюбуа де Монтере 1832-1840 гг., литографии В.О.Руссена 1850-х годов, братьев Чернецовых (1914), а также фотооткрытки начала ХХ века. |
Феодосийский порт и знаменитые имена, связанные с его историейС историей Феодосийского порта связаны имена знаменитых людей - инженера, археолога, историка, нумизмата Александра Львовича Бертье-Делагарда (1842-1920), ![]() |
Алексей Сергеевич Суворин, известный русский журналист, литератор, критик и книгоиздатель, большую часть времени проводил в Москве и Петербурге, а в Феодосии у него был дом (известный у нас как Суворинская дача, дача Суворина, Суворинские камни), где издатель бывал регулярно, был знаком с И.К.Айвазовским, на его даче трижды гостил А.П.Чехов, которого Суворин ценил более всех из современных ему писателей. ![]() ![]() Дача А.С.Суворина в Феодосии |
Осип Эмильевич Мандельштам и Феодосия Феодосия в начале ХХ века была очень популярна среди творческой интеллигенции. Городу посвящались стихи, проза, она изображена на многих полотнах известных художников. В 1920 году О.Мандельштам посвятил нашему городу стихотворение "Феодосия": Окружена высокими холмами,
Овечьим стадом ты с горы сбегаешь
И розовыми, белыми камнями
В сухом прозрачном воздухе сверкаешь.
Качаются разбойничьи фелюги,
Горят в порту турецких флагов маки,
Тростинки мачт, хрусталь волны упругий
И на канатах лодочки-гамаки...
Живя в Коктебеле у М.Волошина, О. Мандельштам "несомненно посещал Феодосию" (В.Купченко), где по воспоминаниям И.Г. Эренбурга, «у Осипа Эмильевича было в Феодосии много знакомых: либеральные адвокаты, еврейские купцы, любители литературы, начинающие поэты, портовые служащие».
|
Не счесть художников, живших и творивших в Феодосии. Весь мир знает об Иване Константиновиче Айвазовском, Архипе Ивановиче Куинджи. Имя живописца Григория Одиссеевича Калмыкова (1873-1942) не попало ни в одни энциклопедический словарь. В.Купченко называет только рукописный "Словарь русских художников" Э.Голлербаха, в котором помещены краткие сведения о художнике. Нет сведений о Г.Калмыкове, к сожалению, и в прекрасном каталоге-справочнике художников Феодосии (автор - С.Онищенко), где представлены сведения о 107 художниках прошлой и современной Феодосии. Между тем, кто из феодосийцев не знаком вот с этим феодосийским пейзажем, запечатленном на старой дореволюционной открытке? ![]() Г.Калмыков. Купальщицы на феодосийском берегу. Холст, масло, 1900-е годы. (На заднем плане картины - дача Петербургского издателя А.С.Суворина, уничтожена во время Великой Отечественной войны при бомбежке Феодосии) |
В.Вересаев - писатель удивительно цельный. Весь жизненный и литературный путь В.Вересаева - это поиски ответа на вопрос, как сделать реальностью общество людей-братьев. Оно неизменно оставалось тем идеалом, борьбе за который писатель отдавал весь свой труд, свой талант, всего себя. В.В.Вересаев считал себя бытописателем русской интеллигенции и совсем не стеснялся подобной характеристики.
"С осени 1918 года до осени 1921 года мне пришлось прожить в Крыму, в дачном поселке Коктебель, где года два перед тем я купил себе дачу", - пишет в очерке "Коктебель" В.В.Вересаев, сыгравшего яркую роль в истории Феодосии в переломную эпоху начала ХХ века.
В Феодосийском Музее древностей есть редкий экспонат "Приказ № 4. По постановлению Военно-Революционного комитета нижепоименованные лица назначаются временными комиссарами". В списке есть и фамилия писателя, назначенного членом Феодосийского ревкома и комиссаром просвещения.
![]() |
В начале ХХ столетия в архитектуре крымских городов распространилось течение, носящее название модерн, который первенствовал в стилистике идейно-художественных процессов, духовных и материальных потребностях эпохи. С другой стороны, учитывая зависимость модерна от заказчика часто присутствует провинциальный эклектизм стилевых элементов с напластовыванием восточных или классических традиций, что говорит о мещанском или, по крайней мере, - региональном вкусе их заказчиков.
В это время в северной части Феодосии появляется новый фешенебельный район, состоящий из особняков крупнейших представителей местной буржуазии.
В книге Ю.С.Асеева и Г.А.Лебедева "Архитектура Крыма" (Киев, 1961) читаем:
"Своеобразна застройка начала ХХ в. набережной Феодосии с особняками буржуазии, завершающаяся претенциозным по форме дворцом табачного фабриканта Стамболи, построенным в мавританском стиле" (с.34).
|
ФЛАК - Феодосийский литературно-артистический кружок. Существовал в период, когда власть в Крыму находилась в руках белых, оставил крайне мало следов. Возник по инициативе А.Самарина-Волжского - настоящее имя Арнольд Маркович Левинский (1880-1949), московского актера и режиссера, к осени 1919 года растерявшего свою небольшую группу.
![]() Кружок работал в арендованном сводчатом подвальчике в доме на углу улиц Земской и Кирова (ул.Новая) (сегодня здесь гостиницы "Лидия", а в 50 метрах от нее по улице Кирова - ЦГБ им.А.Грина) когда-то располагалось одноэтажное здание, в котором и был расположен легендарный подвальчик. Концерты, лекции, вечера поэтов, капустники, выставки - диапазон ФЛАКа был довольно широк. Кроме того, кружок предоставлял свое помещение для занятий Народного университета и Народной консерватории.
|
Первый культурный центр Феодосии назывался общество "Киммерика" . В его работе принимал самое деятельное участие Максимилиан Волошин.
В самом центре Феодосии, чуть в стороне от моря, в Купальном переулке, 1 (ныне пер.30-1 Стрелковой дивизии) собирались поэты, художники, артисты. Дом принадлежал Василию Федоровичу Бычковскому (1881-1955).
![]() |
![]() Феодосийский "мостик вздохов" соединял берег с городской купальней и представлял собой длинные деревянные мостки, шедшие параллельно полотну железной дороги понад берегом от начала портовой территории до входа в купальни. По преданию, на этом мостике любили встречаться влюбленные парочки. |
"Не преувеличивая, можно утвердительно сказать, что пляж для феодосийцев являлся местом, где сосредоточивалась почти вся жизнь сонного городишка допортового периода", - пишет в своих "Воспоминаниях о Феодосии" известный ученый и феодосиец И.М.Саркизов-Серазини. "Сюда приходили частенько завершать свои дела мелкие рыночные торговцы. Здесь за бутылкой вина и вкусной закуской просиживали вечерние часы гуляющая и веселящаяся молодежь... На пляже рождались и оканчивались романы феодосийцев. Пляж был свидетелем как любовных восторгов, так и горьких рыданий, разбитых надежд..." Купален было немного. Как феодосийцы, так и приезжие, особенно дети, любили больше купаться на пляже и собирать в песке ракушки. Самые разнообразные ракушки, из которых лепили и которыми украшались шкатулки, рамочки и прочие изделия феодосийских кустарей, находились на береговой полосе от купальни "Доброго приюта" до дачи Суворина. |
В биографии Феодосии были времена расцвета и времена руин, времена смут, набегов и войн.
Древнейший в мире город, в котором жили и творили интереснейшие личности.
Историю Феодосии не перескажешь в один присест.
Поэт и художник Максимилиан Волошин в Коктебеле в 1918 году
писал в стихотворении "Молитва о городе":
И скуден, и неукрашен
Мой древний град
Мой древний град
В венце Генуэзских башен,
В тени аркад;
Среди иссякших фонтанов,
Хранящих герб
То дожей, то крымских ханов:
Звезду и серп;
Под сенью тощих акаций
И тополей,
Средь пыльных галлюцинаций
Седых камней,
В стенах церквей и мечетей
Давно храня
Глухой перегар столетий
И вкус огня…
![]() К.Ф.Богаевский. Феодосия, 1930 г. Феодосийская картинная галерея
|