Главная » Статьи » География Феодосийского округа |
Тайны горного хребта Узун-Сырт
Хребет Узун-Сырт расположен в Юго-Восточном Крыму в 13 км от города Феодосии, на границе горной и равнинной частей полуострова. В кажущемся однообразии форм Узун-Сырта есть монументальность и аскетизм. Этот хребет, так же, как и Карадаг, - уникальный ландшафтный памятник. Слегка изогнутый сизовато-рыжеватый вал тянется от Коктебеля более чем на 7 километров. Узун-Сырт и переводится с тюркского как "длинный хребет". Выгнутое плато обнимает долину Бараколь и образует своеобразную воронку. За счёт этого в Баракольской впадине образуются восходящие потоки воздуха. Они и позволяют парапланеристам долго кружить в воздухе. Таких в мире мест всего два: в Крыму и США (гора Харрис Хилл в Нью-Йорке). В ХХ веке Узун-Сырт стал меккой советского планеризма. Сюда стекались спортсмены и любители экстрима со всех уголков Союза. На севере от хребта - почти ровная степь, а на юге - вершины гор. По платообразной вершине Узун-Сырта 1-2 млн. лет назад со стороны села Наниково текла река. Тогда еще не было ни хребта Узун-Сырт, ни Баракольской котловины. Они образовались позже в результате поднятия и опускания земной коры. Узун-Сырт несравненно моложе Карадага. Современный рельеф горы оформился несколько тысяч лет назад. С западной стороны хребта найдены следы многих культур, люди тут проживали еще со времен Неолита. На вершине обнаружены следы древней стоянки IX века до нашей эры. В IV столетии до н.э. тут располагалась граница между Боспорским царством и Тавроскифией, вдоль хребта постоянно двигались пограничники. На восточных склонах тоже проводились раскопки. В конце II века до н.э. здесь находилось скифское поселение. Выявлены земляной вал, остатки жилых кварталов, крепости, хозяйственных зданий. С этого периода сохранились браслеты, посуда, вазы, железные ножи. Недалеко от скифского поселения, у подножия, найдено и курганные погребения того же столетия. Ученые утверждают, что люди населяли гору Клементьева в Коктебеле до Средневековья. На самой Горе населенных пунктов сегодня нет, однако вокруг размещается несколько сел – Отважное (до 1948 г. – Кошка-Чокрак, в 5 км на северо-запад от условной наивысшей точки) и Ключевое (до 1948 г. – Акмелез, в 7 км на северо-запад) Кировского района; Подгорное (до 1948 г. – Джанкой, в 2 км на восток), Южное (до 1948 г. – Султановка, в 2,5 км на юго-восток) и Наниково (до 1948 г. – Бараколь, в 3 км на юго-запад) от Феодосии. Сложен хребет меловыми и палеогеновыми известняками и мергелями, изобилующими тектоническим нарушениями. Безлесный хребет восточной части Главной Крымской горной гряды с наибольшей высотой 281 метр, занят в основном степным разнотравьем с участием кустарниковых зарослей, часто образованных разными видами боярышника.
Хребет Узун-Сырт. Источник: https://dzen.ru/a/X6pZ75w9yB-Qgmhb Здесь волшебный не только вид, но и легенды, которыми это чудесное место уже успело обрасти. У кромки обрыва – каменные столбы выветривания. Как повествуют записки Грина, эти изваяния напугали автора, проходящего тут жарким летним днём 1931-го по пути в Коктебель, к Волошину. Писатель назвал их «духами гор». И настолько испугался каменных столбов, что обратно пошёл другой дорогой, подальше от этих каменных стражей. На вершине горы Коклюк в 1956 году появилась белая ротонда в античном стиле на круглом основании. Тогда она носила название «Беседка ветров» и пол в строении был отмечен изображением розы ветров. Говорят, что в 1931 г. на вершине горы Коклюк молодой С. П. Королев предложил руку и сердце своей будущей жене. В 1988 году ротонда была переименована в «Звездопад воспоминаний».
Смотровая площадка с ротондой "Звездопад воспоминаний". Источник: https://www.youtube.com/watch?app=desktop&v=e_7pNvvahpM Между оврагами Коклюка и Орта-Оба выходит Сарыкаинский ключ. Хребет Узун-Сырт в советское время стал меккой планеризма. Сюда стекались спортсмены и любители экстрима со всех уголков Союза. Волошиновед и первый заведующий Домом–музеем М.А. Волошина В.П. Купченко в 1972 году записал рассказ Арцеулова о совместном походе с Волошиным в Феодосию через гору Узын-Сырт в 1923 году. Арцеулов продемонстрировал Максимилиану Александровичу восходящие воздушные потоки у края горы и поделился идеей, возникшей еще в 1916 году. В данном случае речь шла об организации здесь полетов на планёрах. К. К. Арцеулов вспоминал, что Максимилиан Александрович бросил в воздух свою шляпу, и она перелетела через их головы. Когда через несколько лет К. Арцеулов привез в Коктебель планеристов, их гостеприимно встретил Волошин. Он всячески помогал им в организации планёрных испытаний. Арцеулову Волошин подарил свою акварель с видом Узун-Сырта и надписью: «Дорогому К. К. Арцеулову, зачинателю Узун-Сырта». Эта акварель хранится в фондах Дома-музея М.А. Волошина в Коктебеле.
Старый большевик и шахматист Александр Ильин-Женевский, поэт Максимилиан Волошин и Константин Арцеулов на 1 ВПИ. 1923 г. Источник: https://zhukovskymuseum.ru/kolybel-aviacii-2023/ Днём рождения советского планеризма считается 1 ноября 1923 года. В этот день были проведены первые планерные испытания, в дальнейшем названные слётами. В тот год прибыло 10 планеров. Этот слет стал "стартовой площадкой" для многих участников испытаний. И не случайным было участие в них знаменитых ныне авиаконструкторов В. С. Ильюшина, А. С. Яковлева, летчиков К. К. Арцеулова и Л. А. Юнгмейстера. Тогда открытие слета на Узун-Сырте стало праздником для маленького, едва оправившегося от голода и Гражданской войны Коктебеля. День открытия первых испытаний превратился в настоящий праздник. Пионеров планеризма приветствовали морские летчики из Севастополя, воины-красноармейцы, жители Феодосии, Коктебеля и окрестных деревень. Первым на планёре «Буревестник» взмыл в небо Леонид Юнгмейстер... и продержался в воздухе всего 49 секунд. Но уже следующий полет длился две минуты, а пройденный планёром путь достиг 1140 метров. В тот же день упрямый Юнгмейстер совершил третий полет — на этот раз на планере А-5 конструкции Арцеулова. Результат — 2 минуты 27 секунд. Это был первый советский рекорд. Испытания продлились 18 дней. С каждым днем увеличивались продолжительность полета и пройденное расстояние. 15 ноября Юнгмейстер парил над южным склоном горы 42 минуты, сделав в воздухе 26 восьмерок. А через три дня он установил новый всесоюзный рекорд продолжительности полета — 1 час 2 минуты, совершив впервые в СССР посадку на место взлета. 7 ноября на горе состоялся парад. Планеры цепочкой выстроились на склоне. Хозяйственная администрация помещалась в Феодосии, в гостинице "Астория". Сами же участники расположились со своим штабом ближе к горе - в деревне Султановка (сегодня - это село Южное).
Парад планеров I Всесоюзных планерных испытаний (1 ВПИ) на восточном склоне горы Узун-Сырт. 1923 г. Источник: https://pastvu.com/p/1857496 В ходе этих испытаний советские планеристы на аппаратах собственной конструкции совершили первые полеты. Победителем стал планер А-5 Арцеулова, на котором первый в стране планерист-паритель военный летчик Леонид Юнгмейстер совершил парящие полеты.
Полет Юнгмейстера на планере «Москвич». На оборотной стороне фотографии имеется надпись, сделанная синим карандашом от руки: «Москвич в полете. Юнгмейстер 1924», а под ней оставлена дарственная надпись карандашом, датированная 29 сентября 1924 г. Источник: https://pastvu.com/p/2385718
Первый планерист-паритель Л. А. Юнгмейстер и первый космонавт А. Ю. Гагарин. 1962. Источник: https://zhukovskymuseum.ru/kolybel-aviacii-2023/
В ноябре 1924 г. на горе трагически погиб морской летчик Петр Клементьев. Плато в память о планеристе получило его имя. Клементьев родился в Астрахани в 1896 году в семье рабочих, был старшим из семи детей. С 14 лет начал работать на судоремонтном заводе. Во время Первой мировой войны в 1915 году был призван в армию, в 20-летнем возрасте вступил в РСДРП, принимал участие в революции. После начала гражданской войны в России, был направлен в отряд гидросамолётов, который дислоцировался в Царицыне. Выполнял обязанности моториста, позднее стал военкомом отряда. Научился пилотированию и стал лётчиком. После войны был направлен в город Севастополь для обучения флотской молодежи лётному делу. Позднее он работал инструктором лётного дела в городе Самара. Переехал в Москву и в 1922 году поступил на учёбу в Академию воздушного флота (ныне Военно-воздушная инженерная академия имени Н. Е. Жуковского). В академии занялся планеризмом, построил свой летательный аппарат «Комсомолец» с участием рабочих Миусского трамвайного парка. После постройки планера Клементьев осенью 1924 года привёз его в Крым, на II Всесоюзные планерные испытания. На своем планере АВФ-11 «Комсомолец» П. Клементьев совершил 22 полёта на плато Узун-Сырт. Во время двадцать третьего парящего полёта 11 сентября 1924 года он взлетел с вершины Узун-Сырт при ветре скоростью 8-10 м/с. Полёт длился 2 минуты 18 секунд. Силовой каркас планера «Комсомолец» треснул, сложились оба крыла. Лётчик разбился при падении с высоты 500 метров. Погибшему было двадцать восемь лет. Тело планериста из Коктебеля доставили в Москву и похоронили на Новодевичьем кладбище. Плато Узун-Сырт стало именоваться горой Клементьева. В одном из своих писем Арцеулов писал:
Планеры запускались с помощью резинового амортизатора, планеристы старались вернуться на аэродром самостоятельно, если это не получалось, их отвозили на гору на полуторке ГАЗ-АА.
VII Всесоюзный слет планеристов. Коктебель, октябрь 1930 г. Военлёт В. А. Степанчонок у планера СК-3 «Красная звезда» С.П. Королева. Источник: http://авиару.рф/aviamuseum/aviatsiya/sssr/planery/1920-e-1930-e-gody/pilotazhnyj-planer-sk-3-krasnaya-zvezda/ В 1934 году прошел десятый слет. На слете присутствовали популярные в то время художники М. Куприянов, П. Крылов и Н. Соколов, которые творили под псевдонимом Кукрыниксы. Почти для каждого планериста они приготовили шарж. Эпиграммы к этим шаржам написал поэт-сатирик Абрам Маркович Арго. Например, об инженер-конструкторе: Впервые руль своей рукою тронув, Инженер-конструктор Олег Константинович Антонов говорил об этих слетах на хребте Узун-Сырт, что это были праздники молодости, самозабвенного труда, нестерпимого желания строить, чтобы летать:
Ко Дню Воздушного флота 18 августа 1934 г. газета «Правда» опубликовала заметку «Виртуоз пилотажа». В ней говорилось о высочайшем мастерстве замечательного пилота Степанченока и в том числе о его «мертвых петлях» на планере:
Сам С.П. Королев в 1958 г. в перечне своих конструкций напишет так:
Всего состоялось 11 слётов — с 1923 по 1935 год. Они проходили ежегодно (кроме 1926 и 1931 годов), обычно осенью. Для того времени каждый слёт было событием Всесоюзного масштаба. На них устанавливались новые рекорды безмоторных полетов, появлялись новые имена. Здесь летали будущие корифеи авиастроения О. К. Антонов, С. В. Ильюшин, С. П. Королев, А. Н. Туполев, А. С. Яковлев. На месте проведения первых планерных слетов на горе Узун-Сырт образовался временный, затем постоянный городок с авиационной инфраструктурой (грунтовый аэродром, жилые и технические здания). С 1929 г. здесь находилась Высшая лётно-планерная школа (ВЛПШ) им. П.И.Баранова Осоавиахима СССР (до 1931 г. называлась Центральная планерная школа). Основной задачей школы была подготовка инструкторов-планеристов для местных планерных школ.
Структурно ВЛПШ подразделялась на техническую, лётную, учебную, административно-строевую и хозяйственную части. Первым начальником школы был назначен Анатолий Сеньков, кроме него много сил вложил в создание школы Сергей Ильюшин»Техническую часть возглавлял О. К.Антонов, лётную - В. С. Васянин. Чтобы проводить обучение, на горе Узун-Сырт построили четыре больших барака, внутри которых расположились учебные классы, общежитие для курсантов и инструкторов, клуб-читальня, столовая и пекарня. Чуть позже к структуре ВЛПШ добавились каменные хозяйственные постройки и ангары.
Анатолий Сеньков и Сергей Ильюшин на строительстве Высшей лётно-планерной школы. Источник: http://авиару.рф/aviamuseum/aviatsiya/sssr/planery/1920-e-1930-e-gody/vysshaya-letno-planernaya-shkola-vlpsh/ Городок при ВЛПШ существовал и строился активно, был благоустроен с 1935 г., имелось большое подсобное хозяйство и посевы. После 1935 года были построены два красивых двухэтажных корпуса с ротондами для администрации и проживания инструкторского состава. Но эта местность, как и сейчас, фактически была приграничной. В конце 1932 года, на основании постановления Совета труда и обороны «О создании в Пограничных войсках авиационных отрядов» от 21.07.1932 г., в Минске был сформирован 6-й отдельный авиационный отряд Погранвойск ОГПУ, вооруженный самолетами Р-5 и У-2. Отряд состоял из трех авиационных звеньев, по 3 самолета и одного самолета управления (всего 10 самолетов). 6-й ОАО ПВ НКВД был перебазирован из Минска в Коктебель и размещен на аэродроме летной школы. С 1938 года школа приобрела летный уклон, ее называли даже КЛШ – Коктебельская летная школа, хотя официальное наименование сохранялось. В том же году в ней состоялся первый и последний выпуск летчиков-инструкторов; начальником ее был Л. Г. Минов – первый советский парашютист и фактически основатель воздушно-десантных войск. Школа существовала до мая 1939 г., сделав несколько выпусков пилотов-парителей и летчиков-инструкторов. С июня 1939 г. территория городка и аэродрома была задействована для размещения пограничной авиации НКВД СССР. В 1941 году отряд был переформирован в 6-ю отдельную среднебомбардировочную авиаэскадрилью (ОСБАЭ) Погранвойск НКВД и перевооружен на самолеты СБ. Штат каждой отдельной авиаэскадрильи предусматривал 15 самолетов: одномоторных самолетов - 12, учебных и связи - 2, транспортных двухмоторных - 1. Личный состав насчитывал в сухопутных эскадрильях - 234 человека. Личный состав и семьи в основном размещались в городке на горе Клементьева. До войны личный состав авиаэскадрильи под командованием капитана А. Горечкина нес службу по охране государственной границы, используя самолеты СБ, УТ-2 и У-2 С начала войны эскадрилья производила ограниченные вылеты на разведку противника, планомерно выполняя учебно-боевые полеты, а затем, так же, как и другие пограничные эскадрильи, согласно мобилизационному плану и в соответствии с приказом наркомата внутренних дел в июле 1941 г. со всем личным составом и материальной частью перешла в морскую авиацию, а именно в 40-й бомбардировочный авиаполк ВВС Черноморского флота. Этот знаменитый авиаполк из всех частей ВВС Черноморского флота имел больше всего Героев Советского Союза. В окрестностях хребта Узун-Сырт и на самих высотах проходили боевые действия различных форм и характера, в окрестных населенных пунктах существовал оккупационный режим (ноябрь - декабрь 1941 г, январь 1942 - апрель 1944 гг.). Особенно активными боевые действия в данной местности были с 31 декабря 1941 г. по 17 января 1942 г. и связанны они с проведением Керченско-Феодосийской морской десантной операции и последующими боями на феодосийском плацдарме, в который входила и территория хребта Узун-Сырт. На вершине горы Коклюк, замыкающей дугу Узун-Сырта с юго-запада есть установленная относительно недавно памятная табличка: «Павшим в борьбе с фашизмом. 1941-1945». Об эвакуации населения городка данных не обнаружено, но исходя из известной практики, личный состав перебазируемых частей убывал на новое место службы, а члены семей эвакуировались вглубь страны. Военные действия пощадили городок, но в первые послевоенные годы он пришел в упадок: планёрные полеты стали редкими, управление планерной школы, соотносящееся с авиаклубом ДОСААФ г. Феодосии, перенесено в г. Старый Крым, а с 1951 г. феодосийский аэроклуб был закрыт, школу перевели в Оренбургскую область. До середины 1970-х на горе был полный упадок. Только с 1973 г. здесь начали снова летать планеристы Центрального гидродинамического института им. Н. Е. Жуковского (ЦАГИ). 9 сентября 1973 года - один из самых ярких, торжественных и запоминающихся дней в истории Узун-Сырта. В сентябре 1973 года ветераны-планеристы собрались на горе Клементьева для празднования 50-летия планеризма, на котором встретились К. Арцеулов, М. Тихонравов, И. Толстых, В. Пышнов, П. Цыбин, С. Люшин, В. Грибовский, С. Анохин, М. Раценская, Е. Грунауэр, В. Хапов, Г. Малиновский, И. Шелест, Л. Кочеткова, Л. Минов, И. Сухомлин, А. Дабахов, В. Янусов, М. Галлай, О. Клепикова.
Открытие памятника планеристам в 1973 году. В середине - К. К. Арцеулов.
Семиметровый постамент, обитый серебристым дюралем, был увенчан цельнометаллическим рекордным планером А-13. Это был своеобразный подарок антоновцев любимой Горе. Сильные порывы ветра несколько раз срывали планер с постамента. В 2003 году памятник был реконструирован, вместо настоящего планера на постамент поместили более легкую модель, способную сопротивляться ветрам. Модель планера, как флюгер, поворачивается согласно направлению ветра. На обелиске на мраморной доске высечены слова О.К. Антонова:
Накануне о предстоящем празднике по радио объявили, с вертолета разбрасывали листовки с приглашением на гору. Около 40 тыс. зрителей со всего Крыма собрались на этот праздник парящего полета. Празднование 50-летия советского планеризма 9 сентября 1973 года. Источник: https://pastvu.com/p/1543504 В 1977 г. на Узун-Сырте было решено создать Научно-исследовательскую планерную базу ЦАГИ. Первые практические строительные работы начались в октябре 1977 года, когда из ЦАГИ в Коктебель был направлен строительный отряд. За 10 лет были построены мастерские, хозяйственный корпус со столовой, административный корпус и гостиница для лётно-испытательного состава. Также были смонтированы легкосборные ангары, металлическая перфорированная взлётно-посадочная полоса.
Вид НИПБ (Научно испытательная планерная база) ЦАГИ "Планерское" с высоты. Правый самый большой ангар D4 так и не был достроен. Источник: https://pastvu.com/p/1445385 Научно-исследовательская планерная база работала до 1992 г. и затем была реорганизована в Центр планерного спорта «Коктебель», существующий поныне. Городок – база планеристов – со временем стал современным научно-спортивным комплексом, включающим в себя и старые здания ВЛПШ. В 2010 году Верховный Совет Крыма принял постановление о создании ландшафтного парка местного значения «Воздухоплавательный комплекс «Узун-Сырт, гора Клементьева», общей площадью 840 га. Охранная зона устанавливалась на 34 га. Учитывались важное экологическое и культурно-историческое значение района, высокая концентрацию редких и эндемичных видов растений и животных, разнообразие биотипов на столь ограниченной территории, а также наличие многочисленных геологических, палеонтологических, гидрологических и историко-археологических объектов.
Гора Клементьева (Узун-Сырт). Источник: https://fotokto.ru/photo/view/2778714.html В 2011 году на горе Клементьева была открыта Аллея славы авиации и космонавтики. Торжественная церемония закладки Аллеи славы началась с символической высадки сосновых саженцев. Изначально на Аллее славы было установлено несколько памятников - памятник шляпе М. Волошина и бюсты С. П. Королева и О. К. Антонова, а также мемориальная стела посередине. 14 июня 2014 года состоялась торжественная церемония открытия бюста С.В. Ильюшина. Также на горе Клементьева установлен знак, сообщающий, что здесь проходит «45-я параллель - Золотая середина планеты Земля». В 2020 году в целях защиты особо охраняемой природной территории от неблагоприятных антропогенных воздействий Указом Главы Республики Крым от 08 мая 2020 года № 146-У установлена охранная зона природного парка регионального значения Республики Крым «Воздухоплавательный комплекс Узун-Сырт, гора Клементьева». Располагается за границами населенных пунктов на землях Кировского района (вблизи с. Отважное) и муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым (вблизи с. Наниково и с. Южное). Общая площадь охранной зоны составляет 1668762 кв. м. На территории предусматривается организация и проведение соревнований и учебно-тренировочных сборов по дельтапланерному, парапланерному, авиамодельному и другим авиационным видам спорта, проведение полетов сверхлегких летательных аппаратов, авиационных праздников и фестивалей в соответствии с целями и задачами, возложенными на Природный парк. Природный парк «Воздухоплавательный комплекс «Узун-Сырт гора Клементьева». Источник: https://оопт-крым.рф/oopt-rk-3/2017-07-11-07-17-46/ Читайте в центральной городской библиотеке им. А. Грина
Подготовила Т. Гурьева, главный библиограф | |
Просмотров: 25 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |