Главная » Статьи » Личности

Яни Фока - Феодосийский мастер ювелирной резьбы по камню

Яни Фока

Феодосийский мастер ювелирной резьбы по камню

 

1872 - 1940

Натуральный камень хранит в себе память тысячелетий. Каменные архитектурные формы позволяют нам в прямом смысле прикоснуться к истории. Как бы ни менялись интерьеры и стили, использовался ли камень в качестве основного материала для построек или лишь обрамлял их, его значительное влияние на мировую архитектуру трудно переоценить.

История камнерезных работ берет свое начало еще в эру палеолита. В новокаменном веке в развитии камнерезных работ произошли серьезные изменения. Именно тогда человек впервые обратил внимание на абразивные свойства твердых минералов. Тогда же появляются первые примитивные камнеобрабатывающие инструменты — пилы и сверла. Первые же детальные изображения, созданные человеком на камне, появились в эпоху бронзового века. Именно тогда зародилось искусство глиптики — высокодетализированной резьбы по камню. 

В эпоху средневековья интерес к производству резных каменных изделий возрос. У аристократии появился запрос на изысканные каменные изделия, который покрывался за счет работы придворовых цехов и камнеобрабатывающих мастерских. Однако своего расцвета ювелирная резьба по камню достигает лишь в позднем средневековье. Строятся великолепные дворцы, украшенные резными колоннами, пилястрами и барельефами. 

Художественный след в архитектурном образе Феодосии  оставил камнерез Яни Фока.

 

Дача "Виктория ("Отрада"). Феодосия. 

 

В молодости каменотес Фока в поисках заработка приехал из Константинополя в Феодосию, прижился здесь и работал на строительстве, а когда работы недоставало, изготовлял надгробия. Мастерская Яни находилась на Сенной Площади (сейчас на этом месте находится перекресток ул. Л. Самариной и Щебетовской).

На проспекте Айвазовского, у здания лечебного корпуса санатория, сохранилась каменная ограда, украшенная резными розетками. В ограде есть кованые железные двери, которые ведут в маленький замкнутый дворик, выложенный плотным ракушечным камнем (нуммулитовым известняком). И речь идет о единственном проекте архитектора Николая Петровича Краснова в Феодосии – вилле «Виктория» (другое название - "Отрада".  

 

Строительство здания было закончено в 1914 году, дату подтверждают римские цифры на фасаде дачи. Весь участок, через сложный рельеф огорожен забором из плотного известняка - ракушечника, что само собой является украшением, а так же выполняет функции подпорной стены. Главный корпус - двухэтажное здание с подвалом и мезонином, сложное в плане и в архитектурно - пространственном решении объема. В оформлении дачи использованы мотивы романского зодчества, но безордерность, асимметричная компоновка масс, свободное размещение на фасадах новаторски трактованных архитектурных деталей дают основание рассматривать ее как образец творческого поиска в духе нового направления в архитектуре начала XX века — стиля модерн. Благодаря пропорциональному соподчинению разновеликих архитектурных элементов и стилевой гармонизации декора асимметрично расположенные фасадные плоскости и объёмы образуют единое целое.

Главным фасадом здание обращено в сторону проспекта и набережной. Отличительной особенностью, определяющей архитектурный облик главного корпуса, является обильное применение лепного декора, включающего в себя элементы традиционных орнаментов Крымского Средневековья, мавританские мотивы. Парадный вход со стороны проспекта богато декорирован изысканной ажурной резьбой. Для оформления камней всего комплекса был приглашен мастер резьбы по камню Фока Яни. Резной декор с точностью сохранился по сей день. 

 

Сегодня Вилла «Виктория», объект культурного наследия, находится в стадии реконструкции и ремонта. В перспективе (2026 год) - реализация музейно-выставочного проекта «Дворец Черного Моря».

2 мая 1930 года состоялось открытие памятника И. К. Айвазовскому. Художник изображен в момент творчества: он сидит на низком постаменте, взор его устремлен вдаль, в правой руке он держит кисть. Сам памятник находится на пьедестале, который был выполнен в кратчайший срок по проекту главного хранителя Симферопольской картинной галереи, П.И.Голландского, архитектора по образованию. Обработкой и установкой мастер камнетесных работ Фока Яни. Материал для пьедестала добывали под Лысой горой. На месте очень Фока быстро обработал блоки и сложил из них постамент. Н. Барсамов описывал его работу как артистическую. 

 

Открытие памятника Айвазовскому  2 мая 1930 года. Крайний с права А.С. Грин.

Николай Степанович Барсамов, директор Феодосийской картинной галереи им. И. К. Айвазовского в 1923 – 1962 гг., оставил краткие воспоминания о талантливом камнерезе:

Яни охотно взялся соорудить пьедестал для памятника Айвазовскому. На каменоломне под Лысой горой он вырубил каменные блоки нужных размеров. Обработал их на месте, легко и быстро сложил постамент и установил памятник, пользуясь такими же несложными приемами и техникой, какими, вероятно, строились египетские пирамиды.

Приятно было смотреть, как умело орудует он своими нехитрыми инструментами, как безошибочно точен каждый удар его молотка. Это была артистическая работа.

Фока Яни был прекрасным мастером и немногословным, но приятным собеседником. Его «мастерская» (небольшой навес на Сенной площади) находилась вблизи базара, я любил заходить к нему и наблюдать его за работой. Он был уже стар. Время и тяжелый труд наложили отпечаток на его внешность. Он был небольшого роста, коренаст и сутул из-за постоянного труда над глыбами камня. Фигура его приобрела характерные профессиональные черты: колени были всегда слегка согнуты, а руки висели вдоль туловища, будто он держал в них тяжелые инструменты.

Внешность Яни была очень интересна, живописна и психологически выразительна. Я попросил его уделить мне время для работы над портретом. Он охотно согласился. Когда портрет был закончен, Яни остался им доволен. Ему захотелось оставить свое изображение детям, и он обратился ко мне с просьбой уступить ему портрет. Мы договорились продолжить сеансы, чтобы я смог написать второй портрет. Через неделю он тоже был готов, и это была моя лучшая работа того времени".

Н.С. Барсамов. «45 лет в галерее Айвазовского»

 

Этот портрет от 1930 г. сейчас находится в Феодосийской картинной галерее им. И.К. Айвазовского.

 

Портрет каменотеса Яни Фока, 655 х 483. Справа внизу подпись: "Н. Б. 1935". Поступило от автора, 1938 г., акт 117/20 (Инв. 16)

Похоронен Яни Фока на старом феодосийском кладбище рядом со своей женой - Х. В. Фока (1888-1964 г.). Сама же могила Фоки забыта, заброшена в полуразрушенном состоянии.

Разночтения года рождения Яни Фока: на могильном надгробии высечен год рождения 1872, по топографической описи Ростислава Степановича Лихотворика - ок.1878 согласно биографическому справочнику "Кто был кто в Феодосии и Феодосийском уезде, включая гостей. 1783 - 1-я треть XX в." / сост.: В. П. Купченко, Р. П. Хрулева. - Москва : Азбуковник, 2018. - С. 613. Записи № 9020 и 9021

Могила-Яни-Фока. Источник: https://wikimapia.org/39717412/ru/

 


Использованная литература из фондов читального зала ЦГБ им. А. Грина

  1. Барсамов Н.С. 45 лет в галерее Айвазовского : мемуары / Н. С. Барсамов. - Симферополь : Крым, 1971. - С. 96-97.
  2. Барсамов Н. С. Феодосийская картинная галерея имени И. К. Айвазовского : К 75-летию со дня основания / Н. С. Барсамов, С. А. Барсамова. - Симферополь : Крымиздат, 1955. - С. 218.

  3. Кто был кто в Феодосии и Феодосийском уезде, включая гостей. 1783 - 1-я треть XX в. : опыт биографического справочника / сост.: В. П. Купченко, Р. П. Хрулева. - Москва : Азбуковник, 2018. - С. 613. Записи № 9020 и 9021

  4. Первухин, Денис. Яни Фока: след, оставленный в камне / Д. Первухин // Победа. - 2016. - 21 янв. - С. 5 : цв.ил ; Феодосия. История. События. Судьбы. Возвращение имен. - 2022. - С. 127-132 : фот. - Н.С.Барсамов. Портрет Фоки Яни.
Категория: Личности | Добавил: Epicfails (27.02.2025)
Просмотров: 23 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar