Главная » Статьи » География Феодосийского округа |
Южная точка, Дальние Камыши, Приморский: поселок корабелов и летчиков-испытателей
Поселок Приморский. Источник: https://bangkokbook.ru/zametki/zavod-more-feodosiya-95-foto.html На востоке полуострова Крым, в юго-западной части Ак-Монайского перешейка, на самом берегу Черноморского побережья Феодосийского залива, в 14 километрах к северо-востоку от города Феодосии расположен большой поселок городского типа Приморский. Западнее поселка находится солёное грязевое озеро лагунного типа Аджиголь (Горькое Озеро), известное своей лечебной грязью, с севера - заболоченный Камышинский или Коясанский луг (Солнечный или Уважаемого Кояса луг), с востока - Песчаная балка. Поселок Приморский – пионер отечественного судостроения, космонавтики, вертолетостроения, ракетостроения и морской авиации, – вырос после Великой Отечественной войны на месте деревни Дальние Камыши и рабочего поселка Южная точка.
Въезд в пгт Приморский. Источник: https://admnp.ru/foto/naselenie-poselka-primorskiy
На юго-западной окраине современного поселка Приморского археологи обнаружили стоянку эпохи бронзы, которая, очевидно, принадлежала носителям катакомбной культуры. В настоящее время остатки территории античного селища Дальние Камыши плотно застроены, остатки его культурного слоя могут быть выявлены при случайных земляных работах. Хотя приморская часть селища, очевидно, уничтожена при абразии берега, которая продолжалась до недавнего времени: в настоящее время берег укреплен бетонными плитами. По устному сообщению местных жителей в ходе земляных работ здесь находили фрагменты керамики и римские монеты I - III в. н. э. Первые топографические съемки, основанные на триангуляциях, в России стали проводиться с 1818 года. Заниматься этим, и создавать на основе этих данных карты, было поручено сначала служащим генерального штаба, а затем специально созданному Военно-топографическому Депо. Во главе Депо встал генерал-лейтенант Федор Федорович Шуберт. На карте 1842 года на месте современного поселка Приморский значится хутор Семен, обозначен условным знаком «малая деревня», то есть, менее 5 дворов.
На трёхверстовой карте 1865-1876 годов эта местность обозначена как Малые Камыши в 21 двор, а на верстовой карте Крыма 1886-1896 годов в районе юго-западной окраины современного посёлка Приморский нанесена деревня Дальние Камыши в 140 дворов с русским населением.
В статистических документах сведения о Дальних Камышах встречаются в «…Памятной книжке Таврической губернии на 1892 год», согласно которой в деревне Камыши дальние Владиславовской волости Феодосийского уезда, не входившей ни в одно сельское общество, числился 421 безземельный житель, домохозяйств не имеющих. Перепись 1897 года зафиксировала в деревне 621 жителя, все православные. В 1915 году в селе Камыши Дальние Владиславовской волости Феодосийского уезда числилось 110 дворов с населением 727 человек «посторонних» жителей. После установления в Крыму Советской власти в 1921 году село вошло в Владиславовский район Феодосийского уезда. В октябре 1924 года район был преобразован в Феодосийский и село включили в его состав. В селе Камыши Дальние числилось 160 дворов, из них 151 крестьянский, проживали здесь 701 человек. В Дальних Камышах в начале 1930 года был организован колхоз «9 января», а на месте пограничной заставы, разрушенной во время Гражданской войны, построен большой животноводческий комплекс. 5 октября 1938 года было принято постановление № 242сс Комитета Обороны при Совете Народных комиссаров СССР «О месте строительства торпедно-пристрелочной станции народного комиссариата обороны на Черном море» за подписью Председателя Совнаркома СССР В. М. Молотова, предусматривавшее строительство завода в районе деревни Дальние Камыши. В конце октября 1938 года на окраине села Дальние Камыши военные строители торжественно заложили первый камень в здание монтажного корпуса завода, которому был присвоен № 374.
1939-й год. Так начинался завод. фото из книги С. Шияна. Южная точка. - С. 96.
пгт Приморский. Улица Советская, 1972 год. Фото Л. М. Попова. Источник: https://pastvu.com/p/1305473 За три года на предприятии были построены корпуса сборочного и механического цехов, складов готовой продукции, возведена новая электростанция. Параллельно шел монтаж оборудования для выпуска торпед. Был основан небольшой поселок, которому дали название Южная Точка (южная – по отношению к строящемуся на берегу Баренцевого моря заводу). Для строителей и рабочих этих предприятий в деревне Дальние Камыши и городе Феодосии построили восемь жилых домов. С 1939 года началось строительство железнодорожной ветки к заводу, в 1940-м – автомобильной дороги с твердым верхним покрытием из булыжника. Весной 1940 года начали завозить в производственные корпуса готовить к установке оборудование на электростанцию.
С началом Великой Отечественной войны возведение завода прекратилось, все заводское оборудование демонтировали и вместе со всеми рабочими загрузили на баржу. Не прошло и нескольких минут, как она вышла в море, самолеты немцев потопили ее недалеко от берега. За период немецкой оккупации все заводские здания были полностью уничтожены. По воспоминаниям участника освобождения д. Дальние Камыши, парторга 696-го стрелкового полка 383-й стрелковой дивизии 20-го стрелкового корпуса ОПА Григория Степановича Миронова, 12 апреля у деревни Дальние Камыши шли тяжёлые бои. Первыми на подступы к деревне, а затем и к Феодосии, вышли армейская подвижная группа и два подвижных отряда – корпусной и 383-й стрелковой дивизии. Танки 244-го и 257-го отдельных танковых полков с десантом двигались по шоссе, опережая отступающего противника. Враги отходили торопливо, бросая по дороге повозки с продовольствием и снаряжением. Из атакованных дзотов выходили немецкие и румынские солдаты с поднятыми руками.
Первый памятник появился по инициативе колхозников Дальних Камышей и работников завода «Южная точка». Снимок 1944 года. Фото из архива М. Облетова По воспоминаниям командира 2-го стрелкового батальона 777-го стрелкового полка 227-й стрелковой дивизии Петра Кузьмича Козикова, которые хранятся в фондах Феодосийского музея древностей, на базе его стрелкового батальона был укомплектован армейский подвижной отряд ОПА. Преследуя отходящего противника 12 апреля во второй половине дня, отряд встретил сильный огонь немецкой противотанковой артиллерии на переезде через высокое полотно железной дороги строящего до войны завода в Дальних Камышах: там немцы установили четыре противотанковых орудия. Чтобы атаковать орудия, нужно было перескочить через высокую крутую насыпь. Григорий Миронов вспоминал:
После войны Г. С. Миронов приехал в Феодосию в свой полк и служил военным комендантом станции Сарыголь. Работал парторгом на Феодосийской табачной фабрике, учителем трудового воспитания в средней школе № 7. По личному ходатайству маршала А. И. Еременко была выделена квартира ветерану Г. Миронову в поселке Приморский. Миронов является героем «Книги боевой и трудовой славы пгт. Приморский». Освободили от фашистской оккупации город Феодосию и все близлежащие села и поселки 13 апреля 1944 года. Спустя всего 11 дней после освобождения города начались работы по восстановлению завода в Дальних Камышах. Работали на стройке в основном женщины и подростки. Не было элементарных условий, не хватало инструмента, а дневной паек строителя состоял из 60 граммов хлеба. Очевидцы показали примерное место затопления баржи с оборудованием, и благодаря труду бригад такелажников и слесарей-ремонтников, бригадиров Л. В. Бугайченко и В. Р. Лукина, часть оборудования была извлечена со дна моря. Все в тине, песке и моллюсках – очистили, отремонтировали, установили в цеха, где станки проработали до конца 1950-х годов, а некоторые – до 1978 года. Менее чем через год завод выдал свою первую продукцию – слесарные тиски, а спустя еще год предприятие наладило производство рулевых машин и брашпилей. В это время завод получил название почтовый ящик № 116. В конце 1940-х – начале 1950-х годов к мирной жизни из армии начинают возвращаться демобилизованные, которые и стали основным костяком предприятия.
1 сентября 1947 года феодосийскому заводу, которому был присвоен номер № 831, определили новый профиль работы – строительство торпедных катеров из легких сплавов. В общей сложности с 1949 по 1955 год по обоим проектам было выпущено 240 катеров, а в 1956 году на предприятии был построен уникальный катер на подводных крыльях "проект 184", который развивал максимальную скорость в 46 узлов. В 1952 году села Дальние Камыши и Южная точка слились и образовали поселок городского типа, получивший название Приморский. С 1959 года завод начал серийное изготовление судов на подводных крыльях проекта 340, знаменитой "Ракеты", которая стала отцом-основателем целой серии различных СПК. Теплоходы «Ракета» были поставлены во все придунайские страны: Югославию, Венгрию, Болгарию, Чехословакию, Австрию, а также в Германию, Финляндию, Канаду. Три «Ракеты» были построены для Великобритании и вызвали огромный интерес у лондонцев при появлении их на Темзе.
Катер "Ракета" в Германии. Источник: https://moreship.ru/history/ В 1966 году номерному заводу № 830 присвоили более привычное название "Море". И примерно в то же время предприятие осваивает строительство морских теплоходов проекта 342мс на подводных крыльях "Комета". Параллельно с гражданской продукцией "Море" выпускало и традиционные пограничные катера.
Проходная ФПО им. 26 съезда КПСС. Источник: https://pastvu.com/p/1528750
В 1970 году "Море" начинает осваивать тему судов на воздушной подушке: «Скат», "Кальмар","Омар" и "Касатка". В 1981 году завод становится Феодосийским производственным объединением имени XXVI-го съезда КПСС, оставаясь под этим названием до 1991 года. В 1983 году на "Море" был построен головной десантный корабль на воздушной подушке амфибийного типа "Зубр" водоизмещением 550 тонн – это самый большой ДК подобного типа в мире; мог транспортировать три основных танка суммарной массой до 150 тонн, либо 10 бронетранспортеров и 140 человек десанта или 8 БМП. Без техники корабль мог принять на борт до полутысячи десантников. До 1993 года было построено еще три единицы этих кораблей. С 1984 по 2014 год был построено 15 «Зубров».
Десантный корабль на воздушной подушке «Зубр». Источник: https://bangkokbook.ru/zametki/zavod-more-feodosiya-95-foto.html Первые годы после распада Советского Союза завод «Море» продолжал стабильно работать, используя старые разработки, но вскоре выяснилось, что уникальная верфь Украине не нужна. Завод быстро разворовали и обанкротили. В 2014 году предприятие было национализировано, образовано Государственное унитарное предприятие Республики Крым «Судостроительный завод "Море". В марте 2022 года АО «Судостроительный завод «Море» вошло в состав профильного АО «Объединенная судостроительная корпорация». К востоку от поселка Приморский базировались несколько больших военных засекреченных полигонов. Испытательный авиационный полигон «Чауда» и Песчаная балка располагались на берегу Феодосийского залива в 25 км от Феодосии. Днем рождения полигона "Песчаная балка" считают 1946 год, когда вышли Постановление Совета Министров СССР № 0017-409 от 13.05.1946 г. и приказ Министра Вооруженных Сил СССР № 0019 от 2.09.1946 г. об испытаниях ракетного оружия, создаваемого в интересах военно-морского флота. Началось формирование 3-го Управления Государственного Центрального полигона Министерства Вооруженных Сил СССР, которое было размещено в Феодосийском регионе. Полигон "Песчаная балка" оказался одной из первых крупных военных частей в разрушенной Феодосии. Военные взяли на себя не только разминирование территории региона, но и строительство инфраструктуры. Мыс Чауда является одной из оконечностей Феодосийской бухты. До 1991 года на мысе Чауда существовал полигон 3-го Научно-исследовательского Краснознаменного института ВВС им. В.П. Чкалова. Здесь испытывались самолеты и вертолеты морской авиации, различные системы вооружений (торпеды, глубинные бомбы, противолодочные буи), средства экстренного спасения экипажа, отрабатывалась технология катапультируемых кресел различных типов.
Чаудинский маяк. Источник: https://оопт-крым.рф/oopt-rk-3/2017-07-11-07-28-01/ Весной 1963 года впервые над полигоном "Чауда” был произведён сброс макета спускаемого аппарата с самолёта Ан-12, пилотируемым дважды Героем Советского Союза лётчиком-испытателем Амет-Ханом Султаном. В дальнейшем экипаж ЛИИ МАП под руководством лётчика-испытателя Амет-Хана Султана на полигоне "Чауда” с самолёта Ан-12 выполнил 12 сбросов спускаемых аппаратов космического корабля "Восход”. На полигоне первый отряд космонавтов проходил тренировки на выживаемость в случае морского приводнения. Здесь испытывались многокупольные парашютные системы возвращаемых космических аппаратов «Восход» и «Союз». Главный конструктор С. П. Королев приезжал сюда в 1960, 1961, 1962 и 1964 годах. Тренировался здесь и Юрий Гагарин. С 2026 по 2019 гг. на возрожденном полигоне Чауда проходили соревнования российской авиации «Авиадартс». Члены экипажей размещались в заводской гостинице. Л. С. Астахов, генеральный директор ФПО "Море" (1964-1994), вспоминал, что на заводе побывали практические все международные космические экипажи. О том, что в поселке Приморский под Феодосией есть дом, в котором жил Главный конструктор во время командировок, до недавнего времени мало кто знал. По воспоминаниям ветеранов–сотрудников 3-го управления и жителей дома: дом построили в начале 1963 года для работников 3-го управления. В то время он так и назывался — «дом авиаторов». Одна из его квартир была служебной и предназначалась для тех, кто приезжал в Феодосию из столицы в командировки. В 1970-е годы на окраине поселка Приморский на Змеиной Горке вырос городок Башня при военной части морской авиации. Название района получилось из-за водонапорной башни.
"Башня", военный городок Памятник корабелам в посёлке Приморский, установили в сквере у проходной судостроительного завода «Моря». На высоком постаменте в виде волны разместили макет пограничного катера «Гриф» проекта 1400, построенный феодосийскими корабелами.
Памятник корабелам в посёлке Приморский. Источник: https://crimeapress.info/https://bangkokbook.ru/zametki/zavod-more-feodosiya-95-foto.html Последние 10 лет поселок Приморский - достаточно крупный курортный центр с хорошей инфраструктурой. На 1 января 2025 численность населения поселка городского типа Приморский составляет 12 560 человек. Пляж посёлка Приморский является продолжением феодосийского Золотого пляжа. пгт Приморский. Источник: https://onnyx.ru/photos/f07-9633 Еще больше о поселке Приморский читайте в Центральной городской библиотеке им. А. Грина
Подготовила Т. Гурьева, главный библиограф ЦГБ им. А. Грина | |
Просмотров: 89 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |