Главная » Статьи » Прошлое Феодосии

Космические страницы Феодосии

Космические страницы Феодосии

 

 

Благодаря одной только космической странице своей истории Феодосия может считаться выдающимся городом планеты. История воздухоплавания и космонавтики тесно переплелась с нашим городом - первый спутник, испытания, С. П. Королев, Юрий Гагарин... Самыми трудными были морские тренировки - в Феодосии они отрабатывали аварийные ситуации, возможные при приводнении спускаемого аппарата. Может, к примеру, отказать вентиляция. Можно оказаться в скафандре в ледяной воде с одной-единственной дымовой шашкой в руке - и сколько времени ждать помощи, одному Богу известно...




История воздухоплавания и космонавтики в Феодосии началась с Николая Михайловича Соковнина.
По окончании в 1830 Морского кадетского корпуса в Кронштадте служил на Черноморском флоте; участвовал в обороне Севастополя 1854—1855 годов. В 1859—1867 годах был комендантом Феодосийского военного порта. С 1882 года работал в Морском министерстве. Изучая полет птиц, установил зависимость между их весом и площадью крыльев. В 1866 году разработал проект управляемого аэростата-дирижабля с реактивным двигателем, действующим реакцией струи сжатого воздуха. Соковнин Николай Михайлович сформулировал требования к аэродинамическим качествам дирижабля и впервые ввел плоскостной руль высоты.

Николай Михайлович много сделал для города: обосновал приоритет строительства железной дороги в Феодосии, был почетным мировым судьей города, членом Высшего морского совета по переводу флота из парусного в броненосный. В 1866 г. в Феодосии впервые была издана его книга «Воздушный корабль», предвосхитившая многие последовавшие открытия в сфере воздухоплавания. 

Вице-адмирал Н.М.Соковнин скончался в Феодосии в 1894 году, на 83-м году жизни.
В память о выдающемся земляке благодарные потомки в Феодосии в 2002 году установили бюст Н. М. Соковнина на Адмиральском бульваре недалеко от фонтана «Доброму гению».

 


В 1903 году Константин Эдуардович Циолковский первым указал на ракету, как средство межпланетных полетов.
Между тем, в Феодосии еще ранее Циолковского мечтал и писал книги о космосе учитель математики местной мужской гимназии Александр Степанович Веребрюсов, в частности, "О прочности солнечной системы" / [Соч.] А. Веребрюсова. - Харьков : тип. А. Дарре, 1888. - 9 с.; 26. . Еще будучи студентом, грезил о тайнах Вселенной, стал автором ряда серьезных книг, в том числе и о Солнечной системе.

Внук феодосийского учителя А. Веребрюсова, Михаил Николаевич Бурдаев, также уроженец Феодосии, в 1967-1989 годах проходил службу в Центре подготовки космонавтов, готовился к полетам на космических кораблях и орбитальных станциях. Часть этой подготовки проходила в Феодосии, где в свое время дед его рассчитывал космические траектории. Защитив докторскую диссертацию по космической баллистике, внук, уже как специалист, оживил на современных вычислительных машинах дедовы расчеты орбитальных траекторий и не нашел в них серьезных изъянов.

 



На морской тренировке на палубе корабля около г. Феодосия. Сентябрь 1974 года

 

Михаил Николаевич Бурдаев - космонавт-испытатель, 4-й набор ВВС. Родился 27 августа 1932 года в городе Феодосия Крымской АССР, РСФСР.

Первый планер в Крыму построил в 1904 году тринадцатилетний внук художника Айвазовского, Константин Арцеулов. Изготовленный тайком от родителей из случайных материалов безмоторный летательный аппарат развалился при первой же попытке взлететь.

В 1911 году ученики Феодосийского реального училища под руководством преподавателя математики С.П.Червинского также построили планер. В течение всего лета юные феодосийцы и их учитель совершали полеты на своем планере, о чем сообщалось даже в столичном журнале «Вестник воздухоплавания».
А в 1914 году по всей Феодосии были расклеены объявления полицмейстера, которые гласили: „Главный начальник округа, обратив внимание на продолжающиеся в пределах округа полеты аэропланов, предложил принять все меры к энергичной борьбе с дальнейшими полетами и в целях более успешной борьбы, между прочим, поручил широко оповестить население о том, чтобы аэропланы при спуске на землю немедленно задерживались и доставлялись к надлежащим властям”. Как бы то ни было, веяние нового века — увлечение авиацией — проникало в разные уголки Крыма.

Исторически сложилось так, что в ХХ веке Феодосия стала играть значительную роль в развитии авиации и космонавтики. На севере поселка Коктебель находится хребет Узун-Сырт (гора Клементьева), которую называют "колыбелью российского воздухоплавания". Константин Арцеулов, укротивший "штопор" в 1916 году в Коктебеле, решил создать здесь Высшую летно-планерную школу. Именно сюда в 1920-е и 1930-е годы со всего СССР съезжались на соревнования планеристов те, кому предстояло стать основателями советской авиации — Сергей Ильюшин, Александр Яковлев, Олег Антонов. Здесь же с ними соревновался — и как планерист, и как конструктор — будущий основоположник практической космонавтики, в ту пору студент Московского высшего технического училища имени Николая Баумана Сергей Королев. Потрясенный возможностью космоплавания, с юных лет смысл своей жизни он видел в том, чтобы "пробиться к звездам". 

К. Арцеулов возглавил оргкомитет Первых всесоюзных планерных испытаний, которые решили провести в Коктебеле. В 1923-м на Узун-Сырте (гора Клементьева) прошли первые Всесоюзные планерные испытания.

В ходе испытаний планера в сентябре 1924 года здесь погиб планерист Петр Клементьев. В память о нем Узун-Сырт переименовали в Гору Клементьева. Через четыре года на планерные состязания в Крым из Москвы прибыл будущий отец советской космонавтики Сергей Королев. 

На VI Всесоюзных планерных состязаниях в октябре 1929 года  Королев  с триумфом выступил не только как планерист, но и как конструктор. Причем полет на собственном планере совершил сам. Отзывы о полете были опубликованы в журналах "Авиация и химия" и "Наука и техника". В последнем издании отмечалось: "Говоря об интересных полетах, нельзя не упомянуть об эффектном полете т.  Королева  на планере "Коктебель" в течение 4 часов 19 мин. Этот полет сопровождался красивыми виражами".

Обстановка и быт на VI ВПС хорошо описаны С. П. королевым в письме к матери М. Н. Королевой-Баланиной (октябрь, 1929):
"... В этом году на состязании много новых впечатлений и ощущений, в частности у меня.  сперва прибытие в Феодосию, где мы встретились в четверг, 24 сентября. Потом нескончаемый транспорт наших машин, тянувшихся из Феодосии на Узын-Сырт - место наших полетов. Первые два дня проходят в суете с утра и до полной темноты, в которой наш пыхтящий грузовичок "АМО" отвозит нас с Узын-Сырта в Коктебель..."

С той поры и до 1935 года они проводились ежегодно. С этого дня с этого места началась история отечественного планеризма. Учениками К. Арцеулова по школе военлетов были Михаил Водопьянов и Валерий Чкалов.

 



Сергей Королев в кабине планера "Коктебель", рядом с ним - авиаконструктор Сергей Люшин (слева) и летчик Константин Арцеулов (справа). Крым, 1929 год. 

Один из своих планеров С.Королев назвал — «Коктебель». На нем летчик Константин Арцеулов в 1929 году установил всесоюзный рекорд дальности парящего полета, пролетев в Узун-Сырт — Старый Крым 13 км. На следующем планере С.Королева пилот Василий Степанченок  сделал сразу три мертвые петли — это еще один рекорд. Конструктору тогда было всего 23 года. 
 



Королев, Люшин и Арцеулов около планера «Коктебель» после полета


С крутых склонов Узун-Сырта стартовали в большую авиацию и космонавтику наши великие конструкторы - О. Антонов, С. Ильюшин, А. Яковлев, С. Королев, В. Мясищев, М. Гуревич, Б. Болховитинов и другие. 
В 1931 г. на горе Узун-Сырт (г. Климентьева) создается высшая летно-планерная школа ОСОАВИАХИМа С. Ильюшиным и А. Сеньковым.

 



А.А.Сеньков и С.В.Ильюшин на строительстве Высшей летно-планерной школы.

В 1934 году в типографии г. Феодосии был издан «Курс учебно-летной подготовки ВЛПШ», в котором его авторы С.Н.Анохин и Н.Я.Симонов обобщили и подвели итог большой предварительной учебной работе в школе.
Команда планеристов ВЛПШ регулярно участвовала во Всесоюзных Планерных Состязаниях, пока они проводились в Крыму, и неоднократно занимала призовые места. Пока ВПС проходили в Коктебеле, ВЛПШ служила базой для их проведения.

Благодаря прогрессивным методам обучения и спортивным достижениям ВЛПШ приобрела и международное признание. Школу неоднократно посещали делегации иностранных спортсменов и летчиков. президент Турции Ататюрк направил в ВЛПШ группу турецких планеристов, среди которых находилась его приемная дочь Сабиха Гетчен. В 1935 году она освоила парение на планере, прыжки с парашютом и стала единственной военной летчицей в Турции. В последствии Ататюрк обратился с просьбой к советскому правительству направить в Турцию, для помощи в организации общества «Турецкая птица» и обучению планеризму, группу инструкторов-планеристов ВЛПШ.

 



Центр планерного спорта на горе Узун-Сырт (Клементьева). Август 2016 г.


В 1948 г. в Феодосии была основана летно-испытательная станция НИИ Авиации ВМФ.
Почему в начале 60-х годов прошлого века в истории небольшого приморского города открылась столь мощная космическая страница?

В Крым  С. Королев  вернулся после Великой Отечественной войны, пройдя через многолетний ад репрессий и кропотливой работы в конструкторских бюро тюремного типа. Конструктора, в 1938-м по ложному доносу обвиненного во "вредительстве", реабилитировали из-за отсутствия состава преступления в апреле 1957 года, за полгода до запуска первого в истории искусственного спутника Земли. "Звонкие позывные" последнего, по словам  Королева , "разнеслись по всем материкам и среди всех народов как воплощение дерзновенной мечты человечества". Создатель советской ракетно-космической техники, сделавшей СССР передовой в  космической  отрасли державой,  Королев  вспомнил о побережье восточного Крыма как месте для проведения тогда еще будущими космонавтами тренировок по приводнению.

Летом 1960 года С.П. Королёв с Главнокомандующим ВВС К.А. Вершининым прилетели в Крым. Им доложили, что из всех приморских городов Крыма с равнинной местностью, Феодосия самая солнечная. Здесь находился сухопутный полигон "Чауда”, который хорошо сочетался с акваторией Феодосийского залива, оснащённый высокоточными измерительными комплексами. На аэродроме "Кировское” (удаление от центра полигона 50 километров) базировался испытательный полк с лётным и инженерно-техническим составом, которые имели большой опыт проведения испытаний авиационной техники и вооружения.

Так, с 1960 года Феодосия дополнила Звёздный городок и космодром "Байконур” своими полигонами (сухопутным и морским), столь необходимыми для испытаний космических кораблей, их парашютных систем и систем мягкой посадки. Когда в начале 1960-х годов Сергей Павлович Королёв выбирал место для испытаний космической техники и водных тренировок будущих космонавтов, наряду с прочими площадками он изучал и район Феодосии. Удаленность от крупных населенных пунктов, относительная малонаселенность этих мест, видимо, и определили выбор будущей базы. Вместе с тем к тому времени город, по сути дела, уже был многопрофильным испытательным центром. Там располагалось множество филиалов различных НИИ и предприятий ВПК, регулярно проводили испытания авиационной техники КБ О. К. Антонова, вертолетные заводы М. Л. Миля и Н. И. Камова, московский ЗИЛ, ЛИИ им. М. М. Громова и другие предприятия и КБ.
Сергей Павлович Королёв посещал Феодосию и аэродром "Кировское” в 1960, 1962 и 1964 годах.

"СП", как называли Королева, бывал в Феодосии чаще, чем на своей московской квартире. Москву-Феодосию-Байконур называли "королевским треугольником". О поездках С. П. Королёва в Феодосию не упоминает практически никто из исследователей. Но не потому, что историки отечественной космонавтики невнимательно работали. В те годы в силу известных причин нельзя было делать записи даже «для себя». Приказы о командировках в ту же Феодосию, к сожалению, не сохранились.
О том, что в поселке Приморский под Феодосией есть дом, в котором жил Главный конструктор во время командировок, до недавнего времени мало кто знал. По воспоминаниям ветеранов–сотрудников 3-го управления и жителей дома: дом построили в начале 1963 года для работников 3-го управления. В то время он так и назывался — «дом авиаторов». Одна из его квартир была служебной и предназначалась для тех, кто приезжал в Феодосию из столицы в командировки.
Жил Сергей Павлович и в доме на улице Карла Либкнехта (Земской). Космонавты поначалу проживали в районе пгт Кировского, пока Юрий Алексеевич Гагарин не предложил поселить его и сослуживцев в гостиницу "Асторию" на привокзальной площади Феодосии. Серьезно измотанным после испытаний космонавтам нужны были человеческие условия для восстановления. Гагарин убедил Королева в том, чтобы первая группа космонавтов жила в "Астории".
27 июля 2013 г. в Феодосии, в День города, в центральной его части, на пересечении улиц Земская – Назукина прошло торжественное открытие мемориальной доски основоположнику практической космонавтики Сергею Королёву.

 


Доска установлена на фасаде жилого дома, где с 1963 по 1966 года в служебных квартирах № 88 и № 90 останавливались космонавты СССР на время прохождения практической подготовки к полетам. Кроме главного конструктора космических аппаратов, академика С. П. Королева, там в разное время останавливались летчики-космонавты Ю. А. Гагарин, Г. С. Титов, А. А. Леонов., Герой Советского Союза, генерал-майор А. В. Ляпидевский, Герой Советского Союза, генерал-майор В. С. Гризодубова.

В Феодосии тренировались, отрабатывали варианты покидания спускаемых аппаратов космических кораблей, в случае их посадки на водную поверхность, все космонавты бывшего Советского Союза и многие космонавты иностранных государств перед полётом в космос. Лётчики строевых частей: Ю.А. Гагарин, Г.С. Титов, А.Г. Николаев, П.Р. Попович, В.Ф. Быковский, В.М. Комаров, П.И. Беляев, А.А. Леонов, Б.В. Волынов, Е.В. Хрунов, В.В. Горбатко, Г.С. Шонин и другие составили первый отряд космонавтов (первые 20 человек).

Весной 1963 года впервые над полигоном "Чауда” был произведён сброс макета спускаемого аппарата с самолёта Ан-12, пилотируемым дважды Героем Советского Союза лётчиком-испытателем Амет-Ханом Султаном. В дальнейшем экипаж ЛИИ МАП под руководством лётчика-испытателя Амет-Хана Султана на полигоне "Чауда” с самолёта Ан-12 выполнил 12 сбросов спускаемых аппаратов космического корабля "Восход”.
В январе 1962 года в Феодосии был создан Филиал по отработке парашютных систем – НИИ АУС (Научно-исследовательский институт аэроупругих систем). 

С конца 1950-х Феодосия приобщается к освоению космоса, здесь тренируются космонавты, в т. ч. и зарубежные. Одновременно начинаются испытания посадочных систем межпланетных станций "Марс" и "Венера", спускаемых аппаратов космических кораблей "Восток", "Восход", "Союз", "Алмаз", "Янтарь" и их модификаций, серии аппаратов исследования поверхности Луны.


13 апреля 1961 года передовицу газеты "Правда" украсил графический рисунок: прорвавшийся в космос советский человек держит в руке алое знамя с изображением Владимира Ленина. Так изобразил "великое событие в истории человечества", как гласила надпись над заглавием издания, летчик, художник-иллюстратор, внук художника Ивана Айвазовского Константин Арцеулов. Как минимум за полвека до этого события, в прогулке пешком из Коктебеля в  Феодосию  с поэтом Максимилианом Волошиным, авиатор рассказал тому о восходящих потоках в здешних краях.
 


Некоторые феодосийцы лично знали Юрия Гагарина и других знаменитых космонавтов, тренировались с ними в наших местах и даже встречались в домашней обстановке Звёздного городка. 

 

Слишком мощный гриф секретности лежал на испытаниях в Феодосийском заливе, где рождалась корабельная авиация и отрабатывали вариант приводнения спускаемых космических аппаратов.
Как говорят специалисты, лучшего места для испытания средств посадки космических кораблей найти было нельзя. Сухопутный полигон, оснащённый высокоточной измерительной аппаратурой, отлично сочетался с акваторией Феодосийского залива. В посёлке Кировском близ Феодосии базировался лётный полк, где служили высококлассные лётчики, которым доверили сброс на полигоны спускаемых аппаратов. Большую роль сыграло наличие в Феодосии крупных и редких по своей специфике предприятий военно-промышленного комплекса. Впоследствии наш НИИ аэроупругих систем успешно участвовал в испытаниях средств посадки.



 

В Феодосии Ивана Юдина по праву называют личностью легендарной, но, к сожалению, слава его остается локальной, поскольку при жизни вся его работа была строго засекречена. Он лично — в буквальном смысле на себе испытывал скафандры на случай приводнения после полета в космос, тестировал средства спасения в летательных и спускаемых аппаратах, а также обучал навыкам выживания в экстремальных условиях космонавтов

Его называли «железным», ведь он каждый день рисковал жизнью, первым испытывая средства спасения. После тренировок космонавты нередко заглядывали к нему домой: «Хотим продолжить с тобой общение, уж больно ты хорошо нас тренировал». «Работный человек Иван» – любя называли его друзья, понимавшие, как мало он вознаграждён за риск и преданность делу. Иван Алексеевич отмахивался от восторгов в свой адрес, оставался искренним и простым, хотя вёрткий человек даже за малую долю того, что пережил Юдин, прославил бы себя на всю жизнь.



Скафандр. «Гагаринский» комплект для Юдина был рабочей формой одежды.

Иван Алексеевич был ведущим  феодосийским испытателем авиационной техники, участником испытаний спасательного скафандра для экипажей  летательных  аппаратов в Баренцевом море, участником  оценки  возможности длительного  пребывания в спускаемом аппарате космического корабля « Союз» в условиях штормового моря, инструктором тренировок и обучения первой группы советских космонавтов СССР, ведущим инженером по проведению испытаний поисково-спасательных вертолетов Ми-6 АПС, Ми- 8 МТ, Ка-25 ПС. Иван Юдин подготовил к полету Юрия Гагарина и многих других известных космонавтов. Нелегкая, но интересная работа свела капитана-инженера с ведущими космонавтами эпохи – Ю.Гагариным, Г.Титовым,  В.Терешковой, В.Быковским, А.Николаевым, В.Комаровым, Л.Поповым, совместно с которыми он прокладывал путь в космос

В 2017 году в Феодосии на бульваре В. Коробкова появился информационный знак ведущему феодосийскому испытателю авиационной техники Юдину Ивану Алексеевичу (1929-2008).

 


Кладезем интереснейших сведений являются полковник в отставке, кандидат технических наук Василий Дмитриевич Курчев, директор НИИ АУС Николай Владимирович Акрушкин, полковник в отставке, начальник отделения испытаний третьего управления НИИ им.Чкалова, друг и однокурсник Владимира Комарова по академии Жуковского Василий Прокофьевич Батрак, заслуженный штурман-испытатель СССР, автор книг о феодосийском лётно-испытательном центре полковник в отставке Владимир Дмитриевич Парахин, ветеран авиакосмической отрасли Юрий Леонидович Блохин, ветеран Байконура подполковник в отставке Виктор Леонидович Акуличев. 

Полковник в отставке, кандидат технических наук Александр Кузьмич Кирюхин выпустил книгу о вкладе Феодосии в авиацию и космонавтику и до последнего дня поднимал в городской газете «Победа» космическую тему.

Блестящие статьи писал инженер-испытатель, автор книг об авиации подполковник в отставке Владимир Дмитриевич Горохов

О тренировках космонавтов в Феодосии ценны воспоминания в книге Л. С. Астахова "Летящие над волнами : историко-документальная повесть", изданная в Феодосии в 2004 году. В книге помещены уникальные фото из архива автора, главного инженера Феодосийского завода "Море" в 1964-1977 гг., а затем в течение 17 лет возглавлявшего Феодосийское производственное объединение "Море".

 


Большой вклад в организацию и проведение испытаний в интересах космоса в 3 Управлении ГНИКИ ВВС внёс руководящий состав Управления, в их числе: начальник 3 Управления Герой Советского Союза А. В. Пресняков и его заместители А.К. Кирюхин, Ю.А. Кольцов. 
Пресняков Александр Васильевич (1917) - Герой Советского союза, генерал-лейтенант авиации запаса. Почетный гражданин Феодосии. В военно-морском флоте с 1938 года. Сражался на Балтике, награжден 23 орденами и медалями, звание Героя получил 22.07.1944 года. В 1968–1983 годах являлся командиром Крымского филиала Государственного научно-испытательного института ВВС СА (ЛИЦ).

Циблиев Василий Васильевич - первый Крымский космонавт (76-й космонавт России, 295-й – мира), Герой России, генерал-лейтенант.
Родился 20 февраля 1954 года в селе Ореховка, Кировского района, что под Феодосией. После школы поступил в Харьковское летное училище. Служил в Германии, в Одесском и Московском округах, стал летчиком 1-го класса. Затем, с отличием окончил Военно-воздушную академию им. Ю.Гагарина (в г. Монино, Московской обл.). Свой первый космический полет, в должности командира российско-французского экипажа станции «Мир», Василий Циблиев совершил с июля 1993 по январь 1994 года. Вместе с Александром Серебровым, а также с Ж. П. Эньере, Геннадием Манаковым, Александром Полещуком, Виктором Афанасьевым, Юрием Усачевым и Валерием Поляковым.
Когда в Москве танки стреляли по Верховному Совету, наш земляк с грустью и волнением следил с орбиты, что происходит там, далеко внизу. Пока была жива мама Циблиева, наш Первый Крымский космонавт часто приезжал на полуостров. Посещал Феодосию, Главный научно-испытательный центр (приводнения космонавтов). Ездил в родное село Ореховку, встречался с односельчанами, бывал и в Кировском.

 



В июне 2015 году Кузин Иван Иванович передал в дар Центральной городской библиотеке им. А. Грина от своего друга Евгения Васильевича Костюка, Почетного гражданина Феодосии, ушедшего из жизни в мае 2015 года, его книгу "Покорители космоса", изданную в Харькове в 2014 году.

 

 



О космических страницах Феодосии еще больше информации в фондах библиотек МКУК "ЦБС":

Феодосия – купель космонавтики

Книги

  1. Астахов Л. С. Летящие над волнами : Историко-докум. повесть / Л. С. Астахов ; Лит. запись и ред. Э. М. Абрамов. - Феодосия : ЭКМА+, 2005. - 186 с. : ил.
  2. Галай М. Л. Жизнь Арцеулова. - М. : Политиздат, 1985. - 112 с.; илл.
  3. Горохов, В. Д. Воздушный корабль адмирала : научно-популярная литература / В.Д. Горохов. - 2-е изд., испр. и доп. - Феодосия : Господин Оформитель, 2004. - 116 с. : ил.
  4. Костюк Е. В. Покорители космоса : историко-документальное издание. - Харьков : [б. и.], 2014. - 161 с. : портр, фото. - 40 экз.
  5. Красильщиков А. П. Планеры СССР: Справочник. - М. : Машиностроение, 1991. - 240 с.; ил.
  6. Мякишев, И. Фото на память : Феодосийская страница в истории космонавтики / И. Мякишев. - Симферополь : Таврия, 2008. - 48 с. : ил.
  7. Семена Н. В синем небе они, словно птицы... : повесть в воспоминаниях и документах. - Симферополь : РИЦ "Крым", 2009. - 72 с : ил.
  8. Парахин В. Н. Проведение испытаний на базе 3 Управления ГНИКИ ВВС в интересах космоса / В. Н. Парахин // В объятиях двух стихий. Часть первая. - Феодосия. - С. 260-300 : фот.     Аннотация: О конструкторе С. П. Королеве, Ю. Гагарине и других космонавтах, испытаниях космических аппаратов в Феодосии.
  9. Парахин В. Н. Феодосия - "купель" космонавтики. - Феодосия : Арт Лайф, 2012. - 132 с. : ил.
  10. Феодосия - авиации и космонавтике: Время. События. Люди : рассказывают испытатели / Авт.-сост. А. К. Кирюхин, ред. А. К. Кирюхин, В. В. Орлов. - Симферополь : ДИАЙПИ, 2011. - 408 с. : ил.

 

Статьи из периодических изданий

  1. Акуличев В. Л., ветеран космодрома Байконур. Первый спутник // Победа. - 2017. - 28 сент. - С. 8 : ил.  Аннотация: С. П. Королев в Феодосии в начале 1960-х гг.
  2. Ганина И. В память об испытателе // Победа. - 2017. - 22 авг. - С. 5 : фот. цв.В Феодосии открыли информационный знак Ивану Юдину — испытателю костюмов для приводнения космонавтов.
  3. Горохов В. Повествование об адмирале продолжается: К 195-летию со дня рождения Н.М. // Победа. - 2006.- 22 нояб. - С. 6.
  4. Дмитриев В. "Воздушный корабль адмирала" издан повторно [Текст] : ( о Н.М.Соковнине, памятнике ему, книге о нем) / В. Дмитриев // Победа. - 2004.- 14 окт. - С. 9.
  5. Егоров Е. Первые взлеты с воды, посадки на авианосцы - в море и небе Феодосии. а также приводнение космических аппаратов // Победа. - 2017. - 2 Март. - С. 5 : цв. ил. Аннотация: 4 марта исполняется 85 лет Феодосийской Морской испытательной станции - филиалу Государственного летно-испытательного центра им. В. Чкалова.
  6. Колыбель советской авиации : 100 фактов о Феодосии // Фео.РФ : Полезная газета. - 2017. - 12 апр. - С. 21 : фот.
  7. Семенова Л. Г. Космос. Феодосия // Победа. - 2016. - 12 апр. - С. 4 : цв. ил. Аннотация: В Феодосии жили и живут люди редкой и героической судьбы - космонавты.
  8. Феодосийские ветераны авиации и космонавтики. Отца ракетно-космической отрасли страны - в ряды почетных граждан Феодосии : Сергей Королев и Феодосия / В. Акуличев // Победа. - 2016. - 12 янв. - С. 5 : фото.цв. Аннотация: Жизнь С. П. Королева связана с Феодосией: в 1930-х гг. - испытывал в п. Коктебель планер собственной конструкции, в начале 1960-х гг. жил и работал в Феодосии, испытывал космическую технику. Памятная доска установлена на доме № 1 по ул. Земской, где жил С. Королев. В Феодосии на Карантине проходили съемки фильма "Укрощение огня".
  9. Свиридов Г. Историческая слепота // Победа. - 2004.- 23 сент. - С. 12. Аннотация: автор поднимает вопрос: Феодосия была "стартовой площадкой" в космос. Но эта тема не нашла своего отражения в истории города.

 

Главный конструктор

Книги

  1. Голованов Я. Королев. Книга 1. - М. : Молодая гвардия, 1972. - 256 с., илл.
    Аннотация: Книга известного журналиста Ярослава Голованова посвящена родоначальнику отечественной практической космонавтики Сергею Павловичу Королеву. Это наиболее полная биография некогда засекреченного легендарного Главного конструктора. Книга представляет собой первую часть жизнеописания великого ученого. В книгу вошли многочисленные свидетельства близких, соратников, родных С. П. Королева, неопубликованные документы и уникальные, ранее не публиковавшиеся фотографии. Здесь вы прочтете, как молодой Сергей Королев принимал участие в планерных испытаниях в Коктебеле, приезжал в Феодосию Книга охватывает период до 1934 г.

     

Статьи из периодических изданий

  1. Акуличев В. Л., ветеран космодрома Байконур. Первый спутник // Победа. - 2017. - 28 сент. - С. 8 : ил.  Аннотация: С. П. Королев в Феодосии в начале 1960-х гг.
  2. Гагарин в Феодосии. воспоминания очевидцев // Фео.РФ : Полезная газета. - 2017. - 12, 19 Апр. - С. 12-13 : фот. Аннотация: В здании, которое сейчас занимает Финансово-экономическая академия, в 1960-е годы размещался Штаб и отделы 3-го Управления ГК НИИ ВВС.
  3. Семенова Л. Королев, юбилей, Феодосия // Победа. - 2017. - 12 Янв. - С. 8 : ил. Аннотация: 12 января в Феодосии вспоминают академика Сергея Королева.
  4. Семенова Л. Королевский треугольник опирался на Феодосию // Победа. - 2007.- 25 янв. - С. 4. Аннотация: Сергей Королев и космические испытания в Феодосии.


Космонавт № 1

Книги

  1. Багола Федор Иванович. Человек-легенда : [подполковник запаса Юдин И. А.] : документальный рассказ / Ф. И. Багола ; ред. А. Н. Пайцан. - Феодосия : Господин Оформитель, 2006. - 48 с. : фот. ; 21 см. - (Легендарные феодосийцы). - Посвящается Дню космонавтики.
  2. Гагарин Ю.А. Дорога в космос : записки летчика-космонавта СССР. - Москва : Воениздат, 1969. - 349 с : ил
  3. Железняков А. "Поехали!" Мы - первые в космосе : научно-популярная литература. - Москва : Яуза : Эксмо, 2014. - 288 с. - (Гагарин. К 80-летию первого космонавта)
  4. Он был первым  : воспоминания, публицистические заметки, документы. - Москва : Воениздат, 1984. - 431 с : ил
  5. Первушин А.И. Юрий Гагарин. Космонавт № 1 : биография (Автобиография). - Москва : Алгоритм, 2013. - 320 с. : ил. - (Легенда № 1)
  6. Губарев В. С. Величайшая тайна Гагарина. Мифы и правда о Первом космонавте СССР. - Москва : Яуза ; Москва : Эксмо, 2014. - 320 с. ; 21 см. - (Гагарин. К 80-летию первого космонавта) 

Статьи из периодических изданий

  1. Семенова Л. К 50-летию первого полета в космос // Победа. - 2011. - 1 февр. - С. 4 : фото
  2. Егоров Е. Первопроходец космоса // Победа. - 2006.- 12 апр. - С. 3. Аннотация: Как Феодосия готовила Юрия Гагарина к полету в космос.
  3. Томас В. Юрий Гагарин в Феодосии // Победа. - 2010. - 21 окт. - С. 1. 3 : фото.цв. Аннотация: На здании Финакадемии города - мемориальная доска первому космонавту.  

Материал подготовила Т. Гурьева, главный библиограф ЦГБ им. А. Грина

Категория: Прошлое Феодосии | Добавил: Epicfails (04.04.2018)
Просмотров: 4627 | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
avatar