Главная » Статьи » Личности |
Вера Мухина: женщина из слез и стали1889-1953 Русский советский скульптор
Училась у Юона, Машкова в Москве, у Бурделя (ученика Родена) в Париже. Первые самостоятельные работы Мухиной - "Пьета" (1916), "Памятник Освобожденному труду" (1919), "Памятник Революции" (1919) - были пластичны и показывали стремление скульптора к образу, символу. В 1926 ее работа впервые экспонировалась в Историческом музее. В историю советского искусства Мухина вошла 21-метровой скульптурой "Рабочий и колхозница", созданной для советского павильона на Всемирной выставке 1937 года в Париже, принесшей Мухиной мировое признание.
Дом Игнат Кузьмич держал без показной роскоши, но и без излишней экономии. Дочери общались с детьми местных врачей, учителей, художников.
Н.В.Мухина (мать), Вера Мухина, И.К.Мухин (отец В первые же феодосийские годы вера полюбила сидеть на берегу моря, бить камни и рассматривать их середину: "Возьмешь круглячок , увидишь на нем щербинку, раскалываешь. Внутри пустота, друза" С тех пор и началась ее любовь к камням, минералам, самоцветам, в которых ей слышались голоса, пение, и она предпочитала их всяким цветам.
В.И.Мухина в гимназические годы, начало 1900-х гг.
Интерес и склонность к истории, нашли благодатную почву для их развития на древней земле Крыма, в славном своим прошлом городе и даже в женской феодосийской гимназии. Из учителей этой обыкновенной школы Вере Мухиной запомнился лишь один - историк А.В.Грищенко. Веру интересовала история города, в котором она жила, и она узнала с помощью учителя и книг, что современный небольшой приморский город скрывает под собой останки другого, основанного еще в VI веке до нашей эры, который назывался тем же именем, вел большую торговлю хлебом с Афинами и городами Малой Азии и чеканил свою монету.В средние века город, ставший центром управления итальянскими колониями в Северном Причерноморье и торговли с Индией, Русью, именовали Кафой. Лишь во второй половине ХVIII в. город был присоединен к Российской империи, и ему было возвращено древнее первоначальное имя - Феодосия. Изучая историю города, Вера по-другому смотрела на развалины Генуэзской крепости и на все древности, которые можно было увидеть и потрогать руками...
В.Мухина после окончания гимназии, 1906 г.
В.И.Мухина в домашнем спектакле
В.И.Мухина в автомобиле с родственниками
Рисованием и живописью В.Мухина занималась с первых классов гимназии. Отец, сам порой по-любительски бравший палитру, рано заметил у нее способности. Заставлял копировать марины Айвазовского - они сохранились, эти копии, сделанные по-ученически старательно: попасть бы мазок в мазок! В последние гимназические годы Мухина уже серьезно занималась рисованием под руководством преподавателя гимназии В.Н.Трегубова, которого отец пригласил давать Вере частные уроки. Она писала масляными красками на холсте не только положенные по программе натюрморты из фруктов, но и "Морской пейзаж с параходом", "Горный пейзаж с саклей", самостоятельно выбирая мотивы и композиции своих произведений. Два названных пейзажа она подарила своей воспитательнице с посвятительными надписями, одна из которых звучала так: "Подарок Верочки Мухиной А.Соболевской, писала в 1903 году. Сама, без помощи умелых". Политикой не интересовалась. В Феодосии видела сбежавших от англичан буров - горожане встречали их с цветами, подарками; запомнила только, что "это были высокие, загорелые блондины". Ни сазоновская бомба, ни восстание Черноморского флота во главе с романтическим лейтенантом Шмидтом, ни потрясшая страну цусимская катастрофа не взволновали ее.
В.И.Мухина, начало 1910-х гг. "Она и была такая в жизни - несколько суровая на первый взгляд и действительно безжалостно требовательная в работе, но душевная и внимательная к людям, - пишет Лев Кассиль. - Ее неукротимая творческая энергия никогда не порождала суетливости, огромный темперамент не выражался порывистостью, но какая-то монументальная грация проступала в ее негромком голосе, скупых словах, точных и редких жестах". После смерти отца в 1904 г. сестры Мухины уезжают в Курск. Она училась в московской студии К. Ф. Юона (1909-11), потом перешла к менее академичному И. И. Машкову (1911-12) и завершила образование в Париже - в Академии изящных искусств, в академиях Ф. Коларосси, "Ла Палетт" и "Ла Гранд Шомьер" (в последней очень важными были уроки Э. А. Бурделя, ученика знаменитого Родена). При изначальной ориентированности на принципы реалистического видения, Мухина дружила с художниками-беспредметниками, что обусловило ее недолгую работу в театре (эскизы костюмов к спектаклям московского Камерного театра "Роза и Крест" А. А. Блока, "Ужин шуток" С. Бенелли, все 1916) и столь же недолгие занятия текстильным дизайном (1920-е).
Группа русских учеников А.Бурделя по Академии Гран Шомьер, 1912-1913
В.И.Мухина в парижской мастерской (справа), 1913
Мухина была воительницей за высокое искусство. Она презирала мир обыденности и стремилась наделить все повседневное героическим масштабом. Ее пластическое видение развивалось по линии создания образа-символа. Основная заслуга Мухиной в том, что она смогла вернуть скульптуре главную роль в архитектурном ансамбле и утраченное качество монументализма.
В мастерской В.Мухиной, 1940
Художница параллельно работает и в камерных жанрах. В 1940-х гг. она активно занимается художественным стеклом: наряду с вазами и кубками исполняет портреты в стекле ("Портрет В. И. Качалова", "Портрет солиста балета С. Г. Кореня в роли Меркуцио", оба 1947).
Бокал и ваза, 1940-1941. Сидящая фигура, 1947 Дом, где Вера Игнатьевна родилась и провела детство (1898–1904), не сохранился — в 1982 году на его месте построили пятиэтажку (ул.Федько, 1). От особняка уцелела лишь одна стена, сохранения которой с огромным трудом добилась общественность. В помещении за этой стеной — музей: личные вещи (в том числе инструменты), эскизы, гипсовые модели — всего 41 работа Веры Мухиной. Дизайн музея в стиле плакатов 1920-х годов создал в 1994 году художник Сергей Онищенко.
В помещении за этой стеной — музей: личные вещи (в том числе инструменты), эскизы, гипсовые модели — всего 41 работа Веры Мухиной. Дизайн музея в стиле плакатов 1920-х годов создал в 1994 году художник Сергей Онищенко.
Текст и фото из книг:
Материал, фото и текст подготовила Т.М.Гурьева, ведущий библиограф ЦГБ им.А.Грина | |
Просмотров: 3333
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |