Главная » 2023 » Декабрь » 30 » «Серебряные нити. Таинства игры. Аделаида Герцык и ее дети: мемуары»
11:08
«Серебряные нити. Таинства игры. Аделаида Герцык и ее дети: мемуары»

«Серебряные нити. Таинства игры.  Аделаида Герцык и ее дети: мемуары»

К 150-летию со дня рождения Герцык Аделаиды Казимировны

Аделаида Герцык (16 февраля 1875 – июня 1925), поэтесса, переводчица и эссеист, принадлежала к кругу литераторов Серебряного века. 

Для культуры рубежа веков (вплоть до начала советского периода) Аделаида Герцык была значимой фигурой литературной жизни; ее любили и ценили многие, но мало кто тогда видел в ней самостоятельного и достойного признания и изучения автора. Слишком явным был служебный характер ее литературной деятельности. Прежде всего переводчик, профессиональный литератор, в поденном литературном труде она преследовала очень прагматические цели, а обширное прозаическое творчество было слишком непоследовательным. Советское время – время полного забвения поэтессы.

О ее жизни и творчестве специалисты заговорили в 90-е годы прошлого столетия благодаря обнародованию семейного архива, который многие годы хранит Татьяна Никитична Жуковская, внучка Аделаиды Казимировны Герцык. Геолог по образованию, в молодые годы Татьяна Никитична исходила многие заповедные тропы бывшего Советского Союза – Крым, Кавказ, Дальний Восток. Была сотрудником одного из институтов Ногинского научного центра в поселке Черноголовка. Впоследствии стала научным сотрудником музея Марины Цветаевой в Москве. Являясь хранительницей ценнейшего семейного архива Герцык-Жуковских, Татьяна Никитична много времени и сил потратила на то, чтобы сделать всеобщим достоянием творчество Аделаиды и Евгении Герцык. Её усилиями были изданы стихи, проза, воспоминания, переписка и другие материалы сестёр Герцык и других творческих личностей из их окружения. Татьяна Никитична является инициатором и одним из главных организаторов Международных Крымских Герцыковских чтений. Первые чтения состоялись в 1996 году в Судаке, в бывшем доме Аделаиды Герцык и Дмитрия Жуковского. Философы, литературоведы, читатели стали открывать для себя глубочайший мир сестёр Герцык и их культурное наследие. По словам философа Фёдора Степуна, «сёстры Герцык принадлежали к тем замечательным русским женщинам, для которых жить значило духовно гореть».

Аделаида Казимировна – талантливый поэт, прозаик и переводчик. Стихи Аделаиды Герцык называют по праву религиозными гимнами. Литературная деятельность А. Герцык началась с переводов Ницше и теоретика искусства Джона Рескина. В 1904–1908 годы в журнале символистов «Весы» Герцык публиковала рецензии на выходящие издания в рубрике «Новые книги». Ее поэтический дебют состоялся в 1907 году на страницах петербургского альманаха символистов «Цветник Ор. Кошница первая». 

Цветник Ор. Кошница первая. [И единственная]. Стихотворения Вячеслава Иванова, Константина Бальмонта, Федора Сологуба, Алексея Ремизова, Валерия Брюсова, Поликсены Соловьевой, Максимилиана Волошина, Владимира Пяста, Юрия Верховского, Александра Блока, Георгия Чулкова, Сергея Городецкого, Аделаиды Герцык, Маргариты Сабашниковой; Мистерия Михаила Кузьмина; Комедия Лидии Зиновьевой Аннибал, собранные издательством Оры / [Обл. ... рисовал Мстислав Добружинский]. - Санкт-Петербург : Оры, 1907. - 237 с.; 18.

В том же сборнике «Цветник Ор», где был помещен цикл стихов А. Герцык, Вяч. Иванов откликнулся на ее дебют стихотворением с тем же названием «Золот-ключ». Вяч. Иванов выстроил свой сонет как ответ, реакцию на ранние стихи А. Герцык. Вяч. Иванов усмотрел прообраз поэзии А. Герцык в вещей ворожбе и обозначил ее авторский образ именем Сивиллы. Современники прочно связали с личностью и стихами А. Герцык фигуру языческой пророчицы.

В 1908 году Аделаида Герцык вышла замуж за Дмитрия Евгеньевича Жуковского, ученого, издателя, переводчика философской литературы. С 1905 года Дмитрий Жуковский издавал в Петербурге журнал "Вопросы Жизни", в редакции которого сотрудничали: Н.Бердяев, С.Булгаков, Дм. Мережковский, Вяч. Иванов, А. Блок, А. Белый, Ф. Сологуб. Главным делом жизни Дмитрия Жуковского, по образованию биолога, было издание философской литературы. Им было выпущено более двадцати книг, в том числе "История новой философии" Куно Фишера, труды Ницше, статьи Владимира Соловьева. Аделаида Казимировна помогала ему, деятельно и много: переводами, правкой корректур, подбором материала. А их дом в Москве, в Кречетниковском переулке, стал знаменитым в начале 1910-х литературно-философским салоном.  

Сестры А. и Е. Герцык с Д. Е. Жуковским, 1908.

Герцык, Аделаида Казимировна. Стихотворения / Аделаида Герцык. - Санкт-Петербург : тип. А.С. Суворина, 1910. - 75 с.; 18.

В 1910 году в Петербурге вышел первый и единственный сборник стихов А. Герцык — «Стихотворения». Творческое наследие А. Герцык включает в себя не только стихи, но и прозу, которая автобиографична и глубоко психологична. О творчестве А. Герцык благожелательно отзывались выдающиеся современники ― Вяч. Иванов, М. Волошин, Б. Зайцев, К. Бальмонт,  В. Брюсов. 

В зимней Москве 1911 года, в квартире издателя Дмитрия Евгеньевича Жуковского в Кречетниковском переулке состоялась встреча трех поэтов, тогда только что выпустивших свои первые сборники: Волошина, Цветаевой и Аделаиды Герцык. Максимилиан Волошин слыл в Москве первооткрывателем талантов и, с восторженностью увлекающегося человека, немедленно привел 18-летнюю Марину Цветаеву знакомиться с хозяйкой и поэтессой -Аделаидой Казимировной Герцык- Жуковской.

Свой первый сборник стихов — "Волшебный фонарь" Марина Цветаева подарила Аделаиде Герцык, надписав на нём: "моей волшебной Аделаиде".. А ещё она вспоминала, что Аделаида в её жизни, не меньшее событие, чем Максимилиан Волошин..

Почти одновременно с Волошиным она поселилась в Крыму, и ее дом в Судаке сыграл не меньшую роль в истории русской поэзии Серебряного века, чем волошинский в Коктебеле. В 1880 году инженер Казимир Герцык, потомок польского дворянского рода, построил в Судаке дом. Начало культурной колонии положил родственник Герцыка, художник Лев Лагорио - первый ученик И. К. Айвазовского. В пристройке к дому он оборудовал мастерскую, где написал большинство своих полотен. 

Лидия Бердяева, Николай Бердяев, Аделаида Герцык, Евгения Герцык, Максимилиан Волошин, Любовь Жуковская (Судак, 1909 год).

В 1914 году Аделаида и Дмитрий начали строить в Судаке собственный дом, который стал крупным центром интеллектуальной жизни Восточного Крыма 

Дом Герцык и Жуковского. 1915 г.

Сестры Герцык с детьми и гостями на террасе нового дома, 1915

С весны 1917 года Аделаида Герцык не покидала Крым. Судак, где был построен дом для семьи, казался надежным убежищем от надвигавшейся грозы: уже три года шла Первая мировая война, уже ощущался голод и холод в зимней Москве, где обычно зимовали Герцыки-Жуковские. В те годы многие жители севера перебирались на юг, в поисках более спокойной жизни.

В 1919 году в Феодосии возникает литературно-артистический кружок со своим помещением в кафе-подвальчике на углу улиц Земской и Новой - ФЛАК. Инициатором его создания был актёр и режиссёр А. М. Самарин-Волжский. Членом этого кружка была и А. Герцык.:

Появлялись во "Флаке”, когда приезжали в Феодосию из соседнего Судака, поэтессы Аделаида Герцык, и Софья Парнок, и Анастасия Цветаева, родная сестра Марины Цветаевой. 

Э.Миндлин. Необыкновенные собеседники. - М., 1968. - С.7. 

Многим Крым казался тогда  спасением. Но вскоре появились тревожные симптомы: "Уже недели три Судак в руках большевиков - были вооруженные столкновения, аресты, обыски…  

Муж А. Герцык - Д. Е. Жуковский, который работал в то время профессором Симферопольского университета, работу потерял, попал в число лишенцев из-за своего происхождения, как и вся семья. Имение в Судаке было конфисковано новой властью. В январе 1921 года поэтесса была арестована и провела три недели в тюрьме Судака вместе с другими заключенными.

Результатом суровых испытаний стали «Подвальные стихи» и «Подвальные очерки». Глубоко символичен первый вариант названия — «Санаторий для души». Обитателей подвала одного за другим уводили на расстрел, но Герцык повезло. Следователь оказался утончённым любителем поэзии: он заставил Аделаиду записать «Подвальные стихи», обязательно с посвятительной надписью ему, и отпустил домой. Лишения подорвали здоровье Аделаиды. В 1925 году она умерла. Её похоронили в ставшем ей родным Судаке.

"И смерть пришла, но смерти не узнала, 
И растворилась в сумраке долин, 
В молчании полынных плоскогорий, 
В седых камнях Сугдейской старины", -

Так написал Волошин в стихотворном некрологе на смерть своего близкого друга в 1927 году.

 

Таинства игры. Аделаида Герцык и ее дети / Сост. и примеч. Т. Н. Жуковской. М., 2007. 544 с.

В качестве эпиграфа к своему эссе «Из мира детских игр» в 1906 году, опубликованном в журнале «Русская Школа», А. Герцык использует высказывание французского философа-позитивиста Ж.М. Гюйо: «Вдохновения и творчества нашей жизни подобает искать в детских играх». «И как нужно играть, — рассуждает автор, — чтобы из игры незаметно развернулась жизнь, как она развертывается из хорошей книги...».  Эссе А.К. Герцык стало программным произведением в русской литературе начала ХХ в., своего рода пособием по изучению детской психологии, проявляющейся в игровой практике, причем для большей убедительности своих выводов автор обращается к воспоминаниям о собственном детстве. Максимилиан Волошин писал:

«Несколько страничек Аделаиды Герцык, затерявшихся среди листов педагогического журнала, представляют литературное и психологическое событие, поставившее новую грань в нашем самопознании, к которой всегда придется возвращаться».

Представляемая книга - о поэтессе Серебряного века Аделаиде Герцык (1875 — 1925) и ее сыновьях Данииле (1909 — 1938) и Никите (1913 — 1995) Жуковских. Название «Таинства игры» взято из стихотворения Максимилиана Волошина «Аделаида Герцык».

...А физики напрасные законы
Лишали власти таинства игры.
Своих стихов прерывистые строки,
Свистящие, как шелест древних трав,
Она шептала с вещим напряженьем,
Как заговор от сглаза и огня...

 

В настоящей книге, как бы протянуты нити из начала ХХ века, времени, названного «Серебряным веком»  – в век «железный», как назвала советские времена Анна Ахматова, когда довелось жить детям Аделаиды Герцык.

Что найдет читатель в том издании:

Отношения матери и детей, художественная и философская проза членов семьи Герцык-Жуковских. Их стихи, мемуарные и автобиографические свидетельства, письма из домашнего архива и страницы детского рукописного журнала, чудом сохранившиеся в Рукописном отделе Российской государственной Библиотеки после ареста Даниила Жуковского, передают атмосферу Серебряного века и трагизм положения русской интеллигенции в 1920 — 1930-х гг.

По меркам того времени брак Аделаиды Герцык был поздним – ей было уже больше 30 лет.
Старший сын Даниил родился, когда ей не было 35 лет, в 1909 году, а младший, Никита, – четыре года спустя. После ранней смерти матери и ареста отца мальчики жили одни в Симферополе, что не помешало им получить образование.

«Эти мальчики просуществовали всю зиму, как птицы небесные: на все мои вопросы, как они питаются и т.п., он (Даниил) отвечал только восторгами по поводу Тютчева, Блока и т.д. А теперь узнаю, что они почти голодают. Такие они, Адины мальчики!» - пишет Евгения Герцык Максимилиану Волошину 19 мая 1929 года.


Вся кни­га по­свя­ще­на не толь­ко А. Герцык, но и её то­же весь­ма ода­рён­ным сы­но­вь­ям – Да­ни­и­лу (1909–1938) и Ни­ки­те (1913–1995). Каж­до­му из этих трех пер­со­на­жей по­свя­ще­на отдель­ная часть кни­ги. В кон­це её в ви­де при­ло­же­ния да­ны раз­лич­ные до­ку­мен­ты их би­о­гра­фий.

Один из разделов «Мать ― поэт — воспитатель» книги «Таинства игры. Аделаида Герцык и ее дети» отведен наследию А. Герцык; здесь опубликованы одна из первых статей А. Герцык «Из мира детских игр» и повесть «Неразумная». Эта статья интересна тем, что вносит существенный вклад в понимание творческого сознания А. Герцык ― «игровой» природы ее души. Иг­ра бы­ла для Аде­ла­и­ды Гер­цык глав­ным пе­да­го­ги­че­с­ким сред­ст­вом в де­ле не толь­ко об­ра­зо­ва­ния и куль­тур­но­го раз­ви­тия сво­их сы­но­вей, но и вос­пи­та­ния их во­ли. Вся­кую рас­хля­бан­ность, ду­шев­ную сму­ту и лень, под­ме­чен­ную в де­тях, она по­дав­ля­ла уп­рё­ком в от­сут­ст­вии в их жиз­ни твор­че­ст­ва. Где есть твор­че­ст­во (жиз­ни, на­уки, куль­ту­ры), там не мо­жет быть уны­ния и пра­зд­но­с­ти как ма­те­ри всех гре­хов. Это на­столь­ко проч­но во­шло в са­мый со­став лич­но­с­ти сы­но­вей, что ни­ка­кие жиз­нен­ные пе­ре­дря­ги не мог­ли вы­бить их из ко­леи. Да­ни­ил про­дол­жал тво­рить да­же в ор­лов­ской тюрь­ме, ку­да он был за­клю­чён за пуб­лич­ное (хоть и в ка­мер­ном кру­гу) чте­ние «за­пре­щён­ных» сти­хов дру­га се­мьи Во­ло­ши­на. В 1938 го­ду Да­ни­ил Жу­ков­ский был рас­ст­ре­лян. Все, что от него осталось - это чудом уцелевшие в архивах НКВД четыре клеенчатых тетради под общим названием "Мысли о детстве и младенчестве". Опубликованы они были  (частично) уже в 1990-е - сначала в журнале "Новый Мир", а потом в книге "Серебряные нити. Таинства игры. Аделаида Герцык и ее дети".

По­лу­чив­ший выс­шее ме­ди­цин­ское об­ра­зо­ва­ние и ста­рав­ший­ся дер­жать­ся по­даль­ше от сто­лиц, Ни­ки­та про­жил зна­чи­тель­но доль­ше бра­та. Он по­ста­рал­ся осу­ще­ст­вить се­бя в со­зда­нии друж­ной се­мьи со мно­же­ст­вом де­тей и вну­ков. Но был не чужд – по се­мей­ной тра­ди­ции – и куль­тур­ных, и ли­те­ра­тур­ных ин­те­ре­сов, о чём сви­де­тель­ст­ву­ют так­же публикуемые до­ку­мен­ты.

Из фондов Центральной городской библиотеки им. А. Грина

  1. Горюнова И. Аделаида Герцык о жизни творческой интеллигенции в послереволюционном Симферополе / И. Горюнова // "Серебряный век" в Крыму: взгляд из ХХI столетия : Материалы Седьмых Герцыковских чтений в г.Судаке 7-11 июня 2011 года. - Москва-Симферополь : Крымский центр гуманитарных исследований, 2013. - С. 5-15. - Библиогр. в конце ст.   

  2. Овчинкина И.В. Иван Александрович Ильин и сестры Герцык в пространстве Серебряного века / И.В. Овчинкина // "Серебряный век" в Крыму: взгляд из ХХI столетия : Материалы Седьмых Герцыковских чтений в г.Судаке 7-11 июня 2011 года. - Москва-Симферополь : Крымский центр гуманитарных исследований, 2013. - С. 22-41. - примеч. - С.37-41

  3. Пинаев, С. М. Детство как творчество (А.К.Герцык и М.А.Волошин) / С.М. Пинаев // "Серебряный век " в Крыму: взгляд из ХХI столетия. Материалы Седьмых Герцыковских чтений в г.Судаке 7-11 июня 2011 года. - Москва-Симферополь : Крымский центр гуманитарных исследований, 2013. - С. 50-57. - примеч. С.57.

  4. Родионова Н.А. Серебряный век в судьбах его творцов : Любовь Столица и Аделаида Герцык  / Н.А. Родионова, В.П. Гаристов // "Серебряный век" в Крыму: взгляд из ХХI столетия : Материалы Седьмых Герцыковских чтений в г.Судаке 7-11 июня 2011 года : Таврический национальный университет, 2013. - С. 69-81. - Библиогр. в конце ст. 

  5. Филимонов, С. Б. "Вел антисоветскую агитацию" (Дело Д. Е. Жуковского) / С. Б. Филимонов // Тайны крымских застенков : документальные очерки о жертвах политических репрессий в Крыму в 1920 - 1940-е гг. . - Симферополь : Бизнес-Информ, 2007. - С. 68-70. 

  6. Филимонов, С. Б. Дела прототипов "Подвальных очерков" А. К. Герцык [Текст] / С. Б. Филимонов // Тайны крымских застенков : документальные очерки о жертвах политических репрессий в Крыму в 1920 - 1940-е гг. . - Симферополь : Бизнес-Информ, 2007. - С. 211-239.  

Категория: Книги о писателях и поэтах | Просмотров: 87 | Добавил: Epicfails | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar