11:08 «Серебряные нити. Таинства игры. Аделаида Герцык и ее дети: мемуары» |
«Серебряные нити. Таинства игры. Аделаида Герцык и ее дети: мемуары»К 150-летию со дня рождения Герцык Аделаиды КазимировныАделаида Герцык (16 февраля 1875 – июня 1925), поэтесса, переводчица и эссеист, принадлежала к кругу литераторов Серебряного века. Для культуры рубежа веков (вплоть до начала советского периода) Аделаида Герцык была значимой фигурой литературной жизни; ее любили и ценили многие, но мало кто тогда видел в ней самостоятельного и достойного признания и изучения автора. Слишком явным был служебный характер ее литературной деятельности. Прежде всего переводчик, профессиональный литератор, в поденном литературном труде она преследовала очень прагматические цели, а обширное прозаическое творчество было слишком непоследовательным. Советское время – время полного забвения поэтессы. О ее жизни и творчестве специалисты заговорили в 90-е годы прошлого столетия благодаря обнародованию семейного архива, который многие годы хранит Татьяна Никитична Жуковская, внучка Аделаиды Казимировны Герцык. Геолог по образованию, в молодые годы Татьяна Никитична исходила многие заповедные тропы бывшего Советского Союза – Крым, Кавказ, Дальний Восток. Была сотрудником одного из институтов Ногинского научного центра в поселке Черноголовка. Впоследствии стала научным сотрудником музея Марины Цветаевой в Москве. Являясь хранительницей ценнейшего семейного архива Герцык-Жуковских, Татьяна Никитична много времени и сил потратила на то, чтобы сделать всеобщим достоянием творчество Аделаиды и Евгении Герцык. Её усилиями были изданы стихи, проза, воспоминания, переписка и другие материалы сестёр Герцык и других творческих личностей из их окружения. Татьяна Никитична является инициатором и одним из главных организаторов Международных Крымских Герцыковских чтений. Первые чтения состоялись в 1996 году в Судаке, в бывшем доме Аделаиды Герцык и Дмитрия Жуковского. Философы, литературоведы, читатели стали открывать для себя глубочайший мир сестёр Герцык и их культурное наследие. По словам философа Фёдора Степуна, «сёстры Герцык принадлежали к тем замечательным русским женщинам, для которых жить значило духовно гореть». Аделаида Казимировна – талантливый поэт, прозаик и переводчик. Стихи Аделаиды Герцык называют по праву религиозными гимнами. Литературная деятельность А. Герцык началась с переводов Ницше и теоретика искусства Джона Рескина. В 1904–1908 годы в журнале символистов «Весы» Герцык публиковала рецензии на выходящие издания в рубрике «Новые книги». Ее поэтический дебют состоялся в 1907 году на страницах петербургского альманаха символистов «Цветник Ор. Кошница первая».
В том же сборнике «Цветник Ор», где был помещен цикл стихов А. Герцык, Вяч. Иванов откликнулся на ее дебют стихотворением с тем же названием «Золот-ключ». Вяч. Иванов выстроил свой сонет как ответ, реакцию на ранние стихи А. Герцык. Вяч. Иванов усмотрел прообраз поэзии А. Герцык в вещей ворожбе и обозначил ее авторский образ именем Сивиллы. Современники прочно связали с личностью и стихами А. Герцык фигуру языческой пророчицы. В 1908 году Аделаида Герцык вышла замуж за Дмитрия Евгеньевича Жуковского, ученого, издателя, переводчика философской литературы. С 1905 года Дмитрий Жуковский издавал в Петербурге журнал "Вопросы Жизни", в редакции которого сотрудничали: Н.Бердяев, С.Булгаков, Дм. Мережковский, Вяч. Иванов, А. Блок, А. Белый, Ф. Сологуб. Главным делом жизни Дмитрия Жуковского, по образованию биолога, было издание философской литературы. Им было выпущено более двадцати книг, в том числе "История новой философии" Куно Фишера, труды Ницше, статьи Владимира Соловьева. Аделаида Казимировна помогала ему, деятельно и много: переводами, правкой корректур, подбором материала. А их дом в Москве, в Кречетниковском переулке, стал знаменитым в начале 1910-х литературно-философским салоном. Сестры А. и Е. Герцык с Д. Е. Жуковским, 1908. Герцык, Аделаида Казимировна. Стихотворения / Аделаида Герцык. - Санкт-Петербург : тип. А.С. Суворина, 1910. - 75 с.; 18. В 1910 году в Петербурге вышел первый и единственный сборник стихов А. Герцык — «Стихотворения». Творческое наследие А. Герцык включает в себя не только стихи, но и прозу, которая автобиографична и глубоко психологична. О творчестве А. Герцык благожелательно отзывались выдающиеся современники ― Вяч. Иванов, М. Волошин, Б. Зайцев, К. Бальмонт, В. Брюсов. В зимней Москве 1911 года, в квартире издателя Дмитрия Евгеньевича Жуковского в Кречетниковском переулке состоялась встреча трех поэтов, тогда только что выпустивших свои первые сборники: Волошина, Цветаевой и Аделаиды Герцык. Максимилиан Волошин слыл в Москве первооткрывателем талантов и, с восторженностью увлекающегося человека, немедленно привел 18-летнюю Марину Цветаеву знакомиться с хозяйкой и поэтессой -Аделаидой Казимировной Герцык- Жуковской. Свой первый сборник стихов — "Волшебный фонарь" Марина Цветаева подарила Аделаиде Герцык, надписав на нём: "моей волшебной Аделаиде".. А ещё она вспоминала, что Аделаида в её жизни, не меньшее событие, чем Максимилиан Волошин.. Почти одновременно с Волошиным она поселилась в Крыму, и ее дом в Судаке сыграл не меньшую роль в истории русской поэзии Серебряного века, чем волошинский в Коктебеле. В 1880 году инженер Казимир Герцык, потомок польского дворянского рода, построил в Судаке дом. Начало культурной колонии положил родственник Герцыка, художник Лев Лагорио - первый ученик И. К. Айвазовского. В пристройке к дому он оборудовал мастерскую, где написал большинство своих полотен. Лидия Бердяева, Николай Бердяев, Аделаида Герцык, Евгения Герцык, Максимилиан Волошин, Любовь Жуковская (Судак, 1909 год). В 1914 году Аделаида и Дмитрий начали строить в Судаке собственный дом, который стал крупным центром интеллектуальной жизни Восточного Крыма Дом Герцык и Жуковского. 1915 г. Сестры Герцык с детьми и гостями на террасе нового дома, 1915 С весны 1917 года Аделаида Герцык не покидала Крым. Судак, где был построен дом для семьи, казался надежным убежищем от надвигавшейся грозы: уже три года шла Первая мировая война, уже ощущался голод и холод в зимней Москве, где обычно зимовали Герцыки-Жуковские. В те годы многие жители севера перебирались на юг, в поисках более спокойной жизни. В 1919 году в Феодосии возникает литературно-артистический кружок со своим помещением в кафе-подвальчике на углу улиц Земской и Новой - ФЛАК. Инициатором его создания был актёр и режиссёр А. М. Самарин-Волжский. Членом этого кружка была и А. Герцык.:
Многим Крым казался тогда спасением. Но вскоре появились тревожные симптомы: "Уже недели три Судак в руках большевиков - были вооруженные столкновения, аресты, обыски… Муж А. Герцык - Д. Е. Жуковский, который работал в то время профессором Симферопольского университета, работу потерял, попал в число лишенцев из-за своего происхождения, как и вся семья. Имение в Судаке было конфисковано новой властью. В январе 1921 года поэтесса была арестована и провела три недели в тюрьме Судака вместе с другими заключенными. Результатом суровых испытаний стали «Подвальные стихи» и «Подвальные очерки». Глубоко символичен первый вариант названия — «Санаторий для души». Обитателей подвала одного за другим уводили на расстрел, но Герцык повезло. Следователь оказался утончённым любителем поэзии: он заставил Аделаиду записать «Подвальные стихи», обязательно с посвятительной надписью ему, и отпустил домой. Лишения подорвали здоровье Аделаиды. В 1925 году она умерла. Её похоронили в ставшем ей родным Судаке. "И смерть пришла, но смерти не узнала, Так написал Волошин в стихотворном некрологе на смерть своего близкого друга в 1927 году.
Таинства игры. Аделаида Герцык и ее дети / Сост. и примеч. Т. Н. Жуковской. М., 2007. 544 с.В качестве эпиграфа к своему эссе «Из мира детских игр» в 1906 году, опубликованном в журнале «Русская Школа», А. Герцык использует высказывание французского философа-позитивиста Ж.М. Гюйо: «Вдохновения и творчества нашей жизни подобает искать в детских играх». «И как нужно играть, — рассуждает автор, — чтобы из игры незаметно развернулась жизнь, как она развертывается из хорошей книги...». Эссе А.К. Герцык стало программным произведением в русской литературе начала ХХ в., своего рода пособием по изучению детской психологии, проявляющейся в игровой практике, причем для большей убедительности своих выводов автор обращается к воспоминаниям о собственном детстве. Максимилиан Волошин писал:
Представляемая книга - о поэтессе Серебряного века Аделаиде Герцык (1875 — 1925) и ее сыновьях Данииле (1909 — 1938) и Никите (1913 — 1995) Жуковских. Название «Таинства игры» взято из стихотворения Максимилиана Волошина «Аделаида Герцык». ...А физики напрасные законы В настоящей книге, как бы протянуты нити из начала ХХ века, времени, названного «Серебряным веком» – в век «железный», как назвала советские времена Анна Ахматова, когда довелось жить детям Аделаиды Герцык. Что найдет читатель в том издании:
По меркам того времени брак Аделаиды Герцык был поздним – ей было уже больше 30 лет.
Один из разделов «Мать ― поэт — воспитатель» книги «Таинства игры. Аделаида Герцык и ее дети» отведен наследию А. Герцык; здесь опубликованы одна из первых статей А. Герцык «Из мира детских игр» и повесть «Неразумная». Эта статья интересна тем, что вносит существенный вклад в понимание творческого сознания А. Герцык ― «игровой» природы ее души. Игра была для Аделаиды Герцык главным педагогическим средством в деле не только образования и культурного развития своих сыновей, но и воспитания их воли. Всякую расхлябанность, душевную смуту и лень, подмеченную в детях, она подавляла упрёком в отсутствии в их жизни творчества. Где есть творчество (жизни, науки, культуры), там не может быть уныния и праздности как матери всех грехов. Это настолько прочно вошло в самый состав личности сыновей, что никакие жизненные передряги не могли выбить их из колеи. Даниил продолжал творить даже в орловской тюрьме, куда он был заключён за публичное (хоть и в камерном кругу) чтение «запрещённых» стихов друга семьи Волошина. В 1938 году Даниил Жуковский был расстрелян. Все, что от него осталось - это чудом уцелевшие в архивах НКВД четыре клеенчатых тетради под общим названием "Мысли о детстве и младенчестве". Опубликованы они были (частично) уже в 1990-е - сначала в журнале "Новый Мир", а потом в книге "Серебряные нити. Таинства игры. Аделаида Герцык и ее дети". Получивший высшее медицинское образование и старавшийся держаться подальше от столиц, Никита прожил значительно дольше брата. Он постарался осуществить себя в создании дружной семьи со множеством детей и внуков. Но был не чужд – по семейной традиции – и культурных, и литературных интересов, о чём свидетельствуют также публикуемые документы. Из фондов Центральной городской библиотеки им. А. Грина
Подготовила Т. Гурьева, главный библиограф ЦГБ им. А. Грина |
|
Всего комментариев: 0 | |