Главная » Статьи » Прошлое Феодосии |
Архитектура Екатерининской набережной в Феодосии начала ХХ века
В начале ХХ столетия в архитектуре крымских городов распространилось течение, носящее название модерн, который первенствовал в стилистике идейно-художественных процессов, духовных и материальных потребностях эпохи. С другой стороны, учитывая зависимость модерна от заказчика часто присутствует провинциальный эклектизм стилевых элементов с напластовыванием восточных или классических традиций, что говорит о мещанском или, по крайней мере, - региональном вкусе их заказчиков. В это время в северной части Феодосии появляется новый фешенебельный район, состоящий из особняков крупнейших представителей местной буржуазии.
В книге Ю.С.Асеева и Г.А.Лебедева "Архитектура Крыма" (Киев, 1961) читаем: "Своеобразна застройка начала ХХ в. набережной Феодосии с особняками буржуазии, завершающаяся претенциозным по форме дворцом табачного фабриканта Стамболи, построенным в мавританском стиле" (с.34). Конец XIX – начало XX века – это переломный этап двух противоборствующих эпох – уходящей старой школы академическо-демократического направления и выходящей на мировую арену новой эпохи – эпохи символов, сильных страстей и неординарных личностей, эпохи Серебряного века. К 1804 году относится разработка первого генерального плана Феодосии. Однако только после постройки порта в городе началось крупное городское строительство. Разбогатевшее купечество стало закупать земельные участки вдоль берега моря и за его чертой. В течение нескольких лет около Феодосии вырос новый район, состоявший из больших особняков, вилл и дач, построенных хлеботорговцами, фабрикантами, помещиками. На многих из дач сдавались помещения (цена комнаты - 30, 40 и до 100 руб в месяц). Дача табачного фабриканта Иосифа Стамболи является визитной карточкой Феодосии. Однозначного мнения относительно авторства проекта дачи Стамболи нет, поскольку не сохранились соответствующие документы. По имеющимся данным, создателем образа усадьбы может быть специально приглашенный архитектор Отто Вагнер из Австрии или петербургский архитектор Оскар Эмильевич Вегенер. Дача Стамболи представляет собой ассиметричную композицию двухэтажных объемов, завершающихся куполами. Причудливость строения подчеркивается арочными галереями и четырехъярусной башней, удачно сочетающимися с мавританскими мотивами оформления здания. Во втором томе "Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР: Иллюстрированный справочник-каталог" (Киев, 1985) читаем: "Сооружение каменное, двухэтажное, с четырехярусной башней, увенчано декоративными куполами. Удачно найденные объемы, чередование разных по величине куполов, башни создают красивый силуэт. План здания сложный, планировка анфиладная, помещения формируются с трех сторон вестибюля. В художественной отделке интерьеров широко применены лепка, керамика, дерево, чеканка, естественный камень. Особенно интересен вестибюль и зимний сад". В Каталоге видовых открыток Феодосии (1899-1918 гг.) "Поклон из Феодосии", изданном в Феодосийским музеем денег (А.Олещук) в 2005 г.: "...материал привозили из-за границы. Не менее интересна ограда особняка. Изящная резьба по камню знаменитого каменщика Фока Яни - шедевр европейского искусства. Во дворе большой сад. Отдельно стоял домик садовника. Строительство дачи обошлось в огромную по тем временам сумму - 1 млн. 100 тыс. рублей золотом". В стиле модерн выполнены дачи "Виктория" и "Милос". Дача "Милос" построена по проекту московского архитектора М.Ф. Пискунова для феодосийского промышленника Ибрагима Самойловича Крыма в 1911 г. Представляем открытки из уникального Каталога видовых открыток "Поклон из Феодосии" А.Олещука (с.50, 51), изданного тиражом всего 1000 экз. С этим альбомом можно познакомиться в Центральной городской библиотеке им.А.Грина. Дача несет в себе стиль модерн с элементами неоклассицизма: древнегреческие кариатиды, статуи, бюсты античных героев во внутреннем дворике, мраморные фонтаны. В круглой ротонде стоит точная копия статуи Венеры Милосской - богини красоты. Из-за этой скульптуры эта дача Крыма и получила свое название. Статуя Венеры Милосской, творение Александра (II в. до н.э.), извлеченная со дна Эгейского моря, хранится в Парижском Лувре. В Гражданскую войн статуя была утрачена. Долгое время беседка пустовала, только в 1970 г. феодосийский скульптор Борис Лец изваял копию Венеры, которая и украшает в настоящее время дачу. Дача "Виктория" (есть у нее и еще одно имя - "Отрада") вызывает достаточно странные ощущения: гремучая смесь архитектурных стилей - восточные мотивы в соединении с романскими, испано-мавританскими, ренесансными и античными.
Дача «Отрада» была построена в Феодосии в 1912-1914 году по проекту известного ялтинского архитектора Николая Петровича Краснова для еще одного представителя караимской семьи Крымов - Абрама Ароновича Крыма. Об этом уникальном сооружении говорят, что правильнее будет сказать, что в ней выражен сам дух мышления его творца. Дача "Модерн" построена по проекту М.Ф.Пискунова в 1909-1914 гг. для Исаака Вениаминовича Стамболи.
Здание сильно пострадало в декабре 1941 года во время высадки Феодосийского десанта от артиллерийского обстрела. Восстановлено здание в 1952 году по проекту архитектора Б.Юдина с переработкой внешнего вида. Материал написан по изданиям, хранящимся в фонде читального зала Центральной городской библиотеки им.А.Грина:
Текст, фото, библиографию подготовила Т. Гурьева, ведущий библиограф ЦГБ им.А.Грина | |
Просмотров: 3609 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0 | |