Главная » Статьи » Прошлое Феодосии

Его Величество Экслибрис : Гриновская тема на экслибрисах. 565 лет книжному знаку

Его Величество Экслибрис - 565 лет книжному знаку

Гриновская тема на экслибрисах из фонда ЦГБ им. А. Грина

Экслибрис — это книжный знак, который удостоверяет владельца книги. Обычно он наклеивается или проставляется на внутреннюю сторону переплета или на корешок книги. Экслибрис может содержать имя и фамилию владельца, его герб, указание на его профессию и другие важные моменты. Экслибрисы появились в далёком Средневековье. Некоторые из них являются художественными произведениями, за счет чего повышают стоимость, ценность книги, а сами они становятся предметами коллекционирования.

Экслибрисы зародились из владельческих и дарственных надписей на книгах. Само название образовано транскрипцией латинского выражения «ex libris» — «из книг...» Первый в мире экслибрис появился пять столетий назад — в 1460 году. 

Экслибрисы — маленькие шедевры, спрятанные в книгах.

Экслибрис мог содержать фамилию коллекционера или название библиотеки, монастыря, а также герб, символическое изображения животных, витиеватые орнаменты и другие декоративные элементы. Знаки эти выполняются художниками в технике гравюры на дереве, линолеуме, пластике, металле, оргстекле; есть также рисунки пером, тушью (с последующим цинкографированием).

Ещё в рукописных экземплярах переписчики собственноручно помечали, кому принадлежит книга. В средневековых манускриптах можно найти слова «Эта книга моя»: в своем роде удостоверение личности владельца и предупреждение всем, кто захочет присвоить томик. Иногда вплоть до проклятия: «Тот, кто украдет мою книгу, закончит плохо». 

Родиной уникального книжного знака считают Германию, где был изобретён первый печатный станок. Тогда экслибрис стал представлять собой книжный ярлык с печатным изображением, который наклеивали во внутреннюю часть книги, на форзац, или проставляли печатью. Изображение могло быть нанесено и на лицевую сторону. Так появился суперэсклибрис — знак или герб, оттиснутый на обложке. 

Первым гравированным экслибрисом в Европе считается гербовый знак рыцаря Бернгарда фон Рорбаха, выполненный в 1460 году немецким гравером Бартелем Шеном. В XVI веке над экслибрисом работали такие выдающиеся мастера как Альбрехт Дюрер, Лукас Кранах Старший и Ханс Гольбейн Младший. В 1555 году экслибрис появился в Италии, через два десятилетия - в Англии и во Франции, а в 1595 году - в Швеции. С эволюцией книги изменялся и ее ровесник и постоянный спутник - экслибрис. Искусство экслибриса прошло многовековой путь от возникновения книгопечатания до наших дней. Начав свою историю в качестве наклейки на книгу, указывающей на ее владельца, экслибрис - вид графического искусства стал произведением графики, органически соединившимся с книгой.

Среди именитых клиентов Западной Европы, владельцев библиотек, стоит назвать Гете, Вагнера, Диккенса, Рильке, и это тоже лишь малая часть великих имен.

В России печатный экслибрис появился почти через 250 лет после его появления в Западной Европе. Предыстория его особо интересна. В средние века в России единственным способом обозначения рукописной книги были надписи такого рода «Сия книга попа Родиона Сидорова, сына грешного и недостойного», или «Книга Господня, глаголемая Летописец, суздальца Ивана Федорова…», или «Сия книга иерея Дмитрия». Древнейший русский экслибрис — нарисованный от руки книжный знак игумена Досифея, обнаруженный в книгах Соловецкого монастыря за 1493—1494 годы.

С возникновением книгопечатания в России начали появляться тисненные на переплете или корешке книги художественные изображения родовых гербов и надписей. Их называли «суперэкслибрисами» (по латыни «super» - сверху). Таким первым суперэкслибрисом считают оттиснутый на переплете первопечатного «Апостола» Ивана Федорова государственный герб и надпись о принадлежности книги царю Ивану IV - «Иоанн божиею милостию господарь царь и великий князь всея Руси». Но суперэкслибрисы не получили у нас распространения, так как исполнение их на переплетах стоило крайне дорого. Они были вытеснены с появлением бумажного книжного знака. Бытовавшие в Западной Европе печатные экслибрисы были охотно приняты в России, так как почва была подготовлена вкладными записями, рисованными экслибрисами и суперэкслибрисами.

Только при Петре I появляются российские собиратели книг, создаются первые частные библиотеки. поставленное Петром I целиком на службу преобразования страны русское книгопечатание приобретает ярко выраженный светский характер. Многие представители высших кругов дворянства становятся владельцами книжных собраний. Страсть к собирательству, свойственная Петру I, положила начало многим российским музеям, в том числе и Кунсткамере. Он имел библиотеку, в которой насчитывалось около двух тысяч книг. После его кончины она проступила в библиотеку Петербургской Академии наук. Некоторые книги из своего собрания царь отмечал суперэкслибрисом, оттиснутым на кожаном переплете по латыни «Петр Первый. Царь Московский» и герб в овале, а на нижней крышке переплета «1718 год» и снова герб. Одними из первых собирателей из светских лиц были современники Петра I: сын Петра - царевич Алексей; светлейший князь А. Д.Меншиков; дипломат граф А.А.Матвеев; вице-канцлер П. П.Шафиров; князь Д. М.Голицын, фельдмаршал Я. В.Брюс; лейб-медик Петра I Роберт Арескин и организатор горнометаллургического производства в России А. А.Виниус. В  XVIII веке видные русские граверы экслибрисами практически не занимались, здесь со времен Петра I творили в основном иностранцы, Имена создателей русских гербовых экслибрисов XVIII века до нас не дошли.

XIX век вносит в экслибрис долю прагматичности. Индивидуальный знак принадлежности владельцу становится простой формальной этикеткой. На таком ярлыке можно было указать номер книги и её местоположение. Вместо наклейки изображения начали использовать оттиск штампа. А лишённый декоративности герб стал выглядеть схематично и просто. Но на рубеже XIX-XX веков одновременно с расцветом домашних библиотек вновь разгорается интерес к созданию витиеватых и ни на что не похожих экслибрисов. Художники ищут новые средства выразительности и в том числе обращаются к графике. К созданию печатного книжного знака подходили как к особому искусству. Особенно в этом преуспели Михаил Врубель, Константин Сомов, Александр Бенуа, Виктор Васнецов и другие известные художники.

По форме художественного книжного знака выделяют портретные, пейзажные, юмористические экслибрисы. Причем на рисунке может изображаться портрет не только владельца, но и любимого писателя.

17 ноября 1965 г.  по просьбе жителей Феодосии Первой городской библиотеке было присвоено имя Александра Грина в ознаменование 85-летия со дня рождения писателя-романтика, жившего и создавшего в "городе нежных акварельных тонов" свои лучшие романы. Феодосийский художник Степан Иванович Малышев создал экслибрис (размещен вверху статьи) для библиотечного фонда Центральной городской библиотеки им. А. Грина. 

Но кроме этого в фонде читального зала Центральной городской библиотеки хранятся 30 экслибрисов, которые в середине прошлого века передали библиотеке художники и коллекционеры из разных городов Советского Союза. На многих миниатюрах есть автограф художника. 

"Потребность необычайного — может быть, самая сильная после сна, голода и любви". 

А. Грин. Корабли в Лиссе.

Автор экслибриса "Гриновское собрание Стефана Романенко" - Художник Николай Георгиевич Стрижак.

Николай Стрижак (31 марта 1926, Запорожье — 27 декабря 2003, Санкт-Петербург) — художник-график, искусствовед, военный инженер, педагог и журналист. Закончил Ленинградскую военно-воздушную академию им. А. Ф. Можайского (1954), а выйдя в отставку, окончил факультет журналистики ЛГУ (1976) и учился в ЛИЖСА им. И. Е. Репина (1969-1974). Член Союза художников СССР (1976) и Союза журналистов СССР. Наибольшую известность получил как создатель около 500 экслибрисов, автор сюит книжных знаков на литературные темы. Широкую известность получили его альбомы «Мифы и легенды в экслибрисе», «10 и 12 сюжетов по Н. Гоголю в экслибрисе», «Пушкиниана в экслибрисе», «Фридрих Шиллер в экслибрисе», «„Слово о полку Игореве“ в экслибрисе», «Евгений Онегин» и другие.

Автор книжного знака "Ex Libris  И. С." - художник Николай Георгиевич Стрижак.

Стрижак, Н. Экслибрис любимого писателя : А.Грин / Н. Стрижак // Победа. - 1973. - 27 дек. - С. 4. Держатель документа: Феодосийская Центральная городская библиотека им. А. Грина : 298100, Россия, Республика Крым, г. Феодосия, ул. Кирова, 2

"Но есть не меньшие чудеса: улыбка, веселье, прощение, и - вовремя сказанное, нужное слово. Владеть этим - значит владеть всем".

А. Грин, Алые паруса

Автор экслибриса "Из книг Романенко С. А." - художник-любитель Михаил Андреевич Паньков, г. Сочи, 1974

Стефан Романенко внесен в аналог книги рекордов Гиннесса среди библиофилов , как владелец самой большой коллекции экслибрисов среди рабочих в мире (!).
Заказанные и разработанные им экслибрисы, воплощенные в гравюры самыми известными художниками - граверами 60-х - 80-х годов 20 века, сейчас попадают в международные выставки ( последняя - в 2017 году, в Испании, посвященная творчеству Сервантеса), музеи и библиотеки ( пушкинская библиотека и др.).

Он ушел из жизни 9 декабря 2018 года, известного как единственного в мире владельца личных книжных знаков - экслибрисов (около 400 знаков со словосочетанием «Из книг С А. Романенко»), а также уникальной библиотеки об истории мировой классической и книжной культуры.

"Очаровательная свежесть старых книг подобна вину".

А. Грин. Блистающий мир 

Автор экслибриса "Из книг Стефана Романенко" - художник-любитель Татьяна Алексеевна Волонцевич, г. Красноярск, 1968. 

Стефан Александрович Романенко с 1952 года проживал в Алчевске, работал формовщиком-литейщиком на меткомбинат, откуда и ушел на заслуженный отдых. Но было увлечение, которому он посвятил свою жизнь, все свои сбережения расходовал на формирование личной библиотеки, создавал для своего собрания экслибрисы.
Как-то, читая книгу В .Г. Лидина «Друзья мои — книги», Стефан Романенко встретил это необычное слово, которое взволновало и заинтересовало. А в 1966 году московский художник Николай Лапшин, ученик знаменитого В.А. Фаворского, изготовил для алчевца первый в его жизни книжный знак, отображающий профессию и увлечение. Потом для него, по его сюжетам и рисункам, самые известные советские и зарубежные художники-графики исполняли личные знаки книголюба, ставшего к этому времени известным в Советском Союзе библиофилом.
Известный книголюб, член Ассоциации личных библиотек Великобритании, ответственный секретарь английского Общества экслибрисистов, редактор «Журнала книжного знака», вице-президент Международной ассоциации обществ экслибрисистов, профессор Лондонского университета Уильям Батлер в книге о мировом библиофильстве запечатлел нашего алчевца как уникального экслибрисиста из числа рабочих.
До 1995 года в выставочных экспозициях, организованных во многих городах бывшего Советского Союза, были экслибрисы Стефана Романенко. А сам алчевец получал грамоты, сувениры, медали. В Алчевск шли письма из многих городов СССР, адресованные С.Романенко. О нем писали лучшие общественные, книговедческие, даже политические издания Советского Союза, пресса стран Европы и Азии. Его книжные знаки выставлены в постоянной экспозиции единственном музее экслибриса в Москве.

"Природа обычно ставит противовес безобразию человека в самих чувствах его; если хотя что-нибудь хорошо у обойденного привлекательностью, - глаза, ноги, волосы или голос, ему часто довольно и этого утешения". 

А. Грин. Джесси и Моргиана

Автор экслибриса "Из книг Л. Н. Строковского" - художник Мощенко В. Ф., г. Саратов, 1979

Саратовский художник Василий Фёдорович Мощенко (1908-1984) окончил театрально-декоративное отделение Саратовского художественного училища. Участник Великой Отечественной войны, после которой стал работать в художественном музее им. А.Н. Радищева. Занимался оформлением декораций для театров. Принимал участие в различных выставках живописи и графики не только в Саратове, но и в других городах СССР. С 1967 года Василий Фёдорович член Союза Художников. Художник успешно занимался классическим офортом, экслибрисами.

Строковский (Строков, Леонидов) Леонид Николаевич (1906–1985) - журналист, автор книг о Харьковщине, член клуба экслибрисистов (г. Харьков).

 

"А насчет алых парусов думай, как я: будут тебе алые паруса".

А. Грин. Алые паруса

Автор книжного знака "Памяти А. Грина. Ex Libris А. А. Аквилева" - художник А. Аносов, г. Иркутск, 1980.

Аквилев Анатолий Александрович (14 марта 1923, г. Агрыз Татарской АССР — 1985, Ленинград) — поэт, переводчик, фронтовик. 

Анатолий Иванович Аносов (г. Улан-Удэ, Бурятская АССР, 1936-2016) - художник-график, живописец и педагог.

С 1959 по 1964 учился в Иркутском художественном училище у Г. В. Богданова и М. Д. Воронько, с 1964 по 1970 – в Московском полиграфическом институте на отделении художественного оформления и печатной продукции у П.Г. Захарова и Р.Т. Алеева. Член Союза художников РФ с 1975. С 1973 по 1978 преподавал в Иркутском училище искусств на декоративном и педагогическом отделениях, среди его учеников – А. Дугарова, А. Маклыгин. С 1959 года (почти 60 лет) сотрудничал с Восточно-Сибирским книжным издательством, оформил около 300 книг. Главная сфера деятельности А.И. Аносова – книжная графика, им оформлено около 200 книг. 

Важным разделом творчества А. И. Аносова также является экслибрис (всего их создано более 200), они экспонировались на многих отечественных и зарубежных выставках и принесли художнику заслуженный авторитет.

"А вдруг? - сказал кто-то, подразумевая этим, что нет пределов открытиям".

А. Грин. Блистающий мир

Автор экслибриса "Памяти А. Грина. из книг А. Иваненко" - художник Голяховский Евгений Николаевич, г. Москва, 1970 г.

Корабль, плывущий в бушующем море со спущенными парусами. Надпись: "Из книг А. Иваненко/Памяти/А. Грина". Монограмма автора.

Иваненко Анатолий Филиппович, 1911-1975. Московский клуб экслибрисистов.

Голяховский Евгений Николаевич (1902-1971) первоначальное художественное образование получил в Художественном техникуме в Краснодаре. В 1936-1937 годах занимался гравюрой у В. А. Фаворского. В 1940 году окончил Московский государственный художественный институт имени В. И. Сурикова, где учился у А. И. Кравченко и И. Э. Грабаря. Работал в области иллюстрирования и оформления книги, а также в станковой гравюре. Участник Великой Отечественной войны.

Иллюстрировал русскую классику. Был дружен с Маяковским, Хлебниковым, Митуричем, Синяковой, но в творчестве тяготел к художникам «Мира искусств». В двадцатых годах прошлого столетия Голяховский эмигрировал в Чехословакию и возвратился лишь в начале тридцатых. С 1936 по 1937 гг. занимался гравюрой у В. А. Фаворского. Член Союза художников. Автор многочисленных экслибрисов, способствовал возрождению искусства экслибриса в 1960-х гг. Первый экслибрис создал в 1929 году, а всего им исполнено около 200 книжных знаков в технике ксилографии. Экслибрисы художника экспонировались на отечественных и зарубежных выставках. Его книжные знаки романтичны. Голяховский создал экслибрисы многим русским писателям и поэтам, искусствоведам, музыкантам, коллекционерам, Государственному Эрмитажу и своим коллегам и друзьям, (в том числе М. Цветаевой и В. Лившицу).

Работы Голяховского маслом очень редки, в основном написаны им перед эмиграцией или в эмиграции и имеют высокую художественную и коллекционную ценность.

 

"Всё, что неожиданно изменяет нашу жизнь, — не случайность. Оно — в нас самих и ждет лишь внешнего повода для выражения действиям".

А. Грин. Дорога никуда

Автор экслибриса "Из книг Е. Лейченкова" - Козловский Константин Степанович, художник-график, ксилограф, 1966.

Изображен силуэт сидящей девушки среди цветов с раскрытой книгой, за заднем плане - парусник. Надпись "Из книг/Е. Лейченкова"

Козловский Константин Степанович (1905–1975) родился в г. Киеве. Учился в Киевском художественно-индустриальном техникуме, затем в Киевском художественном институте. Иллюстрировал и оформлял произведения русских и украинских писателей и поэтов (преимущественно гравюрами на дереве). В 1930-е гг. был репрессирован, реабилитирован в 1958 г. Создал свыше 300 экслибрисов.

"Никогда не бойся ошибаться — ни увлечений, ни разочарований бояться не надо".

А. Грин. Дорога никуда

Автор - экслибриса "Из книг А. А. Аквилева" - Козловский Константин Степанович (1905–1975) - художник-график, ксилограф.

Аквилев Анатолий Александрович (14 марта 1923, г. Агрыз Татарской АССР — 1985, Ленинград) — поэт, переводчик, фронтовик. 

 

"…введите в свою жизнь тот мир, блестки которого уже даны вам щедрой, тайной рукой. Помните, что страх уничтожает реальность, рассекающую этот мир, подобно мечу в не окрепших еще руках".

          А. Грин. Блистающий мир

Автор книжного знака "ExLibris Н. П. Пухликовой"- художник Кузнецова Евгения Ивановна (1921-2009), город Пятигорск, 1970

На экслибрисе Н. П. Пухликовой - слева - мужской профиль среди линий, которые в центре сливаются в изображение женской фигурки. В протянутой руке женщины - звезда. Справа внизу - книга, на переплете которой надпись «А.Грин».

Экслибрисы Кузнецовой всегда отличались художественной индивидуальностью, в которой форма, изображение, текст являются единой стилизованной конструкцией, динамичной и выразительной.

Пятигорская художница Евгения Ивановна Кузнецова в основном занималась станковой графикой и акварелью. 1967 год открыл новую страницу в творчестве художницы - экслибрис. Искусство книжного знака увлекло ее. Профессию знаковладельцев, круг их интересов художница выражает с помощью символов. Так на экслибрисе народного артиста СССР, руководителя Центрального театра кукол Сергея Образцова художница изобразила пляшущих деревянных актеров-кукол, джигит в танце нарисован на знаке народного артиста СССР Махмуда Эсамбаева, знаменитого исполнителя танцев народов мира. Сюжет из шекспировского «Гамлета» лег в основу композиции знака блестящего исполнителя этой роли в одноименном кинофильме народного артиста СССР Иннокентия Смоктуновского, руки дирижера с дирижерской палочкой на фоне земного шара изобразила художница в знаке для главного дирижера Большого театра СССР Юрия Симонова. Художница выполнила книжные знаки для артиста цирка Олега Попова, космонавтов Германа Титова и Валентины Терешковой, польского писателя, автора романа «Солярис» Станислава Лема, скульпторов Владимира Цигаля и Евгения Вучетича, а также мемориальный экслибрис памяти Константина Паустовского.

"Я был в одной стране. Там царствует любовь. Хоть ей не строят храмы. Детей не заставляют петь хвалу. Там просто любят. Медленно и скромно. Наивно и немножечко смешно. Обыденно – ведь там не представляют, как можно жить, не ведая любви…"

А. Грин. Алые паруса

Автор книжного знака "Exlibris Ириды Зевс. Алые паруса" - художник Добкин Яков Григорьевич, 1966 год. Литография

Добкин (Грид) Яков Григорьевич (1924 - 2006), художник-график, поэт, литературный критик (г. Санкт-Петербург), инженер.

Родился 23 мая 1924 года в г. Новозыбкове Брянской губернии. Занимался в Изостудии в г. Нижнем-Тагиле (1942–1945). Участник выставок с 1962 г. Исполняет экслибрисы с 1948 г. (тушь, перо, коллаж). Член секции книги Ленинградского Дома ученых им. М. Горького. Псевдоним – Я. Грид. В 1960-е годы начал рисовать книжные знаки. Интересны его портретные экслибрисы для Ленинградского книжного магазина № 66 с образом поэта Михаила Светлова, Якова Грида с портретом Владимира Маяковского, пушкинский знак на свое имя, Надежды Крупской со словами «Надо учиться не только из книг, но и у жизни» для Антонины Богдановой. Портрет А.С. Пушкина и шаржевые изображения поэтов Л.Н. Озерова и М.А. Светлова автор дал в книжном знаке для Льва Озерова, а по мотивам «сказки о царе Салтане» выполнен знак для эстонского коллекционера Пауля Амбура. Слова Александра Грина «Мечта разыскивает путь…» украшают графическую миниатюру Ираиды Зевс, на которой изображен корабль с алыми парусами и чайка, взлетающая из рук гриновской Ассоли.

оре и любовь не терпят педантов".

А. Грин. Алые паруса

Автор книжного знака "Ex libris Светланы Черкасовой" - художник Бахматов Адольф Исаакович (1912-1989), -г. Львов

Адольф Исаакович Бахматов (1912–1989), художник-график, мастер экслибриса и архитектор из города Львова. Биографические сведения о нём скупы. Известно, что в 1940 году он окончил Киевский художественный институт (отделение архитектуры). Является автором многочисленных проектов жилых и гражданских сооружений. Первый экслибрис А. И. Бахматов создал в 1947 году. Свои работы он рисовал тушью, а затем размножал методом цинкографии. Им выполнено не менее 200 книжных знаков.

 

"Если желание сильно — исполнение не замедлит".

А. Грин. Зелена лампа

Автор экслибриса "Книга Л. Караевой" - художник Меринов Михаил Алексеевич (1933-2018 гг.), г. Анадырь, 1980

По вертикали: с женским портретом. Морской берег с домами и лодками. Вдали парусник, в нижней правой части шрифт: Книга Л.Караевой.

Имя М.А.Меринова занесено в энциклопедию «Лучшие люди России», его картины и экслибрисы известны во всем мире и высоко ценятся тонкими ценителями искусства. Михаил Алексеевич родился в станице Ново-Ивановка Краснодарского края. В 1972 году приехал в Анадырь. Писал натюрморты, этюды, занимался гравюрой. С 1979 года начал работать над экслибрисом (книжный знак, определяющий принадлежность конкретного экземпляра книги определённой библиотеке или частному лицу). В авторской коллекции собрано более пятисот книжных знаков. Многие из них посвящены магаданским писателям. Выполнял экслибрисы областного книжного издательства и Магаданской организации Союза писателей РСФСР.

Газета «Советская Чукотка» писала: «…Живя на краю земли, Михаил Алексеевич вдруг почувствовал себя в центре интересных событий. Садясь за свой первый экслибрис, мог ли он предположить, что именно этот жанр выведет его на дорогу необыкновенных открытий и удивительных встреч. Кроме творческого удовлетворения (за эти годы он – участник многочисленных выставок: Москва, Магадан, Вильнюс, Киев, Львов, Ульяновск, Феодосия, вернисажей в Польше, Болгарии, Чехословакии), Михаил Алексеевич ощущает постоянное стремление знать больше – о литературе, общественных взаимоотношениях, людях…

Каждая работа – максимально краткий и предельно образный рассказ о человеке, которому посвящен книжный знак. Григорий Аканто, Антонина Кымытваль, Юрий Рытхэу, Михаил Гермашов, Зоя Ненлюмкина, чукотские дети… Как точен его графический рисунок, как прицельно-зорок глаз, проникающий в самую суть характера…».

"Нет такой мысли, с какой рано или поздно не освоится человек, если она отвечает его природе".

А. Грин. Джесси и Моргиана

Автор экслибриса "Из книг А. Аквилева" - Юрий Анатольевич Баранов (род. 1949 г.), г. Витебск. Белорусский художник-график (книжная, станковая графика, экслибрис). Член Белорусского союза художников (1988).

Графикой начал заниматься еще во время учебы в школе, когда посещал художественный кружок во Дворце пионеров, где преподавали В.Е. Тихоненко, В.М. Лукьянов и Г.Ф. Шутов. С 1970 г. принимал участие в художественных выставках. Оформлял книги для белорусских и московских издательств “Молодая гвардия”, “Советская Россия”, “Современник” и др. Работы художника, среди которых акварели, гравюры, экслибрисы, эмали, хранится в музеях и частных коллекция Аргентины, Беларуси, Бельгии, Англии, Германии, Израиля, Испании, Италии, Индонезии, Португалии, Польши, Франции, Японии.

"Над прошлым, настоящим и будущим имеет власть человек".

      А. Грин. Жизнь Гнора
 

Автор книжного знака "Ex libris Я. Л. Бейлинсона" - художник  Юрий Анатольевич Баранов, г. Витебск, 1978

Настоящую известность принесли автору его экслибрисы, в изя­ществе которых Баранов достиг удивительного мастерства, став лучшим среди современных белорусских художников. Появление в творчестве экслибриса, по признанию самого Юрия Анатольевича, было совершенно случайно. Чей-то заказ на «фамильный герб» библио­теки положил начало огромному пласту работы. Сегодня Юрий Баранов — автор более чем ста пятидесяти печатных знаков, украшающих книжные собрания в разных уголках света.

Говоря о сложности искусства экслибриса, художник в первую очередь выделяет умение создающего книжный знак угадать, почувствовать идею заказчика. Это не всегда легкая задача, но не было еще случая, чтобы Баранов не справился с ней. Причем, как любит подчеркивать Юрий Анатольевич, чем интереснее она, то есть сложнее, тем привлекательнее, тем больше вызывает сомнений, а значит, и желания мыслить.

"Я был в одной стране. Там царствует любовь. Хоть ей не строят храмы. Детей не заставляют петь хвалу. Там просто любят. Медленно и скромно. Наивно и немножечко смешно. Обыденно – ведь там не представляют, как можно жить, не ведая любви…".

А. Грин. Алые паруса

Автор книжного знака "EXL Судакова А" - Мицук Владимир Агеевич (1949), художник-график, преподаватель ДХШ г. Симферополь, сотрудник издательства "Таврия". Создал иллюстрации в технике гравюры к рассказу А. Грина "Комендант порта" в книге Грин, Александр Степанович. Встречи и приключения ; Повесть о Карадаге ; Рассказы / Александр Грин ; сост. Ларисы Ковтун, Дмитрия Лосева. - Москва ; Коктебель, 2008

В. Мицук создал книжный знак для музея истории космонавтики на родине К. Циолковского.

Копии экслибрисов из коллекции Центральной городской библиотеки им. А. Грина вошли в: 

Грининиана. Коллекция феодосийской городской библиотеки им. А. Грина : библиографический каталог / Сост. и оформл. Т. Гурьева, гл. библиограф ЦГБ им. А. Грина. – Феодосия : МКУК «ЦБС». Центральная городская библиотека им. А. Грина. – 2020. - 29 с.


Из фонда ЦГБ им. А. Грина

  1. Ивенский С.Г. Мастера русского экслибриса. — [Ленинград : Художник РСФСР, 1973]. — 333 с. ил.; 21.
  2. Книжная кунсткамера Евгения Жаркова. Рукописи, книги, экслибрисы, открытки : выставка в Феодосийском музее древностей 26 дек. 2010 г. - 24 янв. 2011 г. - Киев : Болеро, 2011. - 127 с. : ил. ; 20 см. - Имен. указ.: с. 101-108.
  3. Кравцов, Гершон Абрамович. В.А. Фаворский. - [Москва] : [Книга], [1969]. - 45 с. : ил.; 17 см. - (Книжные знаки мастеров графики/ Моск. клуб экслибрисистов).
  4. Максимова, Руфина. Экслибрисы рассказывают / Р. Максимова // Победа. - 1979. - 29 дек. (№ 250). - С. 4.
  5. Малышев, С. И.  Акварель. Станковая графика. Книжная графика. Экслибрисы. Медали : альбом / С. И. Малышев. - Феодосия : Союз художников маринистов, 2009. - 16 с. : ил.
  6. Минаев, Евгений Николаевич. Экслибрис [Текст] / Е. Н. Минаев, С. П. Фортинский. — Москва : Книга, 1970. — 240 с. : ил.
  7. Минаев, Евгений Николаевич. Экслибрис = Exlibris = Exlibris : [книга-альбом] / Евгений Минаев. - Москва : Советский художник, печ. 1968. - 118, [1] с. : ил.
  8. Стрижак, Н. Экслибрис любимого писателя : А.Грин / Н. Стрижак // Победа. - 1973. - 27 дек. - С. 4. Держатель документа: Феодосийская Центральная городская библиотека им. А. Грина : 298100, Россия, Республика Крым, г. Феодосия, ул. Кирова, 2
  9. Экслибрисы и штемпели частных коллекций в фондах Исторической библиотеки / Гос. публ. ист. б-ка России; сост. В. В. Кожухова ; ред.: М. Д. Афанасьев, А. А. Вярс. - Москва : ГПИБ России, 2001. - (Из истории книжных коллекций).  Вып. 2. -  2016. - 190, [2] с. ; 28 см. - Библиогр.: с. 170-190.
Категория: Прошлое Феодосии | Добавил: Epicfails (10.07.2025)
Просмотров: 22 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar