Главная » Статьи » Прошлое Феодосии |
Его Величество Экслибрис - 565 лет книжному знакуГриновская тема на экслибрисах из фонда ЦГБ им. А. ГринаЭкслибрис — это книжный знак, который удостоверяет владельца книги. Обычно он наклеивается или проставляется на внутреннюю сторону переплета или на корешок книги. Экслибрис может содержать имя и фамилию владельца, его герб, указание на его профессию и другие важные моменты. Экслибрисы появились в далёком Средневековье. Некоторые из них являются художественными произведениями, за счет чего повышают стоимость, ценность книги, а сами они становятся предметами коллекционирования. Экслибрисы зародились из владельческих и дарственных надписей на книгах. Само название образовано транскрипцией латинского выражения «ex libris» — «из книг...» Первый в мире экслибрис появился пять столетий назад — в 1460 году.
Экслибрис мог содержать фамилию коллекционера или название библиотеки, монастыря, а также герб, символическое изображения животных, витиеватые орнаменты и другие декоративные элементы. Знаки эти выполняются художниками в технике гравюры на дереве, линолеуме, пластике, металле, оргстекле; есть также рисунки пером, тушью (с последующим цинкографированием). Ещё в рукописных экземплярах переписчики собственноручно помечали, кому принадлежит книга. В средневековых манускриптах можно найти слова «Эта книга моя»: в своем роде удостоверение личности владельца и предупреждение всем, кто захочет присвоить томик. Иногда вплоть до проклятия: «Тот, кто украдет мою книгу, закончит плохо». Родиной уникального книжного знака считают Германию, где был изобретён первый печатный станок. Тогда экслибрис стал представлять собой книжный ярлык с печатным изображением, который наклеивали во внутреннюю часть книги, на форзац, или проставляли печатью. Изображение могло быть нанесено и на лицевую сторону. Так появился суперэсклибрис — знак или герб, оттиснутый на обложке. Первым гравированным экслибрисом в Европе считается гербовый знак рыцаря Бернгарда фон Рорбаха, выполненный в 1460 году немецким гравером Бартелем Шеном. В XVI веке над экслибрисом работали такие выдающиеся мастера как Альбрехт Дюрер, Лукас Кранах Старший и Ханс Гольбейн Младший. В 1555 году экслибрис появился в Италии, через два десятилетия - в Англии и во Франции, а в 1595 году - в Швеции. С эволюцией книги изменялся и ее ровесник и постоянный спутник - экслибрис. Искусство экслибриса прошло многовековой путь от возникновения книгопечатания до наших дней. Начав свою историю в качестве наклейки на книгу, указывающей на ее владельца, экслибрис - вид графического искусства стал произведением графики, органически соединившимся с книгой. Среди именитых клиентов Западной Европы, владельцев библиотек, стоит назвать Гете, Вагнера, Диккенса, Рильке, и это тоже лишь малая часть великих имен. В России печатный экслибрис появился почти через 250 лет после его появления в Западной Европе. Предыстория его особо интересна. В средние века в России единственным способом обозначения рукописной книги были надписи такого рода «Сия книга попа Родиона Сидорова, сына грешного и недостойного», или «Книга Господня, глаголемая Летописец, суздальца Ивана Федорова…», или «Сия книга иерея Дмитрия». Древнейший русский экслибрис — нарисованный от руки книжный знак игумена Досифея, обнаруженный в книгах Соловецкого монастыря за 1493—1494 годы. С возникновением книгопечатания в России начали появляться тисненные на переплете или корешке книги художественные изображения родовых гербов и надписей. Их называли «суперэкслибрисами» (по латыни «super» - сверху). Таким первым суперэкслибрисом считают оттиснутый на переплете первопечатного «Апостола» Ивана Федорова государственный герб и надпись о принадлежности книги царю Ивану IV - «Иоанн божиею милостию господарь царь и великий князь всея Руси». Но суперэкслибрисы не получили у нас распространения, так как исполнение их на переплетах стоило крайне дорого. Они были вытеснены с появлением бумажного книжного знака. Бытовавшие в Западной Европе печатные экслибрисы были охотно приняты в России, так как почва была подготовлена вкладными записями, рисованными экслибрисами и суперэкслибрисами. Только при Петре I появляются российские собиратели книг, создаются первые частные библиотеки. поставленное Петром I целиком на службу преобразования страны русское книгопечатание приобретает ярко выраженный светский характер. Многие представители высших кругов дворянства становятся владельцами книжных собраний. Страсть к собирательству, свойственная Петру I, положила начало многим российским музеям, в том числе и Кунсткамере. Он имел библиотеку, в которой насчитывалось около двух тысяч книг. После его кончины она проступила в библиотеку Петербургской Академии наук. Некоторые книги из своего собрания царь отмечал суперэкслибрисом, оттиснутым на кожаном переплете по латыни «Петр Первый. Царь Московский» и герб в овале, а на нижней крышке переплета «1718 год» и снова герб. Одними из первых собирателей из светских лиц были современники Петра I: сын Петра - царевич Алексей; светлейший князь А. Д.Меншиков; дипломат граф А.А.Матвеев; вице-канцлер П. П.Шафиров; князь Д. М.Голицын, фельдмаршал Я. В.Брюс; лейб-медик Петра I Роберт Арескин и организатор горнометаллургического производства в России А. А.Виниус. В XVIII веке видные русские граверы экслибрисами практически не занимались, здесь со времен Петра I творили в основном иностранцы, Имена создателей русских гербовых экслибрисов XVIII века до нас не дошли. XIX век вносит в экслибрис долю прагматичности. Индивидуальный знак принадлежности владельцу становится простой формальной этикеткой. На таком ярлыке можно было указать номер книги и её местоположение. Вместо наклейки изображения начали использовать оттиск штампа. А лишённый декоративности герб стал выглядеть схематично и просто. Но на рубеже XIX-XX веков одновременно с расцветом домашних библиотек вновь разгорается интерес к созданию витиеватых и ни на что не похожих экслибрисов. Художники ищут новые средства выразительности и в том числе обращаются к графике. К созданию печатного книжного знака подходили как к особому искусству. Особенно в этом преуспели Михаил Врубель, Константин Сомов, Александр Бенуа, Виктор Васнецов и другие известные художники. По форме художественного книжного знака выделяют портретные, пейзажные, юмористические экслибрисы. Причем на рисунке может изображаться портрет не только владельца, но и любимого писателя. 17 ноября 1965 г. по просьбе жителей Феодосии Первой городской библиотеке было присвоено имя Александра Грина в ознаменование 85-летия со дня рождения писателя-романтика, жившего и создавшего в "городе нежных акварельных тонов" свои лучшие романы. Феодосийский художник Степан Иванович Малышев создал экслибрис (размещен вверху статьи) для библиотечного фонда Центральной городской библиотеки им. А. Грина. Но кроме этого в фонде читального зала Центральной городской библиотеки хранятся 30 экслибрисов, которые в середине прошлого века передали библиотеке художники и коллекционеры из разных городов Советского Союза. На многих миниатюрах есть автограф художника.
Автор экслибриса "Гриновское собрание Стефана Романенко" - Художник Николай Георгиевич Стрижак. Николай Стрижак (31 марта 1926, Запорожье — 27 декабря 2003, Санкт-Петербург) — художник-график, искусствовед, военный инженер, педагог и журналист. Закончил Ленинградскую военно-воздушную академию им. А. Ф. Можайского (1954), а выйдя в отставку, окончил факультет журналистики ЛГУ (1976) и учился в ЛИЖСА им. И. Е. Автор книжного знака "Ex Libris И. С." - художник Николай Георгиевич Стрижак. Стрижак, Н. Экслибрис любимого писателя : А.Грин / Н. Стрижак // Победа. - 1973. - 27 дек. - С. 4. Держатель документа: Феодосийская Центральная городская библиотека им. А. Грина : 298100, Россия, Республика Крым, г. Феодосия, ул. Кирова, 2
Автор экслибриса "Из книг Романенко С. А." - художник-любитель Михаил Андреевич Паньков, г. Сочи, 1974 Стефан Романенко внесен в аналог книги рекордов Гиннесса среди библиофилов , как владелец самой большой коллекции экслибрисов среди рабочих в мире (!). Он ушел из жизни 9 декабря 2018 года, известного как единственного в мире владельца личных книжных знаков - экслибрисов (около 400 знаков со словосочетанием «Из книг С А. Романенко»), а также уникальной библиотеки об истории мировой классической и книжной культуры.
Автор э Стефан Александрович Романенко с 1952 года проживал в Алчевске, работал формовщиком-литейщиком на меткомбинат, откуда и ушел на заслуженный отдых. Но было увлечение, которому он посвятил свою жизнь, все свои сбережения расходовал на формирование личной библиотеки, создавал для своего собрания экслибрисы.
Автор экслибриса "Из книг Л. Н. Строковского" - художник Мощенко В. Ф., г. Саратов, 1979 Саратовский художник Василий Фёдорович Мощенко (1908-1984) окончил театрально-декоративное отделение Саратовского художественного училища. Участник Великой Отечественной войны, после которой стал работать в художественном музее им. А.Н. Радищева. Занимался оформлением декораций для театров. Принимал участие в различных выставках живописи и графики не только в Саратове, но и в других городах СССР. С 1967 года Василий Фёдорович член Союза Художников. Художник успешно занимался классическим офортом, экслибрисами. Строковский (Строков, Леонидов) Леонид Николаевич (1906–1985) - журналист, автор книг о Харьковщине, член клуба экслибрисистов (г. Харьков).
Автор книжного знака "Памяти А. Грина. Ex Libris А. А. Аквилева" - художник А. Аносов, г. Иркутск, 1980. Аквилев Анатолий Александрович (14 марта 1923, г. Агрыз Татарской АССР — 1985, Ленинград) — поэт, переводчик, фронтовик. Анатолий Иванович Аносов (г. Улан-Удэ, Бурятская АССР, 1936-2016) - художник-график, живописец и педагог. С 1959 по 1964 учился в Иркутском художественном училище у Г. В. Богданова и М. Д. Воронько, с 1964 по 1970 – в Московском полиграфическом институте на отделении художественного оформления и печатной продукции у П.Г. Захарова и Р.Т. Алеева. Член Союза художников РФ с 1975. С 1973 по 1978 преподавал в Иркутском училище искусств на декоративном и педагогическом отделениях, среди его учеников – А. Дугарова, А. Маклыгин. С 1959 года (почти 60 лет) сотрудничал с Восточно-Сибирским книжным издательством, оформил около 300 книг. Главная сфера деятельности А.И. Аносова – книжная графика, им оформлено около 200 книг. Важным разделом творчества А. И. Аносова также является экслибрис (всего их создано более 200), они экспонировались на многих отечественных и зарубежных выставках и принесли художнику заслуженный авторитет.
Автор экслибриса "Памяти А. Грина. из книг А. Иваненко" - художник Голяховский Евгений Николаевич, г. Москва, 1970 г. Корабль, плывущий в бушующем море со спущенными парусами. Надпись: "Из книг А. Иваненко/Памяти/А. Грина". Монограмма автора. Иваненко Анатолий Филиппович, 1911-1975. Московский клуб экслибрисистов. Голяховский Евгений Николаевич (1902-1971) первоначальное художественное образование получил в Художественном техникуме в Краснодаре. В 1936-1937 годах занимался гравюрой у В. А. Фаворского. В 1940 году окончил Московский государственный художественный институт имени В. И. Сурикова, где учился у А. И. Кравченко и И. Э. Грабаря. Работал в области иллюстрирования и оформления книги, а также в станковой гравюре. Участник Великой Отечественной войны. Иллюстрировал русскую классику. Был дружен с Маяковским, Хлебниковым, Митуричем, Синяковой, но в творчестве тяготел к художникам «Мира искусств». В двадцатых годах прошлого столетия Голяховский эмигрировал в Чехословакию и возвратился лишь в начале тридцатых. С 1936 по 1937 гг. занимался гравюрой у В. А. Фаворского. Член Союза художников. Автор многочисленных экслибрисов, способствовал возрождению искусства экслибриса в 1960-х гг. Первый экслибрис создал в 1929 году, а всего им исполнено около 200 книжных знаков в технике ксилографии. Экслибрисы художника экспонировались на отечественных и зарубежных выставках. Его книжные знаки романтичны. Голяховский создал экслибрисы многим русским писателям и поэтам, искусствоведам, музыкантам, коллекционерам, Государственному Эрмитажу и своим коллегам и друзьям, (в том числе М. Цветаевой и В. Лившицу). Работы Голяховского маслом очень редки, в основном написаны им перед эмиграцией или в эмиграции и имеют высокую художественную и коллекционную ценность.
Автор экслибриса "Из книг Е. Лейченкова" - Козловский Константин Степанович, художник-график, ксилограф, 1966. Изображен силуэт сидящей девушки среди цветов с раскрытой книгой, за заднем плане - парусник. Надпись "Из книг/Е. Лейченкова" Козловский Константин Степанович (1905–1975) родился в г. Киеве. Учился в Киевском художественно-индустриальном техникуме, затем в Киевском художественном институте. Иллюстрировал и оформлял произведения русских и украинских писателей и поэтов (преимущественно гравюрами на дереве). В 1930-е гг. был репрессирован, реабилитирован в 1958 г. Создал свыше 300 экслибрисов.
Автор - экслибриса "Из книг А. А. Аквилева" - Козловский Константин Степанович (1905–1975) - художник-график, ксилограф. Аквилев Анатолий Александрович (14 марта 1923, г. Агрыз Татарской АССР — 1985, Ленинград) — поэт, переводчик, фронтовик.
"…введите в свою жизнь тот мир, блестки которого уже даны вам щедрой, тайной рукой. Помните, что страх уничтожает реальность, рассекающую этот мир, подобно мечу в не окрепших еще руках".
Автор книжного знака "ExLibris Н. П. Пухликовой"- художник Кузнецова Евгения Ивановна (1921-2009), город Пятигорск, 1970 На экслибрисе Н. П. Пухликовой - слева - мужской профиль среди линий, которые в центре сливаются в изображение женской фигурки. В протянутой руке женщины - звезда. Справа внизу - книга, на переплете которой надпись «А.Грин». Экслибрисы Кузнецовой всегда отличались художественной индивидуальностью, в которой форма, изображение, текст являются единой стилизованной конструкцией, динамичной и выразительной. Пятигорская художница Евгения Ивановна Кузнецова в основном занималась станковой графикой и акварелью. 1967 год открыл новую страницу в творчестве художницы - экслибрис. Искусство книжного знака увлекло ее. Профессию знаковладельцев, круг их интересов художница выражает с помощью символов. Так на экслибрисе народного артиста СССР, руководителя Центрального театра кукол Сергея Образцова художница изобразила пляшущих деревянных актеров-кукол, джигит в танце нарисован на знаке народного артиста СССР Махмуда Эсамбаева, знаменитого исполнителя танцев народов мира. Сюжет из шекспировского «Гамлета» лег в основу композиции знака блестящего исполнителя этой роли в одноименном кинофильме народного артиста СССР Иннокентия Смоктуновского, руки дирижера с дирижерской палочкой на фоне земного шара изобразила художница в знаке для главного дирижера Большого театра СССР Юрия Симонова. Художница выполнила книжные знаки для артиста цирка Олега Попова, космонавтов Германа Титова и Валентины Терешковой, польского писателя, автора романа «Солярис» Станислава Лема, скульпторов Владимира Цигаля и Евгения Вучетича, а также мемориальный экслибрис памяти Константина Паустовского.
Автор книжного знака "Exlibris Ириды Зевс. Алые паруса" - художник Добкин Яков Григорьевич, 1966 год. Литография Добкин (Грид) Яков Григорьевич (1924 - 2006), художник-график, поэт, литературный критик (г. Санкт-Петербург), инженер. Родился 23 мая 1924 года в г. Новозыбкове Брянской губернии. Занимался в Изостудии в г. Нижнем-Тагиле (1942–1945). Участник выставок с 1962 г. Исполняет экслибрисы с 1948 г. (тушь, перо, коллаж). Член секции книги Ленинградского Дома ученых им. М. Горького. Псевдоним – Я. Грид. В 1960-е годы начал рисовать книжные знаки. Интересны его портретные экслибрисы для Ленинградского книжного магазина № 66 с образом поэта Михаила Светлова, Якова Грида с портретом Владимира Маяковского, пушкинский знак на свое имя, Надежды Крупской со словами «Надо учиться не только из книг, но и у жизни» для Антонины Богдановой. Портрет А.С. Пушкина и шаржевые изображения поэтов Л.Н. Озерова и М.А. Светлова автор дал в книжном знаке для Льва Озерова, а по мотивам «сказки о царе Салтане» выполнен знак для эстонского коллекционера Пауля Амбура. Слова Александра Грина «Мечта разыскивает путь…» украшают графическую миниатюру Ираиды Зевс, на которой изображен корабль с алыми парусами и чайка, взлетающая из рук гриновской Ассоли.
Автор книжного знака "Ex libris Светланы Черкасовой" - художник Бахматов Адольф Исаакович (1912-1989), -г. Львов Адольф Исаакович Бахматов (1912–1989), художник-график, мастер экслибриса и архитектор из города Львова. Биографические сведения о нём скупы. Известно, что в 1940 году он окончил Киевский художественный институт (отделение архитектуры). Является автором многочисленных проектов жилых и гражданских сооружений. Первый экслибрис А. И. Бахматов создал в 1947 году. Свои работы он рисовал тушью, а затем размножал методом цинкографии. Им выполнено не менее 200 книжных знаков.
Автор экслибриса "Книга Л. Караевой" - художник Меринов Михаил Алексеевич (1933-2018 гг.), г. Анадырь, 1980 По вертикали: с женским портретом. Морской берег с домами и лодками. Вдали парусник, в нижней правой части шрифт: Книга Л.Караевой. Имя М.А.Меринова занесено в энциклопедию «Лучшие люди России», его картины и экслибрисы известны во всем мире и высоко ценятся тонкими ценителями искусства. Михаил Алексеевич родился в станице Ново-Ивановка Краснодарского края. В 1972 году приехал в Анадырь. Писал натюрморты, этюды, занимался гравюрой. С 1979 года начал работать над экслибрисом (книжный знак, определяющий принадлежность конкретного экземпляра книги определённой библиотеке или частному лицу). В авторской коллекции собрано более пятисот книжных знаков. Многие из них посвящены магаданским писателям. Выполнял экслибрисы областного книжного издательства и Магаданской организации Союза писателей РСФСР. Газета «Советская Чукотка» писала: «…Живя на краю земли, Михаил Алексеевич вдруг почувствовал себя в центре интересных событий. Садясь за свой первый экслибрис, мог ли он предположить, что именно этот жанр выведет его на дорогу необыкновенных открытий и удивительных встреч. Кроме творческого удовлетворения (за эти годы он – участник многочисленных выставок: Москва, Магадан, Вильнюс, Киев, Львов, Ульяновск, Феодосия, вернисажей в Польше, Болгарии, Чехословакии), Михаил Алексеевич ощущает постоянное стремление знать больше – о литературе, общественных взаимоотношениях, людях… Каждая работа – максимально краткий и предельно образный рассказ о человеке, которому посвящен книжный знак. Григорий Аканто, Антонина Кымытваль, Юрий Рытхэу, Михаил Гермашов, Зоя Ненлюмкина, чукотские дети… Как точен его графический рисунок, как прицельно-зорок глаз, проникающий в самую суть характера…».
А. Грин. Джесси и Моргиана Автор экслибриса "Из книг А. Аквилева" - Юрий Анатольевич Баранов (род. 1949 г.), г. Витебск. Белорусский художник-график (книжная, станковая графика, экслибрис). Член Белорусского союза художников (1988). Графикой начал заниматься еще во время учебы в школе, когда посещал художественный кружок во Дворце пионеров, где преподавали В.Е. Тихоненко, В.М. Лукьянов и Г.Ф. Шутов. С 1970 г. принимал участие в художественных выставках. Оформлял книги для белорусских и московских издательств “Молодая гвардия”, “Советская Россия”, “Современник” и др. Работы художника, среди которых акварели, гравюры, экслибрисы, эмали, хранится в музеях и частных коллекция Аргентины, Беларуси, Бельгии, Англии, Германии, Израиля, Испании, Италии, Индонезии, Португалии, Польши, Франции, Японии.
А. Грин. Жизнь Гнора Автор книжного знака "Ex libris Я. Л. Бейлинсона" - художник Юрий Анатольевич Баранов, г. Витебск, 1978 Настоящую известность принесли автору его экслибрисы, в изяществе которых Баранов достиг удивительного мастерства, став лучшим среди современных белорусских художников. Появление в творчестве экслибриса, по признанию самого Юрия Анатольевича, было совершенно случайно. Чей-то заказ на «фамильный герб» библиотеки положил начало огромному пласту работы. Сегодня Юрий Баранов — автор более чем ста пятидесяти печатных знаков, украшающих книжные собрания в разных уголках света. Говоря о сложности искусства экслибриса, художник в первую очередь выделяет умение создающего книжный знак угадать, почувствовать идею заказчика. Это не всегда легкая задача, но не было еще случая, чтобы Баранов не справился с ней. Причем, как любит подчеркивать Юрий Анатольевич, чем интереснее она, то есть сложнее, тем привлекательнее, тем больше вызывает сомнений, а значит, и желания мыслить.
А. Грин. Алые паруса Автор книжного знака "EXL Судакова А" - Мицук Владимир Агеевич (1949), художник-график, преподаватель ДХШ г. Симферополь, сотрудник издательства "Таврия". Создал иллюстрации в технике гравюры к рассказу А. Грина "Комендант порта" в книге Грин, Александр Степанович. Встречи и приключения ; Повесть о Карадаге ; Рассказы / Александр Грин ; сост. Ларисы Ковтун, Дмитрия Лосева. - Москва ; Коктебель, 2008 В. Мицук создал книжный знак для музея истории космонавтики на родине К. Циолковского. Копии экслибрисов из коллекции Центральной городской библиотеки им. А. Грина вошли в: Грининиана. Коллекция феодосийской городской библиотеки им. А. Грина : библиографический каталог / Сост. и оформл. Т. Гурьева, гл. библиограф ЦГБ им. А. Грина. – Феодосия : МКУК «ЦБС». Центральная городская библиотека им. А. Грина. – 2020. - 29 с. Из фонда ЦГБ им. А. Грина
| |
Просмотров: 22 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |