Главная » Статьи » Прошлое Феодосии

Феодосийский порт, А.Л.Бертье-Делагард, Максим Горький и Иван Поддубный

Статус свободного города, когда порт мог вести беспошлинную торговлю «порто-франко», Феодосия получила в 1798 году. В это время поощрялось строительство различных сооружений для порта. Статус «порто-франко» просуществовал всего 14 лет, но с этого времени Феодосия стала быстро расти как порт, через который шла торговля со странами Средиземноморья.

Решение о строительстве  двух молов Феодосийского порта было принято в 1885 году.  11 мая 1890 года российское правительство приняло решение о переносе коммерческого порта из Севастополя в Феодосию, мотивируя это тем, что развитие военного флота несовместимо с торговым судоходством. порт был построен 1891 году.

Из книги Р.Лихотворика: "...Временная Комиссия по устройству коммерческого порта поручила выполнение заказа по сооружению молов подрядчику Н.М.Шевцову, а после его смерти в 1892 году был утвержден главным специалистом по строительству портовых сооружений инженер-строитель Бертье-Делагард (1842-1920). 

А.Бертье-Делагард

     Александр Львович Бертье-Делагард родился в 1842 году в Севастополе, в семье морского офицера. Еще в 90-х годах XIX ст. он зарекомендовал себя первоклассным строителем портовых сооружений, а в научном мире стал известен воими исследованиями по истории и археологии античного и средневекового Крыма.

С 1874 по 1877 годы Александр Львович участвует в строительстве укреплений Севастополя, а затем в сооружении Одесского мола. Весь Крым многим обязан инженеру-строителю.

В 1892-95 гг. под его руководством осуществлено строительство в Феодосии портовых сооружений, широкого и защитного молов, ветки железной дороги.
 

  
 

     Строители выполнили гигантский объем работ по углублению чаши порта, земляных насыпей, подводного бетонирования - и почти вручную. На широком молу был поставлен маяк, раньше порт не имел подходных маяков, в результате чего на подходе к порту в штормовые погоды случались гибели кораблей (пароход «Св. Владимир»). Были построены пристани четырем крупным пароходным компаниям.

Из книги В. Д. Гейман : Спутник приезжего. Справочник-путеводитель по Феодосии и окрестностям. Типография Натковича и Виниковича (издано в 1911 году)

Управление порта (у памятника императора Александра III-го).

Начальник порта - г. Геращеневский, пом. нач. - Ан. Ал. Палибин, делопроизводитель управления - Е. М. Ревуцкий; портовый надзиратель - И. И. Суворов; портовый врач - А. Вержинский; завед. портовой полицией пом. пристава Г. М. Карпенко.

Управление сооружения порта (там же, соб. дом). Начальник работ Феодос., Керч., Ялтин., и Темрюк. портов - инж. Юл. Ал. Бахметьев (Керчь); производитель работ - инж. Михаил ник. Сарандинаки; делопроизводитель - П. Ф. Белоногин. Командир портового парохода "Кафа" - С. Н. Дементьев.

     Часто можно ошибочно слышать и читать, что известный русский писатель Максим Горький  в 1891 году работал на строительстве Феодосийского порта. Это утверждение не совсем верно.

     Максим Горький (Алексей Пешков) На рубеже XIX и XX веков прославился как автор произведений с революционной тенденцией, лично близкий социал-демократам и находившийся в оппозиции царскому режиму.

    "В 1891 году на строительство феодосийского порта «в чаянии зашибить деньгу» пришел 23-летний Алексей Пешков. Самому писателю на постройке порта поработать не удалось. Желающих и без него хватало", - пишет в историко-краеведческом очерке "Феодосия" В.Балахонов.

  В очерке "Мой спутник" (1894) М.Горький пишет: "... Мы стремились в Феодосию, там в то время начинались работы по устройству гавани...    ....Феодосия обманула наши ожидания. Когда мы пришли, там было около четырёхсот человек, чаявших, как и мы, работы и тоже принуждённых удовлетвориться ролью зрителей постройки мола. Работали турки, греки, грузины, смоленцы, полтавцы. Всюду - и в городе, и вокруг него - бродили группами серые, удручённые фигуры "голодающих" и рыскали волчьей рысью азовские и таврические босяки.
        Мы пошли в Керчь..."

        Картину изнурительного труда, увиденного им на строительстве порта, описал Максим Горький в повести «Коновалов» (1897):

"....я предпринял именно такую прогулку и, расхаживая по святой Руси, попал в Феодосию. В то время там начинали строить мол, и, в чаянии заработать немного денег на дорогу, я отправился на место сооружения. Желая сначала посмотреть на работу как на картину, я взошел на гору и сел там, глядя вниз на бескрайное, могучее море и крошечных людей, строивших ему ковы. 
Передо мной развернулась широкая картина труда: весь каменистый берег перед бухтой был изрыт, всюду ямы, кучи камня и дерева, тачки, бревна, полосы железа, копры для битья свай и еще какие-то приспособления из бревен, и среди всего этого сновали люди. Они, разорвав гору динамитом, дробили ее кирками, расчищая площадь для линии железной дороги, они месили в громадных творилах цемент и, делая из него саженные кубические камни, опускали их в море, строя оплот против титанической силы его неугомонных волн. Они казались маленькими, как черви, на фоне темно-коричневой горы, изуродованной их руками, и, как черви, суетливо копошились среди груд щебня и кусков дерева в облаках каменной пыли, в тридцатиградусном зное южного дня. Хаос вокруг них, раскаленное небо над ними придавали их суете такой вид, как будто бы они вкапывались в гору, стремясь уйти в недра ее от солнечного зноя и окружающей их унылой картины разрушения.  
В душном воздухе стоял ропот и гул, раздавались удары кирок о камень, заунывно пели колеса тачек, глухо падала чугунная баба на дерево сваи, плакала "дубинушка", стучали топоры, обтесывая бревна, и на все голоса кричали темные и серые, хлопотливые фигурки людей..."
 
       Здесь же Горький познакомился с грузчиком порта Иваном Поддубным.  Эта встреча предопределила многолетнюю дружбу писателя и спортсмена-силача.В начале ХХ века газеты называли его гордостью империи. Шесть раз подряд Поддубный завоевывал звание чемпиона мира по борьбе. Его знали все - от дворника до царя. Миллионные контракты, зарубежные гастроли, всемирная слава. А вот путь его как борца начался именно в Феодосии.

 

Покинув Полтавскую губернию, откуда был родом, в 21 год И.Поддубный пришел в Севастополь. Здесь в порту он устраивается грузчиком в греческую погрузочно-разгрузочную фирму "Ливас", затем вслед за "Ливас", переехавшей в Феодосию, перебирается и Поддубный. 

Весной 1896 г. в Феодосию приехал бродячий цирк Бескоровайного. На его представлениях можно было в состязаниях силачей принять участие и зрителю цирка. Иван Поддубный решил рискнуть. И если первый бой с эстонцем Георгом Лурихом он проиграл, то через несколько дней в русско-швейцарской борьбе на поясах, Иван переборол всех атлетов... Фирма "Ливас" потеряла своего рабочего. До самой осени, до конца сезона феодосийцы ходили в цирк на Поддубного. Сборы в Феодосии были так велики, что в последствии Бескоровайный построил там для своего цирка каменное здание.

Стрелкой на фото указано здание цирка. Оно находилось в самом центре города, почти напротив башни Константина, на месте нынешней музыкальной школы. На арене этого цирка впервые выступил в роли борца будущий "чемпион чемпионов" Иван Поддубный 

В 1897 г. Иван Поддубный уезжает из Феодосии, чтобы впоследствии стать заслуженным мастером спорта СССР (1945). 

Узнать больше и посмотреть фотографии данного периода можно в ЦГБ им.А.Грина
 в читальном зале 

Книги

Горький М. Коновалов : рассказ // М.Горький. Полн.собр.соч. - Т.1. - М. : Наука, 1968. - С.
123-152.
Горький М. Мой спутник : рассказ // М.Горький. Полн.собр.соч. - Т.3. - М. : Наука, 1969. - С.
7-60.
Балахонов В.И. Феодосия: Историко-краеведческий очерк. - Симферополь : Крым, 1970.

Альбомы и книги с фотографиями старой Феодосии

Лихотворик Р. С. Путешествие со старой открыткой : Феодосия, Старый Крым, Коктебель, Отузы, Кизилташ, Судак, Карасубазар на рубеже XIX - XX столетий / Р.С. Лихотворик. - Феодосия
: Арт-Лайф, 2007. - 172с : ил/
Поклон из Феодосии : Каталог видовых открыток Феодосии. 1899-1918 гг./ Феодосийский музей денег. -Феодосия, 2005. -120 с.: ил.
Туров А.В. Город у моря : историко-краеведческое издание / А. В. Туров. - Симферополь : Салта, 2013. - 312 с. : ил. - 500 экз

Публикации на страницах газет:

Обуховская Л. Исследователь, строитель, собиратель : А.Л.Бертье-Делагард/ Л. Обуховская //
Крымская правда. -2012. -4 дек. - С.3 
Барская Т. В Ялте построил набережную, а в Севастополе - приморский бульвар. В конце жизни его выкинули на улицу и похоронили в чужом склепе : А.Л.Бертье-Делагард/ Т. Барская // Крымскаягазета. -2012. -3 нояб. - С.3: фото
Дремова Н. Сокровища Бертье-Делагарда/ Н. Дремова // Первая Крымская. -2013. -1 мар. -
С.10 
Пупкова Н. Русский богатырь : борцовская слава Ивана Поддубного началась в Крыму/ Н. Пупкова // Крымская правда. -2011. -5 окт. - С.7
Шулешов В. Чемпион чемпионов : Иван Поддубный и Феодосия / В. Шулешов // Победа. -2009. -8 августа. - С.4
Абсолютная сила Ивана : Иван Поддубный // Кафа. -2011. -10-11 окт. - С.14-15
 
Текст, фото, библиографию подготовила Т.Гурьева,
ведущий библиограф ЦГБ им.А.Грина

 

 

Категория: Прошлое Феодосии | Добавил: Epicfails (06.11.2013)
Просмотров: 1112 | Теги: иван поддубный, феодосийский порт, бертье делагард, горький в феодосии | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]