Главная » Статьи » Прошлое Феодосии |
«…смотри, как облаком живым Фонтан сияющий клубится…» Архитектура воды Феодосии: из глубины веков до современности По свидетельству английского ученого и путешественника Э. Кларка, в генуэзской Каффе была сотня фонтанов: «Некоторые фонтаны очень древние, великолепно украшены мраморными резервуарами, барельефами и надписями. Фонтаны для питья, фонтаны для омовения ног перед храмами». Павел Сумароков насчитывал в Каффе около 70 родников-фонтанов, а на плане города 1784 г. были показаны уже 33 фонтана. Французский путешественник Луи де Судак именовал Феодосию "городом 80 фонтанов". Что же осталась нам, потомкам, от прежнего архитектурного богатства той далекой и удивительной эпохи? Фонтан (итал. fontana, от лат. Fons– источник, ключ) в архитектуре, сооружение, служащее основанием или обрамлением для бьющих вверх или стекающих вниз струй воды. Первоначально фонтаны строились как источники питьевой воды. Использование естественных свойств воды – текучесть, мгновенная изменчивость, плеск, журчание, прохлада, отражательная способность сформировало множество ландшафтных элементов, применяемых в проектировании. Водная составляющая с древних времен являлась ярким композиционным центром, центром притяжения функциональным и эстетическим.
Молитва о городе И скуден, и неукрашен Максимилиан Александрович Волошин, Феодосия, весной 1918 г.
Средневековая Каффа, Кафа С 1316 года Каффа стала главным оплотом генуэзцев в Причерноморье. Права генуэзцев зачастую предоставлялись татарам, грекам, армянам, евреям и вообще тем каффцам, которые прожили там со своими семьями более одного года. В таком случае на них распространялись те же привилегии, что и на генуэзских граждан. К концу ХIV века Каффа являлась одним из самых многолюдных городов побережий как Черного, так и Средиземного морей. В урбанистическом пейзаже средневековых городов особое место всегда занимали кварталы, застроенные представительными зданиями — официальными строениями, дворцами или домами знатных граждан. В то время в Европе существовали правила, согласно которым и сами эти постройки возводились как своего рода укрепления. Те и другие наделялись одинаковым в основе архитектурным декором, обычно — лентой кружев романских арочек с машикулями поверху, и некоторыми иными архитектурными деталями, в частности — рельефной геральдической символикой. Разнообразная рельефная символика использовалась и в архитектуре объектов водоснабжения — предмета одной из основных забот администрации колонии. Уже самые ранние из принимавшихся Генуэзской республикой постановлений предусматривали специальные меры, направленные на сохранение каффских источников питьевой воды. Бережное отношение к воде выразилось в особом оформлении цистерн, фонтанов и колодцев. Эти водосборные устройства наделялись иногда изображениями святых покровителей, а зачастую геральдической символикой, которая отражала, может быть, право собственности на источник или водопровод. В турецкой и крымскотатарской архитектуре существовало несколько разнообразных типов фонтанов. Среди них – и «чешме» (уличный хозяйственный фонтан, какие до сих пор десятками можно встретить по всему Крыму). До нас дошли фрагменты каменных срубов двух таких колодцев: один — в виде венчающей части с гербом армянского епископа Гриффедо Чигара; второй колодец представлен сегментом горловины с гербом Генуи и фамильной символикой трех знатных генуэзских граждан. Изображения гербов сопровождаются в обоих случаях надписями. Первое — армянским текстом: "Построен колодец Амиром лета... ". Вторая надпись — латинская: "Михаил из Падуи меня сделал [в году] 1331 в день 5 августа". Общественные фонтаны Каффы устанавливались, обыкновенно, на небольших площадях как отдельные сооружения малых архитектурных форм. Исполненные с особой тщательностью, они были способны объединять разношерстную застройку отдельных кварталов и даже целых районов города. Эти объекты часто обустраивались тем или иным приходом возле принадлежавших ему культовых строений. В таком случае получалось, что путь к источнику воды пролегал по дороге, ведущей к храму, или — если быть более точным — к храмам разных конфессий.
Павел Сумароков, совершая путешествие по Тавриде и Бессарабии, вел творческий дневник, где отразил свои впечатления от путешествия, предпринятого 15 мая 1799 г. из Киевской губернии. "Потом по прошествии многих веков Генуесцы, при Татарском Тавридою владении, учредили с их согласия на опустелых обиталищах Греков новой город Кафу… С того времени Кафа начала опять распространяться, увеличиваться… Татары, по причине выгадного ея местоположения, стекались в оную поселяться; Ханы избрали ея столицею, и Кафа учинилась первейшим городом во всей Таврии. Оной имел верст до шести длины, заключал в себе более 20 тысяч домов, 55 Греческих и Армянских церквей, 56 мечетей, до ста фонтанов, великое число Ханов, лавок, 9 публичных бань и 4 кладбища… ...Она [Феодосия] в упадке славы своей пришла под Российскую Державу, и теперь сей город походит на опроверженной землетрясением, и есть ничто иное, как груды камней и кирпичей. Крепость в иных местах совсем разрушена, мечетей, домов и бань видны одне разпадшиеся стены, фонтаны засыпаны…" Описывая Кефе, авторы XVII-XVIII веков так или иначе касаются вопросов организации городского водоснабжения. Османы сохранили водоснабжающие устройства генуэзской Каффы и дополнили их новыми сооружениями. Вследствие варварского уничтожения водопроводных груб, во время земляных работ в садах, на склонах холмов, заглохли почти все фонтаны города, высохли почти все колодцы, но все-же и сейчас кое где еще можно видеть, как сочится вода по глиняным трубам; и сейчас колония Герценберг и татарская слободка пьют воду, добытую генуэзцами, и сейчас некоторые колодцы Феодосии наполняются по трубам, проложенным генуэзцами.
Самым большим фонтаном средневековой Каффы был Георгиевский. "Из остатков древности примечания достойных суть следующие:.. 5. Георгиевский фонтан из дикого камня с тремя в земле камерами, каждая 4 сажени в длину и 9 сажен ширины со сводами над ними, куда стекалась приведенная трубами с гор вода, и потом фонтанами падала в бассейн. По-видимому, он имел великое пространство и служил главным водохранилищем для города. Камеры и своды еще целые, но завален, и вода в них не течет, а на поверхности осталась только передняя его стена, где изображен Георгий, поражающий на коне змея, от чего и фонтан Георгиевским назывался. 6. Несколько других меньших фонтанов, сделанных также из дикого камня, наподобие четырехугольных плоских пирамид, которые поныне выбрасывают из себя воду". П. И. Сумароков. Путешествие по всему Крыму и Бессарабии в 1799 году Главный архитектор Феодосии Ю.Ф. Коломийченко вспоминает, что видел в 1945 году остатки каменных бассейнов на улице Горького, у Морсада. Он предполагает, что это и были развалины Георгиевского фонтана. Не осталось следа еще от одного фонтана. О его былом существовании говорит лишь название площади на Карантине — Фонтанная. Крутой спуск с Митридотова холма в Феодосии вел на Фонтанную площадь. Здесь был сооружен в ХVII веке традиционный крымский фонтан (чешме), совершенно не похожий на европейский. Чешме - небольшие архитектурные сооружения, из которых вода выливалась через специальные отверстия. Шарообразный купол был выполнен из свинцовых пластин (позже свинец заменили на оцинкованное железо). фонтан был сложен из белого феодосийского камня-известняка, который добывался в пригородном карьере под Лысой горой. Караимы регулярно чистили его от пыли и грязи металлической щеткой. Хаус фонтана (с тюркского - водохранилище) заполнялся водой из древнего, построенного еще генуэзцами водовода. Отпускала воду фонтанщица, для которой было предусмотрено специальное место в строении. Она же брала плату. Фонтан был разрушен в 1948 году. О том, что он здесь когда-то находился, напоминает лишь название площади - Фонтанная. Д. Лосев. На площади, где был фонтан
Караимский фонтан на Фонтанной площади не сохранился до наших дней. Он был сооружен в 17 веке, недалеко от дома, в котором в 1817 году родился И.К. Айвазовский. Фонтан, давший название площади, был центром караимской слободы. Хаус фонтана (с тюркского — водохранилище) заполнялся водой из древнего водовода, построенного еще генуэзцами. Караимский фонтан был там, где ореховое дерево сейчас. Была в нем вода до 1946 года. А когда воду перекрыли — его стали разорять потихоньку.
До нас дошли только два фонтана, связанные с турецким периодом истории города. На карте из двенадцати фонтанов старинного водопровода показаны лишь два.
Один из них, расположенный на Карантине неподалеку от церкви св. Стефана (св. Димитрия), был возведен армянами в 1491 г., а восстановлен, согласно текстам строительных надписей, паломником по имени Акоп в 1643 г. Он представляет собой небольшой крытый резервуар, поданный со стороны главного фасада как своеобразный портал с фронтоном и неглубокой стрельчатой аркой, декорированными растительным орнаментом. Раньше на его фасаде была установлена мраморная плита с надписью, гласившей: «Сей родник построен в память Вардереса и его супруги Hyp-Малик в 1491 году». Плита эта утрачена.
К. Ф. Богаевский.Феодосия. Храм Св. Димитрия. Б., акв., 1924. ФМД
Второй - Армянский (Караимский по названию Караимской слободки) фонтан, был возведен армянскими зодчими в XVI веке у подножия холма Митридат, неподалеку от появившейся ранее церкви архангелов Гавриила и Михаила, на улице Морской. Имеет примерно такое же архитектурное оформление, но отличается от первого существенно большим объемом резервуара. Он входил в число наиболее значимых городских источников в разряде тех, что пополнялись качественной питьевой водой из специальных водосборных устройств, размещавшихся на горе Тепе-Оба. Фонтан, сложенный из бутового камня, скрепленного известковым раствором, водоем выполнен в виде в форме призмы. Над нишей фонтана вырезаны три резные розетки, средняя из которых представляет собой стилизованное солнце, а боковые составлены из треугольников, образующих шестиконечные звезды.
Иван Михайлович Саркизов-Серазини так вспоминает 1900-е годы: "С Митридатовой возвышенности шел спуск в Цыганскую часть Форштадта с небольшой мечетью и выхолил на улицу, пересекавшую слободку поперек. На этой улице были расположены магазины, пекарни, древний фонтан".
Фонтан Шаббетая Хаджи Фонтан, сохранившийся до наших дней - Фонтан Шаббетая Хаджи. О времени,когда был возведен здесь (или приобретен) этот фонтан, нам сообщают две надписи на мраморной дощечке в его верхней части, одна из которых на русскомязыке, другая – на иврите. Надпись на русском языке гласит: «Ага Шепетейвладелец. 1840 года». На иврите написано: «Источник живой воды Шаббетая сына почтенного рибби Симы Иерусалимского, габбая, в 600 году по малому летоисчислению [1840]». Еще в начале XX века фонтан являлся одной из достопримечательностей города. В настоящее время утратил свою былую изящность и красоту и находится в аварийном состоянии и находится во дворе детского сада Феодосийского морского порта по ул. Желябова (бывшая ул.Турецкая).
Памятник-фонтан К.А. Белиловскому В 1913 году под руководством главного врача Феодосийского карантина, журналиста и поэта Кесаря Александровича Белиловского начались раскопки у окончания генуэзского водопровода в поисках воды. Не ожиданно с глубины девяти метров ударил фонтан, но это была не обычная, как показали анализы, а целебная вода, названная Кафой (по химическому составу вода эта идентична пятигорскому нарзану). "1913—1915. В память открытого главным врачом К. Белиловским источника, сооруженной им галереи и водопровода в управлении главного врачебного Инспектора Малиновского, его помощника Шмидта и инспектора Карантина М. Тарана". Еще в 60-х годах XX столетия эта целебная вода использовалась для лечения феодосийцев и отдыхающих в здравницах города. Вода шла на разлив в специальном цехе (сейчас там службы рыбколхоза «Волна революции»). Целебный источник был закрыт из-за бездумного грубого нарушения санитарных норм при его эксплуатации. Сточные воды горбольницы, туберкулезного и венерологического диспансеров, близлежащих домов проникли в его подземные колодцы и сделали невозможным его эксплуатацию в лечебных, оздоровительных целях. Когда-то существовал и фонтан у церкви Иоанна Богослова, но, к сожалению, до наших дней он не сохранился.
Новое время. Российская империя Водоразборная будка-фонтан Водоразборная будка-фонтан на татарском форштате - одна из пяти водоразборных будок-фонтанов Феодосийско-субашского водопровода, построенных в 1887-1888 годах. Вода к водоразборным фонтанам подводилась по трубам от городского запасного водохранилища на современной Бульварной горке (а в водохранилище - самотеком из Субаша). В четырех из пяти будок-фонтанов (кроме фонтана на Караимской слободе) воду можно было набирать как в ручную, так и в бочечную тару... Посредством краников наполняли водой ведра и бочки по цене 0,5, позднее - 0,3 копейки за ведро». «Большинство феодосийцев покупало воду в пяти водоразборных будках-фонтанах: на Полицейской площади и слободках – Карантинной, Татарской (то есть на Форштате – строение бывшего фонтана здесь сохранилось до наших дней), Караимской, Сарыгольской. Водой фонтана Караимской слободки, построенного на средства Бекенеш Хаджи, наполнялась только ручная тара. Остальные фонтаны строились городом, и вода отпускалась в ручную тару и в бочки. На частных водоотводах расход воды измерялся счетчиками-водомерами». А. Евсеев
Фонтан Гаевского Фонтан П. В. Гаевского условно датируется ХIV-ХV веками и находился на пересечении улиц имени 8 Марта (бывшая улица Гаевского) и Греческой. Фонтан был так назван в честь градоначальника Феодосии, управляющего Феодосийской таможней Павла Васильевича Гаевского, проживающего на улице его имени в доме № 12. В бытность мичманом флота Российского Павел Васильевич был участником взятия крепости Корфу и острова Видо в 1799 году. Фонтан Гаевского остается уникальным гидротехническим сооружением времен владычества в Крыму Османской империи, который турки называли «кусик чесмесы». Но, увы, фонтан Гаевского пришел в аварийное состояние и в 2011 году был просто разобран. Наливайко Ю. Разобрали фонтан Гаевского / Ю. Наливайко // Победа. - 2011. - 5 февр. - С. 3
Фонтан памяти Казначеева Фонтан памяти Казначеева находился на базарной площади, где в начале 1890-х годов художник И. К. Айвазовский по своему проекту и на личные средства возвел оригинальный фонтан памяти А. И. Казначеева — феодосийского градоначальника с января 1828 года. А. И. Казначеев в свое время оценил талант юного Айвазовского и определил его в гимназию в г. Симферополе. В фондах картинной галереи И.К. Айвазовского сохранился эскиз с изображением фонтана и письменным указанием художника для строителей. В одном из писем И.К. Айвазовский писал: «Фонтан в восточном стиле так хорош, что ни в Константинополе, ни где (либо) я не знаю такого удачного, в особенности — в пропорциях».
Кубической формы и сравнительно небольших размеров, фонтан был сложен из крупных камней. Традиционное для феодосийских старых фонтанов арочное углубление на главном фасаде неожиданно завершалось профилированным карнизом классического стиля. В арочной нише находилась посвятительная доска, а ниже неё из труб струилась вода. В довоенные годы фонтан ещё исправно действовал. Со временем фонтан сильно обветшал, стал разрушаться и в конце 1940-х годов был разобран.
Фонтан Айвазовского В настоящее время почти в первозданном виде сохранился только фонтан Айвазовского. В 1888 г. благодаря И.К.Айвазовскому, построившему на свои средства подземный трубопровод длиной 26 км от источника в своем имении Субаш, Феодосия получила питьевую воду. В этом же году по проекту и на средства художника в Приморском парке, в районе современной улицы Горького, был сооружен фонтан, который ежесуточно давал городу 50 тысяч ведер пресной воды. Мраморный фонтан был построен в центре города на средства и по проекту самого художника. Закладка его состоялась 12 сентября 1887 года после богослужения в Феодосийском Александро-Невском соборе. «В одном месте турист наталкивается на роскошный мраморный фонтан имени И.К. Айвазовского, устроенного им для своего города и пьет 'за здоровье его семьи' (так написано на серебряной кружке у фонтана) чистую воду горного ключа из Субашского источника». Н.Н. Кузьмин. 1901 г. Изд. Р. Могилевская. 30 августа 1988 г. в Феодосии состоялся большой праздник. Общественный и литературный деятель архимандрит Хорен Степанян произнес речь: "Дарение прекрасной воды - большое дело для Феодосии, и даритель достоин славной памяти". Город старинный Кафа, Фонтан выполнен в восточном стиле, в форме архитектуры Бахчисарайского Дворца - в центре города. Фонтан представляет собой квадратной формы объем под шатровой деревянной крышей, с широким фигурным карнизом. Покрытая листовым железом кровля, увенчана декоративным пятиглавьем (как дань православию). Карниз усложнен на углах фигурными плафонами, а снизу подшит по-бахчисарайски деревянными рейками. Все покрашено и по периметру обрамлено широким выступом с деревянной резьбой. Цоколь исполнен "бриллиантовой" кладкой из граненых ("французских") камней небольших размеров. Стены фонтана оштукатурены, а главный восточный фасад облицован мрамором. С трех сторон в нишах устроены водометы, вода из которых вытекает в небольшие бассейны. В южном фасаде находится дверь, ведущая в интерьер, где находится резервуар для сбора воды. В XIX веке у фонтана была серебряная кружка с надписью: «Выпейте за здоровье И. К. Айвазовского и его семьи». Городская Дума, по предложению художника, через Министра внутренних дел обратилась к императору Александру III , чтобы возведенный фонтан-памятник назвать его именем. Однако, как писал Айвазовский, "Его величество повелел назвать фонтан моим именем. Фонтан в восточном стиле, так хорош, что ни в Константинополе, ни где-либо, я не знаю такого удачного, в особенности, в пропорциях". Мраморные плиты с уже начертанным именем Государя были демонтированы, а на их место были установлены новые, с фамилией самого Айвазовского. 18 сентября установили мраморную памятную доску с надписью "Фонтан И.К.Айвазовского. 18.IХ.1988". На плите ясно виден фрагмент буквы "И" оставшейся от слова Император, сохранился фрагмент буквы "А". В 1988 году фонтан-памятник был капитально отреставрирован. Изображение фонтана Айвазовского — одно из самых многочисленных, в разных ракурсах и изданиях.
Фонтан Доброму гению В городе о добром гении народ сложил песню: "Айвазовский поставил фонтан
Из мрамора чистого,
Айвазовский воду провел в фонтан
Из своего источника быстрого.
Посмотрите, как вода бежит,
Послушайте, как струя журчит,
Выпейте воды, пожалуйста,
Вспомните Ивана Константиновича...".
В 1890 году на улице Итальянской (в настоящее время ул. Горького) был построен фонтан-памятник, ставший украшением Феодосии. Решение фонтана было оригинально. На постаменте была установлена бронзовая женская фигура, которая держала в руках раковину, из которой стекала вода в каменную чашу, и, переполняя её через края, спадала в бассейн, который возвышался над землей. Со стороны фигуры находилась увенчанная лаврами палитра с надписью «Доброму гению». В бронзовой фигуре узнавалась Анна Никитична, жена художника И. К. Айвазовского. Однако, из-за неправильно организованной системы стока воды фонтан и прилегающая территория вскоре была подтоплена, а фонтан закрыт. В 1930-е годы бронзовая фигура была перенесена и установлена в центре круглого бетонного бассейна в городском саду, а каменные конструкции прежнего фонтана разобраны. Фонтан-памятник в значительной степени потерял свою первичную ценность. В период Великой Отечественной войны памятник пропал. Дальнейшая его судьба неизвестна. “…Я вспоминаю свое пребывание в Феодосии в 1936 году, аудиенцию у Анны Никитичны. В очерке-путеводителе “Феодосия” тов. В.Балахонов, между прочим, пишет, что “теперь мы видим его (главный фонтан) таким, каким он был при жизни художника. Жена моего внука Юлия Плюснина — уроженка Феодосии, часто ездит туда к родным. Так вот она говорит, что статуи с фонтана “ДОБРОМУ ГЕНИЮ” в Феодосии нигде не видела. Убедительно прошу ответить мне на вопросы: С уважением Топоров Герман. О чем рассказал архив : Легенда о “добром гении”. Отрывки из документальной повести
В наши дни на этом месте находится памятник пионеру-партизану Вите Коробкову. В 2004 году ко Дню города был открыт реконструированный фонтан «Доброму гению» недалеко от места первоначальной установки — в живописном сквере «Юбилейный». Построен новый фонтан на средства Феодосийского горсовета при поддержке мэра города. Автор — феодосийский скульптор Валерий Замеховский. Он восстановил памятник по старым открыткам. Увенчивает композицию аркада с надписью в центре «Великому Айвазовскому и ученикам его благодарная Феодосия» и фамилиями по сторонам: Фесслер, Латри, Ганзен, Лагорио.
Советский период На месте фонтана и бывшего шахматного клуба была дача Моисея Стамболи. (Одного из трех братьев Стамболи, которым принадлежала знаменитая табачная фабрика.) Начиная с 1928 года и вплоть до 1941, на месте цветомузыкального фонтана находилось управление курортами города. При высадке десанта в 1941 г. здание было разрушено. С того момента и по 1975 год здесь размещался небольшой сквер и фонтан. В 1975 году на его месте был сооружен светомузыкальный фонтан. Открытие обновленного Светомузыкального фонтана состоялось ко Дню города Феодосия в 2018 году. До этого момента в течение нескольких лет фонтан не функционировал.
ХХI век В ХХI веке в Феодосии начали появляться новые фонтаны. В сентябре 2008 года фонтан на набережной со скульптурной группой, изображающей легендарную встречу Феодоры с женихом – один из пяти, которые устанавливало в городе львовское предприятие ООО «Цифровые технологии – Запад». Магомаева Т. На набережной заработал фонтан: Скульптура Феодоры с женихом
Фонтан на Музейной площади был открыт ко Дню города, в конце июля 2013 года. Это был восьмигранный бассейн с высокими каменными бортиками, в зимний период воду в фонтан не подают: его включают в апреле – мае – ближе к курортному сезону. В 2017 году фонтан в центре Музейной площади в Феодосии украсила скульптурная композиция "Влюбленная пара" - трехметровая скульптурная группа. Это пара влюбленных, спрятавшихся от дождя под одним большим зонтиком, стоящая на каменном шаре в центре бассейна. Скульптура визуально легкая, запечатленная в динамичной позе, что делает фонтан очень «живым» и естественным. В темное время суток фонтан подсвечивают восемь фонарей. Именно эта скульптурная композиция набрала наибольшее число голосов в интернете при голосовании. Реализован проект творческим коллективом, авторами памятников Екатерине второй, Вежливым людям и ополчению всех времен в Симферополе. Координатор проекта Игорь Анацкий рассказал, что скульптура была спроектирована и изготовлена в подмосковном Жуковском, в художественной мастерской "Лит Арт", специализирующейся на художественном литье из бронзы. Непосредственно изготавливала скульптуру художник Ирина Макарова.
В последнее десятилетие появляются маленькие фонтанчики со скульптурными композициями. Один из них - рядом с Музыкальной школой № 1 появился как антураж летнего кафе. А этот фонтан находится напротив Дома сестры Айвазовского во дворе гостиницы "Афродита".
Подробнее о фонтанах Феодосии можно прочесть в следующих изданиях:
Статьи в местной прессе
Материал подготовила Т. Гурьева, главный библиограф ЦГБ им. А. Грина | |
Просмотров: 2368
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |