Главная » Статьи » Люди искусства

Лагорио Лев Феликсович

Лагорио Лев Феликсович в Феодосии
1827-1840


В портовой Феодосии когда-то, еще до нашествия Наполеона, поселился итальянский подданный виконт Феликс Лагорию (1781-1857), находившийся одно время в статусе вице-консула королевства Обеих Сицилий. Параллельно с дипломатической работой отпрыск древнего, но обедневшего генуэзского аристократического рода с успехом занимался торговым промыслом. В 1811 году совместно с итальянцами Аморетти и Галером Феликс Лагорио создал компанию для торговли с Мингрелией и Имеретией. Злые языки считали Лагорио-старшего масоном и давним шпионом Наполеона. Так ли это или нет – история умалчивает. Доподлинно известно, что итальянец женился на русской и у него было двое сыновей – Лев и Карл. Один стал известным художником, другой – генералом.
Дата рождения Льва Легорио точно не установлена. В одних работах указывается, что это 16 (28) июня, в других, что 17 (29) ноября 1827 года. Где та метрическая книга, которая помогла бы нам избавиться от разночтений? Где тот основательный исследователь жизни и творчества маэстро русской живописи, который сумел бы поставить многие точки над i в биографии Льва Лагорио? Вопросы остаются открытыми. 

Очарованный морскими пейзажами, он часами мог смотреть на волны и прибрежные скалы, торговые шхуны и рыболовецкие суденышки, проплывавшие вдоль побережья или заходившие в Феодосийский порт.  К десяти годам он уже прилично рисовал морскую гладь, отроги гор, старинные руины. В одиннадцать - обрел себе кумира. Им стал уже входивший в силу великий русский маринист Иван Константинович Айвазовский. Они познакомились весной 1838 года, когда Айвазовский приехал в родную Феодосию по академическому заданию для написания живописных работ. Он был на десять лет старше Лагорио и уже завершал курс обучения в Императорской Академии художеств. 

Можно представить себе с какой радостью забилось сердце подростка, когда Айвазовский первый раз привел его в свою наскоро сооруженную мастерскую, познакомил с этюдами и полотнами, а затем предложил стать помощником в создании новых произведений. Юный Лагорио с превеликим удовольствием стал подмастерьем знаменитого земляка, впитывая, как губка, советы и наставления своего учителя, его систему располагать краски на палитре, умение находить точные композиционные решения. Особое восхищение вызывала у Лагорию способность художника работать способом a la prima, то есть доводить картину до завершения по сырому красочному слою. 

Ученичество длилось около двух лет. За это время Айвазовским был создан целый ряд удивительных полотен. Среди них лирические пейзажи - «Лунная ночь в Крыму. Гурзуф», «Керчь», «Старая Феодосия», «Морской берег», картины из жизни флота - «Десант Н.Н. Раевского у Субаши», «Вид Севастопольского рейда с военными судами», «Портрет вице-адмирала М.П. Лазарева». Многое возникло буквально на глазах юного Лагорио. 


И. К. Айвазовский. Старая Феодосия, 1839


Покидая в начале лета 1840 года родную Феодосию, Айвазовский взял с собой несколько рисунков Лагорио. В Петербурге он представил их своему учителю, профессору А.И. Зауервейду, и попросил его оказать юному художнику свое покровительство. 27 июля того же года пенсионером Академии художеств Айвазовский уехал в Италию, а затем были Париж, Лондон, Амстердам. Долгие четыре года. 

Айвазовский с большим уважением отнесся к своему первому ученику, видя в нем проблески необычайного таланта и завидную работоспособность. Он постоянно интересовался его успехами, оказывал содействие в трудные жизненные минуты. Добрые чувства любви и признательности своему первому учителю Лагорио сохранил на всю жизнь. У Айвазовского Лагорио научился многому, но прежде всего - умению мыслить поэтическими образами и любить Россию. 

Где и как еще учился Лагорио, кроме феодосийской мастерской Айвазовского приходится только гадать. Биографы ошибаются – никакой феодосийской гимназии он не оканчивал. В то время в малолюдном городке ее просто не было. Да и на всю Таврическую губернию гимназия была только одна – в Симферополе, а от него до Феодосии целых 107 верст пути. Возможно, что какое-то время Лагорио учился здесь. Но не исключено, что образование он получил домашнее, и, видимо, не плохое. 

В 1843 году, в возрасте шестнадцати лет, Лагорию был зачислен вольно-приходящим учеником Императорской Академии художеств. Без протекции Айвазовского, разумеется, не обошлось: за Лагорио просил хороший знакомый Ивана Константиновича по фамилии Крамер. Посильную помощь юному живописцу оказал и бывший гражданский губернатор Крыма и феодосийский градоначальник (впоследствии сенатор) Александр Иванович Казначеев (1788-1880). В свое время он содействовал обучению Айвазовского в Симферопольской гимназии, а затем и его поступлению в Академию художеств. Парадный портрет А.И. Казначеева кисти Айвазовского хранится ныне в Государственном Русском музее в Петербурге. Средства на обучения Лагорио выделил Герцог Максимилиан Лейхтенбергский - член царской фамилии (зять Николая I) и с 1843 года президент Академии художеств. 

 


И. Айвазовский. Портрет сенатора Александра Ивановича Казначеева (1788-1880), предводителя дворянства Таврической губернии. 1848 

В 1843 году, когда Айвазовский был в заграничной командировке и блистательно прокладывал путь к мировой славе, шестнадцатилетний Лагорио был зачислен «вольно-приходящим учеником» Академии художеств в класс профессора пейзажной живописи М.Н. Воробьёва, из которого вышел Айвазовский. Одновременно Лагорио занимался в классе батальной живописи у профессора А.И. Зауэрвейда.
Л.Ф. Лагорио сразу избрал своей специальностью маринистическую живопись, видимо, находясь в плену своих первых впечатлений от живописи Айвазовского. Впрочем, он остался верен этому влечению всю жизнь.

 

Красивое здание в стиле классической архитектуры, которое феодосийцы называют «Дом Лагорио» находится на на бывшей Генуэзской улице, ныне - проспект Айвазовского. На открытке, изданной в начале XX века Р. Могилевской, мы видим это здание с двумя ажурными куполами на крыше, с колоннами из местного известняка и надписью на фронтоне главного входа «Генуэзская гостиница». Эта надпись и говорит о дальнейшей принадлежности здания по улице Генуэзской.
Гостиница "Генуэзская" была открыта в 1906 г.  Во время Великой Отечественной войны находящейся справа дом Соломона Крыма был разрушен полностью, а вот это здание пострадало только потому, что были разрушены купола.
В советское время здесь были культурно-просветительские и лечебные учреждения, роддом, а в настоящее время это историческое здание занимает Музей древностей.

 


Большая часть жизни Лагорио связана с Петербургом, где с 1864 г. он жил постоянно. Является выпускником Петербургской Академии художеств. Темой его работ стали в основном были пейзажи и батальные сцены.

Летние месяцы художник Л.Ф.Лагорио любил проводить в Судаке, где у него была мастерская, а так же ежегодно проводил заграничные поездки и поездки по России.
Крым вообще занимал в творчестве Л. Ф. Лагорио значительное место. На одну из выставок (в 1893 году) он представил только работы, посвящённые крымской природе и Чёрному морю. Каталог выставки вышел под общим названием "В Крыму".

Во второй половине жизни Лагорио много работает и в области графики, акварелью, сепией. Он состоял членом Петербургского общества акварелистов. В акварельной технике он иногда достигал большей свободы, чем в масляной живописи. Его акварели не так строги по композиции, но они полны жизни, движения. Он пишет набегающую на прибрежные камни волну, лёгкой игрой кисти передавая трепетное движение зыбкой морской стихии, облако пены и низко бегущие над морем тучи. Такого же характера и карандашные рисунки Лагорио.
Глубокой убеждённостью, честной прямолинейностью и преданностью искусству Л. Ф. Лагорио завоевал большие симпатии в среде художников и широких масс любителей живописи. Его картины всегда пользовались большой популярностью.
В 1900 году (в год смерти И.К.Айвазовского) Лев Лагорио был избран почётным членом российской Академии художеств.


Несмотря на признание его заслуг официальными кругами и общественностью, он всегда жил в стеснённых материальных условиях и поэтому часто был вынужден обращаться с просьбами о выдаче ему денежных авансов в счёт предстоящих работ, а то и под залог своих картин. 
Так, он просил деньги для поездок с «художественной целью в Крым и южные губернии России» в 1871 или для поездок «на этюды в Крым, Кавказ, Финляндию и Норвегию» в 1882 .
Материальная необеспеченность художника порой граничила с острой нуждой. В старости нужда подточила силы художника, он ослабел и полуослеп, но продолжал работать.
9 декабря 1905 Л. Ф. Лагорио скончался.
После смерти почётного члена и профессора Императорской Академии художеств и почётного члена почти всех столичных художественных обществ, потрудившегося на пользу отечественного искусства свыше 55 лет, его жена и дочь остались без всяких средств к существованию. Они вынуждены были обратиться в совет академии за помощью.

 

На посмертной выставке Л.Ф. Лагорио, устроенной в 1906 году, демонстрировалась 961 работа художника (включая этюды и наброски). Как всегда, на ней широко был представлен Крым: Кучук-Ламбат, Ялта, Симеиз, Феодосия, Алушта, Севастополь, а также Судак, где в доме тестя у Лагорио была постоянная летняя мастерская, вся увешанная крымскими этюдами.
Л.Ф. Лагорио был талантливым художником-пейзажистом. У него много картин, изображающих природу, но больше всего он любил писать море. В музеях Советского Союза хранилось 250 работ Лагорио, но среди них имеется только одна, изображающая бурю на море, и одна - кораблекрушение. И это - несмотря на то, что море занимает основное место в его творчестве. Море вызвало к жизни наиболее яркие и выразительные произведения Лагорио, и он по праву занимает одно из видных мест среди русских маринистов.

Согласно Путеводителю по Феодосийской картинной галерее имени И. К. Айвазовского, составленному супругами С. и Н. Барсамовыми в 1955 г., в Картинной галерее им. И. К. Айвазовского в Феодосии находятся: 
Выборг. М., х. 63×81. Академическая работа Лагорио. Подпись: Лагорио, 1848.
С большой тщательностью художник написал с натуры уголок природы. Крепостная стена-и большая башня возвышаются в центре картины на фоне голубого облачного неба. Детально разработаны мелочи переднего плана: деревянный сарай, изба и лодки ка берегу. Чувствуется, что молодого, еще неопытного художника увлекало умение реально написать каждый предмет, и он выписывает с предельной добросовестностью все детали картины.

 


Морской пейзаж. М., х. 49×66. Подпись: Лагорио, 1870.
Утихает буря, но море еще взволновано. С парусника, стоящего у берега, рыбаки выгружают рыбу. Лагорио, так же как Фесслер, большое внимание уделял изображению берега. В этой картине тщательно прописаны морская трава, выкинутая бурей, тина, галька, которая кажется еще мокрой. Он редко писал бурное море, предпочитая изображать штиль или утихающую бурю.

 


Алушта. М., х. 74×127. Подпись: Лагорио. 1889.
Мелкая зыбь на море. Свет заходящего солнца чуть искрится на воде, последние лучи его гаснут на небе за дальними горами. Очень эффектно встает силуэт города на высоком холме. С особой тщательностью написан большой корабль, который художник осветил солнечным лучом и сделал центром картины. Творчество Айвазовского оказало большое влияние на развитие дарования Лагорио, но, как всякий крупный художник, он нашел свой живописный язык и свои образы.


 

 


Богоматерь, 262х19. подпись Лагорио, 1894. Поступило из католической церкви, Феодосия, 1934.

Из графических же работ Л. Лагорио в каталоге указаны "Дагомыс",, "Абрау с моря", "Горный пейзаж" - всего 9 работ.


Вы можете прочесть в читальном зале Центральной городской библиотеки им. А. Грина:
Барсамов, Н. С. Лев Феликсович Лагорио // Н. С. Барсамов. Айвазовский в Крыму. Очерки об И.К.Айвазовском и художниках города Феодосии Л.Ф.Лагорио, А.И.Фесслере, К.Ф.Богаевском, М.А.Волошине, М.П.Латри [Текст] / Н.С. Барсамов. - Симферополь : Крым, 1967. - С. 47-54 : репродукции вкл.л. - 23.
Барсамов Н. С., Барсамова С. А. Феодосийская картинная галерея имени И. К. Айвазовского : К 75-летию со дня основания. - Симферополь : Крымиздат, 1955. - 64 с.; репрод.
Лихотворик Р. С. Путешествие со старой открыткой : Феодосия, Старый Крым, Коктебель, Отузы, Кизилташ, Судак, Карасубазар на рубеже XIX - XX столетий / Р.С. Лихотворик. - Феодосия : Арт-Лайф, 2007. - С.71 : ил
Лагорио Лев Феликсович // Богом данной : Художники - архитекторы: Альбом-справочник. - Феодосия, 2008. - С. 47-49.
Русский мир Ивана Айвазовского : [худож. изд.] / Феодос. картин. галерея им. И. К. Айвазовского, Фонд соц.-культур. проектирования "Титул", междунар. культурол. проект "Айвазовский: 200 лет триумфа" ; пред. ред. совета Т. Умрихина ; авт.-сост. К. Э. Игнатов. - Симферополь : Титул, 2016. - С. 138 : цв. ил.

Категория: Люди искусства | Добавил: Epicfails (28.09.2017)
Просмотров: 6 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]