Главная » Статьи » Люди искусства

М.Латри - внук великого мариниста И.К.Айвазовского
Латри Михаил Пелопидович - художник Серебряного века
(1875-1941)

Имя художника М.П.Латри, мастера ХХ столетия, мало знакомо широкой публике. В Феодосийской картинной галерее свыше 700 его произведений - живопись, графика, керамика. Один раз увиденные, они надолго остаются в памяти.

В музей работы Латри поступили из его мастерской, которая находилась в небольшом поселке Шейх-Мамай, расположенном недалеко от Феодосии. Основу собрания составляют этюды. Большинство из них не имеет ни подписей, ни дат, поэтому придерживаться какой-либо хронологической последовательности при разборе произведений М. П. Латри почти невозможно. Предполагают, что созданы они в период с 1894 по 1918 год. Лишь сравнивая отдельные произведения между собой, опираясь на те или иные факты биографии художника, можно проследить эволюцию творчества этого оригинального мастера.

Творчество Латри впитало в себя лучшие достижения русского реалистического искусства. Оно жизнеутверждающе и оптимистично. Быть может, именно поэтому оно получило столь широкое и почти единодушное признание в наши дни.

В изображении природы Латри был подлинным поэтом-лириком. Его пейзажи всегда одухотворены, в основе его живописных образов заложено эмоциональное начало: он умел придать поэтические черты самым незамысловатым по сюжету пейзажам. Всё это сообщает притягательную силу искусству Латри.  

Михаил Латри : Каталог : Феодосийская картинная галерея им. Айвазовского/ Сост. Н.С. Барсамов, Ред. А.И. Полканов, Худ. Ю.Н. Белькович. -Симферополь: Крым. -36 с.: ил. -11


Сведения о жизни М. П. Латри скудны, отрывочны и случайны. При жизни о нём никто не писал. Его биография не богата значительными событиями, а творчество не поддаётся точной хронологической систематизации, потому что он почти никогда не датировал своих произведений и даже не подписывал их. И всё же тщательное изучение картин Латри и сопоставление его творчества с биографией позволяет наметить основную линию развития его как художника.

Михаил Латри родился в Одессе в 1875 году, отец его — Пелопид Саввич Латри — был врачом городской больницы. Первые впечатления от искусства Латри получил в доме своей матери, где висели картины Айвазовского. И на всю жизнь запомнил он, как работал его дедушка, живопись стала его мечтой. 
Сохранилась одна из ранних картин Латри. Так же, как и у Айвазовского, солнце на ней опускается к закату, окрасив небо и море в огненно-золотистый цвет. На горизонте в открытом море виден кораблик под парусами. 
      В Академию художеств в Петербург окончившего гимназию Латри повёз сам Айвазовский, любовно относившийся к дарованию своего внука. Руководил пейзажным классом академии в те годы А.И. Куинджи, которого хорошо знал Айвазовский. В классе Куинджи учился феодосиец К.Ф. Богаевский. 

Молодому художнику всё нравилось в академии, всё радовало. Он глубоко уважал своего профессора, с которым надолго сохранил самые дружеские и сердечные отношения. В мастерской Куинджи царила атмосфера дружбы, доверия и привязанности, которая объединяла куинджистов в тесную семью художников. Их обучали не столько изобразительной грамоте, сколько творческому отношению к работе. Доподлинно известно, что Архип Иванович одно лето провёл вместе с учениками на этюдах в своём имении Ненли-Чукур в Крыму.

В 1897 году Латри прервал занятия в академии и уехал в Мюнхен. Здесь в течение двух лет он работал у Холлоши и Ферри-Шмидта, где преподавание велось по методу Ажбе. В начале нашего века эти художники были хорошо известны в Европе как мастера реалистического метода преподавания изобразительного искусства, основанного на строгом изучении натуры. У Ажбе учились выдающиеся русские художники И.Э. Грабарь, Д.Н. Кардовский и другие.

На следующий год, весной, Латри совершил длительное морское путешествие. Он побывал в Венеции, Афинах, Смирне, Константинополе. На лето приехал в Ялту, где написал ряд картин. В них уже ясно видна рука сложившегося мастера, опытного художника, умеющего видеть и воплощать в живописных образах выразительные черты пейзажа, освобождённого от излишней детализации.

В 1899 году Латри вернулся в Петербург и обратился в академию с просьбой зачислить его вольнослушателем в пейзажный класс, которым тогда руководил профессор А.А. Киселёв.

По окончании академии Латри с увлечением отдался идее организации молодых, прогрессивно мыслящих художников, вышедших из мастерской А.И. Куинджи. Он мечтал объединить их и создать новое направление в живописи в противовес академической рутине и дягилевскому модернизму1.

В результате длительных переговоров с товарищами и организационных хлопот Латри удалось привлечь значительную группу куинджистов в так называемое «Новое общество».

Латри жил в Петербурге только в зимние месяцы, уезжал на лето и осень в Крым. Он работал то в Бахчисарае в саду ханского дворца, то в Судаке на берегу моря, то в Ялте (с художником Химоной), то в Феодосии или Старом Крыму, куда приезжали Богаевский и Кандауров.

Латри навсегда поселился в Крыму, когда мать подарила ему небольшой участок земли в экономии Баран-Эли в двадцати двух километрах от Феодосии. Здесь Латри оборудовал одну мастерскую для живописи, вторую — для художественной керамики.

Занятие керамикой не было мимолётным увлечением. Начиная с 1904 года в течение ряда лет в письмах Латри к художнику К.В. Кандаурову встречаются различные просьбы, связанные с керамическим производством: о присылке материалов, необходимых для цветных полив, о новых способах этой работы. После длительных поисков и неудач Латри наконец добился желаемых результатов и стал изготовлять художественные керамические изделия. Следует отметить, что в дореволюционном Крыму Латри был единственным художником, серьёзно занимавшимся художественной керамикой.

Со свойственным его натуре темпераментом Латри, легко увлекающийся, обуреваемый различными планами, погрузился в работы по хозяйству, в занятия живописью и керамикой.

Но для всего этого у него не хватало ни времени, ни сил. К тому же он был общественным директором Феодосийской картинной галереи, что тоже требовало внимания. Увлечение разнообразными делами поглощало много энергии и времени, и это отражалось на его творчестве. Латри оставил много незавершённых картин, не сумел осуществить ряд замыслов. Мешала художнику и неустроенность семейной жизни, очень тяготили материальные затруднения.

Латри завёл у себя демократический порядок жизни. Мало того, что он заботился о работниках, он входил также во все нужды их семей. Кухня у всех была общая: Латри подавали к столу то же, что и рабочим.

У Латри не было детей, но детей он очень любил и никогда не уезжал зимой из экономии в город, пока не справлял для них ёлки с подарками на рождественские праздники.

В начале 1917 года Латри передал свою усадьбу рабочим, но те, не желая расстаться с ним, просили его быть у них «старшим» и продолжать вести хозяйство по-прежнему. Однако Латри решил уехать в город, где он мог всё своё время отдать искусству.

   Из книги 
Барсамов Н.С. Айвазовский в Крыму. Очерки об И.К.Айвазовском и художниках города Феодосии Л.Ф.Лагорио, А.И.Фесслере, К.Ф.Богаевском, М.А.Волошине, М.П.Латри/ Н.С. Барсамов. -Симферополь: Крым, 1967. -112 с.: вкл.л. - 23. 


Художественные интересы Латри всегда были очень разнообразны. Бывая за границей, Латри любил работать в Венеции. Ему была близка живопись великих мастеров венецианской школы и сам город, неповторимый и прекрасный, вдохновлявший их творчество.
Венеции Латри посвятил много картин. Среди работ этого цикла выделяется несколько маленьких этюдов, написанных маслом и темперой.
Один масляный этюд - "Венеция вечером. Мостик через канал" - изображает довольно широкое водное пространство, ограниченное внизу тёмным силуэтом гондолы, а в верхней части основанием зданий. Колорит этого этюда складывается из сочетания тёплых охристых тонов построек и серо-зеленоватого цвета воды. В этюде есть мягкость форм, движение едва уловимых оттенков цвета и та деликатность, лёгкость ударов кисти, которые позволяют создать на полотне мерцание света...



М.Латри. Венеция вечером. Мостик через канал. Холст, масло. 94 х 125

      Латри обладал тонким врождённым вкусом. Это можно видеть и в выборе сюжетов, всегда очень простых, без каких-либо претензий на внешний эффект или занимательность, и в цельном и легко найденном колорите даже самых незначительных по размеру работ. Пишет ли он цветущее фруктовое деревце на маленьком клочке холста или хатку, крытую черепицей, старый каменный фонтан или песчаный берег - для каждого сюжета художник находит удачное живописное решение, выразительное и характерное для крымской природы.

Два прекрасных альбома подготовлены и изданы Феодосийской Картинной галерей им.И.К.Айвазовского, включившие в себя 24 репродукции картин и эскизов М.Латри:
Латри Михаил Пелопидович (1875-1941) : Живопись/ Авт-сост. Г. Чипирис. -Киев: Енергія+, 2003. -16 с.: ил. -(Национальная картинная галерея им. И.Айвазовского. Коллекции нашего собрания). 
Внуки Айвазовского К.Арцеулов, А.Ганзен, М.Латри : Живопись. Графика/ Авт-сост. Т. Колчина. -Киев: Енергія+, 2003. -16 с.: ил. -(Национальная картинная галерея им. И.Айвазовского. Коллекции нашего собрания)





Рыбачья пристань, 1913. Холст, масло. 102 х 101,5

«Рыбачья пристань» — одна из капитальных, завершённых и ясных по форме картин, созданных Латри. Она была выполнена на основе подготовительных этюдов, написанных им на берегу моря. Художник упорно искал живописные средства для правдивой передачи искрящегося солнечного блеска на зыбкой поверхности взволнованного моря. Этюды очень скромны по композиции. Они написаны с прибрежных возвышенностей, и на них нет ничего, кроме узенькой полоски неба, широкого морского простора и песчаного берега на переднем плане. По ним можно судить, как настойчиво всматривался Латри в натуру и находил определённый ритм и закономерность даже в блеске солнечных бликов на морских волнах. Этюды выполнены в технике письма дробными мазочками, которая широко применялась художниками, отражавшими в живописи море при лёгком бризе в летний день.



Бочка, запряженная волами. Картина, масло, 22 х 27


Венеция днем. Холст, масло. 86,5 х 100


Суда на рейде. Бумага, картон, акварель, 27 х 35



Женщина в кринолине. Холст, масло, 51,2 х 66


В 1920 г. М.Латри эмигрировал в Грецию. Работал на керамическом заводе в Афинах, принимал участие в археологических раскопках на острове Делос. С 1924 г. он жил и работал в Париже, занимался живописью и декоративно-прикладным искусством. В 1935 г. в Реймсе состоялась его персональная выставка. Участвовал в археологических раскопках на островах Делос, Крит, Тазос. В 1935 г. в Реймсе состоялась его персональная выставка.

Умер М. П. Латри 11 февраля 1941 г., похоронен на Сент-Женевьев-де Буа в Париже.


Вы можете прочесть у нас в библиотеке:
1. Барсамов Н.С. Айвазовский в Крыму. Очерки об И.К.Айвазовском и художниках города Феодосии Л.Ф.Лагорио, А.И.Фесслере, К.Ф.Богаевском, М.А.Волошине, М.П.Латри/ Н.С. Барсамов. -Симферополь: Крым, 1967. -112 с.: вкл.л. - 23. 

2. Бобков  А.А. Последняя война империи : феодосийцы и Феодосия в Первой Мировой войне (Арцеулов--Латри) // Разворот солнца над Аквилоном вручную. -Феодосия-Симферополь : Оригинал-М. - 2008. - С.41-59: ил. -Библиогр. в конце ст.

3. Внуки Айвазовского: К.Арцеулов, А.Ганзен, М.Латри : Живопись. Графика/ Авт-сост. Т. Колчина. -Киев: Енергія+, 2003. -16 с.: ил. -(Национальная картинная галерея им. И.Айвазовского. Коллекции нашего собрания). 

4. Колчина Т. И.К.Айвазовский и его внуки : М.Латри, А.Вильгельмович, К.Арцеулов/ Т. Колчина // Победа. - 2009. - 30 июля. - С.4

5. Латри Михаил Пелопидович (1875-1941) : Живопись/ Авт-сост. Г. Чипирис. -Киев: Енергія+, 2003. -16 с.: ил. -(Национальная картинная галерея им. И.Айвазовского. Коллекции нашего собрания). 

6. Михаил Латри : Каталог : Феодосийская картинная галерея им. Айвазовского/ Сост. Н.С. Барсамов, Ред. А.И. Полканов, Худ. Ю.Н. Белькович. -Симферополь: Крым. -36 с.: ил. -11 (фото). 

7. Огурцова Е. Дыша духами и туманами : женские образы в творчестве М.П.Латри // Победа. - 2009. - 7 марта. - С.7

8. Огурцова Е. Отдав искусству жизнь без сдачи : М.П.Латри // Победа. - 2015. - 29 окт. - С.5: цв.ил.

9. Погребецкая И. Свои шаги в искусстве : М.П.Латри, А.В.Ганзен, К.К.Арцеулов // Победа. - 1980. - 25 апр.

10. Полун С. Внук великого мариниста : М.П.Латри // Победа. - 1980. - 30 апр. - С.4.
Художники о Крыме : Михаил Латри : биография отдельного лица // Qasevet. - 2008. - №: 33. - С.36.

11. Художники о Крыме : Михаил Латри // Qasevet. - 2008. - №: 33. - С.36

12. Чипирис Г. Новое о художнике : М.Латри // Победа. - 1998. - 16 мая. - С.3.

13. Чипирис Г. Художник серебряного века : к 125-летию со дня рождения М.П.Латри - внука И.К.Айвазовского // Победа. - 2000. - 25 янв. - С.2
Категория: Люди искусства | Добавил: Epicfails (24.02.2016)
Просмотров: 310 | Теги: Феодосия, латри, живопись, Айвазовский, внуки Айвазовского | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]