Главная » Статьи » Прошлое Феодосии

Коменданты провинциального уездного города Феодосии

Коменданты провинциального уездного города Феодосии:

герои Крымской войны Л. А. Ергомышев, Н. М. Соковнин, первый советский комендант М. Ф. Барсов

 

Гравюра Эмиля Берндта, 1869

 

Комендант города в России со 2-й половины XIX - до начала XX в. - военный начальник, наблюдавший за сохранением дисциплины и порядка в войсках, расположенных в данном пункте; за точным исполнением гарнизонной службы, исправным содержанием казенных зданий и арестованных воинских чинов на городских гауптвахтах. В ведении Коменданта города находились воинские караулы и наряды, а также проходящие через город команды и отдельные военнослужащие сухопутных и морских ведомств. Комендант города должен был также "содействовать местным полицейским властям во всем, что может служить к сохранению благоустройства и порядка между воинскими чинами и обывателями". По личному составу вверенных ему управлений Комендант города пользовался правами: в чинах генеральских - начальника дивизии, в чинах штаб-офицерских - полкового командира.

Комендант подчинялся командующему войсками военного округа и начальнику гарнизона, находящемуся в месте его пребывания (если Комендант города сам не являлся гарнизонным начальником). В небольших городах, где не полагалось особой комендантской должности, функции Коменданта города исполнял уездный-воинский начальник или офицер, назначенный начальником гарнизона, но не из числа командиров отдельных частей. Обычно Комендант города состоял в чине от капитана до генерал-майора (в крупных городах), что соответствовало IX-IVкл. "Табели о рангах" 1722 (в 1884-1917 - VIII-IV кл.) с обращениями: "Ваше благородие" (IX кл.), "Ваше высокоблагородие" (V-VIII кл.) и "Ваше превосходительство" (IV кл.).

Должность Коменданта города была упразднена декретом СНК от 16 (29) декабря 1917 года "Об уравнении всех военнослужащих в правах", но фактически просуществовала до завершения демобилизации старой российской армии весной 1918 года. Военные коменданты назначались непосредственно красным командованием (и лично наркомвоенмором КССР Павлом Дыбенко) и действовали по своему усмотрению, без оглядки на местные органы власти - ревкомы.

 

 

Капитан I ранга Л.А. Ергомышев

 

Комендант Феодосии апрель 1858 - январь 1859

 

Военным комендантом города после Крымской войны в конце апреля 1858 года был назначен капитан I ранга Лев Андреевич Ергомышев,кавалер 4-х орденов, соратник и друг адмиралов Нахимова и Корнилова. 

Лев Ергомышев родился в 1808 году в городе Таганроге в семье дворян Херсонской губернии Ергомышева Андрея Григорьевича, капитана 2 ранга и кавалера ордена Святого Георгия 4 класса, и его жены Анны Ивановны. В 10 лет 18 февраля 1818 года поступил учеником в Черноморскую штурманскую школу. С 19 марта 1824 по 1826 годы проходил морскую практику гардемарином на Черноморском флоте. 25 сентября 1826 года Ергомышев был произведен в мичманы и продолжил службу на Балтийском и Черноморском флотах.

18 ноября 1853 года в эскадре вице-адмирала П. С. Нахимова Ергомышев, командуя линейным кораблем «Великий князь Константин», участвовал в истреблении турецкой эскадры на Синопском рейде. За отличную храбрость, оказанную в сражении Льву Андреевичу Ергомышеву был пожалован чин капитана 1 ранга, годовой оклад жалования и вместо аренды в течение 12 лет по 800 рублей ежегодно из государственного казначейства.

В 1854 г. находился в составе гарнизона Севастополя, где воевал, на берегу, на бастионе и батареях, Бомборской высоте, имел под командой четыре морских и четыре пехотных батальона. 5 октября 1854 г., при бомбардировке неприятелем Севастополя, когда произошел взрыв порохового погреба, получил ранения и был контужен в левое плечо, лицо, а потом еще ядром – в правую сторону головы и снова в плечо. Находился в отпуске для излечения от ран и контузий с 1 января по 7 октября 1855 г. После лечения назначен командиром 35-го флотского экипажа. 

30 апреля 1856 года в связи с ухудшением состояния здоровья был уволен с военных должностей и назначен членом экспедиции пароходных сообщений, а в сентябре — капитаном Одесского порта. В конце того же года Лев Ергомышев был награждён бронзовой медалью «В память войны 1853—1856 годов».

Был женат на Марии Карловне Комстадиус, в семье было пятеро детей. Последняя воля усопшего была о том, чтобы его захоронили со всеми воинскими почестями.

Ергомышев недолго исполнял обязанности военного коменданта Феодосии - с конца апреля 1858 по 21-е января 1859 гг. Ему досталось непростое хозяйство. В истории Феодосии Крымская война 1853-1856 годов оставила неизгладимый след: город и ее жители испытали на себе все тяготы прифронтового населенного пункта, постоянно ожидая высадки десанта противника. В городе работали госпитали для раненых солдат и офицеров. В период войны жители Феодосии радушно встречало прибывавшие русские войска и охотно единодушно жертвовали для них, что могли: деньги, топливо, хлеб и другие съестные припасы, рогатый скот, овец и прочее. А 24 ноября 1854 г. вышло Сообщение Феодосийского уездного предводителя дворянства Таврическому губернскому предводителю дворянства о сборе пожертвований дворян уезда в пользу раненых воинов, находящихся в Феодосии на излечении. Многие феодосийцы были участниками военных действий. 

Лев Андреевич Ергомышев прожил всего пятьдесят один год, из которых тридцать семь лет верой и правдой служил России, был похоронен на Старом кладбище Феодосии. На месте захоронения заслуженного морского офицера со временем вдовой дочерью предводителя дворянства Херсонской губернии, коллежского секретаря Комстадиус Марией Карловной был установлен крест на белоснежном мраморном постаменте, на котором начертано: «Здесь покоится прах капитана 1-го ранга Льва Ергомышева скончавшегося 21-го января 1859 года в следствии контузии полученных в сражении при Синопе и при осаде Севастополя». 

 

Постановлением Администрации города Феодосии Республики Крым от 06.07.2021 № 2097 «О придании общественному муниципальному кладбищу муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым статуса историко-мемориального кладбища» могила Л. Ергомышева вошла в Перечень исторических захоронений и памятников, объектов культурного наследия и объектов, представляющих историко-архитектурную ценность. В Государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов России значится под регистрационным номером 911710935140005.

В Феодосии, в районе военного порта, на Платановой аллее по ул. Горького у домов 24-26, установлен бюст капитану 1-го ранга российского флота, участнику Синопского сражения и обороны Севастополя Крымской войны 1853 - 1856 гг. - Льву Андреевичу Ергомышеву.

 

 

Адмирал Николай Михайлович Соковнин

 

 

Комендант Феодосии 30 марта 1859 - 9 января 1867

 

30 марта 1859 г. Высочайшим приказом о чинах военных № 237 капитан 1 ранга Н.М. Соковнин был назначен Феодосийским комендантом с оставлением по флоту. Он сменил на этом посту участника Синопской битвы и героя Крымской войны капитана 1 ранга Л.А. Ергомышева  скоропостижно скончавшегося в январе.

Соковнин Николай Михайлович родился 9 ноября 1811 года. По окончании Морского кадетского корпуса служил на Балтийском флоте. В 1828 - 1832 г. служил на корабле «Святой Андрей» и фрегате «Помона» (Балтийский флот), с 1833 года - на кораблях Черноморского флота, командовал различными судами, участвуя в действиях против горцев. 

Восточную войну 1853 - 1856 годов капитан 2 ранга Соковнин встретил в должности командира парохода-фрегата «Херсонес». Весь период севастопольской эпопеи 1854 -1855 годов Соковнин провёл на самом опасном участке оборонительных укреплений, командуя попеременно левым и правым флангами 4-го бастиона. Командующий русскими войсками в Крыму адмирал князь А. Меншиков в одном из своих донесений отметил: «44-го флотского экипажа капитан 2 ранга Соковнин, находясь на батарее, действуя днём и ночью против неприятеля и подвергая себя убийственному огню, постоянно показывает пример отличной храбрости». За боевые заслуги, самоотверженное исполнение служебных обязанностей с риском для жизни и «отличную храбрость и мужество, оказанные при обороне Севастополя», Соковнин был награждён орденами Анны II и Владимира IV степени с бантом и мечами и произведён в чин капитана 1 ранга. 27 октября.1855 г. был контужен, но не оставил бастион.
После двухмесячного пребывания в Херсонском морском госпитале, в связи с окончанием боевых действий, капитан 1 ранга Соковнин получил годичный отпуск «для продолжения излечения болезни, происходившей от контузии в голову».

В 1855-1858 гг. Николай Михайлович находился в Николаеве, где в то время проживала его семья. Он состоял в шестимесячном отпуске «для продолжения излечения болезни, происходившей от контузии в голову». 

27 июля 1855 г. Высочайшим приказом по Морскому ведомству капитан 1 ранга Н.М. Соковнин был назначен членом Морского ученого комитета, входившего в структуру Главного морского штаба. В задачи Комитета входило приобретение, распространение и издание книг и журналов по морской тематике, изучение и анализ изобретений и нововведений в иностранных флотах, наблюдение за программами подготовки учебных специализированных заведений и пр. По всей видимости, этому назначению способствовали публикации Николая Михайловича в Морском сборнике в 1849-1855 гг.

Впервые Соковнин увидел Феодосию еще в 1833 году с борта фрегата "Архипелаг" (28 июня 1833 г. приняв на борт войска, фрегат вышел с эскадрой из Буюк-дере, 3 июля прибыл в Феодосию, где высадил войска, и 22. июля вернулся в Севастополь).

 

 

Вступив в должность коменданта Феодосии, Соковнин принял на себя многие заботы о городе и фактически стал его главным лицом. Свои служебные дела - многохлопотные обязанности феодосийского коменданта - Соковнин выполнял добросовестно и честно. Через год после заступления в должность он был награжден императорской короной на орден Св. Анны 2-й степени с мечами, кавалером которого стал в Севастополе, - "за отличную усердную службу и особые труды по переводу общенародных (международных) сигналов".

10 сентября 1861 года Николай Михайлович принимал в Феодосии императора Александра II, вошедшего в историю своим Манифестом от 3 марта 1861 "О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей".

"Феодосийский комендант удостоился слышать от Его императорского Величества изъявление Высочайшего благоволения, которое конечно относится и ко всем гражданам Феодосии, сделавшим все, что только было возможно для достойной по средствам их встречи Высокого Посетителя".

Морской сборник. - 1856. - № 11. - С. 108

 

1 января 1864 г. за отличие по службе был произведен в контр-адмиралы. Спустя два года отличная служба адмирала отмечается новой наградой - орденом Св. Владимира 3-й степени с мечами над орденом.

История воздухоплавания в России сохранила имя Соковнина, как одного из самых активных защитников отечественного воздухоплавания. Соковнин стал одним из самых первых почётных членов Русского общества воздухоплавания и принимал участие в судьбе дирижабля «Россия» — проекта конструктора Костовича, не поддержанного царским правительством. В 1856 году Николай Михайлович присутствует на заседании Морского ученого совета, на котором обсуждался проект «воздушного шара для военных надобностей». Это и послужило толчком к дальнейшему серьезному увлечению воздухоплаванием.
Неуправляемый аэростат свои возможности исчерпал, стояла задача сделать его управляемым. Идей во всём мире было много. Адмирал Соковнин внёс и свою лепту, но, в отличие от многих, обратился к реактивному движению. Возникавшие при этом собственные идеи он высказывал в статьях, публиковавшихся в журнале «Морской сборник».

В провинциальной Феодосии в одиночку он и приступил он к разработке своего проекта. В 1866 году он разработал проект управляемого аэростата-дирижабля с реактивным двигателем, действующим реакцией струи сжатого воздуха. Соковнин Николай Михайлович сформулировал требования к аэродинамическим качествам дирижабля и впервые ввел плоскостной руль высоты. На основе своих исследований Соковнин разработал проект большого управляемого аэростата с подъемной силой около двух с половиной тонн, предназначенного для полета на высоте в среднем около двухсот метров. При конструировании он предложил много новшеств: применение стальных труб, бамбука, изготовление реактивного двигателя из алюминия. Кстати говоря, производство алюминия только еще рождалось в те годы и по сути дела на всем протяжении XIX в. он оставался "металлом будущего". Соковнин впервые выдвинул идею о необходимости специальных карт для воздушной навигации.

Основные положения проекта Николай Михайлович изложил в виде научно-популярной статьи, которую послал на рассмотрение Морского ученого комитета. Для широкого круга читателей в 1866 году в Петербурге адмирал издал книгу «Воздушный корабль». В книге автор не только впервые в России опубликовал свой проект дирижабля, но и высказал некоторые мысли по практическому применению воздушных кораблей. Н. М. Соковнин также высказывал некоторые предложения, касающиеся создания самолета с неподвижными крыльями и паровым двигателем. Он считал, что в основу создания такого летательного аппарата должен быть положен принцип парящего полета. При этом автор - профессиональный военный - представлял свой воздушный корабль только в мирное время.

9 января 1867 г. В связи упразднением Феодосийского комендантского управления контр-адмирал Н.М. Соковнин был произведен в вице-адмиралы с увольнением от службы "с мундиром и пенсионом по положению". Тем не менее до окончательного закрытия управления (14 мая) он продолжал исправлять комендантскую должность.

С 1871 года, когда Франко-прусская война еще раз убедила в необходимости создания управляемых летательных аппаратов, отставной тогда вице-адмирал Соковнин направил из Феодосии в Петербург второе издание «Воздушного корабля» — официально представил проект своего дирижабля на рассмотрение Военно-научного комитета Генерального штаба. Полковник Генерального штаба Л.Л. Лобко, имевший опыт занятия лишь с аэростатами, дал отрицательное заключение по проекту и отверг идею управления аэростатом при помощи рулей. Предложение изобретателя провести испытания модели дирижабля было отклонено.

В 1874 году в Феодосии вышло третье издание книги, исправленное и дополненное. 

После Крымской войны, согласно подписанному в Париже мирному трактату, России запрещалось иметь на Черном море военный флот, а на его берегах военные крепости и арсеналы. Следствием этого явилось упразднение в 1867 г. Феодосийского комендантского управления.

9 января 1867 г. контр-адмирал Н. М. Соковнин был произведен в вице-адмиралы с увольнением от службы "с мундиром и пенсионом по положению".

 

 

Тем не менее до окончательного закрытия управления (14 мая) он продолжал исправлять комендантскую должность.

Через полтора года 25 ноября 1868 г., уже находясь в отставке, вице-адмирал Н.М. Соковнин был награжден орденом Св. Станислава 1 степ. "за отлично-усердную и ревностную службу"

В 1871 г. избранным почетным мировым судьей, а затем председателем съезда мировых судей Феодосийского уезда.

В 1875 Соковнин возвратился на службу и во время русско-турецкой войны 1877-1878 был помощником начальника приморской обороны Севастополя. С 5 марта 1882 года состоял управляющим Морским министерством. Служба в Петербурге позволила Н.Соковнину активно участвовать в работе созданного в 1879 г. Русского общества воздухоплавания и издании первого в мире авиационного журнала «Воздухоплаватель».

«Ещё нельзя предвидеть состав Русского общества воздухоплавания, но основатели этого общества уже согласились признать первым почетным членом в России — вице-адмирала Николая Михайловича Соковнина. Николай Михайлович стал не столько почетным, сколько одним из самых активных членов основания Русского общества воздухоплавания»— журнал «Воздухоплаватель», 1 ноября 1880 года

 

Журнал "Воздухоплаватель" приходил и в дом Соковнина в Феодосии. В одном из его номеров рекламировалась книга Соковнина с указанием магазина, где ее можно приобрести:

"В книжном магазине Мартынова в Петербурге, Литейный пр., 51, имеется сочинение по воздухоплаванию Н. соковнина "Воздушный корабль", издание третье, Феодосия, 1874 г., ц. 1 рубль"

 

С целью популяризации воздухоплавания среди подрастающего поколения журнал рекомендовал книгу адмирала в качестве рождественского подарка.

Соковнин стал одним из самых первых почётных членов Русского общества воздухоплавания. И не только почётных – история воздухоплавания в России сохранила имя Соковнина, как одного из самых активных защитников отечественного воздухоплавания. Примером служит участие Соковнина в судьбе дирижабля «Россия» - проекта конструктора Костовича. При поддержке Менделеева и Соковнина было основано «Товарищество по постройке воздухоплавательного корабля «Россия». На паевые взносы членов товарищества был дан заказ судоверфи в Петербурге в 1882 году приступить к сооружению дирижабля. Но, к сожалению, товарищество исчерпало свои ресурсы, а обращение к военному министру осталось без ответа.

Служба Соковнина в Петербурге оказалась недолгой, он снова вернулся в Феодосию в одноэтажный дом почти в самом конце Итальянской улицы. Он поддерживал дружеские отношения с известным художником-маринистом И.К. Айвазовским. С Соковниными дружила и семья Александра Михайловича Сеченова, жившего на пенсии в Феодосии. С его братом, известным русским ученым И. М. Сеченовым, Соковнин был знаком со времени VI Всероссийского съезда естествоиспытателей и врачей.

Николай Михайлович был почетным попечителем Феодосийского уездного училища, одного из первых просветительских заведений Крыма (открыто 15 августа 1811 г.). Ежегодно он участвовал в публичных испытаниях в училище, после которых лучшим ученикам вручал награды. 14-го сентября 1866 года было открыто женское училище при содействии жены адмирала Любови Соковниной и Марии Лулудаки, а также городского головы С. А. Крыма и феодосийского общества. Успешная деятельность женского училища позволила преобразовать его в 1872 году в гимназию. Соковнина преподавала для девочек музыку и пение. Со дня основания гимназии она состояла почетной попечительницей феодосийской Женской гимназии. Гимназия была крупным учебным заведением, в отдельные годы в ней обучалось до четырёхсот учениц. По ходатайству члена попечительского совета С. А. Крыма город выделил 40 тыс. руб. на постройку для неё здания. В 1894 году новое здание было открыто, что позволило увеличить число обучающихся.

 

 

Супруга адмирала была активным членом Феодосийского благотворительного общества, устраивала концерты в пользу нуждающихся учениц. В 1868 г. она передала благотворительному обществу свой капитал для учреждения стипендий в женской гимназии. Просветительскую деятельность Любови Петровны отметил В. К. Виноградов, директор главного учебного заведения города, председатель педагогического совета феодосийской женской гимназии, гласный Феодосийской городской думы, в своем историческом очерке "Феодосия" (С. 121).

 

 

Много сделал Соковнин и для организации строительства железной дороги в Феодосию. Еще в 20-х годах XIX века англичане предложили Александру I соединить железнодорожной трассой Феодосию и Москву. В 1857 году Главное общество российских железных дорог начало работы по созданию первой русской  общегосударственной железнодорожной сети. Одна из ветвей должна была прийти в Феодосию. Концессию на строительство выдали французам, и они даже построили первые 60 верст полотна близ Феодосии, но финансовый крах все остановил. 

Пик споров о крымской железной дороге пришёлся на 1860-1870-е годы. Тогда широко обсуждался вопрос о том, в какой из крымских портов в первую очередь тянуть дорогу. Основными претендентами стали Севастополь и Феодосия. Каждый из проектов имел своих горячих сторонников и оппонентов, аргументы "за" и "против". Среди тех, кто отстаивал интересы Феодосии, был её бывший военный комендант вице-адмирал Николай Михайлович Соковнин. В фондах Феодосийского краеведческого музей города хранится его небольшая работа "Объяснения по поводу помещённой в № 73 "Таврических губернских ведомостей" 1867 года статьи о Крымской железной дороге". Она датирована 4 октября 1867 года (в 1868 году была издана в Одессе отдельной брошюрой). Соковнин, 15 лет командовавший различными судами на Черноморском флоте, основной акцент сделал на глубоком анализе условий судоходства, в первую очередь, в районе Севастополя и Феодосии.

"...чтобы вопрос о железной дороге в Крым был решен правильно, сообразно интересам целой страны, а не ради какого-нибудь одного из ее захолустьев".

Н. Соковнин. Объяснения по поводу помещённой в № 73 "Таврических губернских ведомостей" 1867 года статьи о Крымской железной дороге". - С. 2

 

Последние годы жизни адмирала прошли в одиночестве. Дети разъехались, супруга тяжело заболела и уехала на лечение в Германию, откуда и пришло известие о ее смерти.

Вице-адмирал Николай Михайлович Соковнин скончался 4 февраля 1894 года в Феодосии на 83-м году жизни от апоплексического удара (кровоизлияния в мозг).

"Феодосия, 4 февраля... В 2 часа пополудни скончался адмирал Н. М. Соковнин, севастопольский герой и феодосийский старожил".

"7 февраля в г. Феодосии, в 3 часа пополудни, был вынос тела адмирала Николая Михайловича Соковнина. При выносе тела были отданы покойному воинские почести всеми войсками находившимися в Феодосии. Штаб и батальон Виленского 52 пехотного полка в парадной форме с музыкой провожал тело покойного в Александро-Невский собор, а оттуда до Феодосийско-Джанкойской железной дороги...  Все время тело Николая Михайловича сопровождали учащиеся старших классов женской и мужской гимназий, представители правительственных и общественных учреждений и тысячи народа г. Феодосии. Во время траурного кортежа по пути торговые учреждения были закрыты... Мир праху твоему, достойный сын России!"

Губернская газета "Крым" , 1894

 

Александро-Невский собор

 

Траурный вагон доставил тело покойного адмирала в Инкерман, а оттуда - в Балаклавский Свято-Георгиевский монастырь, где по завещанию покойного он был похоронен в некрополе рядом с женой. 14 февраля того же года Высочайшим приказом по Морскому ведомству он был исключён из списков флота.

В издании 1911 г.  в числе достопримечательностей (Глава V) перечислены исторические портреты, находящиеся в Музее древностей. среди них и портрет адмирала Н. Соковнина. К сожалению Музей древностей на горе Митридат, построенный Айвазовским, во время войны был разрушено — предположительно, от попадания корабельного снаряда. До нашего времени портрет не дошел. Время не пощадило ни дома адмирала (разрушен во время Великой Отечественной войны), ни Александро-Невский собор (в октябре 1914 года в его куполе пробили дыру три снаряда. разрушен в 1933), ни могилу (разрушена в 30-х годах ХХ столетия). 

Вице-адмирал Николай Михайлович Соковнин скончался, так и не увидев дирижабль в небе России. В мае 1884 г. состоялся первый полет управляемого аппарата во Франции, а эра дирижаблей наступила уже в начале ХХ века.

В честь выдающегося земляка в сентябре 2002 года в Феодосии был открыт памятник адмиралу Н. М. Соковнину, коменданту Феодосии, герою Крымской войны, общественному деятелю и изобретателю. Автор памятника - феодосийский скульптор Валерий Замеховский.

 

 

 

Барсов Михаил Федорович (Барзов, Борзов)

 

 

Первый советский комендант Феодосии январь — апрель 1918 года

Михаил Фёдорович Барсов (Барзов, Борзов) — портовый грузчик. Первый советский комендант Феодосии (январь — апрель 1918 года).

Михаил Барсов вошёл в историю тем, что будучи назначенным на должность коменданта Феодосии после установления в городе советской власти, проводил умеренную политику, не допускающую вспышек насилия. Это контрастировало с общим настроем на насилие и террор, который проводили центральные органы советской власти в Крыму. Феодосийский Ревком был обвинён в поддержке буржуазии и саботаже.

15 декабря 1917 г. в Феодосии состоялось объединённое заседание Совета солдатских и рабочих депутатов и представителей профсоюзов по поводу организации демонстрации в
честь открытия Всероссийского Учредительного собрания. Со стороны большевиков
присутствовали: председатель профсоюза пекарей Суворин И. А., от союза строителей Жулев Я. И., от союза портовых рабочих Барсов М. Ф. и от 35-го полка — прапорщик Федько И. Ф. Вся вышеперечисленная группа сразу пошла на конфликт с большинством совета, который возглавлял Бианки В. И. В своей речи Федько И. Ф. прямо заявил, что ни о каком Учредительном собрании не может быть и речи, так как: «С побеждёнными не может быть никакого соглашательства...», большевики и представители профсоюзов покинули собрание.

Большевиков поддержали местные татарские социалисты, прямо требовавшие перехода
власти к Советам. Вооружённый захват власти в Феодосии был запланирован на 2 января 1918 г., решение о нем принято на 2-м съезде РСДРП(б) Таврической губернии. Непосредственными руководителями переворота на первом этапе были Суворин
И., Федько И., Филонюк П. и М. Барсов. В течение дня Федько переформировал имеющиеся силы, был сформирован Штаб Красной Гвардии, который фактически и захватил власть в городе. Начальником его стал Федько И.Ф., а членами Демьяненко Н.М., Барсов М.Ф., Бодняк Ю., Филонюк П., и Грудачёв П.А. 

6 января городской комитет РСДРП(б) вместе со Штабом Красной Гвардии провёл «выборы» и организовал новый Военно-Революционный комитет вместо «Временного бюро». Состав ВРК
был представлен преимущественно рабочими - членами различных партий и профессиональных союзов. Так от союза строителей в состав Ревкома вошли: Жулев
Я.И., Филиппов, Грязнов, Севрюгин, от союза портовых рабочих Михаил Барсов, от союза
булочников Суворин и Бодняк Ю.

«Комитет по борьбе с контрреволюцией» во главе с прапорщиком Демьяненко Н.М. призвал граждан сообщать обо всех «лицах, ведущих в городе антисоветскую агитацию», угрожая, что все «скрытые агенты контрреволюции» за агитацию против Советской власти и национальную рознь будут расстреляны на месте. Этот же призыв был продублирован в приказе Феодосийского Ревкома № 336. 

Михаила Барсова великолепно описал в рассказе "Парад, аллэ!"  Андрей Седых 

"...На опустевшей арене оставались только те, кому предстояло бороться и Алеев объявлял:

-...Желая избежать обвинений в пристрастности, папрашу почтеннейшую публику назначить от себя второго арбитра...

Десятки голосов начинали кричать:

-Барсова просим... Барсов, иди!

Барсов был портовый дрогаль, силач и пьяница, великий любитель и знаток греко-римской борьбы. По традиции он ломался, пока настойчивый крик не превращался в рев, и только после этого спускался вниз на арену, пожимал руку Алееву и важно расправлял унтер-офицерские пышные усы. Во время революции Барсов сделал блестящую карьеру, - стал вдруг комендантом города, но продолжал ходить в цирк и быть арбитром. Только в зените своей политической славы, выходя на арену; он отстегивал офицерскую шашку, снимал с пояса две гранаты и требовал, чтобы ему дали столик и стул: коменданту полагался почет". Впрочем, по свидетельству очевидцев, «комендант» для наведения порядка также не мог ничего сделать.

Седых. А. Вспоминая Феодосию. Парад, аллэ!

_________________________

Андрей Седых (Яков Моисеевич Цвибак). 1902, Феодосия —  1994, Нью-Йорк. Русский литератор, деятель эмиграции, журналист, автор мемуаров, один из признанных летописцев истории русского Рассеянья, личный секретарь Ивана Бунина. Главный редактор газеты «Новое русское слово»

 

15 января 1918 г. о широкий мол Феодосийского порта ударился «заржавленным бортом» один из пароходов Транспортной флотилии Черноморского флота - «Великий князь Константин».

 

 

По сброшенным сходням на берег выпрыгивали бойцы охотничьих и гренадерских команд. Через несколько минут порт был захвачен. Немногочисленные красногвардейцы и боевики портовой дружины были частью вытеснены, частью разоружены. Ошарашенный таким посягательством на свою власть Михаил Фёдорович Барсов, прибыв в захваченное здание Гидрометеорологической станции, был представлен «Начальнику Феодосийской комендатуры 5-го Кавказского армейского корпуса» гвардий капитану Светлому Н.Н., который ласково сообщил о том, что все служащие порта обязаны выполнять распоряжения «Чрезвычайной
комиссии Исполнительного комитета Совета солдатских депутатов 5-го Кавказского
армейского корпуса» и всех назначенных ею должностных лиц.

26 января (8 февраля) 1918 года в Феодосию из Севастополя для «углубления революции» прибыл десант красной гвардии на эсминце «Фидониси». Матросским десантом командовал А.В. Мокроусов (в 1941-1942 годах - командующий партизанским движением в Крыму) .Председатель ревкома был смещён, а прибывшие матросы и красногвардейцы потребовали немедленно начать резню «буржуев». На что комендант города Барсов твёрдо заявил им: «Буржуи здесь мои и никому чужим их резать не позволю». Только благодаря твёрдости коменданта города удалось избежать кровавой резни.

«Положение в городе у нас было настолько парадоксальным, что советская власть в городе была крайне правой партией порядка. Во главе Совета стоял портовый рабочий — зверь зверем, — но когда пьяные матросы с «Фидониси» потребовали устройства немедленной резни буржуев, он нашёл для них слово, исполненное неожиданной государственной мудрости: «Здесь буржуи мои и никому чужим их резать не позволю», установив на этот вопрос совершенно правильную хозяйственно-экономическую точку зрения. И едва ли не благодаря этой удачной формуле Феодосия избегла своей Варфоломеевской ночи».

М. Волошин. Россия распятая

 

После начала германской оккупации Крыма Барсов был арестован, но был освобождён по ходатайству населения», указавшего, что «в бытность комиссаром приложил все силы, чтобы спасти город от банд», собиравшихся накануне прихода германских войск разгромить Феодосию (Южные Ведомости. — 1919. — 1 апреля).

В конце ноября 1918 г., когда произошла революция в Германии, немецкие войска эвакуировались из Феодосии, но их место заняли интервенты Антанты. Вслед за ними с Кубани стали прибывать части белогвардейской армии Деникина. Интервенты и белогвардейцы установили в городе режим кровавого террора, без суда и следствия расстреливали всех заподозренных в сочувствии Советской власти.

Барсов повторно был арестован белыми в январе 1919 года. 28 марта 1919 года, незадолго до вступления в город частей Красной армии, в числе 24 заключённых расстрелян.

 

 

Максимилиана Волошина посвятил Михаилу Барсову стихотворение "Большевик":

«Большевик»
(1918)
Памяти Барсова

Зверь зверем. С крученкой во рту.
За поясом два пистолета.
Был председателем «Совета»,
А раньше грузчиком в порту.

Когда матросы предлагали
Устроить к завтрашнему дню
Буржуев общую резню
И в город пушки направляли, —

Всем обращавшимся к нему
Он заявлял спокойно волю:
«Буржуй здесь мой, и никому
Чужим их резать не позволю».

Гроза прошла на этот раз:
В нём было чувство человечье —
Как стадо он буржуев пас:
Хранил, но стриг руно овечье.

Когда же вражеская рать
Сдавила юг в германских кольцах,
Он убежал. Потом опять
Вернулся в Крым при добровольцах.

Был арестован. Целый год
Сидел в тюрьме без обвиненья
И наскоро «внесён в расход»
За два часа до отступленья.

В Феодосии есть улица и переулок Барсова в районе Карантина.

 

Источники:

  1. Бобков , А. А. Мятеж : революционные события в Феодосии : феодосийское земство. Совет солдатских и рабочих депутатов и представителей профсоюзов. Иван Федько. / А.А. Бобков // Разворот солнца над Аквилоном вручную. - Феодосия-Симферополь : Оригинал-М, 2008. - С. 121-142 : ил. - Библиогр. в конце главы.
  2. Волошин М.А. Стихотворения. Статьи. Воспоминания современников. — С. 320, 448;
  3. Купченко В.П. Комментарии // Волошин М. Собрание сочинений. — С. 545.
  4. Об утверждении охранного обязательства собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия регионального значения «Могила первого советского коменданта Феодосии М.Ф.Барсова, 1919 год» по адресу: Республика Крым, г. Феодосия, ул. Назукина, 1-е городское кладбище : Приказ г. Симферополь «03» декабря 2018 года № 1015
  5. Михайлов Н. Памяти Льва Андреевича Ергомышева [Текст] / Н. Михайлов // Кафа. - 2018. - 30 янв. - С. 5.
  6. Горохов, Владимир Дмитриевич. Воздушный корабль адмирала / В. Горохов. - 2-е изд., испр. и доп. - Феодосия : Господин Оформитель, 2004. - 116 с. : ил. 
  7. Горохов, В. Реактивный дирижабль Соковнина / В. Горохов // Победа. - 1970. - 27 нояб. - С. 4.
  8. Горохов, В. Повествование об адмирале продолжается: К 195-летию со дня рождения Н.М. Соковнина / В. Горохов // Победа. - 2006.- 22 нояб. - С. 6.
  9. Зверев Б. И. Синопская победа. - Симферополь : Крымиздат, 1954, - 160 с.
  10. Евсеев Андрей Анатольевич."Для моряка это очевидно..." : адмирал Соковнин и Феодосийская железная дорога / А. А. Евсеев // Победа. - 2002. - 23 авг. - С. 7.
  11. Михайлов, Н.  Памяти Льва Андреевича Ергомышева / Н. Михайлов // Кафа. - 2018. - 30 янв. - С. 5
  12. Пономарева Е.В. Соковнины. – Николаев: Издательство Ирины Гудым, 2010. – 56 с.: ил. - (Легендарные имена). Аннотация: Рассказ о Соковниных:  придворных чинах при царе Алексее Михайловиче, мятежной боярыне Морозовой, сестрах Анне, Варваре и Екатерине, воспетых известным писателем И.С. Тургеневым, изобретателе аэростата-дирижабля с реактивным двигателем вице-адмирале Николае Михайловиче Соковнине, городском голове Николаева (1901–1904) Алексее Николаевиче Соковнине и многих других. 
  13. Седых, Андрей. Вспоминая Феодосию. Из "Крымских рассказов". Парад, аллэ!/ А. Седых // Крымский альбом. Историко-краеведческий и литературно-художественный альманах. -Феодосия - Москва: Издательский дом "Коктебель", 1998. - С.218-223.

Т. Гурьева, главный библиограф ЦГБ им. А. Грина

Категория: Прошлое Феодосии | Добавил: Epicfails (27.09.2021)
Просмотров: 430 | Теги: коменданты Феодосии | Рейтинг: 5.0/1