Главная » Статьи » Прошлое Феодосии

Легенды и тайны мыса Ильи

Легенды и тайны мыса Ильи

(к 120-летию маяка, построенного на средства Е. Рукавишниковой)

Скалистый и обманчивый мыс Ильи, как бы прикрывает вход для судов в Феодосийскую гавань. В районе соседней Двуякорной бухты, с одной стороны ограниченной мысом Ильи, а с другой - мысом Киик-Атлама, погода имеет неприятное свойство - здесь часто возникает сильный туман, полностью скрывающий все ориентиры.

На самой высокой точке мыса когда-то стояла церковь Святого Ильи, которая и дала название всему мысу. "Однажды богатый купец по имени Илья Тамара плыл морем из Судака в Феодосию, - гласит одна из многочисленных легенд. – В пути его корабль попал в сильный шторм, и купец взмолился о спасении Илье Пророку, который в народе почитался как повелитель грозы. Молитвы купца были услышаны: грянул гром, сверкнула молния, на берегу он увидел колесницу Ильи Пророка – и шторм тут же стих. А купец в честь своего чудесного спасения построил на вершине скалы церковь Святого Ильи".

В книге Тункиной И. В. "Открытие Феодосии" помещена карта города Кафы 1784 года. На ней под номер 24 обозначена "Греческая ц. Св. Илии, некогда береговой маяк". 

 


В мае 1890 года по решению российского правительства главная база Черноморского флота была переведена из Николаева в Севастополь. Город получил статус военной крепости 3-го класса и был закрыт для посещения иностранными судами. Стал вопрос о переносе коммерческого порта. Феодосийский залив образует на южном берегу Восточного Крыма удобную для стоянки судов бухту.
При постройке порта на головке рейдового мола был сооружен маяк в 1894 году.



А вот на выступающем мысе Ильи маяк, упоминаемый на карте Кафы 1784 года, не сохранился.
Историю постройки маяка на мысе Святого Ильи сохранила в своих дневниках и после окончания Великой Отечественной рассказала в письме начальнику гидрографической службы Черноморского флота дочь Рукавишниковых Евдокия Константиновна. В Центральной городской библиотеке им. А. Грина эти воспоминания можно прочесть в Крымском альбоме, 1999.

Евдокия Николаевна Рукавишникова приходилась двоюродной сестрой миллионеру Савве Мамонтову и была женой действительного статского советника и московского городского головы Константина Васильевича Рукавишникова.
Связь москвичей Рукавишниковых с Феодосией возникла давно. Отец Константина Васильевича — Василий Никитич Рукавишников (1811–1883) в конце 1860-х годов купил в Феодосии недалеко от дома-галереи И.К.Айвазовского дачу, где семья проводила каждое лето.

 


 

Дача К.В. Рукавишникова «Добрый приют» построена в 90-х годах XIX ст. в бывшей усадьбе С.М. Броневского, сейчас территория санатория Министерства обороны.

Летом 1897 года заболел туберкулезом сын Рукавишниковых - девятнадцатилетний Николай. Семья решила везти больного в Феодосию. Николай пошел на поправку. По воспоминаниям дочери, их мать - Евдокия Николаевна, задумала отблагодарить Феодосию за исцеление сына.
"Капитаны рассказывали, что у мыса св. Ильи в Феодосии место очень коварное, там находятся подводные скалы, представляющие большую опасность, обойти их очень трудно, в бурю особенно..
... Тут моя мать твердо решила построить маяк и со свойственной ей энергией всей душой отдалась этому необычному для женщины делу. Она занялась приготовлением средств: была заложена дача, написано в Москву, что там можно ликвидировать, и отец прислал свою помощь.
Начались бесконечные хлопоты, знакомые капитаны с большим удовольствием взялись ей всячески помогать, указывая, куда надо обратиться, какие ходы предпринять, чтобы получить разрешение на постройку...
Осенью мать подала заявление в дирекцию маяков о желании принять на свой счет постройку маяка на мысе св. Ильи. Через некоторое время получила ответ, которым дирекция маяков уполномочивала ее взять установку “шведского огня” на мысе св. Ильи. При этом были приложены план и чертежи, сам аппарат дирекция маяков заказывала в Финляндии. Руководство постройкой маяка мать поручила технику Алексею Алексеевичу Полевому, с братом которого были знакомы. Летом мы с матерью уезжали домой. Когда же вернулись, нашли постройку маяка в полном разгаре, устанавливались большие деревянные козлы с будочкой на вершине, где должен был поместиться осветительный аппарат. Кроме того, мы увидели строившийся дом для сторожа, а в большой казарме, приспособленной под квартиру, жил строитель маяка А.А.Полевой". Так описывал события мой брат Николай".

Дмитриева (Рукавишникова), Евдокия. Воспоминания. О том, как семья московского городского головы построила в Феодосии Ильинский маяк : мемуары / Е. Дмитриева (Рукавишникова) // Крымский альбом 1999 : Истор.-краевед. и лит.-худож. альманах / ред. Д. Лосев. - Феодосия - Москва : Издательский дом "Коктебель", 2000. - С. 58-59.


Е. Рукавишникова приступила к сбору денег: заложила дачу, отправила в Москву письмо мужу. Тот одобрил задуманное предприятие и прислал недостающие средства.



Через год строительство маяка и дома для смотрителя закончили. 
Маяки по свои характеристикам делятся на разряды. Феодосийский маяк - IV разряда, устройство классом ниже маяка последнего разряда называются "маячный огонь". Именно так лоции и справочники определяют сооружение на мысе Ильи.



Сразу не хватило средств на колокол. Рукавишникова начала вязать маленькие кошелечки для мелочи - их так и называли "кошельки милосердия". Изделия Евдокии Николаевны хорошо расходились по друзьям и знакомым, вероятно, их также пускали "по кругу" во время благотворительных собраний и купленный кошелечек возвращали ей, наполненный золотыми монетами. Нужная сумма набралась довольно скоро, и колокол загудел в тумане.

Изначально маяк представлял собой бревенчатые козлы высотой 12 метров, на которых в деревянной будке был установлен светооптический аппарат с керосиново-фетильным освещением. Внизу крепился многопудовый колокол. 

В «Извещении мореплавателям» № 5 от 17 февраля 1899 года появилось официальное уведомление: «Дирекция маяков и лоций Черного и Азовского морей извещают мореплавателей, что в Черном море, вблизи Феодосии, на мысе Ильи, у зюйд-остового обрыва, установлен в деревянной будке на вершине деревянных козел часто переменный огонь с белыми и зелеными миганиями... Высота огня на уровне моря 214 фут и над поверхностью земли — 32 фута».
Министерство мореплавания даже отметило это жетоном. Маяк ещё не вступил в строй, а жетон уже выпустили.
     
В 1906 году деревянные будку и козлы заменили на железные, покрашенные в белый цвет, а осветительный аппарат – более мощным: дальность видимости белого огня увеличилась до 20 миль, зеленого – до 10. Туманный колокол же сменила пневматическая сирена.

 

В Справочнике-путеводитель по Феодосии и окрестностям В. Д. Геймана "Спутник приезжего" за 1911 год читаем: 

"Из окрестностей Феодосии, отметим мыс св. Ильи, куда охотно ездят полюбоваться великолепным видом. Тут же расположена церковь св. Ильи, где 20-го июля совершается торжественное богослужение. Часовня, по существующей легенде, сооружена рыбаком, чудом спасшимся во время бури от смерти. На мысу воздвигнут на средства г-жи Рукавишниковой маяк и устроена пневматическая сирена. Берег здесь весьма обрывист, и имеет до 56 саж. высоты над уровнем моря. Вблизи расположены, у мыса Ильи рыбные заводы в бухте "Santa Anna", обширная "Двуякорная" бухта, поездка к коей на лодке занимает около часу".


Маяк этот исправно служил морякам до 1912 года. В таком виде маяк пережил революцию, Гражданскую войну и встретил Великую Отечественную.
 


Захватив Феодосию, фашисты установили артиллерийскую батарею возле маяка. В декабре 1941-го года во время Керченско-Феодосийской операции с этой батареи стали обстреливать высадившихся моряков-десантников. В ответ прогремел орудийный залп советского эсминца «Железняков». Вражеская батарея была уничтожена, но погиб и маяк.

После освобождения Феодосии в 1944-ом году на мысе Святого Ильи установили временный навигационный огонь, а через год его заменили постоянным – над скалой поднялась 15-метровая белая башня диаметром шесть с небольшим метров. На верх башни ведут 49 ступеней, общая высота маяка над уровнем моря (учитывая высоту скалы на которой он стоит) составляет 65 метров.

Капитальный маяк и городок для обслуживающего персонала появились лишь в 1955 году.

Сегодня Ильинский маяк представляет собой круглую пятнадцатиметровую белокаменную башню со светлыми трехъярусными окнами, увенчанная цилиндром фонарного сооружения, очаровывает изяществом и строгой красотой. Просторные лестничные марши ведут в маячную комнату, отделанную дубовой филёнкой. Здесь место вахтенного смотрителя. Из окон хорошо виден весь район ответственности — от мыса Киик-Атлама с остроконечной скалой-островом Иван-Баба на юго-западе до мыса Чауда на востоке. Из маячной комнаты вертикальный трап ведёт в святая святых — фонарное сооружение. Там, в центре гранёного стеклянного цилиндра, в 2006 году установили современный светооптический модуль, собранный на ярких светодиодах, а заботу о соблюдении режима работы маяка поручили электронике. Отпала необходимость и в ежечасных метеорологических наблюдениях. Входящая в состав системы управления мини-ЭВМ на экране монитора выдаёт в реальном времени все необходимые синоптические данные без участия человека. А белый свет маяка виден всем проходящим мимо судам.

26 сентября 2014 года признательные феодосийцы увековечили память Евдокии Рукавишниковой, установив на здании Феодосийского морского торгового порта памятный знак. Финансовую помощь оказали потомки основательницы маяка. Её правнучка Екатерина Фёдоровна Гиппиус прислала из Москвы необходимые средства. Организационные заботы взял на себя клуб любителей истории Феодосии (председатель - К. Виноградов) при продержке администрации морского торгового порта. 

Феодосиец Владислав Бжежинский пришёл на церемонию по просьбе сына, живущего в Москве.
     – Игорь написал книгу об истории маяка, – сообщил Владислав Константинович. – Он очень любит Феодосию, интересуется историей родного города. Правнучка Евдокии Рукавишниковой передала ему много интересных материалов.
Экземпляр с дарственной надписью этой книги есть и в библиотеке им. А. Грина. Отметим, что книга - уже библиографическая редкость: она вышла тиражом всего 70 экземпляров.


 

"Только тот, кто всю долгую зимнюю ночь у входа в порт, проблуждал в тумане или испарениях, выжидая света или звука колокола, тот только может понять всю полноту радостного, облегченного сердца, когда удалось, наконец, увидеть блеск огня давно желанного маяка!"
А. Н. Скаловский, капитан 1 ранга (В 1920 году командовал Феодосийским морским портом)



 

Легенды и тайны мыса Ильи. к 120-летию Ильинского маяка: Информационно-библиографический указатель / Авт. - оформ. Т. Гурьева, гл. библиограф. - Феодосия : ЦГБ им. А. Грина, 2019

О Феодосийском Ильинском маяке в литературе

  1. Бжежинский, Игорь Владиславович. Маяк на мысе Ильи. Дело о мифах / И. В. Бжежинский. - Москва : Издатель Мархотин П.Ю., 2014. - 70 с., 11 л. ил. : ил., фото ; 24 см. - Библиогр.: с. 53-56. - Библиогр. в прилож. - Прилож. с.: 57-69. - 70 экз. Есть автограф:
  2. Дмитриева (Рукавишникова), Евдокия. Воспоминания. О том, как семья московского городского головы построила в Феодосии Ильинский маяк : мемуары / Е. Дмитриева (Рукавишникова) // Крымский альбом 1999 : Истор.-краевед. и лит.-худож. альманах / ред. Д. Лосев. - Феодосия - Москва : Издательский дом "Коктебель", 2000. - С. 54-65 : фот. - С. 65.
  3. Лосев, Дмитрий. "Carte postale" из Феодосии. Что запомнили и сохранили старые видовые открытки : архивные материалы / Д. Лосев // Крымский альбом-2001 : Истор.-краевед. и лит.-худож. альманах. - Феодосия - Москва : Издательский дом "Коктебель", 2002. - С. 138.
  4. Тункина, И. В. Открытие Феодосии : страницы археологического изучения Юго-Восточного Крыма и начальные этапы истории Феодосийского музея древностей. 1771-1871 / И. В. Тункина ; РАН. Санкт-Петербургский филиал Архива РАН. - Киев : Болеро, 2011. - С. 27.
  5. Лихотворик, Р. С. Путешествие со старой открыткой : Феодосия, Старый Крым, Коктебель, Отузы, Кизилташ, Судак, Карасубазар на рубеже XIX - XX столетий / Р.С. Лихотворик. - Феодосия : Арт-Лайф, 2007. - С. 58-61.
  6. Аксентьев, С. Огонь на скале : Феодосийский маяк // Наука и жизнь. - 2008. - №: 10. - С. 102-105.
  7. Шевченко Т. Маяк на мысе Ильи светит кораблям уже 115 лет // Полуостров сокровищ. - 2014. - № 1. - С. 4-8 : фото.цв.
  8. Рудь Яков. Главный причал Крыма : Очерки истории  / Я. Рудь, П. Винник, Ю. П. Большаков. -   Симферополь : Таврия, 2000. - С. 30-34.
  9. Семенова Л. Святой Илья, как встарь, хранит наш город : икона св.Ильи на Ильинском маяке / Л. Семенова // Победа. - 2015. - 3 мар. - С. 8
  10. Семенова, Л. Полпред державы на краешке земли: Феодосия - единственный город в мире, где женщина на свои средства построила маяк (памятная доска Евдокии Руковишниковой) / Л. Семенова // Победа. - 2014. - 30 сент. - С. 3.
  11. Пупышева, А. Ильинский маяк - счастье морякам, горе - таксистам // Кафа. - 2015. - 21 апр. - С. 9 : фото.цв.
  12. Лепер, Константин. Прогулка к маяку на мысе Святого Ильи [Текст] / К. Лепер // Кафа. - 2017. - 4 июля. - С. 9 : фот. цв.

Подготовила Т. Гурьева, главный библиограф ЦГБ им. А. Грина

Категория: Прошлое Феодосии | Добавил: Epicfails (29.01.2019)
Просмотров: 3648 | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 0
avatar