Главная » Статьи » Прошлое Феодосии

Памятники старины - средневековые храмы Феодосии

Памятники архитектуры - культовые сооружения средневековой Каффы



Феодосия, как и положено городу с великой историей, весьма богата архитектурными памятниками, в том числе и культового назначения. 
От эпохи средневековья в Феодосии сохранилось восемь христианских (армянских и греческих) храмов и одна мечеть. Это лишь небольшая часть культовых построек, возведенных в некогда богатой и благополучной Каффе. Средневековый город украшали христианские (православные, католические, армяно-католические) храмы и монастыри, молитвенные дома иудеев и караимов, мечети. На определенных этапах своего развития город был центром разных христианских конфессий. 

И. Шильтбергер отмечал, что к началу XV века в Каффе жили христиане и «последователи шести различных вероисповеданий». Полагают, что он подразумевал под «христианами» только католиков; остальные — это сторонники армяно-григорианской церкви, греческого и русского православия, иудеи талмудистского и библейского толков и, наконец, мусульмане. Генуя предписывала властям Каффы щадить религиозные чувства последних, всячески поддерживая при этом католическую церковь и деятельность ее миссионеров.


"Чудна судьба Феодосии! Ее всегда и все разрушали: воспорцы, татары,турки, русские войска, коменданты и градоначальники!"

Н. Н. Мурзакевич //  Тункина, И. В. Открытие Феодосии : страницы археологического изучения Юго-Восточного Крыма и начальные этапы истории Феодосийского музея древностей. 1771-1871. - С. 70.

На протяжении своей истории культовые сооружения Феодосии неоднократно переходили в собственность иных, нежели прежде, религиозных общин. Случалось, что католические храмы становились православными, на развалинах христианских построек отстраивались мечети, а в мечетях устраивались христианские церкви. Указанные трансформации сопровождались перепланировками или ремонтом, приводившими к исчезновению некоторых важных деталей архитектурного убранства и видоизменению целых частей этих сооружений, что выразилось, например, в факте повсеместной замены каменных кровель на черепичные крыши. Позднейшими перестройками изменен облик всех культовых строений Каффы. 

В краеведческом фонде Центральной городской библиотеки им. А. Грина находятся уникальные книги, дающие полное представление о храмах средневекового города Кафы. Из них, в первую очередь, следует обратить на исторический очерк Катюшина Е. А. Феодосия. Каффа. Кефе, книгу Тункиной И. В. Открытие Феодосии : страницы археологического изучения Юго-Восточного Крыма и начальные этапы истории Феодосийского музея древностей. 1771-1871 и Исторический и художественный альбом Тавриды Евгения де Вильнева и Викентия Руссена, изданный в рамках Федеральной целевой программы "Культура России (2012-2018 годы)"  (автор Петрова Элеонора Борисовна, доктор исторических наук, профессор кафедры истории древнего мира и средних веков Исторического факультета Таврического национального университета им. В.И.Вернадского). 

От эпохи средневековья в Феодосии сохранилось восемь христианских (армянских и греческих) храмов и одна мечеть.
Это лишь небольшая часть культовых построек, возведенных в некогда богатой и благополучной Каффе. Средневековый город украшали христианские (православные, католические, армяно-католические) храмы и монастыри, молитвенные дома иудеев и караимов, мечети. На определенных этапах своего развития город был центром разных христианских конфессий.

 

Греческая церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы,
на ул. Красноармейской, неподалеку от ее пересечения с ул. Десантников

 


В. Руссен. Греческая церковь


Во время генуэзцев церковь располагалась в центральной части города, в пределах внешнего оборонительного кольца. Точное время строительства этого храма неизвестно, но некоторые исследователи его считают самым древним культовым строением Феодосии и датируют VIII-IХ веками. За время своего существования здание претерпело существенные перестройки, ныне включает различные по времени возведения и постройки. На литографии Руссена церковь смотрится величественной и явно отличающейся от иных средневековых храмов города. Нынешний вид церкви очень разнится с тем, который мы видим на работе В. Руссена.
В настоящем виде она напоминает по своей планировке трехнефные (нефы - особые пространства с собственными сводами, выделенные в едином помещении храма продольными рядами несущих их простенков или колонн) византийские базилики, известные в Крыму по крайней мере с VIII в. Однако этот трехнефный архитектурный объем появился как раз лишь в 1829 г. в связи с обустройством там городской соборной церкви. Он включил в себя с восточной стороны древний храм, который представлял собой небольшую церковь зального типа с полукруглой апсидой. Вновь отстроенные помещения примкнули с запада к старой колокольне, преобразованной в портик входа. Коробовый свод древней части храма был увенчан тогда же световым барабаном с шатровым перекрытием, а все строение обведено снаружи псевдороманским декоративным фризом. Простые базилики того типа, что кроется в основании церкви Введения, строились христианами в Каффе с XIV по XV ст. По причине отсутствия более определенных данных к этому периоду следует относить и время возникновения упомянутого храма. 

Современники отмечали богатое убранство церкви, в частности "иконостас, устроенный в византийском стиле в 1776 году". в церкви хранились замечательные древности: греческое Евангелие, напечатанное в Венеции в 1614 г., две сербряные с позолотой рапиды с изображением ангелов и др. Храм был закрыт 25 апреля 1937 г. и разорен. во второй половине ХХ в. здание превратили в гимнастический зал детско-юношеской спортивной школы. 1 февраля 1993 г. вернули церкви. В настоящее время он является действующим, принадлежит общине Русской православной церкви.
 



 

Армянская церковь св. Саркиса (Сергия) - Сурб-Саркис
сквер, пересечение ул. Ленина, пер. Айвазовского и ул. Морская

Общая особенность сохранившихся в Феодосии культовых сооружений армян - ни одно из них не повторяет другое ни своим внешним видом, ни внутренним убранством. Среди этих храмов есть, однако, один, соединяющий в себе отдельные черты тех и других — церковь св. Сергия (Саркиса). Она располагалась в центре старого города неподалеку от главного рынка Каффы в соседстве с наиболее оживленными кварталами, вследствие чего имела, может быть, самый большой приход. Церковь св. Сергия продолжала действовать дольше прочих армянских храмов Феодосии. 
Построена, скорее всего, в XIV столетии, хотя некоторые исследователи отстаивают более раннюю дату ее закладки - Х-ХI, конец ХII-ХIII века, т.е. до появления в Крыму генуэзцев. В экспозиции Феодосийского музея древностей представлены резные ореховые двери из этой церкви с двумя армянскими надписями, датированными 1330 и 1366 годами.
Здание храма претерпело многие перестройки. Наиболее значительная приходится на ХVIII век. В 1888 году пострадавший от пожара храм был еще раз перестроен. В советское время в помещении церкви был филиал краеведческого музея - лапидарий (хранилище древних камней и каменных плит). Существенные ремонтно-реставрационные работы пришлись на 1965-1970-е гг.
За время ее существования здесь была собрана группа особых памятников — поминальных рельефных плит с изображениями процветших крестов, называемых хачкарами. В соответствии с обычаями армян, эти камни, найденные где-либо среди развалин старых строений или подле заброшенных могил, вмуровывались в стены их церквей. Разнообразные по исполнению, они составляли, в конечном счете, самую характерную черту внешнего и внутреннего убранства всего комплекса построек храма св. Сергия.
Церковь имела изначально вид прямоугольной в плане базилики, перекрытой полуциркульным сводом на подпружных арках.  С XVII в. при церкви св. Сергия действовал скрипторий, где трудились известные армянские миниатюристы. Не существующее ныне двухэтажное здание скриптория, известное теперь лишь по старым рисункам, было пристроено к западному фасаду гавита. 
Архитектура этого древнего храма отличается одновременно простотой и красотой. В плане здания лежит прямоугольник с выступом и полуциркульным сводом, перекрытый двухскатной крышей. В наружные и внутренние стены вмурованы плиты с рельефными крестами, украшенными орнаментом — «хачкары». Многие плиты с посвятительными надписями на армянском языке о реставраторах, меценатах храма (в том числе и И.К. Айвазовском), часть их датирована. С большим мастерством армянские мастера-резчики выполнили эти надписи, имеющиеся и на портале храма. Особый интерес вызывает небольшая каменная плита с рельефным изображением Божией Матери с младенцем Иисусом (на сером фоне стены почти незаметен). Поражает это изображение пластичностью линий, мягкостью, выразительные глаза полны скорби, предчувствия тяжелых испытаний.
Когда-то церковь Святого Сергия украшали фрески, но большинство из них сохранить не удалось. За время своего существования храм пережил несколько реставраций. В 1888 году здание сильно пострадало при пожаре, деньги на реконструкцию пожертвовал художник Иван Айвазовский. Об этом напоминает висящая над входом в храм мемориальная доска. В ходе следующих восстановительных работ в 1965–1970 годах были реконструированы крыша и пол церкви, а также очищены от более поздних наслоений уцелевшие фрески и живописные фрагменты. 

 


С церковью Сурб-Саркис связаны важные события жизни самого знаменитого феодосийца - художника-мариниста Ивана Айвазовского. Здесь его крестили. Здесь он венчался со своей женой Анной Саркисовой-Бурназян. В 1900 году в храме состоялось отпевание художника. Согласно последней воле Айвазовского, он был похоронен на территории храма. Церкви и приходской школе он завещал 50 тысяч рублей. В 1903 году вдова художника поставила на его могиле памятник из цельного куска белого мрамора. На нем на армянском языке высечены слова «Родившись смертным, оставил по себе бессмертную память».
 

 

Церковь св. Иоанна Предтечи
Карантин, Карантин, ул.Портовая, 16

Годом начала постройки Храма Иоанна Предтечи считают 1348 год. Эта дата была обнаружена на камне во время реставрационных работ, однако некоторые ученые считают, что это год ремонта, а не основания храма.  Этот храм состоит из двух небольших смежных помещений, перекрытых полуциркульными сводами: гавита и главного объема, увенчанного восьмигранным барабаном с куполом. Фасады церкви лишены какой-либо декорировки. Внутреннее пространство, напротив, снабжено изящными архитектурными деталями: арки сводов поддерживаются полукапителями в виде свисающих сталактитов; портал входа в основной зал обрамлен характерной для армянского искусства так называемой «сельджукской цепью», как бы сплетенной из каменных жгутов, и богатым растительным орнаментом.
Храм был построен в крестово-купольном стиле. С западной стороны (со стороны входа) к храму создана еще одна, намного поздняя пристройка.
Архиепископ Гавриил (1844 г.) называет эту церковь именем не Иоанна Предтечи, а Дмитрия. Церковь во имя усекновения головы Иоанна Предтечи находилась в Двуякорной бухте, на холмистом мысе (п. Орджоникидзе). 


"Главную достопримечательность храма Предтечи составляет рельефная композиция, передающая евангельский сюжет причащения. Она содержит скульптурные изображения двенадцати апостолов, помещенных на полочках-карнизах ниже конхи алтарной апсиды справа и слева от Христа. В простенках предалтарной части размещены рельефные изображения святых Иоанна Предтечи и Николая. В посвященной этому храму литературе высказывалось мнение, что подобные изображения находят некоторые аналогии в памятниках Армении. Следует заметить, однако, что они представлены там в виде отдельных фигур или в совершенно иных композиционных схемах. Кроме того, рельефные изображения, присущие известной где бы то ни было культовой архитектуре армян, отличаются большей плоскостностью и условностью. В противоположность им, рельефы церкви Предтечи переходят местами в горельеф — почти объемную скульптуру, требующую определенной проработки деталей и ухода от излишней декоративности. Горельефные композиции характерны для убранства католических храмов. Они предоставляли средневековому художнику относительно больший спектр технических возможностей для вызревавшего тогда в Европе нового подхода к трактовке персонажей религиозных сцен, в которых и сам Бог все чаще изображается как измученный, плачущий над страданиями человечества нищий странник".

Катюшин, Е. А. Феодосия. Каффа. Кефе : Истор. очерк. - С. 99-100

С приходом в Кафу турок в 1475 году храм Иоанна Предтечи был переименован в Карантинную церковь и заброшен. Лишь 31 августа 1858 г. священник карантинной стражи Николай Трегубов с помощью благотворителей возродил ее в качестве православной церкви. В 1875 году храм был вновь освящен и получил имя в память Иверской иконы Божией Матери. 
В этом храме в 1906 году венчались Константин Федорович Богаевский и Жозефина Дуранте. 
В революционные годы рядом с храмом были расстреляны около 7000 «белых» солдат и офицеров. Спустя 85 лет 2 мая 2005 года здесь был установлен памятный крест «Жертвам большевистского террора 1918–1920 гг.».
В советский период церковь закрыли и придали статус историко-архитектурного заповедника. Но звание не спасло здание от запустения и постепенного разрушения, поскольку более семи лет оно простояло в аварийном состоянии – с прохудившейся крышей. Полноценная реставрация была завершена лишь к 1996 году и проходила под руководством архитектора и скульптора Валерия Замеховского. После окончания всех работ феодосийский храм Иоанна Предтечи, освященный в память Иверской иконы Божией Матери, передали православной церкви.


 

Три церкви Карантина, возведенные в XIV или в самом начале XV в. (св. Иоанна Богослова, св. Георгия и св. Стефана) являются обычными базиликами с одной выступающей наружу апсидой. Они перекрыты полуцилиндрическими сводами на подпружных арках и двускатными крышами.


Церковь св. Иоанна Богослова


Армяно-григорианский храм построен в ХIV веке. В османский период в нем некоторое время отправляли религиозные обряды армяно-католики.
Здание церкви небольшое, однако внутри поражает изяществом, стройностью. Алтарная абсида построена в виде ниши со стрельчатым входом. На стенах ее видны следы углублений-розеток. Вдоль всех стен идет каменная скамья. В восточной стене имеется еще одна входная дверь, а левее от нее видны остатки алтарной абсиды более древнего храма. Церковь Иоанна Богослова, по предположению историков, была построена в XIV—XV вв., в период наивысшей строительной деятельности генуэзского средневековья. По словам Вильнева, интерьер "выполнен в прекрасном византийском стиле"
С конца ХVIII столетия храм прихожанами был оставлен. В ХIХ - начале ХХ века здание церкви служило хозяйственным помещением карантина. 

 



Церковь св. Стефана (св. Димитрия)
 
ул. Корабельная, 35

Историки предполагают, что это церковь была построена в середине XIV века. Архиепископ Гавриил в статье "Остатки христианских древностей в Крыму, в Феодосийском уезде 1854 года" упоминает ее под первым её названием "Церковь во имя Благовещения". Спустя пол века Архиепископ Гермоген это название подтверждает.



На трех литографиях Руссен изобразил внешний и внутренний вид небольшого по величине греческого храма, находящегося на Карантине.
 


В науке ведутся споры о названии храма и его конфессиональной принадлежности - армянский или греческий? В литературе ХIХ-ХХ вв. его именовали церковью св. Стефана, возможно потому что на плане города Кафы в 1784 году обозначена как церковь святого Стефана. Долгое время конфессионная принадлежность этой церкви была предметом споров и разногласий - армянская это церковь или древнегреческая. Известный Крымовед - писатель Д. Марков в статье "Древнегреческая церковь в Феодосийском карантине" аргументировано и последовательно доказывает, что этот храм древнегреческий. 
Ученые-археологи Е.А. Айбабина и С.Г. Бочаров в статье "Греческие церкви средневековой Кафы" 2002 года считают, что это древнегреческий храм святого Дмитрия.

 

 

Из церквей средневекового периода, довольно многочисленных в восточном Крыму, только две сохранили свою роспись - храм Стефана в Феодосии и храм Иоанна предтечи в Крыму, причем в Феодосии фресковая живопись сохранилась полней.
Главный зал раньше был украшен каменными статуями Иоанна Крестителя и Николая Чудотворца и расписан оригинальными фресками. В 1927 году средневековые храмы осматривала реставрационная комиссия, в состав которой входил русский художник и искусствовед И.Э. Грабарь. Он предположил, что некоторые фрески храма принадлежат кисти знаменитого византийского живописца Феофана Грека (1340-1405), выдающегося мастера фрески, иконописи, миниатюры. До наших дней сохранились лишь фрагменты фресок, а фигуры святых исчезли. 
В относительно хорошем состоянии до нас дошли лишь участки росписи алтарной апсиды. В ее своде изображен сидящий на троне Христос, слева от него — Богоматерь, справа — Иоанн Предтеча. Ниже размещена сцена причащения: Христос с чашей и подходящие к нему шесть учеников — в левой части алтаря, и Христос с хлебом в руках и такая же группа апостолов — в правой части апсиды. В оси композиции помещено поясное изображение Богородицы с младенцем. На западной стене церкви уцелели фрагменты фрески, передающей сцену «Страшного суда». Живопись этой части храма сильно пострадала от времени. Еще в начале XX века здесь можно было различить отдельные персонажи сюжета: грешников в огненной реке, сатану, сидящего на поверженном Иуде, а слева от двери — изображение Врат рая с фигурами св. Серафима и Богоматери. 
В конце ХVIII в. храм был заброшен. В дальнейшем строение использовалось как хозяйственное и служебное помещение карантина. Его состояние вызывало тревогу людей просвещенных еще в дореволюционное время, в частности у заведующего Феодосийским музеем древностей Людвика Колли, который писал об этом в Таврическую ученую архивную комиссию в 1911 г.
В 1927 году, во время сильного землетрясения, в храме образовалась большая трещина, разделившая алтарь на две части. В результате чего повредилась роспись, осыпалась штукатурка. Восстановлением святого места занялись искусствовед Н.С. Барсамов и художник К.Ф. Богаевский. На эти работы Феодосийской думой им было выделено около 120 рублей. 
Сильно повреждены фрески были турками во время взятия Кафы, также свой вклад в их разрушение вложили и большевики. Помимо этого, в советский период атеизма, в храме Димитрия Солунского размещался склад горюче-смазочных материалов.



Часовня св. Георгия
Карантин

Возведена в ХIV веке. На плане 1853 г. этот памятник обозначен как "армянская церковь". Одни исследователи считают его греческим храмом св. Георгия, другие - армянским храмом св. Урпата (святой Пятницы, Параскевы). Возможно, что в разные периоды он принадлежал как армянам, так и грекам. 
В ХIХ - начале ХХ вв. помещение храма использовалось для хозяйственных нужд карантина, в 1920-е гг. - находился карантинный архив - старейший архив города. 
 



Церковь св. Георгия
ул. Нахимова, 32

Храм являлся прежде церковью Георгиевского монастыря, располагавшегося вне города, южнее стен внешнего оборонительного кольца. Этот храм дошел до нас в сильно искаженном виде, затрудняющем его характеристику как памятника архитектуры.


Василий Кондараки считает, что Георгиевский монастырь построен не в 1442 году, как принято считать, а много раньше, свидетельство тому - армянские надписи, а также хранящиеся в нем два образа - св. Георгия и св. Мины. На первом из них имеется греческая надпись, которая "удостоверяет, что церковь эта некогда принадлежала грекам". Кондараки полагает, что "храм этот принадлежит к числу самых древнейших христианских памятников, уцелевших в Феодосии". В 1858-1859 гг. церковь была настолько перестроена, что фактически потеряла свой первоначальный вид.
 


В прямоугольном объеме храма различаются две основные части: восточная, построенная из бутового камня в первой половине XV в., а также средняя и западная, сложенные правильной порядовой кладкой из обработанного камня-известняка. Первая перекрыта полуциркульным сводом на подпружных арках; западная несет позднейшее сводчатое перекрытие. Центральная часть строения увенчана шатровым куполом на восьмигранном барабане с треугольными закомарами, характерными для эклектического стиля, который утвердился в культовом зодчестве не ранее второй половины XIX в. 

 


Церковь Архангелов Михаила и Гавриила
ул. Армянская, 13


Церковь Архангелов Михаила и Гавриила. Офорт Б. Погребецкого


Храм построен в 1408 г. Церковь, и внутренне и внешне, - копия культовых зданий Армении. Ее художественный стиль сохранен. Была реставрирована в 1834 г.
Архитектура здания имеет все классические черты армянского зодческого искусства XII века. Внешне церковь напоминает итальянский средневековый храм, поскольку армяне - католики, -  обитавшие в этой части города, обладали одинаковыми с генуэзскими гражданами правами и тесно общались с ними. Священники данной церкви участвовали во Вселенском соборе, проводившемся в 1438 году, который закрепил объединение армянской и римской католических церквей.

 


Крышу храма украшает шестигранная звонница и купол на восьмигранном барабане, который в конце XIX века был увенчан позолоченным крестом. На стене неподалеку от входа сохранился барельеф с изображением Богоматери. В ту пору, когда в храме еще проводились католические богослужения, внутреннее убранство было богатым и живописным, создавались церковные книги.
В наше время на стенах сохранились еле заметные росписи, плиточный пол и надпись: «Сей храм построен во имя небесных воинов Гавриила и Михаила, служителей Бога Слова, на праведные средства Аствацатура, супруги Ахут-Хатун Садата и Хатун, детей Хачатура, Леона, Иоанесса, Магсуди, Мелика лета 857 года» (по современному летоисчислению – в 1408 году).
Интерьер храма крайне лаконичен. Основной его декор — арки стрельчатого профиля и детали свода, наделенного в боковых крыльях трансепта ложно-готическими нервюрами. Наружным объемам церкви придан вид латинского креста. Над входом в нее изначально размещалась рельефная композиция с изображениями Богоматери, архангела Гавриила и агнца с лабарумом. Все описанные особенности устройства храма Архангелов свойственны обычным культовым строениям Западной Европы. Полагают, что создатели этой церкви без каких-либо существенных отступлений воспроизвели в ней собственно-генуэзскую архитектуру, образцы которой, несомненно, существовали в самой Каффе. 

 


В 1858 году архиепископ Гавриил Айвазовский перенес в эту церковь епископскую кафедру. До революции и в первые годы советской власти церковь была действующей. В 1927 г. она сильно пострадала от землетрясения и в 1930-м была закрыта. В 1932 г. Н. Барсамов обращался за помощью в реставрационные мастерские. Незадолго до начала великой Отечественной войны встал вопрос о ликвидации здания церкви, как сказано в документах, ветхой и представляющей опасность для прохожих; к счастью, сотрудникам Феодосийского краеведческого музея удалось ее отстоять. В 1967-1970-х гг. в церкви были проведены реставрационные работы. 
Церковь Архангелов Михаила и Гавриила была занесена в список памятников архитектуры в соответствии с постановлением Совета Министров УССР от 24.08.1963 г. №970, уч. №269-274; и решением Крымского облисполкома от 22.05.1979 г. №284.
В начале 1990-х гг. храм был действующим до перехода армянской религиозной общины в церковь св. Сергия. В наши дни религиозные службы в нем не проводятся.

 

 


Мечеть Муфти-Джами 
на стыке улиц Ленина (бывшей Екатерининской) и Караимской



 

Возведена в 1622/23-1638/39 годах - памятник османского культового зодчества, вторая по значимости соборная мечеть османской Кефе. Постройка походит на мечети Константинополя.
 



О. Раффе. Феодосия. Древняя мечеть, обращенная в греческую церковь. Литография. (Турецкая мечеть Муфти-Джами, 1-я половина ХVII в.). Из книги А. Демидова "Путешествие в Южную Россию и Крым..." (М., 1853).


В 1787 г. здание оставшейся без прихожан мечети было передано католикам и освящено католическим епископом Станиславом Сестрецевичем-Богушем во имя Успения Богородицы.
 


В 1927 г. католическая церковь Успения еще была действующей. Архитектор и реставратор Б. Н. Засыпкин дает ее описание: "Стены здесь имеют определенную византийскую систему чередования рядов кирпича с рядами камня. Внутри мечеть приспособлена в конце ХVIII в. под костел и сильно искажена культовыми сооружениями и масляной окраской стен".
В начале 1930-х гг. католическую церковь закрыли и передали "под культурные нужды". в конце прошлого века здание вернули верующим. с 1998 г. в мечети Муфти-Джами проводятся службы.


 


Храмы средневековой Каффы. Информационно-библиографический указатель изданий из фонда Центральной городской библиотеки им. А. Грина : Буклет. - Феодосия. - 2017
_______________________________________________________________________________
Если Вас заинтересовала история средневекового храмового зодчества нашего города,
читайте в читальном зале Центральной городской библиотеки им. АГрина:  

Книги

  1. Домбровский, Олег Иванович. Роспись храма Стефана в Феодосии : альбом / О. И. Домбровский // Фрески средневекового Крыма. - Киев : Наукова думка, 1966. - С. 61-68 : ил.
  2. Катюшин, Е. А. Феодосия. Каффа. Кефе : Истор. очерк / Е. А. Катюшин. - Феодосия : Арт Лайф, 2007. - 176 с., 16 с. цв. вкл. : ил.
  3. Крым. Армяне. Десять веков созидания : альбом / К. Эрлих ; Идея О. Габриэлян, К. Эрлих ; Крым. армянское об-во. - Київ : Энергия плюс, 2008. - С. 48-61. : ил.
  4. Корнилецкий, А. И. Храмы Феодосии. Наследие веков : план города, путеводитель по храмам / А. И. Корнилецкий. - Феодосия : ЭКМА+, 2014. - 8 с. : ил.
  5. Литвинова, Е. М. Крым: православные святыни : Храмы. Монастыри. Святые источники: Путеводитель / Е.М. Литвинова ; Гос. публ. ист. б-ка России. - Симферополь : РуБин ; [Б. м.] : ЧП Бинькин, 2004. - С.77-85 : ил.
  6. Лихотворик, Р. С. Православные святыни Восточного Крыма : научно-популярная литература / Р.С. Лихотворик. - Феодосия : ЭКМА+, 2006. - 144 с. : ил.
  7. Лихотворик, Р. С. Путешествие со старой открыткой : Феодосия, Старый Крым, Коктебель, Отузы, Кизилташ, Судак, Карасубазар на рубеже XIX - XX столетий / Р.С. Лихотворик. - Феодосия : Арт-Лайф, 2007. - 172с : ил.
  8. Лихотворик, Р. С. Христианские святыни Восточного Крыма : научно-популярная литература / Р.С. Лихотворик. - Феодосия : [б. и.], 2002. - 164 с : ил.
  9. Петрова, Э. Б. Феодосия : Очерк-путеводитель: 195-летию Феодосийского музея древностей посвящается / Э. Б. Петрова, Е. А. Катюшин, А. А. Евсеев. - Симферополь : СОНАТ, 2006. - 192 с. : ил. - (Новый крымский путеводитель).
  10. Петрова, Элеонора Борисовна. Исторический и художественный альбом Тавриды Евгения де Вильнева и Викентия Руссена / Э. Б. Петрова ; коммент. А. А. Евсеева ; пер. с фр. А. В. Карпенко. - Феодосия : Коктебель ; Симферополь : Н. Оріанда, 2015. - 120 с. : ил. - (Палитра времени : основана в 2013 г. / ред. серии Д. Лосев ; вып. 2).
  11. Петрова, Э. Б. Павел Иванович Голландский и его крымская эпопея : биография (Автобиография) / Э. Б. Петрова. - Феодосия ; Москва : Изд. дом Коктебель ; Симферополь : Н. Оріанда, 2013. - 120 с. : ил. - (Палитра времени ; вып. 1).
  12. Тункина, И. В. Открытие Феодосии : страницы археологического изучения Юго-Восточного Крыма и начальные этапы истории Феодосийского музея древностей. 1771-1871 / И. В. Тункина ; РАН. Санкт-Петербургский филиал Архива РАН. - Киев : Болеро, 2011. - 240 с. : ил.
  13. Феодосия - Богом данная : Православные храмы / Р. С. Лихотворик ; Худ. С. И. Малышев. - Феодосия : ЭКМА, 2006. - 24 с. : ил.


Статьи из журналов и газет

  1. Домбровский О.  Фрески в храме - памятник нашей старины : храм св.Димитрия (св.Стефана) / О. Домбровский // Победа. - 2012. - 7, 9 авг. - С. 6.
  2. Петров П. В Дмитриевском храме возобновилась реставрация : в храме в честь Димитрия Солунского реставрируют фрески Феофана Грека (Карантин) / П. Петров // Победа. - 2013. - 23 июля. - С. 3.
  3. Пупышева, Альбина. Храм Святого Георгия Победоносца - остатки Армянского монастыря / А. Пупышева // Кафа. - 2016. - 29 март. - С. 9 : фото.цв.
  4. Пупышева, Альбина. Реконструкция храма Св. Георгия / А. Пупышева // Кафа. - 2016. - 5 мая. - С. 5 : фото.
  5. Саргсян, Т. Э. "Об остатках древних армянских церквей в Феодосии". Статья в журнале "Радуга", 1860 г.  / Т.Э. Саргсян // Историческое наследие Крыма. - 2006. - № 14. - С. 13-21 : планы.
  6. Саргсян, Т. Э. О численности армянских духовных центров Кафы-Феодосии / Т.Э. Саргсян // Историческое наследие Крыма. - 2008. - № 21. - С. 22-46 : фото.
  7. Серикова, К. В Средние века в Феодосии было много армянских церквей / К. Серикова // Кафа. - 2012. - 29-30 окт. - С. 6-7 : фото.
  8. Серикова, К. Древнейшие храмы средневековой Кафы на Карантине / К. Серикова // Кафа. - 2012. - 28-29 мая. - С. 6 : фото.
  9. Серикова, К. Иверская церковь - древнейший храм Феодосии / К. Серикова // Кафа. - 2012. - 21-22 мая. - С. 14-15 : фото.
  10. Татаринцев И. Хачкар для храма Архангелов : культура армянского народа / И. Татаринцев // Победа. - 2010. - 1 июля. - С. 3.
  11. Трофимова А. Общественники и историки ждут завершения реставрации храма : храм Дмитрия Солунского / А. Трофимова // Победа. - 2013. - 17 дек. - С. 3.

Материал и библиографию подготовила Т. Гурьева, главный библиограф ЦГБ им. А. Грина

Категория: Прошлое Феодосии | Добавил: Epicfails (10.10.2017)
Просмотров: 4310 | Теги: храмы Феодосии, Феофан грек фрески | Рейтинг: 4.0/2
Всего комментариев: 0
avatar