Главная » Статьи » Личности |
«Киммерии печальная область»Феодосийский художник Константин Богаевский12(25) января 1872 года (Феодосия) - 17 февраля 1943 года (Феодосия) Где бы ни бывал замечательный русский художник Константин Богаевский, он всегда возвращался в родную Киммерию. Богаевский обладал большой творческой смелостью: родившись в Феодосии, городе Айвазовского, страстного и блестящего романтика моря, не только не попасть под его влияние, но найти свой неповторимый путь в живописи. Искусствоведы по сей день спорят, как правильно классифицировать его творчество, с помощью какого красивого слова препарировать его легкое и трепетное вдохновение. Говорят, он синтезировал элементы символизма, традиции итальянского кватроченто и героического пейзажа XVII века. Но чтобы всё-таки было не столь заумно, местные теоретики искусства в конце прошлого столетия придумали термин — киммерийская школа живописи.
"Киммерии печальная область..." - так именует наш край Одиссей. «В своих композициях я пытаюсь передать образ этой Земли — величавый и прекрасный, торжественный и грустный. Этот пейзаж, насыщенный большим историческим прошлым, со своеобразным ритмом гор, напряженными складками холмов, носящий несколько суровый характер, служит для меня неисчерпаемым источником…» — писал Богаевский. "То, что сделал К. Ф. Богаевский для истории родного города и Крыма в целом, может быть оценено только в будущем, когда каждое его произведение, помимо художественной ценности, приобретёт ещё и ценность подлинного исторического документа... Барсамов Н. Айвазовский в Крыму "Чтобы понять творчество Богаевского, надо почувствовать Киммерию, надо узнать, кто такой Богаевский". Максимилиан Волошин Сам же К. Ф. Богаевский всю жизнь стремился к совершенству и был очень скромным человеком. Из письма С. Н. Дурылину, Феодосия, 19 июня 1928 г.: Константин Федорович Богаевский - создатель оригинального эпически-романтического стиля пейзажа. Плоскостно-декоративный его стиль полностью соответствовал моде времени, формальным приемам модерна. У него была собственная неповторимая интонация, которая, возможно, напоминает и Куинджи, и Волошина, - но в музейной экспозиции его ни с кем не спутаешь. Он стал, по выражению Максимилиана Волошина, "воссоздателем» исторического пейзажа". А главным героем его произведений был Восточный Крым - загадочная романтичная Киммерия. Волошин писал: «Искусство Богаевского целиком вышло из земли, на которой он родился...... Земля Богаевского - это «Киммерии печальная область». Константин Богаевский, как и Иван Константинович Айвазовский были влюблены в свой родной город - Феодосию. И, если Айвазовский писал П. М. Третьякову - "Мой адрес всегда в Феодосии", то Богаевский в 1909 году писал из Рима В. Кандаурову: Богаевского знали и высоко ценили и в дореволюционной России, и в советское время, о нем знали за рубежом. Выставочная деятельность началась в 1897 году с участия в конкурсной выставке в Императорской Академии художеств (ИАХ) в Петербурге. В дальнейшем участвовал в весенних выставках ИАХ до 1904 года. Участник выставок: «Нового Общества Художников» (1905–1910); «Московского Товарищества Художников» (1908–1911); объединений «Мир Искусства» и «Союз Русских Художников» (1911–1914); общества художников «Жар Цвет» (с 1924); «Союза Советских Художников» (1931–1932).
Начало. 1872 - 1898 Богаевский родился 12 (25) января 1872 года в Феодосии в семье бывшего гарнизонного офицера, коллежского секретаря Феодосийского казначейства. Семья жила очень небогато, мать будущего художника вынуждена была подрабатывать шитьем. Квартировали они в арендованном флигеле у земского деятеля Ивана Егоровича Шмитта. Мальчик начал рисовать с шести лет и очень поразил этим Ивана Егоровича, у которого часто бывал в доме. В 1881 году, когда Косте было девять лет, семья Богаевских переехала в Ялту, где Александра Михайловна Богаевская получила в наследство небольшой домик в Ялте. Бездетная чета Шмиттов предложила Богаевским взять Константина на воспитание. Конечно, он тосковал, хотя и был окружен заботой в новом доме. Никто не понуждал его забыть родителей - дважды в год, летом и на рождественские каникулы, Софья Антоновна Шмитт собирала его в Ялту. Благодаря семье Шмиттов Константин Богаевский получил классическое гимназическое образование, стал профессиональным художником. В. К. Виноградов, Л. П. Колли, О. Ф. Ретовский были гимназическими учителями Богаевского. Летом он месяцами жил в Керчи - Иван Егорович был связан с делами в этом городе.Учеба, гимназическая дружба с Иваном и Николаем Лампси, внуками И. Айвазовского, а по вечерам - занятия рисованием с известным феодосийским живописцем А. И. Фесслером, учеником великого мариниста. Именно Фесслера Богаевский позже назвал "своим и первым и единственным учителем в детстве". Отводя Богаевского к Ивану Константиновичу Айвазовскому, Фесслер был уверен, что творческая судьба мальчика решена, и для него было настоящим потрясением, когда Константин вскоре отказался от занятий у маэстро. "В мастерской Айвазовского, - объяснять Богаевский в автобиографии, - я срисовывал карандашом его морские виды - таков был способ преподавания у этого именитого художника. Это срисовывание мне впрочем скоро надоело, и мои посещения мастерской Айвазовского прекратились". В 1891 году К. Богаевский ходатайствовал о приеме в Петербургскую Академию художеств и был зачислен в начальный класс. "Богаевский, скопировав достаточное количество марин Айвазовского и окончив феодосийскую гимназию, уехал в академию. Перед отъездом Айвазовский дал ему несколько отеческих советов, не столько художественного, сколько житейского характера". М. Волошин В 1984 году Богаевского отчислили из Академии за неспособность". Хотя художник И. Э. Грабарь характеризует его как одного из способных учеников. Но с живой натурой дела обстояли хуже, к тому же он часто болел и пропускал занятия. Богаевский возвращается в Феодосию, но дома его ждет известие, что преподаватель Академии художеств Архип Куинджи зовет его продолжить учебу в своей мастерской. В 1895 году Богаевский становится учеником пейзажной мастерской Архипа Ивановича Куинджи.
А.И. Куинджи со студентами Академии художеств. 1890-е годы
Летом Куинджи увозил учеников в Крым и писал с ними вместе с натуры, а в 1898 году повез всю свою группу за собственный счет по странам Европы - Германии, Франции, Австрии. Конкурсной работой Богаевского стал эскиз "На горах" - крымский пейзаж, за который он получил звание художника.
Из книги Барсамов Николай Степанович. Богаевский : - Москва : Искусство, 1961.
Художник Серебряного века. 1898-1917 По окончании Академии художеств, в 1898 году, Богаевский возвращается в родной город и создает работы, которые будут участвовать в ежегодных Весенних выставках Художественной Академии Петербурга. Художник много путешествует по Крыму. В пейзажах этого периода проявилось стремление к обобщенной декоративной манере, присущей Богаевскому и в дальнейшем. А. Н. Бенуа писал: "Богаевский проявил себя стилистом, декоратором и поэтом". Среди работ этого периода - "Древняя крепость" (Холст, масло. 99 х 193), созданная в 1902 году. Хранится в Феодосийской картинной галерее имени И. К. Айвазовского.
. В 1903 году он знакомится с двумя людьми, которые станут его друзьями на всю жизнь - поэтом и художником Максимилианом Волошиным и художником К.В. Кандауровым. Кандауров стал для Богаевского не только верным другом, но и добровольным импресарио, помогая участвовать в выставках в Санкт-Петербурге, Москве и за границей. Богаевский стал оформителем первого сборника стихов Волошина. Поэт сам обратился к нему с просьбой иллюстрировать его книгу, и Богаевский послал ему в Коктебель альбомы, написав: «Может быть, что-нибудь из альбомов моих Вам понравится для иллюстрации Вашей книги. Тогда распоряжайтесь этим как своим собственным». В Центральной городской библиотеке им. А. Грина есть репринтное издание книги Волошина "Годы странствий" 1910 года с рисунками К. Богаевского. В 1904 г. К. Ф. Богаевский присоединяется к вновь созданному в Петербурге учениками Куинджи и Репина "Новому обществу художников". Шесть последующих лет, с перерывом на службу в армии (1904-1906) он выставлялся на выставках "Нового общества", "Союза русских художников", "Товарищества московских художников", "Товарищества южнорусских художников". Так, в первое десятилетие XX века Богаевский обретает широкую известность. В 1904 году Богаевский был призван на действительную службу в армию, в Керченском пехотном батальоне в чине прапорщика он пробыл полтора года. И здесь он создавал эскизы, которые в будущем стали основой образов его "киммерийских" полотен. К. Ф. Богаевский - К. В. Кандаурову. Феодосия. 31 октя[бря] 1904 г. К. Ф. Богаевский - К. В. Кандаурову. Феодосия, 25 июня 1906 г. В 1906 году Богаевский женится на Жозефине Густавовне Дуранте (1879–1969) - крестной дочери жены Шмитта. Избранница принадлежала к семейству потомков генуэзских консулов в Феодосии, к одной из старейших и влиятельнейших феодосийских купеческих фамилий, крупных землевладельцев. Отец Жозефины - Густав Антонинович Дуранте - член Городского управления в 1873 году, купец 1 гильдии. Со своей невестой художника связывала многолетняя дружба. Но только когда известность пришла к Богаевскому, глава семьи Дуранте благословил их брак. Хотя Константин Федорович был человеком скромным, деликатным и даже застенчивым, к общению с ним стремились многие. В его мастерской побывали и художники, и писатели того времени. Он был знаком с сестрами Цветаевыми, четой Гринов, с В. Вересаевым и другими. ...друзей у Богаевских – весь цвет Феодосии, Крыма и обеих столиц". А. Цветаева. Воспоминания С сестрами Мариной и Анастасией Цветаевыми художник познакомился в Доме Волошина в 1911 году. Дружба с Богаевским продолжалась вплоть до 1917 года, последнего приезда Цветаевой в Феодосию. А в 1913 году в Коктебеле Марина Цветаева оставляет дарственную надпись на книге «Вечерний альбом»: «Константину Федоровичу Богаевскому – гениальному художнику и прелестному человеку». В 1906-1907 гг. художник перестраивает хлебный амбар под свою мастерскую, где и будет работать до конца жизни. Мастерская К.Ф. Богаевского. 1900-е годы В Картинной галерее им. И. К. Айвазовского сохранилось около полутора тысяч писем, адресованных Богаевскому разными корреспондентами. Одним из них был Сергей Васильевич Шервинский, известный поэт и переводчик. Знакомство с художником произошло в 1925 году в Феодосии. Шервинский посвятил художнику сонет "В тиши феодосийской мастерской". В тиши Феодосийской мастерской В главе книги «Вечер у Богаевских» Анастасия Цветаева описывает обстановку мастерской: «Высокая просторная мастерская. Огромные окна. По стенам, как упавшие книжные полки, ряды стоящих в скромной замкнутости этюдов – всех величин. Это заботливая рука жены художника учреждает порядок в бурном творчестве мужа, скромного, замкнутого. Дом Богаевского-Дуранте. Итальянский размах высот и размеров, света - тени – кисти! И германская чистота и гармония земного воплощения. Две крови в хозяйке дома - итальянская и немецкая – сама улица, где стоит дом, носит название Дуранте... ». «Хозяин, Константин Федорович, невысокий, тонкий в сером костюме; легкая седина тронула его волосы и пышные усы, длиннее, чем носят. Узкое лицо со впадинами у щек, длинный, неправильный нос и большие карие печальные глаза под тяжелыми веками, под густыми бровями. Он весь - скромность и благожелательность. Говорит очень мало и всегда остроумное, неожиданное. И его шутки очищены от тех привычных ироний и сарказма, какими блещет век». Долгое время считалось, что мастерская, как и дом Богаевского, во время войны была разрушена. Но сотрудники Картинной галереи еще в начале 1990-х гг. обнаружили двухэтажное здание в районе пересечения улиц Дурантевская (до революции) - Дзержинская - Богаевская (с двухтысячных) и Горького. Сейчас там территория заброшенных воинских городков.
Художники Серебряного века русской культуры: К.В. Кандауров и К.Ф. Богаевский, М.А. Волошин, М. Цветаева, Е.О. Кириенко-Волошина. Впереди: В.Я. и Е.Я. Эфрон. 1912
С декабря 1908 по май 1909 года чета Богаевских совершили путешествие по Германии, Италии, Греции. Поездка осуществилась на стипендию имени Е.Д. Поленовой. Написаны картины «Крым» (1908), «Пейзаж со скалами. Старый Крым» (1908), «Раннее утро» (1908), «Южная страна. Пещерный город» (1908), «Поток. Фантастический пейзаж» (1908), «Утро. Розовый гобелен» (1909) и др. В 1910 Богаевский сотрудничал с журналом «Аполлон». «Аполлон» — во многом уникальный журнал начала века - с одной стороны он «генетически» связан с русскими «толстыми» журналами предыдущих эпох, с другой — очевидна его ориентация на лучшие образцы западно-европейской продукции, посвященных искусству. В журнале «Аполлон» (1909, № 1) Максимилиан Волошин публикует статью «Архаизм русской живописи» и посвящает ее творчеству Н. Рериха, Л. Бакста и, конечно, К. Богаевского. Творчество Богаевского привлекало внимание московского фабриканта миллионера М. П. Рябушинского. В 1908 году он приобрел картины "Жертвенники" и "Пейзаж" (1907), на следующий год - "Пейзаж со скалами", в 1910 году - "Киммерийскую область" и некоторые акварели: "Пейзаж с замком" и другие. В 1911 году Рябушинский заказывает Богаевскому три декоративных панно на тему "Романтический пейзаж" для своего особняка, построенного архитектором Францом Шехтелем на Малой Никитской и ставший символом московского модерна. В 1995 году в особняке в результате пожара от трех громадных панно Константина Богаевского, украшавших Большую гостиную, остался лишь небольшой закопченный фрагмент. После пожара панно Богаевского пришлось создавать заново. Заказ на реконструкцию получило Межобластное научно-реставрационное художественное управление Минкульта РФ и группа реставраторов. Особые, гобеленового плетения, холсты были специально изготовлены на Гаврилов-Ямском льнокомбинате, причем станков, рассчитанных на нужную ширину — почти 4,5 метра, — не сохранилось и реставраторам пришлось хитро сшивать полотнища. Вся работа длилась семь месяцев и стоила около 200 тысяч долларов. Кончин Евграф. Возрожденные из пепла / Е. Кончин // Победа. Феодосийский альбом. Тетрадь сорок шестая. - 1997. - 15 марта : ил.
В годы Первой мировой и Гражданской войны В годы Первой мировой войны Богаевский был мобилизован в рабочую роту под Севастополь. Лишившись возможности писать, но не способности творить, он создаст свои картины "внутри себя", едва успевая зарисовывать эти композиции во время короткого отдыха. К. Ф. Богаевский - К. В. Кандаурову, Севастополь, 19 ноября 1917 г. В разгар Гражданской войны (1919-1920) в Феодосии существовал литературно-артистический кружок («ФЛАК»), в который входили и Богаевский, и пейзажист-импрессионист Мильман, проживавший в Париже, и феодосиец Мазес (Моисей Гурвич), расписавший подвал «ФЛАКа» персидскими миниатюрами, и О. Э. Мандельштам, и А. К Герцык, и С. Я. Парнок, и, конечно, М. А. Волошин и другие.
Художник Советской страны. 1920-1941 1920-е годы для художника были насыщены многими событиями. Из воспоминаний М. Волошина 20-х годов ХХ века: «Я остановился у Богаевских. Когда я сказал, что у меня в городе нет никакого угла, он ответил: «Да поселяйся у нас во дворе: дурандовский (купеческий) дом совершенно пустой». На следующий день мы с Константином Федоровичем пошли в отдел искусства, которым заведовали Н. А. Маркс и Вересаев». В 1921 г. он стал членом Общества охраны памятников искусства - ОХРИС. Работал в Крымском комитете по делам музеев и охране памятников искусства и старины, в том числе над учетом произведений И.К. Айвазовского. Много времени и труда вложил Богаевский в создание Феодосийской школы для обучения художников. Первоначально это было учебное заведение, организованное в 1921 году и получившее название Феодосийских государственных художественных мастерских, при которых имелась вечерняя студии., где преподавали рисунок, живопись, историю искусств. Организаторами ее были Н. И. Пискарев, К. Ф. Богаевский, М. А. Шаронов, Г. А. Магула. К. Ф. Богаевский - К. В. Кандаурову, Феодосия. 13 сентября 1924 г. "Условия работы первой школы были тяжелыми из-за отсутствия топлива, художественных материалов, несистематической оплаты педагогам, но были энтузиазм и увлеченность. Одна из учениц школы, Е. Н. Ребикова, вспоминает: «Нам дали зал в галерее Айвазовского, тот, что смотрит окнами на море. Мы стали студентами и это была прекрасная пора [...]. От времени до времени мы собирались в студии Константина Федоровича Богаевского. Туда заходил Максимилиан Александрович Волошин, и мы вели замечательно интересные беседы об искусстве». После отъезда в 1921 году в Москву Пискарева и ряда других педагогов занятия в Феодосийских художественных мастерских прекратились. Но при активном участии Богаевского в открывшейся в 1922 году картинной галерее имени И. К. Айвазовского была создана художественная народная студия. На протяжении ряда лет Богаевский оставался в ней преподавателем и всегда с большим вниманием относился к творчеству молодежи". Р. Бащенко. К. Ф. Богаевский. - М. : Изобразительное искусство, 1984. - С.61 Богаевский обратился к новой для себя технике - литографии, успех в которой давно предсказывал ему Волошин. В 1923 г. вышел альбом автолитографий К. Ф. Богаевского, выпущенный Государственным издательством, состоявший из двадцати листов. После выхода альбома в свет Кандауров писал другу: «У меня сейчас Добужинский и рассказывал, что в Петербурге эти три среды смотрели и наслаждались твоим альбомом. Петербуржцы в полном восторге». К. Богаевский. Старый город, 1922 "Сейчас ему за пятьдесят лет. Маленького роста, пропорционально сложенный, стройный, мускулистый и ловкий, он одет тщательно, с изысканностью. Лоб обнаженный. Волосы — соль и перец. Любит движение, ручную работу, и всякое ремесло спорится у него под руками. Молчалив. Замкнут. В мастерской безукоризненная чистота и порядок. Ни в обстановке, ни во внешности никаких внешних признаков художника. Только глаза, усталые и грустные, говорят о бесконечных ночах, которые он проводит без сна, лежа на спине с открытыми глазами, и перед его мысленным оком без конца и без начала развертываются панорамы Киммерии. Не в переносном смысле, а в буквальном — древняя земля грезит в нем свои сновидения и целыми месяцами в требовательной своей неотступности не позволяет ему замкнуть глаз" М. Волошин. К. Ф. Богаевский — художник Киммерии В 1923 г. за восемнадцать дней Богаевский исполнил четыре панно для Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки в Москве. В начале 1920-х годов Богаевский получил от Крымского комитета по охране памятников искусства и старины (Крымохрис) задание зарисовать исторические памятники Феодосии, Судака, Алупки, Ялты, Бахчисарая. Эта работа заняла многие годы. Каждое произведение помимо художественной ценности имеет ценность подлинного исторического документа. К. Ф. Богаевский - К. В. Кандаурову, Феодосия. 13 сентября 1924 г. "...занят исполнением заказа для Крым[ского] музея, делаю зарисовки или вернее акварели в Карантине, но никак не могу справиться с этой работой,— выходит что-то очень нехорошо, мешают и солнце и ветер. Мечтаю по окончании этой работы сделать хоть два-три этюда маслом". Памятники крымской старины в графике К.Ф. Богаевского : Из коллекций Нац. картинной галереи им. И.К. Айвазовского и Феодос. краевед. музея / Авт-сост. И. Ф. Баранов, авт. вступ. ст. Т. Гайдук. - Киев : Енергія+, 2006. - 96 с. : ил. Перед Вами, Читатель, необычный альбом. В него вошли графические произведения К. Ф. Богаевского с видами крымских городов, выполненные им по заказу КрымОХРИС в 1924-1927 годах. На акварелях и рисунках изображены генуэзские крепости, виды кварталов городов, средневековые армянские и греческие церкви. С течением времени в состоянии памятников произошли изменения, что придает работам историографическую ценность, позволяет воспользоваться ими при проведении реставрации и научного изучения. Рисунки отличаются большой точностью воспроизведения архитектуры и топографии. Большинство из них - акварели: 65 - из коллекции Феодосийской картинной галереи им. И. К. Айвазовского и 24 - из коллекции Феодосийского музея древностей. Художник работал в Феодосии и ее окрестностях, в Карагозе (с 1948 г. - село Первомайское), Старом Крыму, Судаке, Бахчисарае, Алупке, Карасу-Базаре (с 1944 года - город Белогорск), на Арабате. В итогое было создано множество акварелей и рисунков, в альбоме воспроизводится лишь часть их. Феодосия. Карантин с башнями Клемента VI с безлиственным деревом, 1920-е гг.
Ломакина Мария Александровна. Крымские древности в акварелях К. Ф. Богаевского : к 150-летию со дня рождения художника / Мария Ломакина ; ред.: Е. А. Айбабина, Д. А. Ломакин. - Симферополь : Н. Оріанда, 2020. - 447, [1] с. : фот. цв., цв. ил. - (Биобиблиография крымоведения ; вып. 30). - Библиогр.: с. 438-443. - 300 экз В 2020 году Центральная городская библиотека им. А. Грина получила Роскошный подарок - книгу Марии Александровны Ломакиной "Крымские древности в акварелях К.Ф. Богаевского", изданную тиражом всего 300 экземпляров. Альбом вручила сотрудникам библиотеки главный редактор издания Елена Акимовна Айбабина и ответственный секретарь городской газеты "Победа" Игорь Николаевич Татаринцев. В альбоме (448 страниц) собраны акварельные рисунки феодосийского художника Константина Федоровича Богаевского, выполненные по заказу КрымОХРИС в 20-е годы прошлого века. В книгу, кроме работ Богаевского включено обширное количество фотоснимков крымских памятников периода их зарисовки художником, что дает возможность выполнить сравнительный анализ, оценить высокое качество и точность работ К.Ф.Богаевского. В издание вошло 156 акварелей и рисунков художника из собраний крымских музеев. Великолепный альбом выпущен к 150-летию со дня рождения художника.
В 1924 году в Феодосии поселилась чета Гринов. Замкнутый Грин высоко оценил мастерство Богаевского, почувствовав в нем чуткого, благородного человека. Александр степанович подарил художнику свой роман "Дорога никуда". Из воспоминаний жены Александра Грина Нины Грин: «Константин Федорович — культурная persona grata Феодосии, как Максимилиан Волошин — Коктебеля. Все писатели, поэты, художники и актеры, приезжая на Восточный берег, бывали гостями того или другого. Внешне они были весьма различны. Худенький, небольшого роста, всегда изящно одетый, серьезный Константин Федорович ничем не был равен красной рыжеволосой туше Волошина, плотоядной и чувственной. И жили они по-разному. Богаевский — на Карантине, в Феодосии, в низеньком длинном старинном домике в глубине заросшего зеленью двора, комфортабельном и изящно уютном, и в великолепной, полной света, воздуха и настоящих произведений искусства, мастерской. Максимилиан Волошин — на берегу моря в Коктебеле, в шумном, экстравагантном Доме отдыха московских писателей, бывшем своем доме, где он имел для себя лично две комнаты и кабинет-библиотеку». Александр Грин с женой иногда ходили в гости к Богаевским: «Мы бывали у Константина Федоровича редко, но с удовольствием. Он был спокойный, очень интересный собеседник. За внешней благовоспитанностью настоящего его отношения к нам мы сначала не замечали. За нашу жизнь в Крыму он один или с женой Жозефиной Густавовной был у нас раз пять». Грин Н. Н. Грин и Богаевский // Грин, Н. Н. Воспоминания об Александре Грине. - С. 118-121. В 1926 году Богаевский закончил одно из самых сильных своих произведений - живописное полотно «Феодосия», полностью соответствующее его минорным настроениям, рождённым трагическими событиями 1920-х годов. "Феодосия" - одно из самых сильных произведений Богаевского. Феодосия. 1926 Холст, масло. 83×145
К. Ф. Богаевский - К. В. Кандаурову, Феодосия, 6 ноября 1926 г. В 1927 году в Феодосийской Картинной галерее был отрыт зал картин художника. К. Ф. Богаевский - К. В. Кандаурову, Феодосия, 8 ноября 1927 г.: Богаевский был принят в «Союз советских художников», заняв в нем ведущее место. С этого времени его творческая жизнь была тесно связана с Григорьевым, ставшим для художника верным другом и помощником. Чтобы укрепить веру Богаевского в значительности и эстетической ценности его искусства, Григорьев организовал в 1931 году выпуск цветных почтовых открыток с изображением крымских пейзажей художника. Они были напечатаны с акварельных эскизов, которые Богаевский специально сделал для издательства. В них нашли отражение излюбленные художником мотивы: средневековые города на берегу моря, каменные массивы гор, тенистые рощи у водоемов в окружении скал.
Индустриальный пейзаж. "Города будущего" В 1930-1936 гг. он объездил стройки (Баку, ДнепроГЭС, Донбасс, Мариуполь). Командировки на крупнейшие стройки тридцатых годов послужили импульсом к новой, социалистической, неожиданной для Богаевского, человека Серебряного века, теме творчества Богаевского. Результатом явились его композиции «Городов будущего» — это особая разновидность советского индустриального пейзажа, созданная художником. В картинах под этим названием он изображал широкие проспекты и набережные, высотные здания, которые в представлении автора могли существовать в будущем. Полотна находили отклик в душе современников, людей-романтиков, благодаря героическим усилиям которых мечта превращалась в действительность. Алимов С. История диорамы "Днепрострой" Константина Богаевского / С. Алимов, И. Атаманчук // Победа. - 2012. - № 36, 37. - С. 5 : фото
К. Богаевский. Порт воображаемого города», 1932 К. В. Кандаурову, Феодосия, 8 мая 1930 г. К. Ф. Богаевский - С. Н. Дурылину, Феодосия, 13 апреля 1931 г. В 1933 году К. Богаевскому было присвоено звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР». Летние месяцы 1937, 1939 годов Богаевский провел в Тарусе. Написаны картины «Южный берег у Крыма. Героический пейзаж» (1937), «Тавроскифия» (1937), «Над Окой» (1939) и др. В 1940-е годы написаны пейзажи «Вечер у моря» (1941), «Пейзаж с водопадом» (1942), «Горный пейзаж» (1940-е), «Чертов Палец» (1940-е) и др. К. Богаевский. Чертов палец, 1940
1941-1943 За несколько месяцев до трагической гибели Богаевский пишет небольшую акварель 50 х 60 см "Феодосия зимой". Это очень редкий для Богаевского пейзаж - Феодосия зимой, все запорошено снегом, а небо серое и хмурое и давящее. Художник отразил на полотне великую трагедию, которую переживал тогда весь народ. Акварель "Феодосия зимой" звучит как реквием самому ее автору. Зимой 1943 года, во время немецкой оккупации, советская авиация совершила авиационную бомбардировку города. Богаевский в этот момент был на базаре. Осколком ему срезало голову с плеч. Из воспоминаний феодосийки Татьяны Яковлевой: Похоронен Константин Федорович Богаевский в Феодосии на старом городском кладбище в могиле приемных родителей. У них один могильный памятник - имя Богаевского выбито под именами Шмиттов. Картины К. Богаевского экспонируются в во многих музеях России, Украины, в частности - Государственной Третьяковской галерее (Москва), в Государственном Русском музее (Санкт-Петербург), в Симферопольском Художественном музее, в Севастопольском Художественном музее им. П.М.Крошицкого. Картины К. Богаевского украшают помещение приемной Министерства иностранных дел Российской Федерации в Москве. И, конечно же, - в Феодосийской Картинной галерее им. И. К. Айвазовского, где хранятся 504 произведения художника. Специальный зал Богаевского рас положен в доме сестры Айвазовского, где экспонируются произведения, относящиеся к разным периодам его творчества. Здесь находятся три портрета Богаевского, относящиеся к разным периодам его жизни. На раннем портрете (1912) работы Н. Ульянова очень тонко передан образ художника-мечтателя. Портрет маслом (1940) написан художником Барсамовым. Два небольших наброска выполнены художницей Ю. Оболенской (1927-1928). Молодые специалисты Центральной городской библиотеки им. А. Грина в зале К. Богаевского, Картинная галерея им. И. к. Айвазовского, 2020 год Из фондов Центральной городской библиотеки им. А. Грина В дореволюционной литературе наиболее обстоятельное исследование его искусства принадлежит поэту и художнику М. А. Волошину в его статьях «К. Ф. Богаевский».— Золотое руно, 1907, № 10; Архаизм в русской живописи.— Аполлон, 1909, № 1; «Константин Богаевский». — Аполлон, 1912, № 6. Из высказываний о нем, встречающихся в журнальных и газетных статьях начала 1900-х годов, особого внимания заслуживает мнение А. Н. Бенуа (Мир искусства, 1904), который писал, что Богаевский в ряде своих работ проявляет себя «стилистом, декоратором и поэтом». Бенуа отметил таким образом самые существенные черты искусства Богаевского Серьезным исследователем его творчества необходимо назвать художника и искусствоведа Н. С. Барсамова, который с 1923 года жил в Феодосии и хорошо знал Богаевского. В его очерках («К. Ф. Богаевский». М., 1961; «Айвазовский в Крыму», 1967 и других) сделан широкий обзор деятельности Богаевского в дореволюционный и советский периоды, а также дан искусствоведческий разбор наиболее выдающихся его произведений. В небольшой по объему книжечке - текст о художнике занимает всего 50 страниц - есть среди репродукций (к сожалению, они не цветные) конкурсная работа Богаевского - эскиз "На горах" - крымский пейзаж, за который он получил звание художника (больше нигде не публиковалась, в интернете ее тоже нет), а также репродукции трех частей панно для московского особняка Рябушинского (1911). Фонд Центральной городской библиотеки хранит много книг с дарственными надписями авторов. Одной из таких является издание 1961 года Н. Барсамов "Богаевский". Книга оцифрована в ЦГБ им. А. Грина, если кликнуть по изображению книжки слева - можно ее прочесть или скачать. Бащенко Р. Д. К. Ф. Богаевский [Текст] : [монография] / Р. Д. Бащенко. - Москва : Изобразительное искусство, 1984. - 294 с. : ил., цв. ил. Книга является итогом многолетнего изучения искусства Богаевского. Роза Дмитриевна Бащенко - искусствовед, много лет руководила Симферопольским художественным музеем. Очерк иллюстрирован репродукциями с картин Богаевского, а также редкими, ранее не публиковавшимися фотографиями. При работе над книгой автором были обследованы архивные фонды Москвы, Ленинграда, Феодосии, Симферополя. В результате проведенных изысканий в монографию включены не публиковавшиеся ранее материалы перепискиБогаевского с его современниками. Издание иллюстрировано цветными репродукциями картин художника. Кроме того приводится список произведений художника, сгруппированный по годам написания с указанием места хранения. Есть и перечень персональных выставок Богаевского и выставок с его участием. Воронова Ольга Порфирьевна. Над Понтом Эвксинским : К. Богаевский / О. Воронова. - М. : Сов. художник, 1982. - 183 с. : ил., цв. ил., 8 л. ил. - (Рассказы о художниках) Книга О. Вороновой "Над Понтом Эвксинским" продолжает серию издательства "Советский художник", содержащую беллетризованную биографию К.Ф.Богаевского. Феодосия и небольшой дачный поселок Коктебель стали притяжением творческих людей. Со многими из них Богаевский был не только знаком, но и дружил - в частности, не только с М. Волошиным и гостями его Дома, но и Александром Грином, который поселился в Феодосии в 1924 году, встречался с В. Вересаевым. Альбомы репродукций работ К. Богаевского
Письма и воспоминания о художнике современников
О жизни и творчестве художника
Материал подготовила Т. Гурьева, главный библиограф ЦГБ им. А. Грина | |
Просмотров: 2872
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |