Главная » Статьи » Личности |
Архип Куинджи - Золотых дел мастерК 180-летию со дня рождения1842-1910
Архип Иванович Куинджи - художник с таинственным, мерцающим талантом, сводивший с ума современников секретами своего мастерства. Ходили слухи даже, что он продал за них душу дьяволу. Жизнь его полна загадок и белых пятен. Художник-бедняк, во второй половине жизни ставший домовладельцем и миллионером, не любил говорить ни о себе, ни о своем детстве, ни о своей семье. После себя он не оставил ни дневников, ни записок. Даже личная переписка художника носила по преимуществу деловой характер и мало что могла сообщить о нем: всего несколько писем к П. М. Третьякову и официальным лицам. Возможно, причиной тому послужила плохая грамотность живописца, не получившего систематического образования. Ha долю Архипа Ивановича Куинджи выпали громкая слава и забвение, широкая популярность и непонимание. Он принадлежит к поколению И. Е. Репина и В. И. Сурикова, поколению художников, которые составили славу русского искусства в восьмидесятые годы ХIХ века. Пейзажист, волшебник света Архип Иванович Куинджи значительную часть своего творчества посвятил Крыму. Архип Иванович Куинджи родился в семье сапожника и хлебопашца, обрусевшего грека Ивана Христофоровича Еменджи в татарском предместье Мариуполя - Карасевке. Но его предки были родом из Крыма, предгорного района Бахчисарая. Во время русско-турецкой войны 1768—1774 гг. русская армия под началом Василия Долгорукова заняла полуостров. Войска хана Селима III были разбиты, Бахчисарай разрушен, полуостров опустошён. В конце XVIII века по указу Екатерины II в Северное Приазовье переселились многие крымские греки. Часть греков, в числе которых были и предки Куинджи, перебрались из Крыма в город Павловск (с 1780 г. - Мариуполь). Мариуполь был основан греками-христианами, переселенцами из Крыма. К середине 1850-х годов город сохранял греческие традиции, население говорило на крымско-татарском, греческом,частично на русском и украинском языках. Куинджи отлично изъяснялся с крымскими татарами. Куинджи был четвертым, последним ребенком в семье. В трехлетнем возрасте он осиротел и воспитывался сначала у сестры отца, а потом в семье старшего брата Спиридона. Он рано начал зарабатывать себе на жизнь и пастушонком, и приемщиком кирпича на строительстве католического собора у богатого подрядчика городского головы Чабаненко, и комнатным мальчиком у итальянского хлеботорговца Аморетти. Будущий художник окончил лишь городское приходское двухклассное училище и на протяжении всей жизни занимался самообразованием.
Улица в Карасевке, где прежде находился дом отца А.И. Куинджи Фотография начала ХХ века. Источник: https://tretyakovgallerymagazine.ru/catalog/photos/1720
За время подготовки масштабной выставки произведений Архипа Ивановича Куинджи, развернутой в залах Государственной Третьяковской галереи осенью 2018 - зимой 2019 года, удалось уточнить ряд сведений из биографии и творчества пейзажиста. По одним данным, он родился 15 (27) января 1841 года, по другим – в 1842-м или в 1843 году. Существует вид на жительство, выданный в 1870 году Мариупольской городской управой, в котором отмечено, что Куинджи 28 лет. Согласно этому единственному сохранившемуся достоверному документу временем рождения художника следует считать 1842 год. Достоверно известно, что именины он праздновал 19 февраля (по старому стилю). Не случайно именно на этот день в 1909 году было назначено торжественное открытие Общества имени А. И. Куинджи. В метрике Куинджи значится под фамилией Еменджи. Обе фамилии, Еменджи и Куинджи, турецкого происхождения. По-турецки Еменджи - трудовой человек. Принятая позднее фамилия Куинджи (Кумджи) в переводе с языка греков-урумов, проживающих в Северном Приазовье, означает "золотых дел мастер" - по профессии его деда.
Итальянский купец Аморетти, в доме которого служил юный Куинджи, показывал его рисунки своим гостям, вызывая их удивление. Одним из гостей был хлеботорговец Дуранте (одна из старейших и влиятельнейших феодосийский купеческих фамилий). Он и посоветовал юноше отправиться в Феодосию к знаменитому Айвазовскому, снабдив Куинджи рекомендательным письмом к уже известному художнику, а также к своему родственнику, проживавшего в доме маэстро, его ученику и копиисту - А. И. Фесслеру.
Василий Адамович Бржевский. Вид с террасы дома художника в Феодосии.
Куинджи прибыл в тихую Феодосию, по-видимому, летом 1855 года. В истории России - это девятый месяц героической первой обороны Севастополя, англо-французские войска вступили в Мариуполь, из которого жители ушли в приморское село Сартану. Как ни странно, на Крымском полуострове, только на восточном его побережье, война почти не ощущалась. Юноша был поражен Черным морем, экзотической красотой земли, где некогда жили его предки. Не до конца проясненной остается история пересечения судеб Архипа Ивановича Куинджи и Ивана Константиновича Айвазовского. Первую попытку узнать подлинные биографические данные о Куинджи предприняли еще члены Общества его имени в 1910 году, вскоре после кончины маэстро. Секретарь правления художник И. А. Дженеев и член хозяйственного комитета С.М. Дудин, также художник и фотограф посетили Ялту, где они встретились с дочерью И.К. Айвазовского Е.И. Рыбицкой (фамилия второго мужа, фамилия первого мужа - Латри, мать художника Михаила Латри), женой местного городского головы. Именно благодаря ее рассказам закрепилась легенда о том, что в мастерскую отца юный Архип допущен не был, прожил два-три месяца во дворе под навесом, растирал краски и даже якобы покрасил забор. Все эти сведения были получены в течение нескольких часов одного дня, 27 октября 1910 года. И.К. Айвазовского не было в это время в Феодосии. Устройством Куинджи занялся Адольф Иванович Фесслер, двадцатидевятилетний живописец, который жил и учился у Айвазовского. Куинджи показался окружающим застенчивым, обращали на себя внимание выгоревшая рубаха и особенно жилет. Ставшие короткими панталоны в крупную клетку пузырились на коленях. Голову прикрывала соломенная шляпа. Таким запомнила Куинджи дочь Айвазовского.
После двух месяцев проживания в Феодосии Архип вернулся в Мариуполь, где стал работать ретушёром у местного фотографа, но через несколько месяцев уехал в Одессу, где снова занялся ретушированием. Через три года, в 1860 году, юноша уехал в Таганрог, где до 1865 года снова работал ретушёром, но пытался открыть собственную фотостудию, хотя и безуспешно.
В прошении, направленном в Совет 21 августа 1868 года, он пишет:
В результате 15 сентября 1868 г. Совет Академии художеств удостоил Куинджи звания свободного художника. Однако только после прошения в Академический Совет ему было разрешено сдавать экзамены по главным и специальным предметам для получения диплома. В 1870 году Куинджи получил звание неклассного художника и с третьей попытки стал вольнослушателем Императорской Академии художеств.
В 1872 году за картину "Осенняя распутица" А. Куинджи получил звание классного художника 3-й степени. В 1873 году Куинджи выставил в Обществе поощрения художеств картину "Снег", за которую в 1874 году на международной выставке в Лондоне получил бронзовую медаль. Подтверждение учебы Куинджи у Айвазовского существует в «Указателе художественных произведений годичной выставки Академии художеств за 1867—1868 годы». Куинджи назван учеником профессора Айвазовского, в то время как другие экспоненты — вольнослушателями Академии, художниками-любителями или учениками Рисовальной школы. На той же выставке участвовал Айвазовский, и у него, как видно, не вызвало возражений причисление молодого Куинджи к его ученикам. Когда Куинджи выработал самобытную манеру письма и стал признанным живописцем, его имя зачастую продолжало упоминаться в связи с Айвазовским. В галерее П. М. Третьякова полотна обоих художников висели рядом в одном зале. Пейзажистов сравнивали по количеству посетителей персональных выставок и по силе производимого эффекта их полотен. В частности, по поводу картины «Украинская ночь» (1876) один из критиков отмечал, что «в иллюзии лунного света Куинджи пошел дальше всех, даже Айвазовского». Если между пейзажистами и было соперничество, то оно не мешало им продолжать общение.
Экспозиция Третьяковской галереи. Зал № 4 с произведениями А. И. Куинджи, И. К. Айвазовского, В. М. Максимова и других (правая продольная стена) 1898. Фотография. Отдел рукописей ГТГ. Источник: https://www.tg-m.ru/articles/3-2018-60/maloizvestnye-stranitsy-iz-zhizni-i-tvorchestva-ai-kuindzhi
Посещение И. К. Айвазовским пейзажной мастерской при Высшем Художественном училище Императорской Академии художеств. А. И. Куинджи – стоит третий слева. Между 1896 и февралем 1897, Санкт-Петербург Смелый новатор в живописи, он открывал богатые перспективы для искусства будущего столетия - символизма, модерна, экспрессионизма, примитивизма, фовизма.
Художник совершил стремительное восхождение от жизни безграмотного мальчика из бедной мариупольской семьи до статуса уважаемого профессора Академии художеств, статского Люди удивлялись реалистичности света на полотне, кто-то искал за холстом лампочку, кто-то говорил о необычных фосфоресцентных красках — ведь не зря же другом художника был сам Д. И. Менделеев! Обладая неплохими коммерческими способностями, в годы промышленного подъема в России он купил, реконструировал и перепродал с большой прибылью в Петербурге три доходных дома. За несколько лет преподавания в пейзажной мастерской Высшего Художественного училища при Императорской Академии художеств (1894-1897) он создал самостоятельную школу живописи. У него занимались Н.К. Рерих, К.Ф. Богаевский, В.К. Пурвитис, А.А. Рылов, Ф.Э. Рущиц, К.К. Вроблевский, Е.И. Столица, Н.П. Химона, Г. О. Калмыков, А.А. Борисов и другие известные живописцы.
А. И. Куинджи с учениками. 1897. (сидят на полу - А. А, Чумаков, Ф. Э. Рушиц, К. К. Вроблевский, К. Ф. Богаевский; сидят - П. Ф. Краузе, А. Н. Курбатов, Е. И. Столица, А. И. Куинджи, Н. К. Рерих, П. Н. Вагнер; стоят - Г. О. Калмыков, А. А. Борисов, В. К.
Константин Богаевский был почти исключен из Академии «за неспособность», «так как его рисунки с натурщиков всегда получали четвертую категорию». В этот период уже установились теплые, дружеские отношения между Аркадием Рыловым и Константином Богаевским. Рылов хлопочет за своего друга «Котю» перед профессором А.И. Куинджи о продолжении учебы в Академии. В результате Архип Иванович принимает Богаевского в свою мастерскую вольнослушателем. В научном архиве Феодосийской картинной галереи имени И.К. Айвазовского хранятся два письма А. Рылова К. Богаевскому, непосредственно относящиеся к этому событию. На одном из них стоит дата, проставленная рукой Рылова, - «2 октября 1895 г.». Вот выдержка из этого письма:
По окончании дневных занятий общение учеников с Куинджи не прекращалось. Они все вместе собирались за вечерним чаепитием и пели разговоры о картинах, художниках. Богаевский принимал самое активное участие в жизни мастерской, ему по душе была окружавшая их среда, и вместе со всеми он разделял любовь и привязанность к Куинджи К. Богаевский вспоминал:
В 1886 году близ поселка Кикенеиз (Оползневое) художник покупает земельный надел в 245 десятин, где проживает со своей женой буквально в шалаше. Со временем затворничество Куинджи оканчивается, на участке появляется забавный разборной итовой дом, куда начинают прибывать ученики творца для проведения летней практики в окружье великолепных скал и моря. Позднее Архип Иванович приобретает еще несколько участков близ Симеиза, Алупки, Кацивели. Дача Куинджи в Кацивели носила название «Нанильх-Чухур», что означает «Мятный овраг». Располагалась она в балке Тартыр между современной Понизовкой и Кацивели. Строение было оригинальным: шесть деревянных щитов собирающихся в квадратный «дом», который на зиму всегда разбирался. «Недвижимость» изготовили по его же чертежам в Севастополе.
Дача Куинджи в Алупке. Ежегодно с 1895 года здесь проходят практику студенты-второкурсники Петербургской Академии художеств
Куинджи приезжал в южнобережные имения каждый год, до самой смерти, жил здесь подолгу. Он надеялся, что крымский климат и родные места, с которыми чувствовал постоянную духовную связь, приостановят вдруг начавшую активно развиваться болезнь сердца. Живописным крымским берегам Архип Иванович Куинджи посвятил немало работ, мастерски передавая переменчивость капризных морских волн, притягательность величавых горных склонов, солнечный свет и лунное сияние. Останавливаясь в своих крымских владениях, художник часто изображал безбрежные морские просторы, улавливал кистью стремительный и разнообразный бег морской волны, переводя живые формы природы на язык модерна и символизма.
А.И. Куинджи. Скалистый морской берег. Крым. 1885—1890. Бумага на картоне, масло. 10,9 × 17,3 см
А. И. Куинджи. Морской берег. Крым. 1890 г.
«В Крыму», 1900-1905. Холст, масло. 38 x 56. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева, Саратов.
Берег моря. 1885-1890
Крым. 1900–1905. Не окончена. Холст, масло. 140 × 210, Государственный русский музей
Купленная Куинджи земля в Крыму резко повысилась в цене. Доход в дивидендах и процентах от депозитов и облигаций, от крымского имения был постоянным и устойчивым. Все это тратилось не на себя, а на благотворительность. Деньги раздавались ученикам, на премии, на поездки художников за границу. Стиль жизни – аскеза. В 1896 (1895?) году Куинджи, снабдив учеников деньгами, отправил их на этюды в свое крымское имение, где устроил своеобразную “академическую дачу"». Стремление поделиться прекрасным побудило Архипа Ивановича организовать для своих учеников летнюю художественную практику в Крыму и профинансировать ее. Компания «экскурсантов» подобралась интернациональная. В жилах этих людей - русская, греческая, украинская, армянская и французская кровь. Пятеро из них - крымчане, причем Константин Богаевский родился в Феодосии, Николай Химона - в Евпатории, Григорий Калмыков - в Керчи. На момент поездки «куинджистов» в Крым семья Аркадия Чумакова жила в Севастополе, мать Михаила Латри - в Ялте, его дед - в Феодосии. Идея Куинджи заключалась в том, что за время пребывания в Крыму его ученики должны были увидеть места с различными ландшафтами - степные равнины Крыма, предгорья, горы, субтропики южного берега и, конечно, море. При этом - минимум удобств, максимальная связь с девственной природой, чтобы почувствовать себя ее частью. По инициативе Архипа Ивановича практика в Крыму состояла из двух этапов. Первый - полупеший переход из предгорной части Крыма в имение около моря. Этот этап предполагал длительные остановки по пути следования для работы над этюдами. Второй - пребывание непосредственно в имении Нене-ли-Чукур. Местом сбора в Крыму выбран Бахчисарай. В начале июня интернациональная компания собралась в Бахчисарае. Последними приехали из Севастополя Рылов и Чумаков. Жили «экскурсанты» в бахчисарайской гостинице «Европейская».
«Романтик среди реалистов», как назвал его выдающийся критик В. Стасов, признавался, что без Крыма он не смог бы выразить себя, свою душу, считал, что только здесь может произойти полное слияние человека с природой. Мнение новой волны художников как нельзя лучше выражено в словах его ученика - феодосийца Константина Богаевского:
В 1897 году Куинджи был заключен на два дня под домашний арест и отстранен от профессорства за поддержку студенческих выступлении против ректора академии. Но он продолжал давать частные уроки и помогать ученикам. За два года до кончины Архип Иванович вместе с группой учеников создал Общество художников, которому присвоили имя его основателя. Учредителями общества стали друзья и ученики Куинджи, художники и архитекторы В. А. Беклемишев, Альб. Н. Бенуа, Р. А. Берггольц, Ф. Г. Беренштам, А. А. Борисов, Ф. Ф. Бухгольц, П. Н. Вагнер, К. К. Вроблевский, А. И. фон Гоген, И. А. Дженеев, В. И. Зарубин, С. М. Зейденберг, К. Я. Крыжицкий, В. Е. Маковский, В. П. Овсянников, Н. К. Рерих, А. А. Рылов, Н. А. Сергеев, Е. И. Столица, Н. П. Химона, А. С. Хренов, А. В. Щусев, А. Р. Эберлинг, а также конференц-секретарь Академии художеств В. П. Лобойков. Почетными членами были избраны великая княгиня Мария Павловна и генерал-адъютант гр. В. Б. Фредерикс. С момента утверждения устава общество находилось под покровительством императора Николая II. По смерти Куинджи в 1910 году обнаружилось, что все капиталы (несколько сот тысяч рублей, недвижимость) были завещаны на цели развития живописного искусства (Общество художников им. А.И. Куинджи). В фондах Русского музея, куда были переданы находившиеся ранее в собрании Общества имени А. И. Куинджи работы пейзажиста, в настоящий момент хранится более 50 этюдов и несколько крупных законченных и незавершенных произведений, связанных с природой Крыма. Среди них: «Узун Таш. Крым» (1880-е), «Море. Крым» (1890-е), «Крым. Яйла» (1885–1890), «Крым» (1900–1905). В семье не было детей. Это, конечно, должно было наложить отпечаток на финансовые решения. Жене – горячо любимой – оставлены ежегодные 2500 рублей, что было более чем достаточно для спокойной жизни. Еще какие-то суммы родственникам. Николай Рерих:
Родные места лишь ненадолго продлили его жизнь. В 1907 году здоровье художника начало ухудшаться. Сначала он заметил сильную одышку. А весной 1909-го, вернувшись из Крыма, больше недели провел между жизнью и смертью. Врачи сделали рентген и обнаружили сильное расширение сердца и аорты. Болезнь художник запустил основательно. Приступ был купирован, и живописец смог поправиться, но не окончательно. Следующей весной, во время поездки в Крым, Куинджи остановился в гостинице, где и настигла его болезнь. У него диагностировали воспаление легких. Художнику было 68 лет. В таком возрасте болезнь особенно коварна, а в сочетании с больным сердцем практически неизлечима. Миокардит постепенно убивал гения. Врачи прописали полный покой, никаких встреч и бесед. Вера Леонтьевна в это время оставалась в Петербурге. Обеспокоенная отсутствием вестей, отправилась в Ялту. На тот момент Архипу Ивановичу стало лучше. Она вернулась в Северную столицу, куда должны были перевезти художника. Но этого не происходило. Она второй раз приехала в Ялту и сама организовала переезд. Врачи советовали лечиться на Кавказе, но мастер предпочел курортный Сестрорецк. Однако и туда ему попасть не удалось. Он умер в полном расцвете творческих сил, прожив всего шестьдесят девять лет, 24 июля 1910 года. Гроб с телом поставили в Академии художеств, а оттуда до кладбища его несли на руках ученики. К процессии присоединились нищие, которым не раз помогал художник. Его отпевали в церкви Академии художеств и похоронили на православном Смоленском кладбище. Но сейчас его могила находится в Некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры. В ее оформлении участвовали архитектор Щусев (автор впоследствии мавзолея В. И. Ленина), скульптор Беклемишев, художник Николай Рерих, мозаист Фролов. Мозаика надгробия выполнена по рисунку Н. К. Рериха, на ней Древо жизни с золотыми листьями и синими цветами, на его вершине — птица, охраняющая своих птенцов.
Благодарность А.В. Щусеву от Общества художников имени А.И. Куинджи от 26 ноября 1914
Государственных наград Российской Империи Куинджи не был удостоен. Сохранилось письмо Куинджи, фотокопия которого хранится в фондах Мариупольского краеведческого музея:
В очерке об А.И. Куинджи, написанном вскоре после неожиданной смерти замечательного пейзажиста, Репин не побоялся назвать его «гениальным художником». Восхищаясь неординарностью решаемых Куинджи творческих задач, Репин писал:
В 1910–1920-е годы эти капиталы превратились в ничто. Земля в Крыму была захвачена. Цитаты из отчета общества им. А.И. Куинджи за 1917 год:
Жена художника, Вера Леонтьевна Куинджи, из купеческого рода, умерла от голода в 1920 году в Петрограде. Такова публичная версия. Отделенное от нее Общество им. А.И. Куинджи существовало до начала 1930-х годов. Продавало картины Куинджи, учреждало премии, покупало чужие картины, помогало художникам выжить. Н.К. Рерих, один из самых преданных учеников пейзажиста, писал:
Многие современники уже при жизни называли А. И. Куинджи гением, магом, «чародеем света». Не только программные полотна, но даже маленькие этюды художника всегда зрелищны и эффектны. В Феодосийской картинной галерее им. И. К. Айвазовского хранятся три этюда Архипа Куинджи (Русские художники. Живопись // Барсамов Н. С. Феодосийская картинная галерея имени И. К. Айвазовского : К 75-летию со дня основания \ Н. С. Барсамов,С. А. Барсамова. - Симферополь : Крымиздат, 1955. - С. 214. ): "Облако". 1898. 25,8х41. Холст на картоне, масло. Поступило от Государственного Русского музея. 1938; "Прибой". 1897. 11х17,5. Поступило от Русского музея, 1938 и "Закат". 11х17,5. Поступило от Государственного Русского музея. 1938. А. Куинджи. Облако. 1898
Прибой. 1897
До сих пор биография художника полна вопросов, поиск ответов на которые - непростая, но непременно увлекательная задача для исследователя. А крымчане всегда будут помнить Куинджи, неповторимого мастера пейзажа и большого человека с открытым и щедрым сердцем.
Тем, кто хочет узнать больше: Из фондов Центральной городской библиотеки им. А. Грина
Издания из свободного доступа в Интернете
Т. Гурьева, главный библиограф ЦГБ им. А. ГРина | |
Просмотров: 992
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |